"Нравственные уроки романа Б.Васильева "Завтра была война"
план-конспект урока (8 класс) на тему
Урок внеклассного чтения по роману Б.Васильева "Завтра была война"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hod_uroka.docx | 18.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственные уроки романа Б.Васильева «Завтра была война»
Цели урока:
- Продолжить совершенствовать умение работать с книгой, находить аргументы и отстаивать их ; совершенствовать умения классифицировать и сопоставлять
-Представить себе поколение юношей и девушек, которые в 41-м году шагнули со школьного порога прямо в ад войны: какими они были? О чем мечтали? И дружили?
-Дать возможность в процессе анализа романа сравнить поколения молодых 40-х и 90-х годов XX века: есть ли точки соприкосновения в их духовной жизни; можно ли говорить об общности самых важных жизненных идеалов?
Ход урока:
Слово учителя..
Ребята, сегодня у нас очередной урок внеклассного чтения, сегодня мы поговорим о книге Бориса Васильева «Завтра была война». Прежде чем приступить к обсуждению романа, давайте обратим внимание на название. Ничего странного не видите в сочетании завтра была? Такой прием называется оксюморон (слайд 1)
Борис Васильев писал: “Я написал три книги о войне и хотел в них показать как бы три её лика. В повести «А зори здесь тихие» рассказать о войне как о жесточайшем испытании...
В романе «В списках не значился» хотелось сказать о том, что если человек с высокой нравственностью, если он живёт и действует по совести, то в тяжёлый для Родины час он станет героем, даже сражаясь в одиночку.
А повесть «Встречный бой» — это протест против бессмысленных потерь на войне...
Когда эти три вещи были уже написаны, меня стал мучить вопрос: а кто же они были — те, кто вынес эту войну на своих плечах? Откуда они взялись, эти мальчишки и девчонки, максималисты, ушедшие на фронт со школьной парты? Как выросли они такими? Так появился роман о предвоенной школе «Завтра была война»”.
Роман был напечатан в 1987 году в журнале «Юность». В ответ на это произведение редакция получила тысячи писем. Писали чаще юные, но много писем пришло и от людей немолодых, помнивших довоенную школу, чьи судьбы были схожи с судьбами героев Бориса Васильева.
Мы поговорим сегодня о нравственных уроках романа. Как вы понимаете значение слова «нравственность»? (слайд 2)
Нравственность — моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе
- Когда и где происходят события романа?
(Действие построено хронологически. Начинается оно в 1938 году. Основные события происходят в сентябре–октябре 1940-го. Заканчивается роман встречей выпускников в 1980 году)
- От чьего имени ведется повествование?
От имени одноклассника.
- Ребята, чем похожи школьники 40-го года и вы?
(Первая любовь, отношения между одноклассниками)
Давайте дадим краткую характеристику одной из героинь романа – Искре Поляковой.
(Удивительное имя... И ее недолгая жизнь была как искра, которая превратилась в пламя. Предельно честная, искренняя, максималистка во всем: в поступках, взглядах, требованиях к себе и к людям. Она лучше других могла подчиниться короткому, как удар слову «надо». Горе впитала обильнее, чем радость (по словам матери).
У нее ничего не могло быть второго, вторичного. «Максималистка во всем», - так назвала Искру Вика Люберецкая).
- Что повлияло на нравственные установки Искры?
(Беседа с Люберецким)
- А еще что?
Дружба с Викой (просмотр видео)
- Давайте перечитаем второй разговор Искры и Леонида Андреевича.
(Чтение разговора)
- А что такое презумпция?(слайд7)
(Презумпция — предположение, которое считается истинным до тех пор, пока ложность такого предположения не будет бесспорно доказана. Презумпции широко используются в юриспруденции и в естественных науках..)
.
Таким образом Борис Васильев подводит нас к основной линии повествования, к событию, которое показало истинное лицо героев. Что это за событие?
(Арест Люберецкого)
- Как отнеслись к аресту герои романа?
Давайте поговорим о Вике Люберецкой. Как она повела себя?
(Она пригласила ребят за город.)
-Какие события последовали дальше?
(Самоубийство Вики)
- Почему девочки решили хоронить Вику сами?
(Чтение отрывка стр 613)
- Какой жизненный урок дал директор школы детям?
Стр 618
- Почему Вика покончила жизнь самоубийством?
(Чтение письма)
Через два месяца Леонида Сергеевича отпускают.
-Как реагирует Жорка Ландыс? Что сказал Артем Шеффер?
(Мы должны быть настоящими)
Стали ребята настоящими?
(Да, стали. Просмотр видео).
-Чему учит сегодняшнего читателя роман «Завтра была война»?
(Каждому человеку хоть раз в жизни приходится делать свой нравственный выбор. В наше неспокойное время, когда понятие чести считается устаревшим, когда часто поступают в угоду собственному благополучию и спокойствию, книга Бориса Васильева служит неким нравственным ориентиром для всех нас. Книга учит дружить и любить, отличать правду от лжи, отстаивать свою точку зрения, быть ответственными за слова и поступки, учит честности и справедливости)
Д\з. Написать сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем.
1. Ответственен ли человек за свои деяния?
2. «Нравственный человек много делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь» (Аристотель)
3. «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный - невозможно» (А.С.Пушкин)
4. Я и мое поколение: нравственные ценности, идеалы, стремления.