Запахи в поэзии
статья по литературе (9 класс)

Cапунова Мария Александровна

В методической статье рассмотрена классификация запахов и ароматов первой половины XIX века, показаны примеры и сделаны основополагающие выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapahi_v_poezii.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Запахи» в русской поэзии первой половины XIX века

(на примере текстов А.С.Пушкина и Д.В.Давыдова)

Запах играет огромную роль в истории цивилизации. Человек, появляясь на свет, воспринимает окружающий мир с помощью зрения, обоняния, слуха, вкуса и осязания. В науке есть такой термин, как ОЛЬФАКЦИЯ. Под ней понимается процесс обоняния (принюхивания, вдыхания запаха, распознавания запаха). Первая половина XIX века богата запахами у Пушкина, Вяземского, Давыдова, Туманского, Кольцова.

Переходить к запахам можно в начале урока, чтобы придать импульс, в середине, или в конце как яркий завершающий штрих.

Зачем же нам нужно обращаться к запахам на уроке литературы? Мы решили, что с помощью запахов можно иначе рассмотреть стихотворение. Запах помогает затронуть тончайшие струны стихотворения. Мы пробуем ощутить аромат того или иного образа и оказаться в той атмосфере, которую описывает автор.

Цель – задействовать у учащихся посредством запаха ассоциации конкретного образа, детали в стихотворении при прочтении.

Рассмотрим классификацию запахов.

Запахи города

Запахи природы

Запахи цветов и растений

Запахи бедности и богатства

- запах пыльного летнего Петербурга:

«Надышавшись классической пылью

В Петербурге, паспорт мы берем

И чихать уезжаем в Севилью…»

- природный запах дождя в стихотворении А.Кольцова:

«Ополчается

Громом-бурею,

Огнем-молнией,

Дугой-радугой»

- запах свежих «роз» как знак внимания, любви, нежности и красоты, но, в то же время, символ тоски по отношению к любимой;

- аромат благовония, фимиамы, как поддержка описываемой красоте («И запах льет уж лавре зеленый/Во знак победы красотой» Г. Р. Державин. Эродий над гробом праведницы. 1806 г.) – запах богатства.

- запах «душного» Петербурга:

В дымном городе душно…

(Н.М.Коншин «Жалобы на Петербург»)

- запах трав и желтых листьев в поэзии М.Лермонтова в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружён».

- запахи полей, дубрав как знаки мудрости и источника молодости;

Ольфаторные образы ассоциируются с богатством, но богатством также духовным: вина и ароматы связываются с дружбой и щедростью («Давайте чаши. Не жалей / Ни вин моих, ни ароматов» А. С. Пушкин. «Кто из богов мне возвратил…» 1835 г.)

- запах «болотистого» пространства Петербурга в стихотворении П. И. Капниста «Петербургская мелодия»:

«Много жертв легло в работе,

Строя город на болоте,

В испареньях тины грязной!..

Но погибла их забота;

И в дворцах столицы праздной –

Жизни пошлой, безобразной,

Пахнет старое болото!»

-запах осени в стихотворении Е.Баратынского «Осень» (1837), «Запустение» (1834)

- запахи фиалок, гиацинт, гербария служат знаками радости, отгоняющих тяжелые мысли;

-возможность использовать парфюм как божественную помощь при борьбе с плотским, земным, животным («ноздри амброзией нам благовонной помазав: / Был во мгновение запах чудовищ морских уничтожен» В. А. Жуковский. Одиссея. Песнь четвертая [Одиссея, 4]) (1849).

- негативные запахи Петербурга у Саши Черного в стихотворении «Санкт-Петербург»:

«Белые хлопья и конский навоз

Смесились в грязную желтую массу и преют…

Протухшая, кислая, скучная, острая вонь…

…Из дверей извозчичьих чадных трактиров

Вырывается мутным снопом

Желтый пар, пропитанный шерстью и щами…».

- весенний аромат в стихотворении Е.Баратынского «На посев леса» (1842)

- запахи «времен года» служат знаками перемен и новых ожиданий.

-отстраненные запахи бедности:

«Блудные басни, сирский смрад и евреи» П. А. Катенин. Гнездо голубки. 1835 г.; «Над зданьем тлеющим куряся, только дым / Окрестность заражал зловонием своим» В. В. Капнист. Видение плачущего над Москвою россиянина 1812 года октября 28 дня. 1812 г.;

«Ни смрада магистратских стен» И. И. Дмитриев. Блаженство. 1796 г.

Анализ

Сейчас мы с вами попробуем уделить внимание творчеству А.С. Пушкина, поскольку его поэзия богата запахами. Конкретно обратимся к цветам. Самым популярным цветом в творчестве А. Пушкина была роза. В текстах она встречается более 10 раз. Обратимся к стихотворению «Роза» (1815). Поэт задает тональность с первых строк стихотворения.

- Как вы думаете, уважаемая комиссия, какой образ встречается в данном стихотворении?

- А можно ли ощутить аромат цветка? Можно, мысленно перенестись в атмосферу сюжета, который будет указывать на нечто дивное, прекрасное, идеальное.

Автор сожалеет об увядании РОЗЫ, называя ДИТЁМ ЗАРИ

Но есть еще один цветок – ЛИЛИЯ. Страсть пламенной розы и кроткая чистота белой лилии, ассоциируемой с вечной жизнью. Сходный образ возникает в «ЭЛЛЕГИИ», написанная годом позднее. Посмотрим. Здесь говориться об увядших жизни розах, крушении надежд и будущее расставание с молодостью. Как мы это поняли? Во-первых Пушкин напрямую заявляет нам об этом в строке: «Умчались дни….» и во-вторых, РОЗА, символ уходящей молодости, аромат является дополняющим элементом.

Увядшие розы упоминаются в стихотворении «Виноград», написанном в Михайловском осенью 1824 года (и служат символом ушедшей юности). Посмотрите, в нём нет слов ЮНОСТЬ, ЗРЕЛОСТЬ, но мы можем обратить внимание на РОЗУ и ВИНОГРАД – какие вызывает ассоциации? Скорее, мы можем выйти на эти значимые ключевые образы! РОЗА – символ утраты, печали. Она вызывает ассоциацию молодой девушки – ДЕВА РОЗА. Теперь автор не олицетворяет розу как символ бодрости и радости, как это было в предыдущем стихотворении. Виноградная лоза – символ многозначный, он может быть связан со зрелой красотой и страстностью. 

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что запахи в поэзии А.С. Пушкина имеют свои предназначения. Ароматы сопровождают все важные периоды жизни: детства, взросления, влюбленности, увядания, смерти.

Многим из нас известна личность не просто гусара, но и поэта Д.В. Давыдова.

Обратимся к нескольким из них. Так, в произведении «Чиж и роза» (1808) описана «румяная Роза», удивляющая утренней красотой и привлекаемая сердцами. Автор обратился к образу цветка с целью восхвалить символ любви – Розу. Также Давыдов дает понять читателю, что герой, которому нравится её красота, однажды может в ней разочароваться, если она исчезнет. Но герой не сдавался. Автор словно заставляет ощутить аромат увядающих листков Розы в сюжет и это помогает почувствовать атмосферу печали, но, в тоже время и радость от вознаграждения Розе красоты в честь смелости героя за отважный поступок по отношению к ней. Но нас с вами больше интересует аромат, который она издает. Это запах ЛЮБВИ!

Автор словно заставляет ощутить аромат увядающих листков Розы в сюжет и это помогает почувствовать атмосферу печали, но, в тоже время и радость от вознаграждения Розе красоты в честь смелости героя за отважный поступок по отношению к ней.

Другое его стихотворение – «Вечер в июне» (1826) открывает перед нами ольфакторную картину вечернего июньского дня. В образе красивого цветка снова выступает молодая роза. Она «дышала» среди лавровых кустов на фоне томительного, палящего дня. Благоухающие луга и леса создают атмосферу таинства и мечтания:

Таким образом, запахи в произведениях русских авторов начала XIX века послужили классическим направлением русской ольфакторной поэтической мысли. Именно в данные годы зародилось описание растений и цветов с точки зрения оживления их, как объекта материального мира на основе представления обонятельных ощущений читателей. Данный образ позволяет поэтам создать в своем стихотворении непросто сухое описание растения и природы, но и, указав на их истинный запах в окружающем мире.

Итак, в литературоведении накоплен небогатый опыт истолкования ольфакторной образности цветов и растений, но намечены пути для ее дальнейшего изучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (Технология +Физика +История) в 9 классе по теме «Копчение со вкусом физики и запахом истории»

Интегрированный урок (Технология +Физика +История) в 9 классе по теме «Копчение со вкусом физики и запахом истории»            Щукина Е.Ф., учите...

Разработка урока "Химия запахов"

Где нет простора для проявления способности, там нет и способности.                Чем пахнут ремесла?У каждого дела запах особый....

Способы обозначения запахов в произведениях ИС Шмелева

Актуальность темы: Языковая картина мира, отражающая особенности чувствительного восприятия человека, асимметрична: в языке существуют развернутые ряды цветообозначений, светообозначений, слов, обозн...

Вкусы и запахи

Подготовили ученики МБОУ-гимназии №19....

"Мир запахов" (урок химии в 10-м классе по теме "Сложные эфиры")

Урок с элементами проектной деятельности....

Статья научного содержания "Запахи в поэзии Е.Баратынского"

Статья посвящена изучению и рассмотрению запахов и ароматов в поэзии Евгения Баратынского. Исследуются несколько стихотворений цикла....