"Мир запахов" (урок химии в 10-м классе по теме "Сложные эфиры")
методическая разработка по химии (10 класс) по теме
Урок с элементами проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbou_sosh_13_marygina_e.a._novokuznetsk.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13»
г. Новокузнецк, Кемеровская область
"Мир запахов"
Урок химии в 10-м классе по теме "Сложные эфиры"
(Творческая лаборатория)
Используемые технологии: проектная деятельность
Автор: Марыгина Елена Александровна,
учитель химии высшей квалификационной категории.
Новокузнецк 2013
"Мир запахов"
Урок химии в 10-м классе по теме "Сложные эфиры"
Цели урока:
- Рассмотреть простейшие по составу и строению сложные эфиры, суть реакции этерификации.
- Создание условий для развития умений самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации.
- Формирование опыта творческой деятельности, опыта общения.
- Развитие творческого мышления, памяти, внимания, наблюдательности.
- Развитие социальной активности учащихся через установление межпредметных связей химии с историей, биологией, медициной, литературой.
Форма организации познавательной деятельности – групповая работа. Обучающиеся разделены на группы.
Реактивы и оборудование к уроку: (этиловый и изоамиловый спирт, органические кислоты, масляная, муравьиная, уксусная, концентрированная серная кислота, штативы для пробирок, пробирки с пробками), слайды к уроку.
Дополнительная выставка парфюмерной продукции: мыло разных видов, духи и одеколоны, лосьоны, лаки, свежие фрукты: лимон, апельсин, мандарин, персиковое и эвкалиптовое масла.
Ход урока:
1. Ориентировочно-мотивационный этап.
Учитель обращает внимание учащихся на выставку, парфюмерной продукции, фруктов, эфирных масел и называет тему урока «сложные эфиры» (Слайд 1).
Учитель читает: Среди всех человеческих ощущений нет ощущения более загадочного, неуловимо ускользающего, чем обоняние. Что может быть приятнее, чем аромат свежеиспеченной булочки?.. А магический аромат молотого кофе?.. Как же это волшебно ощущать – нежный, немного пряный запах корицы, ванили… Запахи бывают самые разнообразные – от аромата пролитого на ковер красного вина и табачного дыма, до запаха дымящегося риса и аромата солнца. (Слайд 2-7).
Предлагается обучающимся установить связь между выставкой, прочитанным текстом и темой урока.
Обучающиеся формулируют тему и записывают её в тетрадь.
Учитель: просит обучающихся по группам обсудить и закончить фразу “Запах – это…. (Слайд 8).
Заслушиваются мнения всех групп, без исправления и комментария.
Понятие «запаха» из викисловаря - на слайде 9:
- Запах - специфическое ощущение присутствия в воздухе летучих пахучих веществ (ЛАВ), обнаруживаемых химическими рецепторами обоняния, расположенными в носовой полости животных и людей. (Викисловарь).
- Запах – это свойство вещества, которое распознается обонянием и используется для гигиенической оценки окружающей среды и пищи.
Учитель: Сегодня мы составим коллекцию запахов сложных эфиров. А что называют коллекцией?
Заслушиваются ответы обучающихся.
Коллекция (от лат. collectio — собирание, сбор) — систематизированное собрание чего-либо, объединённое по какому-то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность и принадлежащее конкретному владельцу — частному лицу, организации, государству. (Слайд 10).
Вопросы учителя:
А вы что - нибудь коллекционировали?
А что нужно для составления коллекции?
Ответы обучающихся:
1. Знать, что будет входить в коллекцию.
2. Признак, по которому будет составляться коллекция.
3. Сопроводительный лист в коллекции (что входит).
4. Год составления.
5. Автор – составитель.
6. Название самой коллекции. (Слайд 11).
Обучающиеся придумывают название проекта: «Мир запахов».
II. Учебно-информационный этап.
Для изучения данного класса соединений учитель предлагает обучающимся вспомнить классы “Спирты” и “Карбоновые кислоты”.
Проводится беседа по вопросам:
В результате взаимодействия каких веществ можно получить сложные эфиры?
Слайд 12 с изображением разных формул веществ. Среди них найти формулы спиртов и карбоновых кислот.
Учитель предлагает учащимся вспомнить реакцию получения сложных эфиров при изучении спиртов и карбоновых кислот.
Реакция этерификации (от латинского слова aether – эфир). (Слайд 13).
Пояснения учителя.
Номенклатура. Названия сложных эфиров происходит от названия предельного углеводородного радикала и названия соответствующей кислоты, в которой окончание - овая заменяется на суффикс – ат.
Предлагается обсудить в группах определение, какие вещества называются сложными эфирами и вывести для них общую формулу.
Слайд 14. Появляется общая формула сложных эфиров:
Сложные эфиры – продукт совместной дегидратации молекулы спирта и молекулы кислоты.
Работа с литературой: физические свойства сложных эфиров?
Физические свойства сложных эфиров (сложные эфиры – жидкости, легче воды, летучие, обладающие приятным запахом в большинстве случаев, t°кип. и t° пл. ниже, чем t°кип. и t°пл. исходных карбоновых кислот, в воде плохо растворимы, за исключением эфиров с меньшим содержанием атомов углерода, хорошо растворимы в спиртах.
Фруктовые эфиры. Характер многих фруктовых запахов, таких, как запахи малины, вишни, винограда и рома, отчасти обусловлены летучими эфирами, например этиловым и изоамиловым эфирами муравьиной, уксусной, масляной и валериановой кислот.
III. Информационно-поисковый этап.
Обучающиеся, используя дополнительные источники информации (работа с интернетом), готовят небольшие сообщения.
Задания по группам:
1 группа – История запахов.
2 группа – Натуральные и синтетические душистые вещества.
3 группа – Природа запаха.
4 группа – Значение и влияние запахов на нашу жизнь.
5 группа – Классификация запахов.
IV этап – Творческая лаборатория. (Слайд 15).
Учащиеся по группам получают задания синтезировать сложные эфиры и охарактеризовать полученное вещество (структурную формулу, запах, цвет). Составление уравнений реакций получения эфиров согласно инструкции. (Приложение 1).
Таблица 1 – «Сложные эфиры»
Формула сложного эфира | Название | Аромат |
СН3СООС4Н9 | Бутилацетат, бутиловый эфир уксусной кислоты | грушевый |
С3Н7СООС2Н5 | Этилбутират, этиловый эфир масляной кислоты | ананасовый |
CH3COOC2H5 | Этилацетат, этиловый эфир уксусной кислоты | сладкий фруктовый |
C3H7COOC4H9 | Бутилбутарат, бутиловый эфир масляной кислоты | запах ананаса |
HCOOC2H5 | Этилформиат, этиловый эфир муравьиной кислоты | запах рома |
C3H7COOCH2CH2CH(CH3)2 | Изоамилбутират, изоамиловый эфир масляной кислоты, | запах груш |
Презентация полученных эфиров.
Составление коллекции «Мир запахов», оформление.
V. Рефлексивно-оценочный этап.
Обучающиеся выполняют рефлексивный тест. В случае соглашения с утверждением ставят около него знак “+”.
Рефлексивный тест.
- Я узнал (а) много нового.
- Мне это пригодится в жизни.
- На уроке было над, чем подумать.
- На все возникшие у меня в ходе урока вопросы, я получил (а) ответы.
Учитель читает: Запахи – это целый мир эмоций и настроений. Обратите внимание на них внимание, и ваш мир, станет богаче. Прочувствуйте все запахи, ароматы, с которыми вы сталкиваетесь за день. Однажды овладев человеком, запах может вернуть ему былые ощущения через многие десятилетия. (Слайды 16-27).
Линия жизни любого человека пронизана музыкой ароматов.
Утро – бодрящим запахом мятной пасты и ароматным кофе…
День – таниновой терпкостью бергамотового чая…
Ночь – лавандовой прохладой простынного шелка…
Там, где начинаются ароматы, заканчивается обыденность…, действия приобретают эстетическую глубину и рождается красота.
Домашнее задание: Подготовить сообщение: “Применение сложных эфиров органических кислот”.
Литература
- Стикс Вольфган, Вайгершторфер Улла. В царстве запахов: эфирные масла и их действие. - М.: Навеус, 2001.
- Химия: проектная деятельность учащихся/авт. сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Аранская О.С., Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии: 8-11 классы: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2007.
- Боннет, Б. Химия без лаборатории. Увлекательные опыты и развлечения/ Б. Боннет и Д. Кин; пер. с англ. Н. Харламовой.- М.: АСТ: Астрель, 2008.
- Тяглова Е. В. Исследовательская деятельность учащихся по химии: метод. пособие/ Е.В. Тяглова. М.: Глобус, 2007.
- Wikipedia.org.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сложные эфиры и жиры. Открытый урок-исследование по химии для 10 профильного класса
Тип урока:Урок изучения нового материала с мультимедийным сопровождением, комбинированный урок Задачи урока. Закрепить знания о сложных эфирах, их номенклатуре, реакции этерификации. Дать понятия...
Соответствие содержания мультимедийного диска "1С образовательная коллекция. ХИМИЯ базовый курс 8-9 класс. ЗАО 1С" темам химии, изучаемым в 8 классе. ЗАО 1С
В помощь учителям химии приводится соответствие содержания мультимедийного диска "1С образовательная коллекция. ХИМИЯ базовый курс 8-9 класс. ЗАО 1С" темам химии, изучаемым в 8 классе....
Соответствие содержания мультимедийного диска "1С образовательная коллекция. ХИМИЯ базовый курс 8-9 класс. ЗАО 1С" темам химии, изучаемым в 9 классе
В помощь учителям химии приводится соответствие содержания мультимедийного диска "1С образовательная коллекция. ХИМИЯ базовый курс 8-9 класс. ЗАО 1С" темам химии, изучаемым в 9 классе....
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11
Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...