«Обломовщина – негативное или положительное явление русской жизни?»
план-конспект урока по литературе (10, 11 класс)
Разработка урока-дискусии по роману И.А. Гончарова "Обломов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oblomovshchina_-_negativnoe_ili_polozhitelnoe.docx | 19.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обломовщина – негативное или положительное
явление русской жизни?»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма урока: урок-исследование, урок-дискуссия
Цель урока:
1) актуализировать и популяризировать творческое наследие И.А. Гончарова на примере романа «Обломов», изучить критические и литературоведческие работы, посвященные творчеству И.А. Гончарову;
2) развивать навык работы с толковым и лингвистическим словарем;
3) создать условия для формирования умения вести дискуссию, толерантно относиться к мнению одноклассников.
Задачи урока:
1) ознакомиться с критическими и литературоведческими произведениями, связанными с творчеством И.А. Гончарова;
2) провести историко-культурный анализ образов героев романа;
3) по результатам изученного материала провести дискуссию на тему «Обломовщина – негативное или положительное явление русской жизни?»
Оборудование: учебные планшеты, проектор, текст романа И.А. Гончарова «Обломов», при необходимости – печатные версии книг и статей.
Опережающее индивидуальное домашнее задание: подготовить для выступления тезисы критических и литературоведческих статей.
Примечание: урок является заключительным в изучении романа «Обломов» и подготавливает к написанию домашнего сочинения.
Ход урока
1. Слово учителя
Роману И.А. Гончарова «Обломов» был напечатан в журнале «Отечественные записки» с января по апрель 1859 года. Произведению повезло: оно понравилось всем. Редкий случай в истории русской литературы, когда отзывы были в основном положительные. Пишет свою знаменитую рецензию «Что такое обломовщина?» Добролюбов, откликается Писарев, Дружинин.
Выступление подготовленных учеников с тезисами критических статей о романе «Обломов» (Д.И. Писарева, Н.А. Добролюбова, А.В. Дружинина, Л.Н. Толстого).
За прошедшие десятки лет менялись трактовки романа, начиная с оценки Добролюбова: обломовщина – некое негативное явление русской жизни, до смены акцентов в близкое нам время к явлению положительному, что в обломовщине содержится некий национальный архетип.
Выступление подготовленных учеников с тезисами литературоведческих работ современных авторов (к примеру, Е. А. Краснощековой «Иван Александрович Гончаров. Мир творчества»).
Центральный вопрос сегодня – что такое для нас этот роман? Насколько он актуален? Насколько он востребован в нашем сознании? Почему за какие-то сто лет произвола смена знаков: от оценки обломовщины как отрицательного явления до признания заслуг Обломова как человека, как личности, как героя?
2. Работа в группе. В продолжение урока учащиеся подготавливают на учебных планшетах презентацию с результатами своей работы.
1 группа вслед за Писаревым ищет истинно русские корни характера Обломова. Необходимо проанализировать исторические основы формирования народного характера, феномен крепостничества, русского барства.
Обучающиеся сравнивают Илью Ильича Обломова с героем русского фольклора Ильёй Муромцем. Для этого можно обратиться к книге Ю.И. Мармеладова «Илья-пророк в русской литературе»: Илья – не просто святой, он ангел, носитель незыблемой истины. Илья-пророк, Илья Муромец, Илья Ильич Обломов – борцы со злом.
2 группа обнаруживает в романе мировые «бродячие сюжеты», сравнивая образы персонажей с образами мировой классики: Фаустом, Дон Жуаном, Гамлетом и Дон Кихотом. На уроке можно использовать ресурсы образовательной системы ЯКласс, к примеру, сочинение «Вечные образы в романе «Обломов» (https://www.yaklass.ru/materiali?mode=sochi&sochid=1259)
3 группа проводит лингвистический анализ фамилий центральных персонажей, используя электронные словари (Викисловарь, Академик и др.). Выявляет семантику слова «Облом», например:
ОБЛО́М, облома, муж.
1. только ед. Действие по гл. обломить-обламывать и состояние по гл. обломиться-обламываться.
2. Место, от которого что-нибудь отломлено. «На сером обломе плиты желтый змей чешуею сверкал.» Полонский.
3. Мелкая архитектурная деталь, являющаяся составной частью всего архитектурного профиля (архит.).
4. Выступ в городской крепостной стене в древней Руси (ист.). «Не ваша то печаль, коль на какой облом иль вежу приступ услышите.» А.К.Толстой.
5. Грузный, неуклюжий, невоспитанный и несообразительный человек, увалень (разг. пренебр.). «Как был невежа, облом и грубиян, так, значит, и остался.» А.Островский.
Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940 (https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/891926)
В современном языке появилось жаргонное слово «облом» в значении «неудача» (https://ru.wiktionary.org/wiki/облом)
Оказывается, Обломов – «Говорящая фамилия».
Обучающиеся отмечают неслучайный выбор фамилии для возлюбленной Обломова, Ольги Ильинской. Суффикс –ск- имеет следующие значения: «1. При добавлении к основе существительного образует относительные прилагательные, способные развивать и качественные значения со значением отношения, свойственности или типической принадлежности тому, что названо мотивирующим словом.
2. При добавлении к основе существительного образует имена прилагательные от географических названий и названий наций со значением признаков лиц, предметов по отношению к тому, что названо производящим словом» (https://ru.wiktionary.org/wiki/-ск). Т.е. Ильинская – относящаяся к Илье.
Обращаем внимание учеников на эпиграф к книге А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»: «Чу́дище о́бло, озо́рно, огро́мно, стозе́вно и ла́яй», означающее: «Чудовище тучное, гнусное (либо грубое), огромное, со ста пастями и лающее» (https://ru.wikipedia.org)
3. Группы презентуют свои выводы
4. Дискуссия
Примерные проблемные вопросы:
Почему толстый, ленивый, неопрятный Обломов излучает свет? Творит ли он добро? Способен совершить зло?
Обломов умер или ему есть место в современной жизни?
Символизирует ли Обломов тип русского человека?
Похож ли Обломов на современного человека?
За что мы можем сегодня любить Обломова и за что презирать?
Можем ли мы в себе найти что-то от Обломова?
Положительны или отрицательный персонаж Штольц?
Виноваты ли женщины в смерти героя?
5. Подведение итогов.
Мы сегодня обсудили роман Гончарова, который обсуждается много десятилетий. Мнения были разные, противоположные, расхожие. Это естественно. При всей разнице мнений существует нечто незыблемое: сам канонический текст, к которому любой может обратиться и высказать своё суждение на этот счет.
Домашнее задание: Написать сочинение – ответ на один из поставленных проблемных вопросов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика негативных эмоциональных состояний обучающихся методом sandplay.
В статье приводятся критерии оценки эмоциональных состояний школьников методом песочной терапии....
профилактика и предупреждение социально-негативных явлений
«Система работы с «трудными» в рамках воспитательной программы школы». «Даже если человек страдает сам из-за себя,разве не лучше, чтобы ему помогли, если кто-то на это способен?»Серен Кьерке...
ОБЛОМОВ И ОБЛОМОВЩИНА
Групповая форма работы на уроке в 10 классе позволяет с разных сторон взглянуть на проблему обломовщины, выяснить, является ли эта проблема актуальной. Кроме того, в ходе работы выявляется, близок ли ...
Тема. И. А. Гончаров. Роман «Обломов» в русской критике. «Что такое обломовщина? »
План- конспект последнего урока изучения романа И. А. Гончарова "Обломов...
Урок по профилактике негативных проявлений среди молодежи. "Алкоголизм(пивной) и его негативное влияние на человеческий организм"
Урок по профилактике алкоголизма .Демонстрация губительного действия алкоголя (пивного) на здоровье человека....
Открытый урок по литературе в 10 классе «Это…какая-то обломовщина», или «Записки восточного халата» (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)
В ком из нас не живет ленивый и капризный Обломов? Да практически в каждом, в какой-то момент своего бытия. Ведь Обломов – это не отдельно взятый герой романа И.А. Гончарова, это тип русского ха...
Презентация Обломов и обломовщина.
Презентация Обломов и обломовщина....