профилактика и предупреждение социально-негативных явлений
статья по теме
«Система работы с «трудными» в рамках воспитательной программы школы».
«Даже если человек страдает сам из-за себя,
разве не лучше, чтобы ему помогли,
если кто-то на это способен?»
Серен Кьеркегор.
Миссия педагогического коллектива образовательного учреждения заключается в том, чтобы сформировать выпускника , который обладает знанием и пониманием сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, способного жить с людьми других культур, владеющего разнообразными коммуникативными умениями и навыками, способного корректировать в общении свою и чужую агрессию, умеющего самостоятельно заниматься своим обучением и готового к ответственным действиям в политической, экономической и культурной жизни страны .
При планировании воспитательной работы одним из основных направлений деятельности школы считаем организацию работы по сопровождению детей с отклонениями в поведении.
В школе сложилась определённая система работы по профилактике правонарушений учащихся школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_i_preduprezhdenie_asocialnogo_povedeniya_uchashchihs.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Горецкая Людмила Николаевна
– заместитель директора по воспитательной работе,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №24 ».
Г.Братска, Иркутской области
.
«Система работы с «трудными» в рамках воспитательной программы школы».
«Даже если человек страдает сам из-за себя,
разве не лучше, чтобы ему помогли,
если кто-то на это способен?»
Серен Кьеркегор.
В условиях социально – экономического кризиса в последнее время возрастает наркомания, токсикомания, алкоголизм, суицидность. Идет криминализация подростковой среды, омоложение преступности, растет рецидивная преступность среди несовершеннолетних. Причин тому множество.
Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, так как ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Основой ранней профилактики является, прежде всего, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста. Ведь именно вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная психолого-медицинская и педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности ребенка, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.
К настоящему времени педагогика только определяет пути интеграции воспитательных сил общества, условия взаимодействия субъектов социального воспитания, разрабатывает теорию социального воспитания.
Процесс социальной адаптации личности – это сложнейшее общественное явление, которое включает в себя различные стороны жизнедеятельности человека. Экстремальные ситуации, возникающие в области экономических, политических, собственно социальных и духовных отношений в обществе требуют от индивида психического и физического здоровья для успешной деятельности, знания и умения в использовании наиболее эффективных механизмов адаптации в различных сферах функционирования государства, своего саморазвития.
В нашей школе программа воспитательной работы «Вместе» на 2007-2012 годы (далее Программа) разработана с целью создания воспитательного пространства, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой.
В качестве стратегического подхода выбран путь преобразования воспитательной системы, позволяющей реализовать идею построения школы общения, которая обеспечивает формирование личности, адаптированной к динамичным переменам в социальной среде, владеющей коммуникативными компетенциями и навыками общения.
Миссия педагогического коллектива образовательного учреждения заключается в том, чтобы сформировать выпускника , который обладает знанием и пониманием сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, способного жить с людьми других культур, владеющего разнообразными коммуникативными умениями и навыками, способного корректировать в общении свою и чужую агрессию, умеющего самостоятельно заниматься своим обучением и готового к ответственным действиям в политической, экономической и культурной жизни страны .
При планировании воспитательной работы одним из основных направлений деятельности школы считаем организацию работы по сопровождению детей с отклонениями в поведении.
В школе сложилась определённая система работы по профилактике правонарушений учащихся школы.
(Приложение 1)
Благодаря тесному сотрудничеству социальных педагогов и классных руководителей мы имеем полное представление на начало года по обстановке с детьми девиантного поведения и неблагополучными семьями. Уже в сентябре формируются социальные паспорта классов и школы, обновляется банк данных на детей «группы риска» , неблагополучных семей и детей –инвалидов. Классные руководители раз в четверть отчитываются о работе с детьми «группы риска» , ведут дневники наблюдений за «трудными» детьми, при необходимости беседуют с родителями.
В сентябре – октябре социальным педагогом и педагогом психологом проводится диагностика социальной и психологической адаптации первоклассников к школьной жизни согласно созданной программы воспитания. Особое внимание уделяется детям девиантного поведения.
На диагностическом этапе работы собираются данные, обрабатываются. С этой целью посещаются уроки, на которых наблюдается культура поведения и успеваемость. Результатом такой работы является пополнение индивидуальной картотеки, в которой отслеживается динамика развития ученика, описываются определённые проявления характера, круг интересов, изменение роли в коллективе. Выясняются проблемы, исследуются причины. По результатам диагностик строится коррекционная работа с учащимися, целью которой является формирование устойчивого положительного опыта нравственного поведения в обществе.
В октябре ежегодно приглашаем классных руководителей первоклассников и пятиклассников на заседание социально-психологической службы, которая предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально-психологическая помощь детям, родителям, учителям. Проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации.
Рассматриваем вопрос по адаптации первоклассников и пятиклассников, делаем совместный анализ дел в классах. При анализе причин неадекватного поведения внимание уделяется анализу здоровья детей. Ведь часто причина отклонения в поведении кроется в заболеваниях, которые имеет ребенок. И здесь очень важна поддержка учителя. Вместе с медработниками школы строится план совместных действий, рекомендации для учителей – предметников, родителей с целью коррекции поведения проблемного ребёнка.
Учитываются факторы попадания в «группу риска».
-дисгармоничная семья;
-соматические заболевания;
-неблагополучные ситуации в отношениях со сверстниками;
-нарушения в эмоциональной сфере: обидчивость, агрессивность, замкнутость, раздражительность;
- средовая адаптация;
-просчёты школы в учебной деятельности.
Особое внимание уделяется вовлечению данной категории учащихся в социально–значимую деятельность. По результатам анкетирования “Выявление склонностей, способностей и интересов школьника” рекомендуется кружок, секция или занятия по интересам. Благодаря близкому расположению на территории школы детской юношеской библиотеки , КТОСа и молодежного центра, сотрудничаем с руководителями по привлечению учащихся с девиантным поведением в общественно-полезную работу и ежегодно во время «Месячника по профилактике социально-негативных явлений» все классы с классными руководителями, социальным педагогом и педагогом-организатором проводят акцию «Выбери досуг», в школе есть группа волонтеров ЗОЖ.
Большой интерес вызывают кружки и спортивные секции в школе, к работе которых привлекаются учащиеся “группы риска”, стоящие на ВШУ и ИДН. % занятости в кружках и секциях школы высок.. Он составляет около 50% от всех .
Наша задача состоит в том, чтобы ребята этой группы все были заняты.
2006-2007 | 2007-2008 | 2008-2009 | |
1.Состоит на учете в школе 2.Занято во внеурочное время В школе Вне школы В том числе: | 32 32 12 20 | 18 18 9 5 | 20 20 11 9 |
1. Состоит на учете в ИДН 2.Занято : В школе Вне школы | 6 4 2 | 4 4 0 | 7 3 4 |
В школе течение трех лет были поставлены 3 музыкальные сказки, спектакли, сценки. Принимали участие в городском конкурсе на лучшую разработку по формированию ЗОЖ с постановками спектаклей «Колобок» и «Красавица и чудовище». Учащиеся нашей школы неоднократно принимали участие в городской акции «Речь» по формированию негативного отношения к ненормативной лексике. Учащиеся шестых классов два года подряд занимают первые места в городе по социальному проектированию, направленному на формирование ЗОЖ.
Проведение круглого стола с участием инспектора дел несовершеннолетних , социального педагога школы со старшеклассниками по теме «Профилактика противоправных действий несовершеннолетних» в 2008-2009 году было направлено на правовое воспитание детей и воспитание ответственности за поведение в обществе , за свободное время препровождение.
Немаловажную роль играет вовлечение детей с отклоняющимся поведением в конкурсы, праздники, выставки, Каждый классный руководитель в “Дневнике классного руководителя” в графе “Участие учащихся в жизни класса и школы” фиксирует участие каждого ученика. Ведение мониторинга позволяет не упустить ни одного ученика, направить его возможности и способности в нужном направлении. Каждым классным руководителем, в чьих классах есть проблемные дети, составляется индивидуальный план работы с учащимися и его родителями. Результативность выполнения данных планов видна в изменении поведения, отношении к порученным делам, участии родителей в общеклассных мероприятиях в качестве примера для своих детей.
Одной из форм профилактической работы с “трудными” учащимися является Совет профилактики и Дни инспектора в школе. Если отмечены срывы в поведении, беседы классного руководителя не дают положительных результатов, по заявлению классного руководителя ученик приглашается на заседание Совета профилактики. Целью данного Совета является предотвращение правонарушений, помощь учащимся в осознании своих поступков и определение путей исправления в дальнейшей школьной жизни, охрана прав ребёнка, координация взаимодействий педколлектива с родителями (методическая помощь, консультации, индивидуальные беседы). Заседания Совета профилактики проходят 1 раз в месяц и по мере необходимости.
Согласно планам работы Совета профилактики рассматриваются вопросы неадекватного поведения школьников на уроках и переменах, вне школы; правонарушения - кражи, драки; учебная деятельность. За правонарушителями устанавливается контроль членов Совета профилактики, анализируется поведение на классных часах, дается срок для коррекции поведения или отношения к учёбе. Приносят свои положительные плоды и беседы с родителями. Если приглашение на Совет профилактики не оказывало влияния, не отмечались изменения в поведении, то предпринимались следующие шаги: беседа с приглашением родителей на СП, встреча администрации школы с данным учеником и его родителями, беседа инспектора по ДН с правонарушителями, обращение в инспекцию дел несовершеннолетних города при Департаменте образования.
ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ
ПОКАЗАТЕЛИ | 2006/ 2007 | 2007/ 2008 | 2008/ 2009 |
Всего учащихся | 561 | 489 | 478 |
Количество правонарушений | 13 | 12 | 2 |
Количество обращений в комиссию при КТОСе | 8 | 7 | 6 |
Количество обращений в комиссию Дел несовершеннолетних | 13 | 15 | 5 |
Заседания Совета профилактики | 9 | 9 | 9 |
Обучение новым формам, использованию новых методик и приёмов с данной категорией учащихся осуществляется через организацию методической работы. Раз в два года вопрос о группе риска выносится на МО классных руководителей, проводятся семинары, тренинги, выдаются рекомендации с учетом меняющихся требований. Семинар-практикум «Почему дети сопротивляются воспитанию. Как организовать успешное обучение в классе?» нацелил классных руководителей на пересмотр воспитательных систем классов, на их коррекцию с учётом особенностей класса, использование интерактивных методик.
Анализ вопроса о работе с «группой риска» ежегодно выносится на совещании при заместителе директора по ВР по теме «Выполнение федерального закона об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» . На совещании при директоре
« Социальное сопровождения учебно-воспитательного процесса», который позволяет выявить слабые и сильные стороны в работе с «трудными», откорректировать работу в данном направлении.
В декабре 2007 года состоялся педсовет «Сотрудничество как главное условие успешного и конструктивного взаимодействия педагогов и учащихся или школа без агрессии», где проанализированы характер педагогического взаимодействия между участниками образовательного процесса в школе, определены пути и способы решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия. Созданы законы этики учителя и правила построения
жизнедеятельности без агрессии.
В ноябре 2008 года был проведён воспитательный педсовет «Культура школы как фактор социализации обучающихся». Цель данного педсовета выявить пути и способы формирования и развития культуры школы как важнейшего фактора социализации обучающихся, познакомить с возможностями ее влияния на процесс развития личности ребенка. Формирование у педагогов установки на применение технологий педагогики поддержки в учебно-воспитательном процессе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы с учетом факторов.
. В этом году проведен педсовет «Пути реализации воспитательной функции урока как средства развития личности, через взаимодействие участников педагогического процесса.”
Социальными педагогами проводятся систематически отслеживания по безопасному и ответственному поведению с детьми из неблагополучных семей и с учащимися, стоящими на ВШУ, совместно с классными руководителями продолжается реализация индивидуальных коррекционных программ, созданных для учащихся, стоящих на ВШУ и в ИДН. Отмечается положительная динамика у некоторых учащихся в отношении к порученным делам, взаимоотношениях между одноклассниками.
Большое и пристальное внимание этим детям оказывает школьный психолог. С целью профилактики правонарушений педагогом психологом проводятся профилактические беседы с учащимися, склонными к правонарушениям, а также с учащимися, стоящими на ВШУ.
Коррекционно-развивающая работа с учащимися, склонными к правонарушениям, а также с учащимися, уже совершившими правонарушения и стоящими на ВШУ или ИДН, строится индивидуально. Направление коррекционной работы выбирается на основе совершённого проступка учащегося, его индивидуальных способностей и личностных характеристик. Вне зависимости от особенностей совершённого правонарушения со всеми детьми данной категории проводится коррекция эмоционально-волевой сферы. В программу коррекционно-развивающих занятий включаются тематические беседы, упражнения на снижение мышечного и эмоционального напряжения. Занятия и беседы проводятся как индивидуально, так и в группах.
Не остаётся без внимания данная категория учащихся во время работы оздоровительных пришкольных лагерей в течение года и в летний период. Для сопровождения детей в каникулярное время работают школьные кружки и секции, проводятся мероприятия с классом.
Если в работе с детьми с девиантным поведением нет поддержки со стороны родителей, они не посещают организованные формы психолого-педагогического просвещения, результат не будет слишком высоким. В школе много уделяется внимания организации педагогического всеобуча для родителей.
С 2006/2007 учебного года для родителей детей с проблемами в поведении и склонных к правонарушениям проводятся консультации психологов школы, а с 2007/2008 учебного года систематически недели права «Я и права других» для родителей детей с девиантным поведением. Родители сначала с недоверием относились к тренингам, проводимых педагогом -психологом, неохотно вступали в дискуссии по вопросам воспитания и делились опытом семейного воспитания в своих семьях. Но целенаправленная систематическая работа в данном направлении даёт свои положительные результаты. Помощь в работе с неблагополучными семьями видим во взаимодействии со социально профилактической комиссией при КТОСе. Подводя итоги целенаправленной и систематической работы по социально - психолого – педагогическому сопровождению детей с отклонениями в поведении, хочется отметить положительные наработки по данному вопросу.
Итоги работы | 2006-2007 | 2007-2008 | 2008-2009 |
1.Совершено преступлений | 1 | 0 | 0 |
3.Доставлено в ОВД | 2 | 12 | 7 |
4. Состоят на учете в наркодиспансере | 0 | 0 | 0 |
Мы и дальше будем стремиться создавать такие ситуации, чтобы каждый ребёнок, и не только «трудный», смог увидеть в окружающих его взрослых понимающих, чутких и способных оказать ему необходимую поддержку и помощь. И чтобы помощь эта была своевременной, необходимо уже сегодня сделать всё возможное, чтобы наши дети выросли патриотами своей Родины, достойными гражданами современного общества, Человеком с большой буквы.
(Приложение 3)
Приложение 1.
Схема работы школы по профилактике правонарушений
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендации
классному руководителю по работе с трудновоспитуемыми детьми,
детьми группы «риска».
Документация
- Индивидуальный дневник наблюдений, где ежедневно фиксируются успеваемость, посещаемость, поведение трудновоспитуемого ученика.
- Характеристика трудновоспитуемого ученика.
- Акты посещения семьи.
- План профилактической работы на четверть.
- Учет профилактической работы по форме:
Дата | Форма и содержание профилактической работы | Участники мероприятия | Роспись ученика и участников |
Основные направления профилактической работы.
- Наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, результаты фиксируются в индивидуальном дневнике наблюдений.
- Систематическое отслеживание посещаемости занятий трудновоспитуемыми учениками. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
- Совместно с учителями-предметниками систематически держать на контроле вопрос успеваемости. Строго следить за выставлением оценок в дневник.
- Иметь тесную связь с тренерами, руководителями кружков, тем самым контролировать занятость трудновоспитуемого в свободное время.
- Каждую четверть заслушивать трудновоспитуемых на классных собраниях. При необходимости приглашать на Совет профилактики школы.
- Установить шефство за трудновоспитуемым учеником.
- Вовлекать трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, привлекать к участию в различных формах КТД, использовать общественные поручения.
- Обучать трудновоспитуемых детей методам самовоспитания.
- Нейтрализовать вредное влияние родителей, стараться нормализовать семейную обстановку. Индивидуально работать с неблагополучными семьями.
- Привлекать родительскую общественность для перевоспитания ребенка.
- Поддерживать тесную связь с детской комнатой милиции. Организовывать встречи с работниками РОВД.
- Проводить профилактические классные часы и коррекционно – развивающие занятия (тренинги, игры).
Психологические аспекты
- Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах.
- В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить.
- Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное.
- Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими неприятностями.
- Не ставьте на ребенке крест.
- Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
- Беседу всегда начинайте с дружеского тона.
- Диалог с трудновоспитуемым ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
- В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.
- Умейте смотреть на вещи глазами ребенка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ
ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
С УЧАЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА»
1. Приоритеты:
- создание в школе необходимых условий для успешного обучения
воспитания учащихся; - охранно-защитная деятельность;
- предупреждение правонарушений и отклоняющегося поведения
учащихся, негативного семейного воспитания; - пропаганда здорового образа жизни, в том числе профилактика наркомании в различных её проявлениях: курение, употребление алкоголя ;
токсикомания, употребление наркотических препаратов.
- Разработка и внедрение программы воспитательно-профилактической направленности.
- Работа в школьном коллективе учащихся:
- с классными коллективами по предупреждению правонарушений;
- с неблагополучными учащимися по корректированию отклоняющего
поведения и изменению воспитательной среды; - с активом и добровольными помощниками в профилактических целях
- индивидуальная работа, помощь учащимся по устранению проблем
школьной жизни.
4. Работа с педколлективом:
- руководство воспитательно-профилактической деятельностью;
- методическая учёба (семинары, практикумы, консультации,тренинги, игры
- координация деятельности и контроля в профилактических целях.
5. Работа с родителями:
- изучение особенностей, интересов и потребностей;
- профилактика и корректирование негативной воспитательной среды
семье; - помощь в преодолении негативного в семье;
- помощь в преодолении негативных явлений;
- распространение положительного опыта.
6. Работа в социуме:
• изучение особенностей микрорайона, его негативных проявлений
воспитательного потенциала;
• налаживание взаимодействия с общественностью по профилактике и
изменению негативных тенденций социума.
7. Взаимодействие с другими учреждениями и службами:
- использование возможностей других учреждений для решения школьных проблем;
- сотрудничество с правовой и антинаркотической службами;
- организация каникулярного отдыха и полноценного досуга детей.
8. Диагностика деятельности:
- привлечение психологов, социальных педагогов;
- наблюдение, анкетирование, собеседование;
- мониторинговые исследования;
- анализ и принятие решений (планирование).
9. Формирование (внедрение и развитие) профилактической системы школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Серия классных часов по профилактике социально -негативных явлений
Данные классные часы разработаны учениками с использованием тренинговых технологий. Ребята прошли обучение по программе "Равный -равному" добровольческое движение!...
Особенности профилактики социально-негативных явлений в среде подростков из сельской местности
Это выпусканая квалификационная работа для диплома магистра психологии. Автор Болотова Э.И. педагог-психолог МБОУ "Алексеевская СОШ". В дипломе рассмотрены теоретические основы социально-негативного п...
Профилактика социально-негативных явлений в среде детей и подростков
Родительское собрание на тему "Профилактика социально-негативных явлений в среде детей и подростков"...
Информационный материал (буклеты) по профилактике правонарушений, преступлений, беспризорности, безнадзорности, социально негативных явлений, здорового образа жизни для обучающихся школы, родителей и педагогов
Профилактика правонарушений, преступлений, беспризорности, безнадзорности, социально негативных явлений, здорового образа жизни среди обучающихся школы, родителей и педагогов...
Духовно-нравственное воспитание как профилактика социально-негативных явлений среди подростков (из опыта работы)
Одно из актуальных направлений духовно-нравственного воспитания следует назвать реализацию комплекса эффективных профилактических мер, препятствующих разрастанию социально-негативных явлений в...
Основные направления, формы и методы профилактики притеснения, социально-негативных явлений и коррекционно-реабилитационной работы с подростками девиантного поведения в рамках общеобразовательной школы
Статья на конференцию "Башкатовские чтения"...
Материалы к родительскому собранию по теме: "Профилактика социально-негативных явлений в среде детей и подростков"
Презентация к родительскому собранию по профилактике употребления ПАВ у подростков...
- Мне нравится (1)