Конспект урока литературы. "Пушкин. Полтава". 7 класс
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Конспект урока литературы. "Пушкин. Полтава". 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pushkin.poltava.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе.
Тема: Александр Сергеевич Пушкин «Полтава». Мастерство поэта в изображении полтавской битвы, прославление мужества и отваги полтавских воинов.
Задачи:
Образовательная: познакомить с отрывками из поэмы, с историей создания поэмы, показать интерес Пушкина к истории России, сравнить образы правителей,.
Развивающая: развитие монологической речи, внимания, воображения, логики.
Воспитательная: воспитание любви к Родине, патриотизма, формирование мужских черт характера.
Этапы | Содержание | Примечания | ||||||||
Орг. момент - Здравствуйте. Актуализация знаний - Ребята, я вам сейчас прочитаю синквейн (это стихотворная форма, которая состоит из пяти строк), а вы подумайте и ответьте о ком он. - Русский величайший. Сочинял, влюблялся, погиб. Сказки знает каждый ребенок. Гений. - Итак, кого вы узнали в строках этого синквейна? Сообщение темы урока - Верно, это Александр Сергеевич Пушкин. И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с его произведением – поэмой «Полтава». Изучение нового материала - А.С. Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные произведения мирового уровня. - Особый интерес Пушкин проявил к жизни и деятельности Петра I, который был его любимым героем. Став царем (1696 г.), Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов (1695-1696 гг.) был занят Азов, Россия вышла на берега Азовского моря (до этих походов она имела выход только в Белое море, которое замерзало на полгода). - Для связей с Западом необходим был выход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале XVII в. земли. В долголетней Северной войне (1700-1721 гг.) Россия добилась победы. - Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII, который долгое время одерживал победы над слабыми, неподготовленными войсками противника. В 1709 году он начал поход с запада. Произошло сражение под Полтавой. героическую тему). - Верно. - Поэма «Полтава» Александром Пушкиным написана в 1828 году. - В поэме Пушкин обращается к славным страницам истории нашей родины. Смело и широко он рисует Полтавскую битву, от исхода которой зависело существование России как самостоятельного государства. - Где происходит действие поэмы? (Действие поэмы происходит на Украине в городе Полтава). - Начав весной 1828 г. и вскоре бросив работу, Пушкин вернулся к поэме осенью (когда к нему обычно приходило вдохновение) и необыкновенно быстро, по его словам, "в несколько дней", закончил свою вторую по величине (после "Руслана и Людмилы") поэму. Сохранился рассказ об этом со слов Пушкина в воспоминаниях его знакомого М.Юзефовича: "Это было в Петербурге. Погода стояла отвратительная. Он уселся дома, писал целый день. Стихи ему грезились даже во сне, так что он ночью вскакивал с постели и записывал их впотьмах. Когда голод его прохватывал, он бежал в ближайший трактир, стихи преследовали его и туда, он ел на скорую руку что попало и убегал домой, чтобы записать то, что набралось у него на бегу и за обедом. Таким образом слагались у него сотни стихов в сутки. Иногда мысли, не укладывавшиеся в стихи, записывались им прозой. Но затем следовала отделка, при которой из набросков не оставалось и четвертой части". - Пушкин придавал большое значение исторической верности описания и освещения событий в своей поэме, так же как и изображения исторических лиц в ней. Анализ произведения - Дома вы прочитали поэму «Полтава». - Какие эмоции вызвала у вас поэта? Что вы ощущали во время чтения? Какие ощущения были после прочтения? - Действующие лица:
- Сегодня на уроке мы с вами будем работать с двумя отрывками из поэмы «Полтава» , сделаем вывод, какими качествами раньше обладали воины и каким должен быть настоящий царь. - Перед вами лежит отрывок из поэмы «Полтава», в котором описан полтавский бой. - Я вам его прочитаю, а вы внимательно слушайте и постарайтесь представить происходящее событие. Горит восток зарею новой Уж на равнине, по холмам Грохочут пушки. Дым багровый Кругами всходит к небесам Навстречу утренним лучам. Полки ряды свои сомкнули. В кустах рассыпались стрелки. Катятся ядра, свищут пули; Нависли хладные штыки. Сыны любимые победы, Сквозь огнь окопов рвутся шведы; Волнуясь, конница летит; Пехота движется за нею И тяжкой твердостью своею Ее стремление крепит. И битвы поле роковое Гремит, пылает здесь и там, Но явно счастье боевое Служить уж начинает нам. Пальбой отбитые дружины, Мешаясь, падают во прах. Уходит Розен сквозь теснины; Сдается пылкой Шлипенбах. Тесним мы шведов рать за ратью; Темнеет слава их знамен, И бога браней благодатью Наш каждый шаг запечатлен. Тогда-то свыше вдохновенный Раздался звучный глас Петра: "За дело, с богом!" Из шатра, Толпой любимцев окруженный, Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза. Идет. Ему коня подводят. Ретив и смирен верный конь. Почуя роковой огонь, Дрожит. Глазами косо водит И мчится в прахе боевом, Гордясь могущим седоком. Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает. Кой-где гарцуют казаки. Ровняясь строятся полки. Молчит музыка боевая. На холмах пушки присмирев Прервали свой голодный рев. И се - равнину оглашая Далече грянуло ура: Полки увидели Петра. И он промчался пред полками, Могущ и радостен как бой. Он поле пожирал очами. За ним вослед неслись толпой Сии птенцы гнезда Петрова - В пременах жребия земного В трудах державства и войны Его товарищи, сыны; И Шереметев благородный, И Брюс, и Боур, и Репнин, И, счастья баловень безродный Полудержавный властелин. И перед синими рядами Своих воинственных дружин, Несомый верными слугами, В качалке, бледен, недвижим, Страдая раной, Карл явился. Вожди героя шли за ним. Он в думу тихо погрузился Смущенный взор изобразил Необычайное волненье. Казалось, Карла приводил Желанный бой в недоуменье... Вдруг слабым манием руки На русских двинул он полки. И с ними царские дружины Сошлись в дыму среди равнины: И грянул бой, Полтавской бой! В огне, под градом раскаленным, Стеной живою отраженным, Над падшим строем свежий строй Штыки смыкает. Тяжкой тучей Отряды конницы летучей, Браздами, саблями звуча, Сшибаясь, рубятся с плеча. Бросая груды тел на груду, Шары чугунные повсюду Меж ними прыгают, разят, Прах роют и в крови шипят. Швед, русский - колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон. - Итак, какая картина предстала перед вами? - Какие эмоции она у вас вызывает? - Вы бы хотели оказаться в центре этих событий? Почему? План:
Начало боя. - Как рисует Пушкин начало боя? ( описание боя дается с точного указания места и времени, где он произошел) - Что здесь символизирует фраза «горит восток зарею новой»? ( имеет скрытый смысл : образ зари как начало новой жизни, будет война, мы одержим победу и начнется новая, мирная жизнь; победа Востока над Западом). - «Дым багровый кругами всходит к небесам». Почему дым багровый? - Почему Пушкин называет шведов « сынами любимой победы» ? ( Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной) - Почему поле брани называют роковым? От какого слова? ( Рок – это судьба. Исход битвы решает судьбу народа.) - Кто такой « бог браней»? - «Счастье боевое служить уж начинает нам». Как вы понимаете это выражение? Что оно значит? (начинает выигрывать) ( У древних римлян Марс - бог войны.) - Кому этот Бог покровительствует? ( В данном сражении он покровительствует русским). - Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования? Что использует? Какие части речи? (Все изображается в движении, много глаголов, которые подчеркивают быстроту .) - Давайте найдем эти глаголы. Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает, падают, тесним. - Как поэт передает ощущение топота множества ног? - Какое средство выразительности использует автор? (Для этого Пушкин использует звукопись). - Что такое звукопись? (это повтор звуков, в особенности подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т.п. (""...Чуть слышно, бесшумно шуршат ) - Давайте попробуем в тексте найти такое четверостишие, в котором передается ощущение топота ног. Волнуясь, конница летит; Пехота движется за нею И тяжкой твердостью своею Ее стремление крепит… ( в словах часто встречается звук т, что и создает ощущение топота) Появление Петра I. -Какое впечатление на вас производит Появление Петра? ( впечатление силы, величия, красоты, готовность к бою) - Как поэт добивается этого эффекта? (Поэт использует слова, которые уже устарели «лик, глас») - Как они называются? (архаизмы) - «Божия гроза» почему? (Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столько же непредсказуем как ее появление). - Вдумаемся в эти слова: Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен. - Ужасен – прекрасен. Это что? (антонимы) - Для чего поэт использует антонимы при описании Петра Великого? (показать со всех сторон) - С какой целью Пушкин употребляет короткие предложения для описания Петра? ( Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях). - А что можно сказать о коне Петра? (такой же как и Петр. Гордится могущим седоком). Началась передышка в бою. - С чем сравнивается образ битвы? ( « Как пахарь битва отдыхает» . Битва - дело народное, трудное, как труд пахаря.) -Обратите внимание на образ пушек. С кем они сравниваются? ( они сравниваются с дикими голодными зверями, уносящими жизни людей). Образы Петра и Карла. - Заполните таблицу (слова характеризующие правителей, описание внешности, речь):
- Как изображается появление Петра I перед своими войнами? (он « могущ и радостен, как бой», в окружении своих друзей и соратников) - А теперь посмотрим, как Пушкин представляет нам Карла XII ? - Какой прием использует автор? (антитеза - противопоставление) - А как вы думаете, каким вообще должен быть настоящий воин? Какие качества ему должны быть присущи? (патриотизм, верность своему делу, отвага, мужество, смелость, хладнокровие, выносливость, стремление к победе над противником, самопожертвование) - А кто является для воинов примером для подражания? На кого они равняются? (на царя, предводителя). - Сравнивая Петра и Карла, чьи войска одержат победу и почему? - С какой целью автор использует такое большое количество знаков препинания в тексте, в котором описывает Карла?( чтобы читатель смог представить Карла, увидеть его безнадежность). - Как вы понимаете выражение: «смущенный взор изобразил необычайное волненье. Казалось, Карла приводил Желанный бой в недоуменье»? - Итак, Каким изображен Петр? (Петр уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам). - А Карл? (Карл слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения) . - А для чего автор использует антитезу? (Противопоставление двух полководцев указывает на исход битвы. Карл напуган могуществом Петра . Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа). Описание разгара битвы. - Какими звуками поэт помогает нам услышать гул сражения, звуковой образ боя создает? (клики, срежет, гром, топот, ржанье, стон; сочетание звуков р, ж, т, создает звуковой образ боя, жужжания клинков и штыков) - Заполните таблицу:
Выбрать глаголы, передающие напряженность, стремительность боя. ( рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет.) Выбрать существительные, описывающие бой - Какой смысл несет в себе заключительная строка: «И смерть и ад со всех сторон»? - Возьмите листы с другим текстом. - Послушайте и представьте картину. Но близок, близок миг победы. Пирует Пётр. И горд, и ясен, Описание победы. - Какие чувства передает нам автор? Как он это делает, с помощью чего? ( ряд восклицательных знаков: восторг, радость, победа.) - Почему автор сравнивает падших с саранчой? - Какие чувства испытывает Петр? Описание пира. - За каких учителей поднимает кубок Петр I ? ( Петр поднимает кубок за шведов, которые неоднократно наносили поражения неопытной русской армии , таким образом преподали полезные уроки). - Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит? (Угощает вождей чужих и славных пленников ласкает). Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику. Итог урока. - Итак, с отрывками из какого произведения мы познакомились сегодня на уроке? - Каким должен быть настоящий воин? Воины времен Петра таковыми являлись? - А каким должен быть царь? Кем он должен быть? Когда за ним пойдут воины? (примером) - А кого из вас присутствуют какие-либо вышеперечисленные качества? - Вы бы пошли защищать Родину? - Пушкин воспринимает себя и нас, читателей, в единстве с историей страны: «теснили мы шведов рать за ратью». - Мы – это Россия, наш каждый шаг – это шаг государства, и вы – ее будущее, в ответе за благо Родины! Домашнее задание. Выучить отрывок «… И грянул бой» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
Конспект урока по географии 7 класс. Тема:«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые» Класс: 7 Тип урока: Урок изучения нового материала и комплексного применения знаний
Конспект урока по геогрфии 7 класс :«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые»...
Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему
Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...
Презентация к уроку литературы "Пушкин и няня"
Презентация разработана к уроку литературы в 11 классе....
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...
Системный подход в преподавании. Конспекты уроков ОБЖ в 6 классе Конспекты уроков по основам безопасности жизнедеятельности в 6 классе
Системный подход в преподавании. Конспекты уроков ОБЖ в 6 классе Конспекты уроков по основам безопасности жизнедеятельности в 6 классе...