Конспект и презентация к внеурочному занятию в 4-5 классах "И все с тобой заговорят..."
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему
Разработка внеурочного занятия по курсу Д.З. Арсеньтева "Родной язык - живоносный источник добра и любви". Цель: формирование уважительного отношения к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vneurochnogo_zanyatiya_v_4-5_klassah_i_vse_s_toboy_zagovoryat.docx | 24.98 КБ |
i_vse_s_toboy_zagovoryat.pptx | 2.49 МБ |
rabochiy_list_i_vse_s_toboy_zagovoryat.docx | 23.7 КБ |
rasteniya.docx | 514.18 КБ |
romashka.docx | 71.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Александрова Марина Александровна,
учитель русского языка и литературы
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Мценска «Средняя общеобразовательная школа №4»
Класс: 4-5
Тема занятия: «И все с тобой заговорят…»
По курсу Д.З. Арсентьева «Родной язык — живоносный источник добра и любви».
Цель: формирование уважительного отношения к родному языку.
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты:
- принятие и освоения традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны;
-формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
- формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;
Тип занятия: изучение нового материала.
Форма проведения: круглый стол.
Оформление кабинета: дополнительное оформление не требуется.
Оборудование: компьютер, проектор; карточки с изображением цветов, рабочие листы.
Зрительный ряд: изображение растений и цветов.
Литературный ряд: стихи.
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Мотивация и целеполагание.
- Изучение нового материала
- Закрепление учебного материала
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
- Рефлексия. Продукт занятия.
1. Организационный момент.
(Слайд 3)
Ребята!
Что я сейчас сделала? Произнесла слово «ребята». Слово! Библия тоже начинается со слова. В ней мы читаем, что «в начале было Слово». Это божественное слово, заключающее в себе истину. Слова дарят надежду, ободряют, поддерживают, но могут ранить, навредить, обидеть. Здесь заканчивается текст третьего слайда.
В слове заключена огромная сила, поэтому очень важно понимать слова, говорить подумав. (Слайд 4). Народ издревле осознал силу слова. Выдающийся советский писатель Михаил Александрович Шолохов говорил, что «величайшее богатство народа – его язык». В русском фольклоре много пословиц и поговорок, которые содержат мудрость наших предков. Кто из вас знает пословицы о значении слов в нашей жизни? (пословицы: сказанное слово – пущенная стрела; слово не воробей, вылетит – не поймаешь, доброе слово и кошке приятно; пчела жалит жалом, а человек – словом). Здесь заканчивается текст четвертого слайда.
2. Мотивация и целеполагание
Итак, начиная наше занятие, я говорю вам «Здравствуйте!». Сказав это, я пожелала вам здоровья, ведь по этикету принято приветствовать добрых друзей добрыми словами. А как еще можно обратиться друг к другу?
(Слайд 5). Конечно, по имени! У каждого из нас есть имена! Имена – это? Давайте вспомним, что мы узнали об именах на уроках русского языка? Это уникальное название. То, что выделяет предмет. Молодцы.
У всего на Земле есть имена. И каждое из них – неслучайное. Обратимся к эпиграфу сегодняшнего занятия.
Нет ничего случайного
В названии любом:
В нём — музыки звучание
И смысл глубокий — в нём.
Это слова поэта Георгия Васильевича Кондакова. Мне бы хотелось, чтобы, прочитав их, вы определили, что мы будем делать сегодня на занятии? Находить смыслы в различных названиях. Здесь заканчивается текст пятого слайда.
Приступим.
3. Изучение нового материала
(Слайд 6). Перед вами лежат листы с нашими заданиями. Давайте прочитаем первое стихотворение. (Ученик читает).
-Из чего состоит язык трав? Из звуков, которые они издают.
-Почему травы слышат героя? Он их слушает, общается с ними, уделяет внимание. Здесь заканчивается текст шестого слайда.
В стихотворении нам встретились названия трав и цветов. Перед вами на столе изображения этих растений. Кто знает, как выглядит молочай? (Слайд 7). Отлично, прочитайте на обратной стороне рабочего листа объяснение слова «молочай» (Растение получило это название из-за своего горького сока, внешне напоминающего молоко). Здесь заканчивается текст седьмого слайда. Теперь найдем бордовую гвоздику. (Слайд 8). Отлично. Алена, прочитай нам значение (Гвоздика получила свое название по сходству семян цветка с маленькими гвоздями). Здесь заканчивается текст восьмого слайда. И, конечно, Иван-чай (Слайд 9). (Иван-чай — древнерусское название кипрея, дошедшее до наших дней. Предание гласит, что когда-то жил паренёк Иван. Он любил щеголять в красной рубахе и большую часть времени проводил среди цветов. Местные жители, видевшие мелькавший среди зелени алый цвет, поговаривали: «Да это Иван, чай, ходит. » И до то того к этому привыкли, что не заметили отсутствия Ивана, а на неожиданно появившиеся у околицы села алые цветы, стали говорить: «Да это Иван-чай»). Здесь заканчивается текст девятого слайда.
Скажите, по какому принципу цветы молочай, иван-чай, гвоздика получили свое название? Правильно, по каким-то сходным качествам.
Но мы забыли с вами про четвертое растение. Вязига. (Слайд 10). Посмотрите, у вас на столах нет изображения этого растения. Давайте его представим. А чтобы это сделать, попробуем подобрать похожие слова. Переверните, пожалуйста, рабочие листы и вокруг слова «вязига» напишите слова-ассоциации, подходящие к нему по смыслу, раскрывающие его значение. Здесь заканчивается текст десятого слайда.
(Слайд 11). Вяжет, связка, вязь, веревка, вместе, завязь. Здесь заканчивается текст одиннадцатого слайда.
Отлично, мы увидели и услышали в слове вязига его главный смысл – «связывать». Словом вязига в разных местах нашей страны называют различные травы. Многие названия предметов и явлений, которые нас окружают, придумывал, подбирал народ. В церковнославянском языке слово «язык» было синонимом слову «народ». Эта связь неразрывна. Посмотрите на наш кластер, который мы записали, и скажите, какое основное свойство этих трав, чем они друг на друга похожи? Они тоже вьются, цепляются, связываются, заплетаются. Важно понимать эту связь, чувствовать ее и беречь.
Чтобы понять смысл окружающих нас вещей, нужно… А как вы думаете, что для этого нужно? Нам подскажет стихотворение Чижевского. Но сначала стихотворение нужно восстановить, правильно расположив четверостишия. Посовещайтесь в парах и пронумеруйте строфы от 1 до 4. (Задание в рабочем листе). Итак, как же должно звучать это стихотворение?
Скажите теперь, что нужно сделать, чтобы понять смысл имени окружающих нас вещей?
Представить, почувствовать, стать частью окружающего мира, проникнуть в суть вещей.
4. Закрепление учебного материала
Замечательно. Именно этим я предлагаю вам заняться прямо сейчас. Я предлагаю вам творческое задание. Выберите карточку, на которой написано название растения. Попробуйте объяснить название этого цветка, проиллюстрировав его. (Задание в рабочем листе).
Земляника – никнет (опускается) к земле. Подсолнух – под солнцем. Рябина – рябая, рыжая. Малина – маленькая. Черника – черная. Подорожник – по дороге. Колокольчик – колокол. Одуванчик – сдувать. Пустырник – на пустыре растет. Кашка – на кашу похожа.
Отлично, давайте прикрепим наши рисунки к доске, чтобы у нас получилась целая поляна знакомых нам растений.
Спасибо.
5. Подведение итогов.
Ребята, скажите, а всегда ли мы внимательны к слову, бережем его, заботимся о нем? Нет. А что вредит русскому языку? Ошибки, плохие слова, обилие иностранных слов. (Слайд 12). Можем ли мы защитить наш язык? Да, нужно сохранять его богатство, помнить о важности правил, беречь наш родной язык, постигать его тайны.
Скажите, что нам удалось сегодня сделать на занятии? Найти смыслы в названиях растений, узнать одну из многочисленных тайн языка, учиться его сохранять. Здесь заканчивается текст двенадцатого слайда.
6. Домашнее задание.
Дома я предлагаю вам придумать свой цветок, дать ему название и нарисовать.
7. Рефлексия. Продукт занятия.
Наша поляна по-весеннему расцвела благодаря вашим стараниям и усилиям. (Слайд 13). Каждому из вас я дарю на память цветок и прошу раскрасить его карандашом такого цвета, который соответствует вашему настроению. Раскрасили? Молодцы! Давайте покажем друг другу, какие цветы вы уносите с собой. Здесь заканчивается текст тринадцатого слайда.
Спасибо за занятие.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: Цель: формирование уважительного отношения к родному языку Планируемые результаты: - принятие и освоения традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны; -формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. - формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;
В начале было Слово… На что способны слова? Обижают Хвалят Ранят Поддерживают Ободряют
Величайшее богатство народа – его язык. М. Шолохов Русский язык Пословицы Поговорки
Имена есть у всего на Земле. Имя помогает «назвать» кого-то или что-то конкретное среди множества подобных Нет ничего случайного В названии любом: В нём — музыки звучание И смысл глубокий — в нём . Г. Кондаков
1. Свет широкий, дух медовый, Заливной, низинный луг. — Назовитесь же мне — кто вы, Зашумевшие вокруг? 2. — Я — бордовая гвоздика . — Я — лиловый иван-чай . — Я — липучая вязига . — Я — пахучий молочай . 3. Светлолицы , ясноглавы , Пламенеют здесь и там. — Вы скажите — как вас, травы, Различить по голосам? 4. — Я — шуршу сухой позёмкой. — Я — как тихий ключ, шепчу. — Я — осой звеню негромкой. — Я — малиновкой свищу . В. Казанцев
Молочай Растение получило это название из-за своего горького сока, внешне напоминающего молоко
Гвоздика Гвоздика получила свое название по сходству семян цветка с маленькими гвоздями
Иван-чай Иван-чай — древнерусское название кипрея, дошедшее до наших дней.
ВЯЗИГА
Связывать Вязать Вместе Веревка Завязать
Как мы можем защитить наш язык? нужно сохранять его богатство; помнить о важности правил; беречь наш родной язык; постигать его тайны.
Цветы для души
Активные ссылки на использованные изображения (URL- адреса) Знак вопроса http:// ekzfoto.ru/wp-content/uploads/2015/10/project-payday.png Веревочки http:// prouzli.ru/images/prjamoj-uzel/000.jpg Человечки http:// www.gosrf.ru/images/345/2/222/equality-and-diversity-imag_v_Variation_11.jpg Клубки http:// cherry-lady.ru/wp-content/uploads/2010/02/3014.jpg Молочай http:// www.plantarium.ru/dat/plants/7/785/25785_e04e20e0.jpg Гвоздика http:// www.botansad.com.ua/images/phocagallery/alpy/100_0765.jpg Иван-чай http:// zapovednoe-podlemorye.ru/upload/resize_cache/iblock/331/1200_12000_1/3319707e3e30fd996d5710e5dadb9abf.jpg Ромашка http:// cliparts.co/cliparts/Lid/j89/Lidj89n4T.png
Предварительный просмотр:
Урок «И все с тобой заговорят…»
1. Внимательно прочти стихотворение:
В. Казанцев
Свет широкий, дух медовый,
Заливной, низинный луг.
— Назовитесь же мне — кто вы,
Зашумевшие вокруг?
— Я — бордовая гвоздика.
— Я — лиловый иван-чай.
— Я — липучая вязига.
— Я — пахучий молочай.
Светлолицы, ясноглавы,
Пламенеют здесь и там.
— Вы скажите — как вас, травы,
Различить по голосам?
— Я — шуршу сухой позёмкой.
— Я — как тихий ключ, шепчу.
— Я — осой звеню негромкой.
— Я — малиновкой свищу.
● Из чего состоит язык трав?
● Почему травы слышат героя стихотворения?
2. Попробуй!
Словом вязига в разных местах называют разные полевые травы. Перечисли их основные свойства, учитывая, что однокоренным словом вязовица называют ежевику, глухую (дикую) малину.
3. В отрывке из стихотворения А. Чижевского установи верный порядок строф и отметь его в квадратиках:
Ты сердцем в сердце их проник,
Ты проложил к ним путь открытый
И вспомнил общий наш язык,
Давно тобою позабытый.
О, погрузись в лесную глушь,
Как в дивный храм с благоговеньем,
Приветствуй лес — и столько душ
Тебе ответят с восхищеньем!
О, припади к густой траве,
Прильни лицом к стволу берёзы —
И в просветлённой голове
Возникнут вымыслы и грёзы!
И все с тобой заговорят:
И травы, и листы, и птицы,
Заговорят — обворожат
Лесные братцы и сестрицы.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к внеурочному занятию по теме "Торцевание".
Презентация по теме торцевание- изготовление букета цветов....
Презентация к внеурочному занятию по математике в 5 классе "Среднее арифметическое"
Разработка внеурочного занятия по ФГОС для учащихся 5-го класса «Среднее арифметическое»...
Конспект и презентация к внеурочному занятию по теме " Транспорт"
Конспект и презентация к внеурочному занятию по теме" Транспорт" для учащихся 2 класса школы 1 вида. Составленны с требованием ФГОС...
Презентация к внеурочному занятию "Лес"
презентация к занятию внеурочной деятельности "Веселая кисточка"...
презентация к внеурочному занятию по математике "Введение в логику"
Данная презентация дает представление о науке "Логика",знакомить с именами ученых математиков, основоположников Логики...
Презентация к внеурочному занятию на тему: "Водители, ы обращаемся к вам!"
Презентация была использована к городскому конкурсу по ПДД.Из истории правил дорожного движения...
Презентация к внеурочному занятию
quot;Детектив"...