методические рекомендации для подготовки к итоговому сочинению в 11 классе по направлению "Путь"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
Мотив пути может выполнять как композиционную функцию, так и символическую. Чаще всего образ дороги ассоциируется с жизненным путём героя, народа или целого государства, это способность к творчеству, путь к познанию и так далее. В данном материале предлагается рассмотреть 9 тематических блоков. В каждом из них называются литературные произведения и определяется круг вопросов и проблем, которые помогут при подготовке к итоговому сочинению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Итоговое сочинение в 11 классе. Тематическое направление Путь" | 30.7 КБ |
tematicheskoe_napravlenie_put_.docx | 30.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к итоговому сочинению
по тематическому направлению «Путь»
Для того чтобы подготовить школьников к сочинению по направлению «Путь», необходимо выделить блоки и соответствующие им произведения, а также очертить круг вопросов и проблем.
С мотивом дороги тесно связана тема путешествий, странствий. По словам А.Блока, «первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги».
Задание:
Вспомните, кто из писателей много времени проводил в дороге, путешествовал по России и за её пределами. В каких произведениях нашли отражение их дорожные впечатления? Для примера можно взять следующие произведения:
- А. Никитин «Хождение за три моря»
- Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника»
- А.П. Чехов «Остров Сахалин»
- И.А. Гончаров «Фрегат Паллада»
- Н. Гумилёв Цикл стихов, результат путешествия в Африку
Школьники под руководством учителя могут подобрать материал и подготовить сообщения об этих писателях и поэтах. В ходе беседы выясним, какое значение для формирования личности писателя имели путешествия. Как отразились дорожные впечатления на его творчестве. Как характеризуют писателя его произведения о поездках по стране и за её пределы.
Следующий блок: «От дорожных впечатлений к судьбе русского народа, России». Для русских писателей и поэтов одним из основных тем становится тема дороги, пути. Начиная с 5 класса, школьники знакомятся с древнерусской литературой. А значит, смогут оперировать своими знаниями при написании сочинения. Писатели XVIII – XX веков продолжают традиции древнерусской литературы. Дорожные впечатления героев перерастают в широкие обобщения о судьбах русского народа с России. Можно предложить ребятам назвать такие произведения. Вспомним некоторые из них:
- А.Н. Радищев «Путешествия из Петербурга в Москву»
- Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
- Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога»
- А. Блок «На поле Куликовом», «Русь», «Россия».
Чтобы написать сочинение, надо подумать над следующими вопросами:
- Каковы дорожные впечатления героя?
- Отношение к тому, что он видит во время путешествия, странствия
- Какие вопросы решает автор в произведении?
- Как рисует путь русского народа?
- Каким видит путь развития страны?
- Какие образы, символы использует для создания образа России?
Ещё один блок: «Бездорожье, перепутье» и рассмотреть следующие произведения:
А.С. Пушкин «Бесы», «Метель», «Капитанская дочка», «Дорожные жалобы»
А. Блок «Двенадцать»
М.Булгаков «Белая гвардия»
М. Шолохов «Донские рассказы»
Выделим вопросы и проблемы, решаемые писателями:
- Что такое перепутье?
- Что символизирует образ метели (вьюги, бурана)?
- Каково прямое и переносное значение слова «бездорожье»?
- Как решается проблема выбора своего пути героем?
- Как характеризует его этот выбор?
- Что помогает «блуждающим» героям найти верный путь?
- Что значит перепутье в отношении страны?
- Какие периоды в истории можно назвать перепутьем?
Самым понятным для старшеклассников является блок тем, связанных с выбором жизненного пути героями. Можно взять практически любое произведение, прочитанное ребятами. Главное, не уйти в пересказ и правильно расставить акценты, сделать выводы в зависимости от формулировки темы.
Н.А. Некрасов «В дороге», «Тройка», «Пьяница», «Размышления у парадного подъезда»
Н.В. Гоголь «Мёртвые души» (жизненный путь Плюшкина, Чичикова)
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (судьбы Татьяна, Евгения Онегина)
И.С. Тургенев «Отцы и дети» (судьба П.П. Кирсанова)
И.А. Гончаров «Обломов» (жизненный путь Обломова)
А.И Солженицын «Матрёнин двор» (судьба Матрёны)
А. Блок «На железной дороге»
Рассказывая о непростом жизненном пути героев, можно выделить ещё одну тему: «Путь деградации и духовного возрождения, грехопадения и раскаяния». Для анализа возьмём произведения:
История блудного сына
Н.В. Гоголь «Портрет»
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (разбойник Кудеяр)
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (Соня Мармеладова и Родион Раскольников)
А.С. Пушкин «Борис Годунов»
А.Н. Островский «Гроза»
Л. Андреев «Иуда Искариот»
М.Ю. Лермонтов «Маскарад»
В.Г. Распутин «Живи и помни»
Поразмышляем над такими вопросами:
- Как складывается жизненный путь героев?
- От чего или кого это зависит?
- Как ведёт себя герой, сталкиваясь с трудностями, соблазнами на своём жизненном пути?
- Какие нравственные качества теряет или приобретает?
- Как изменяется в течение жизни?
- Какие уроки для себя извлекает?
- Как и почему происходит духовное возрождение?
В каждом произведении данная тема решатся по-разному в зависимости от задач, которые ставит перед собой писатель. Но суть нравственных категорий школьникам должна быть понятна.
«У каждого из нас есть только одно истинное призвание — это найти путь к себе»,- писал Герман Гессе. Ещё одно значение слова «путь» - путь духовных исканий, путь к себе. Выбор произведений велик:
Л.Н.Толстой «Война и мир»
М.Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу», «И скучно, и грустно», «Дума»
Н. С. Лесков «Очарованный странник»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
М.А. Шолохов «Тихий Дон»
Рассмотрим вопросы:
- Как вы понимаете словосочетание «путь к себе»?
- Что значит духовные, нравственные искания?
- Через какие испытания проходят герои, чтобы найти цель и смысл жизни?
- Какие вопросы решают?
- Что помогает преодолеть духовный кризис?
- Какими нравственными качествами обладают?
- К чему приходят в результате?
Тема, которая довольно редко рассматривается на уроках - это «Путь праведников». Если старшеклассники владеют соответствующей лексикой и им близка эта тема, её можно раскрыть, взяв за основу
Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Жизненный путь (житие) Ксении Петербургской, Матроны МосковскоЙ, княгини Елизаветы Фёдоровны
И.С. Тургенев «Живые мощи»
А.И. Солженицын «Матрёнин двор»
В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»
Рассмотрим следующие вопросы:
- Кто такие праведники?
- Какими качествами они обладают?
- Чем отличаются от других людей?
- Почему жизнь их нелегка, их часто не понимают и не принимают люди?
- Как зачастую заканчивается жизненный путь и почему?
- Чему учат нас праведники?
- Почему в XXI веке возродился интерес к жанру житие?
«Дороги войны» - ещё один блок тем, над которым стоит поработать. В этом году отмечали 70 лет победы в Великой Отечественной войне и, наверняка, на уроках литературы и внеклассного чтения обсуждались произведения:
В. Быков «Сотников»
В. Кондратьев «Сашка»
М. Шолохов «Судьба человека», «Они сражались за родину»
К. Воробьёв «Убиты под Москвой»
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
А. Твардовский «Василий Тёркин»
Рассмотрим вопросы:
- Взросление вчерашних мальчишек на войне.
- Как проявляют себя герои на дорогах войны?
- Боевой путь одного человека и всей страны
- Путь предателя и героя
- Дорогами плена
- Какие качества помогают выжить и победить на войне?
- Почему необходимо знать и помнить о героях войны?
«Путь к мечте» - ещё одно направление. «Не оборачивается тот, кто идёт к звёздам»,- сказал Леонардо да Винчи. Рассмотрим произведения:
А. Грин «Алые паруса»
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
В. Каверин «Два капитана»
И.С. Тургенев «Накануне», «Рудин»
Людям свойственно мечтать. Маниловы мечтают, но бездействуют. Их мечты бесплодны. А мы поговорим о героях, которые идут к осуществлению своей мечты. «Бороться и искать, найти и не сдаваться», - под таким девизом живут капитан Татаринов и Григорьев (роман Каверина «Два капитана»). Мечта становится явью для Ассоль ( А. Грин «Алые паруса»), герои И.С. Тургенева идут к своей мечте, какой бы призрачной она не казалась.
Примерные вопросы, над которыми стоит поработать:
- О чём мечтают герои?
- Чем для них является мечта?
- Что делают, чтобы мечта стала явью?
- Чем готовы пожертвовать ради её осуществления?
- Как проявляют себя на пути к мечте?
- Чем обернулось для них осуществление мечты?
Дорога творчества – ещё один блок, который можно выделить в направлении «Путь». На уроках литературы мы уделяем немало времени изучению биографии писателей, рассматриваем эволюцию их творчества (например, путь от романтизма к реализму). Анализируя стихи, обращаем внимание на то, как авторы сами рассматривают роль поэта в обществе. Раскрыть данную тему можно на примере произведений:
А С Пушкин «Пророк», «Поэт», «Поэту»
М. Ю. Лермонтов «Поэт», «Пророк»
В. Маяковский «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Во весь голос»
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Рассмотрим такие вопросы, как
- Почему творческий путь писателя (поэта) труден?
- Писатель среди людей
- В чём он видит своё предназначение?
- Какое значение имеет творчество талантливых художников для общества, особенно когда страна на перепутье?
- Какое наследие оставил писатель?
Дорога - образ, используемый всеми поколениями писателей. Зарождался мотив ещё в русском фольклоре, далее он продолжал своё развитие в произведениях литературы ХVΙΙΙ века, был подхвачен поэтами и писателями ХIХ, XX столетия, не забыт он и сейчас.
Мотив пути может выполнять как композиционную (сюжетообразующую) функцию, так и символическую. Чаще всего образ дороги ассоциируется с жизненным путём героя, народа или целого государства. Таким образом, философское звучание мотива дороги способствует раскрытию идейного содержания произведений. Немыслима дорога без странников, для которых она становится смыслом жизни, стимулом к развитию личности.
Дорога - это художественный образ, это источник перемен, жизни и подспорье в трудную минуту. Мотив дороги символизирует и такие процессы, как движение, поиск, испытание, обновление.
Дорога - это и способность к творчеству, и способность к познанию истинного пути человека и всего человечества, и надежда на то, что такой путь удастся найти современникам.
Предварительный просмотр:
Подготовка к итоговому сочинению
по тематическому направлению «Путь»
Для того чтобы подготовить школьников к сочинению по направлению «Путь», необходимо выделить блоки и соответствующие им произведения, а также очертить круг вопросов и проблем.
С мотивом дороги тесно связана тема путешествий, странствий. По словам А.Блока, «первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги».
Задание:
Вспомните, кто из писателей много времени проводил в дороге, путешествовал по России и за её пределами. В каких произведениях нашли отражение их дорожные впечатления? Для примера можно взять следующие произведения:
- А. Никитин «Хождение за три моря»
- Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника»
- А.П. Чехов «Остров Сахалин»
- И.А. Гончаров «Фрегат Паллада»
- Н. Гумилёв Цикл стихов, результат путешествия в Африку
Школьники под руководством учителя могут подобрать материал и подготовить сообщения об этих писателях и поэтах. В ходе беседы выясним, какое значение для формирования личности писателя имели путешествия. Как отразились дорожные впечатления на его творчестве. Как характеризуют писателя его произведения о поездках по стране и за её пределы.
Следующий блок: «От дорожных впечатлений к судьбе русского народа, России». Для русских писателей и поэтов одним из основных тем становится тема дороги, пути. Начиная с 5 класса, школьники знакомятся с древнерусской литературой. А значит, смогут оперировать своими знаниями при написании сочинения. Писатели XVIII – XX веков продолжают традиции древнерусской литературы. Дорожные впечатления героев перерастают в широкие обобщения о судьбах русского народа с России. Можно предложить ребятам назвать такие произведения. Вспомним некоторые из них:
- А.Н. Радищев «Путешествия из Петербурга в Москву»
- Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
- Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога»
- А. Блок «На поле Куликовом», «Русь», «Россия».
Чтобы написать сочинение, надо подумать над следующими вопросами:
- Каковы дорожные впечатления героя?
- Отношение к тому, что он видит во время путешествия, странствия
- Какие вопросы решает автор в произведении?
- Как рисует путь русского народа?
- Каким видит путь развития страны?
- Какие образы, символы использует для создания образа России?
Ещё один блок: «Бездорожье, перепутье» и рассмотреть следующие произведения:
А.С. Пушкин «Бесы», «Метель», «Капитанская дочка», «Дорожные жалобы»
А. Блок «Двенадцать»
М.Булгаков «Белая гвардия»
М. Шолохов «Донские рассказы»
Выделим вопросы и проблемы, решаемые писателями:
- Что такое перепутье?
- Что символизирует образ метели (вьюги, бурана)?
- Каково прямое и переносное значение слова «бездорожье»?
- Как решается проблема выбора своего пути героем?
- Как характеризует его этот выбор?
- Что помогает «блуждающим» героям найти верный путь?
- Что значит перепутье в отношении страны?
- Какие периоды в истории можно назвать перепутьем?
Самым понятным для старшеклассников является блок тем, связанных с выбором жизненного пути героями. Можно взять практически любое произведение, прочитанное ребятами. Главное, не уйти в пересказ и правильно расставить акценты, сделать выводы в зависимости от формулировки темы.
Н.А. Некрасов «В дороге», «Тройка», «Пьяница», «Размышления у парадного подъезда»
Н.В. Гоголь «Мёртвые души» (жизненный путь Плюшкина, Чичикова)
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (судьбы Татьяна, Евгения Онегина)
И.С. Тургенев «Отцы и дети» (судьба П.П. Кирсанова)
И.А. Гончаров «Обломов» (жизненный путь Обломова)
А.И Солженицын «Матрёнин двор» (судьба Матрёны)
А. Блок «На железной дороге»
Рассказывая о непростом жизненном пути героев, можно выделить ещё одну тему: «Путь деградации и духовного возрождения, грехопадения и раскаяния». Для анализа возьмём произведения:
История блудного сына
Н.В. Гоголь «Портрет»
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (разбойник Кудеяр)
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (Соня Мармеладова и Родион Раскольников)
А.С. Пушкин «Борис Годунов»
А.Н. Островский «Гроза»
Л. Андреев «Иуда Искариот»
М.Ю. Лермонтов «Маскарад»
В.Г. Распутин «Живи и помни»
Поразмышляем над такими вопросами:
- Как складывается жизненный путь героев?
- От чего или кого это зависит?
- Как ведёт себя герой, сталкиваясь с трудностями, соблазнами на своём жизненном пути?
- Какие нравственные качества теряет или приобретает?
- Как изменяется в течение жизни?
- Какие уроки для себя извлекает?
- Как и почему происходит духовное возрождение?
В каждом произведении данная тема решатся по-разному в зависимости от задач, которые ставит перед собой писатель. Но суть нравственных категорий школьникам должна быть понятна.
«У каждого из нас есть только одно истинное призвание — это найти путь к себе»,- писал Герман Гессе. Ещё одно значение слова «путь» - путь духовных исканий, путь к себе. Выбор произведений велик:
Л.Н.Толстой «Война и мир»
М.Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу», «И скучно, и грустно», «Дума»
Н. С. Лесков «Очарованный странник»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
М.А. Шолохов «Тихий Дон»
Рассмотрим вопросы:
- Как вы понимаете словосочетание «путь к себе»?
- Что значит духовные, нравственные искания?
- Через какие испытания проходят герои, чтобы найти цель и смысл жизни?
- Какие вопросы решают?
- Что помогает преодолеть духовный кризис?
- Какими нравственными качествами обладают?
- К чему приходят в результате?
Тема, которая довольно редко рассматривается на уроках - это «Путь праведников». Если старшеклассники владеют соответствующей лексикой и им близка эта тема, её можно раскрыть, взяв за основу
Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Жизненный путь (житие) Ксении Петербургской, Матроны МосковскоЙ, княгини Елизаветы Фёдоровны
И.С. Тургенев «Живые мощи»
А.И. Солженицын «Матрёнин двор»
В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»
Рассмотрим следующие вопросы:
- Кто такие праведники?
- Какими качествами они обладают?
- Чем отличаются от других людей?
- Почему жизнь их нелегка, их часто не понимают и не принимают люди?
- Как зачастую заканчивается жизненный путь и почему?
- Чему учат нас праведники?
- Почему в XXI веке возродился интерес к жанру житие?
«Дороги войны» - ещё один блок тем, над которым стоит поработать. В этом году отмечали 70 лет победы в Великой Отечественной войне и, наверняка, на уроках литературы и внеклассного чтения обсуждались произведения:
В. Быков «Сотников»
В. Кондратьев «Сашка»
М. Шолохов «Судьба человека», «Они сражались за родину»
К. Воробьёв «Убиты под Москвой»
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
А. Твардовский «Василий Тёркин»
Рассмотрим вопросы:
- Взросление вчерашних мальчишек на войне.
- Как проявляют себя герои на дорогах войны?
- Боевой путь одного человека и всей страны
- Путь предателя и героя
- Дорогами плена
- Какие качества помогают выжить и победить на войне?
- Почему необходимо знать и помнить о героях войны?
«Путь к мечте» - ещё одно направление. «Не оборачивается тот, кто идёт к звёздам»,- сказал Леонардо да Винчи. Рассмотрим произведения:
А. Грин «Алые паруса»
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
В. Каверин «Два капитана»
И.С. Тургенев «Накануне», «Рудин»
Людям свойственно мечтать. Маниловы мечтают, но бездействуют. Их мечты бесплодны. А мы поговорим о героях, которые идут к осуществлению своей мечты. «Бороться и искать, найти и не сдаваться», - под таким девизом живут капитан Татаринов и Григорьев (роман Каверина «Два капитана»). Мечта становится явью для Ассоль ( А. Грин «Алые паруса»), герои И.С. Тургенева идут к своей мечте, какой бы призрачной она не казалась.
Примерные вопросы, над которыми стоит поработать:
- О чём мечтают герои?
- Чем для них является мечта?
- Что делают, чтобы мечта стала явью?
- Чем готовы пожертвовать ради её осуществления?
- Как проявляют себя на пути к мечте?
- Чем обернулось для них осуществление мечты?
Дорога творчества – ещё один блок, который можно выделить в направлении «Путь». На уроках литературы мы уделяем немало времени изучению биографии писателей, рассматриваем эволюцию их творчества (например, путь от романтизма к реализму). Анализируя стихи, обращаем внимание на то, как авторы сами рассматривают роль поэта в обществе. Раскрыть данную тему можно на примере произведений:
А С Пушкин «Пророк», «Поэт», «Поэту»
М. Ю. Лермонтов «Поэт», «Пророк»
В. Маяковский «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Во весь голос»
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Рассмотрим такие вопросы, как
- Почему творческий путь писателя (поэта) труден?
- Писатель среди людей
- В чём он видит своё предназначение?
- Какое значение имеет творчество талантливых художников для общества, особенно когда страна на перепутье?
- Какое наследие оставил писатель?
Дорога - образ, используемый всеми поколениями писателей. Зарождался мотив ещё в русском фольклоре, далее он продолжал своё развитие в произведениях литературы ХVΙΙΙ века, был подхвачен поэтами и писателями ХIХ, XX столетия, не забыт он и сейчас.
Мотив пути может выполнять как композиционную (сюжетообразующую) функцию, так и символическую. Чаще всего образ дороги ассоциируется с жизненным путём героя, народа или целого государства. Таким образом, философское звучание мотива дороги способствует раскрытию идейного содержания произведений. Немыслима дорога без странников, для которых она становится смыслом жизни, стимулом к развитию личности.
Дорога - это художественный образ, это источник перемен, жизни и подспорье в трудную минуту. Мотив дороги символизирует и такие процессы, как движение, поиск, испытание, обновление.
Дорога - это и способность к творчеству, и способность к познанию истинного пути человека и всего человечества, и надежда на то, что такой путь удастся найти современникам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению-2014/2015 для учащихся
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению-2014/2015 для учащихся...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению...
методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению учащихся 10-11 классов в 2016-17 учебном году...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению в 2015 году
Материал опубликован на сайте ФИПИ...