Бинарные уроки по литературе и истории
статья по литературе
Бинарные уроки как средство и как форма интегрированных уроков, которые компенсируют разрыв между предметным содержанием литературы и истории и способствуют преодолению фрагментарности формируемого у школьников мировоззрения. Бинарные уроки помогают ученикам устанавливать межпредметные связи, соединять различные виды текстов в единую интерпретацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
binarnye_uroki_1.docx | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Бинарные уроки по литературе и истории
Формирование интегральных представлений при предметном обучении является объективно сложной задачей. В отношении литературы и истории ситуация усугубляется тем, что учебные программы по этим предметам построены на разных принципах: по литературе программа концентрическая, а по истории – линейная. На уроках литературы невозможно обойтись без подробного исторического комментария, так как многие произведения созданы на исторической основе. Но зачастую материал, лежащий в основе литературного текста, на истории изучается много позже. Яркий пример: рассказ И. С. Тургенева «Муму» изучается на литературе в пятом классе, а про крепостной строй, без представлений о котором нельзя понять идейное содержание произведения, ученикам расскажут на истории только в восьмом классе. И таких примеров множество.
Из-за временнóй несогласованности учебного материала, разрыва межпредметных связей учителям литературы сложно обеспечивать правильное восприятие учениками литературных произведений, понимание авторской позиции. Историкам литература обеспечивает нравственно-этическую составляющую изучаемого содержания, без которой ученикам сложно понять в полной мере историческую ситуацию и сформировать свое отношение к ней. Необходимо искать средства, которые компенсировали бы разрыв между предметным содержанием литературы и истории и способствовали бы преодолению фрагментарности формируемого у школьников мировоззрения.
Есть еще один вопрос, актуальный в равной мере для литераторов и историков. Это работа с текстами. На уроках литературы и истории учащиеся работают с различными текстами – это литературные произведения, критические статьи, исторические документы, архивные материалы и т.д. Ученики затрудняются устанавливать межпредметные связи, соединяя различные виды текстов в единую интерпретацию, затрудняются также применять тексты в новой для учеников ситуации - в ситуации другого предмета. Как следствие: трудность вызывает продуцирование – написание собственных текстов.
Поэтому возникла идея ввести в учебную практику бинарные уроки, содержание которых будет способствовать формированию у учащихся интегральных представлений, а организация их деятельности – развитию умений работать с текстами.
Исходя из того, что у учащихся достаточная мотивация при работе с текстами, преследуется цель научить интегративной интерпретации текстов и обучить текстопорождению.
Цель – разработка системы бинарных уроков как педагогического средства формирования у учащихся интегральных представлений в гуманитарной сфере и умений работать с текстом.
Задачи
- Определить темы в курсах истории и литературы, для изучения которых целесообразно использовать бинарные уроки.
- Составить тематическое планирование по литературе и истории, содержащее бинарные уроки.
- По каждому уроку определить образовательные задачи, в соответствии с которыми разработать:
- содержание интегрального характера;
- организационную модель, основанную на самостоятельной продуктивной деятельности учащихся;.
- дидактическое обеспечение: тексты для анализа, продуктивные задания для аудиторной и подготовительной домашней работы.
- Разработать критериальную систему оценивания продуктивных текстов.
Великий чешский педагог Ян Амос Каменский говорил: «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».
Интеграция – это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале литературных и исторических знаний. Интегрированные уроки помогают отрабатывать навык «вхождения» в историческое пространство художественного произведения, формирования понимания его исторической канвы. А исторические события, осмысленные через художественный образ (художественный образ – это картина жизни, проникнутая мыслями и чувствами писателя), формируют устойчивую мировоззренческую позицию учеников, развивают их эмоциональный интеллект. «Историк имеет дело до результатов события, художник – до самого факта события», – писал Л. Н. Толстой.
Бинарные уроки – один из вариантов интегрированных уроков. Их специфика в том, что занятие, как правило, проводят оба учителя – литератор и историк.
Вторая важная особенность – продуктивная деятельность учеников. Под продуктом мы понимаем текст, который ученик написал или высказал сам и который не повторяет содержание учебника или объяснение учителя, а содержит собственные умозаключения. Основанием для создания продукта является чтение и интерпретация художественных и исторических текстов. Литературные тексты выступают источником нравственно-этического осмысления исторических событий, а исторические тексты служат «помощниками» для понимания и осознания исторических событий, которые в художественной форме представлены автором.
По уровню обобщения и объему продукты могут быть весьма различными – от ответа на конкретный вопрос до текстов исследовательского характера. Это зависит от специфики учеников – возраста, уровня развития и образовательных притязаний. Можно говорить о том, что на бинарных уроках организуется проектная деятельность учеников. Создание продукта можно рассматривать как краткосрочный учебный проект, для которого учитель составляет техническое задание. ТЗ – это специфическая форма описания продуктивных заданий, где даются требования к продукту, параметры и критерии его оценивания. Особенно важен текст ТЗ, если создание продукта предполагает подготовительную домашнюю работу.
Предполагаем, что со временем учителя настолько освоят смежные предметы, что смогут проводить бинарные уроки в одиночку (что существенно упростит их организацию). Но самостоятельная продуктивная деятельность учеников остается обязательным требованием.
Оптимальное количество такого типа уроков по классам: 5 класс – 2 урока, 6 -11 классы - по 3 урока.
Разработка и проведение бинарных уроков дает возможность учителям:
1. Развивать педагогическое сотрудничество
2. Устанавливать межпредметные и интегративные связи учебных предметов. Более рационально использовать учебное время.
3. Получить возможность личностного и профессионального роста.
Систематическая работа на бинарных уроках дает возможность ученикам:
1. Раскрыть вопросы отдельных наук в их взаимосвязи.
2.Развивать творческое мышление, уметь применять полученные знания в новой нестандартной ситуации, расширить кругозор, сформировать целостное мировоззрение.
3. Повысить мотивацию и познавательный интерес.
Программа бинарных уроков
5 класс – М.Ю. Лермонтов «Бородино»
5 класс – И.С. Тургенев «Муму».
6 класс – «Русские летописи. «Повесть временных лет»
6 класс – А.С. Пушкин «Дубровский».
6 класс – Н.С. Лесков «Левша»
7 класс – Н.А. Некрасов «Русские женщины».
7 класс – М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
7 класс – Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
8 класс – Древнерусская литература. «Повесть о жизни и храбрости Александра Невского»
8 класс – А.С. Пушкин «История Пугачёвского бунта» (отрывки), повесть «Капитанская дочка».
8 класс – Л.Н. Толстой «После бала»
9 класс – М. Шолохов «Судьба человека».
9 класс – М. Булгаков «Собачье сердце»
9 класс – А.С. Солженицын «Матрёнин двор»
10 класс – «Война – страшное преступление против человечества» (Подготовка к сочинению ЕГЭ).
10 класс – тема Великой Отечественной войны в произведениях русских писателей.
10 класс – Л.Н. Толстой «Война и мир»
11 класс – М.Цветаева «Реквием»
11 класс – «Литература 20-х годов 20 века (Д. Фурманов, А. Серафимович, А. Фадеев, И. Бабель – по выбору учителя)
11 класс – Тоталитарное государство и тоталитарный режим в произведениях русских писателей (Е. Замятин, М. Булгаков, А. Солженицын и др. – по выбору учителя).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект бинарного урока по литературе и истории
Конспект бинарного урока , проведенного в 6Б классе 15 февраля 2012 года. Тема урока: "Постарайтесь творить только добрые дела" ("Поучение Владимира Мономаха)...
конспект бинарного урока по литературе и истории
Урок литературы и истории, проведённый в6б классе15 февраля 2012 года...
Бинарный урок по литературе и истории на тему: «Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда.
Конспект урока представляет собой бинарный урок по литературу и истории в 7 классе.Цель урока :познакомить учащихся с исторической основой стихотворения, показать условия подневольного труда рабочих. ...
Бинарный урок по литературе и истории на тему: «Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда.
Конспект урока представляет собой бинарный урок по литературу и истории в 7 классе.Цель урока :познакомить учащихся с исторической основой стихотворения, показать условия подневольного труда рабочих. ...
Технологическая карта бинарного урока по информатике и истории "Становление индустриального общества"
Технологическая карта бинарного урока по информатике и истории "Становление индустриального общества"...
Бинарный урок по литературе, 8 класс. Пугачёв в истории и на страницах литературных произведений: А.С. Пушкина " Капитанская дочка", С.А. Есенина "Пугачёв"
Данный бинарный урок, проводимый учителями литературы и истории, знакомит учеников со сложным и противоречивым историческим лицом - Емельяном Ивановичем Пугачёвым, ставшим литературным героем произвед...
Сценарий открытого бинарного урока по теме "Памятники: история и технология их создания"
Разработка посвящена теме создания памятников и мемориальных комплексов, посвященных подвигу советского народа в Великой Отественной войне. Материал содержит: исторические факты о событиях ВОВ, ...