Тема: Идейное содержание поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Ее композиция
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Цель урока: анализ поэмы, композиции, элементы.
Ход работы:
1.Беседа по вопросам домашнего задания.
Задание: Прочитайте вторую главу поэмы. Сформулируйте кратко ее содержание. Что дает эта глава для понимания характера главного героя (работа над вопросом 2 на стр.144)?
2 глава-завязка поэмы. В ней отражена вся жизнь Мцыри ,источник его трагедии (ребенком попал в плен, отлучен от родины, своего народа, забыл родной язык).
Почему всей жизни Мцыри посвящена одна глава, а «трем блаженным дням» почти вся поэма? (Только в них-то вместилась подлинная жизнь).
2) Какие значения слова «исповедь» вам известны (см. вопрос 3 на стр. 144)? Можно ли назвать исповедью страстный монолог Мцыри? (По форме монолог Мцыри действительно напоминает исповедь : это рассказ умирающего о том, что у него на душе. Однако по содержанию он менее всего напоминает исповедь: Мцыри не отказывается от пламенных страстей, напротив, гордится ими, не молит о прощении ,не стремится к райскому блаженству, даже готов легко променять его на несколько минут подлинной свободы в родном краю. Он жалеет о том, что перед смертью вновь оказался в темнице, которая теперь, после глотка свободы, давит нестерпимо.)
3) В страстной речи Мцыри явно слышны нотки полемики, спора, хотя слушающий его монах-чернец не произносит ни слова. Однако Мцыри хорошо знает своего собеседника, представляет его жизнь и убеждения. Нечто подобное было уготовано и ему, останься он в монастыре.
Докажите, что Мцыри спорит с монахом. Какие взгляды на жизнь он решительно отвергает, ( Старику монастырь заменил Родину, семью, а Мцыри именно к этому стремится всей душой. Старик отвык от желаний, забыл, « как ненавидел и любил». Сердце же Мцыри жаждет испытать все чувства, какие жизнь дарит человеку. Монахов пугают грозные проявления небесных сил. Мцыри же чувствует с ними кровную связь. )
Таким образом, с одной стороны - мы видим смирении, пассивность, боязнь потрясений и бурь, отказ от земных страданий и радостей, упование в рай небесный. С другой стороны- жажда бури, страсть к свободе, протест против физического и духовного рабства.
2. В.Г. Белинский о поэме «Мцыри».
Цель литературной критики_ помочь читателю в понимании художественного произведения, воспитать эстетический вкус публики, обращая внимание на достоинства и недостатки того или иного произведения.
В.Г. Белинский стоял у истоков русской литературной критики. Его любили, его мнением особенно дорожили такие мастера слова, как И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А.И. Герцен и другие.
Задание. Прочитайте отрывок из статьи В.Г.Белинского « Стихотворения М. Лермонтова» (учебник, с.144-145)
Сформулируйте основные положения его статьи.
3. Индивидуальное задание. Прочитайте отрывок из статьи современного литературного критика Ю. Манна « Поэтика русского романтизма».
«… для Мцыри родной средой является именно естественная среда. И его решительный шаг- это прежде всего возращение на круги своя. Он рвет не с усвоенным от младых ногтей мироощущением, но с образом жизни, навязанным ему позднее и насильно. Обычная ситуация бегства неуловимо обернулась ситуацией возвращения…
Мцыри оставляет то, что ему заведомо чуждо, и устремляется к родному, к своему. Это не столько усилие над собой, сколько неодолимый зов природы…
По отношению к «пламенной страсти» Мцыри, к его стремлению в родную стихию, все является насилием и тюрьмой, в том числе и добрый спасительный монастырь. Зло здесь существует в самом добре, в охране, в спасении, поскольку они грозят несвободой воли и неосуществлением желания. Узничество осуществляется здесь вне каких-либо резких проявлений гнета, зла и оскорбления- лишь одним подчинением заведенному порядку вещей.
Мы вправе сказать… что, не имея возможности показать, как жил Мцыри в вольном краю , поэма поведала нам о том, как он не может до него дойти и как он умирает».
Перескажите основные положения статьи и ответьте на вопросы:
1) Почему Ю. Манн утверждает, что решительный шаг главного героя поэмы «Мцыри» правильнее назвать не бегством, а возвращением?
2) В чем, с точки зрения Ю.Манна, появилась героика характера Мцыри? Согласны ли вы с ним?
Задание. Расскажите, какие новые стороны в понимании поэмы « Мцыри», образа главного героя раскрыла для вас литературная критика?
Домашнее задание.
Подготовить рассказ о Мцыри- главном герое поэмы Лермонтова- по плану:
1.Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника.
2. Что увидел и узнал Мцыри во время своих скитаний?
3.Черты личности Мцыри, раскрывшиеся за « три блаженных дня».
4. Почему у Мцыри не достиг Родины?
5. Как выдумаете, что личного внес М.Ю. Лермонтов в свою поэму?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_lermontovu.docx | 14.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 7 классе
Карпачева Лариса Ивановна, учитель русского языка и литературы
Тема: Идейное содержание поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Ее композиция
Цель урока: анализ поэмы, композиции, элементы.
Ход работы:
1.Беседа по вопросам домашнего задания.
Задание: Прочитайте вторую главу поэмы. Сформулируйте кратко ее содержание. Что дает эта глава для понимания характера главного героя (работа над вопросом 2 на стр.144)?
2 глава-завязка поэмы. В ней отражена вся жизнь Мцыри ,источник его трагедии (ребенком попал в плен, отлучен от родины, своего народа, забыл родной язык).
Почему всей жизни Мцыри посвящена одна глава, а «трем блаженным дням» почти вся поэма? (Только в них-то вместилась подлинная жизнь).
2) Какие значения слова «исповедь» вам известны (см. вопрос 3 на стр. 144)? Можно ли назвать исповедью страстный монолог Мцыри? (По форме монолог Мцыри действительно напоминает исповедь : это рассказ умирающего о том, что у него на душе. Однако по содержанию он менее всего напоминает исповедь: Мцыри не отказывается от пламенных страстей, напротив, гордится ими, не молит о прощении ,не стремится к райскому блаженству, даже готов легко променять его на несколько минут подлинной свободы в родном краю. Он жалеет о том, что перед смертью вновь оказался в темнице, которая теперь, после глотка свободы, давит нестерпимо.)
3) В страстной речи Мцыри явно слышны нотки полемики, спора, хотя слушающий его монах-чернец не произносит ни слова. Однако Мцыри хорошо знает своего собеседника, представляет его жизнь и убеждения. Нечто подобное было уготовано и ему, останься он в монастыре.
Докажите, что Мцыри спорит с монахом. Какие взгляды на жизнь он решительно отвергает, ( Старику монастырь заменил Родину, семью, а Мцыри именно к этому стремится всей душой. Старик отвык от желаний, забыл, « как ненавидел и любил». Сердце же Мцыри жаждет испытать все чувства, какие жизнь дарит человеку. Монахов пугают грозные проявления небесных сил. Мцыри же чувствует с ними кровную связь. )
Таким образом, с одной стороны - мы видим смирении, пассивность, боязнь потрясений и бурь, отказ от земных страданий и радостей, упование в рай небесный. С другой стороны- жажда бури, страсть к свободе, протест против физического и духовного рабства.
2. В.Г. Белинский о поэме «Мцыри».
Цель литературной критики_ помочь читателю в понимании художественного произведения, воспитать эстетический вкус публики, обращая внимание на достоинства и недостатки того или иного произведения.
В.Г. Белинский стоял у истоков русской литературной критики. Его любили, его мнением особенно дорожили такие мастера слова, как И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А.И. Герцен и другие.
Задание. Прочитайте отрывок из статьи В.Г.Белинского « Стихотворения М. Лермонтова» (учебник, с.144-145)
Сформулируйте основные положения его статьи.
3. Индивидуальное задание. Прочитайте отрывок из статьи современного литературного критика Ю. Манна « Поэтика русского романтизма».
«… для Мцыри родной средой является именно естественная среда. И его решительный шаг- это прежде всего возращение на круги своя. Он рвет не с усвоенным от младых ногтей мироощущением, но с образом жизни, навязанным ему позднее и насильно. Обычная ситуация бегства неуловимо обернулась ситуацией возвращения…
Мцыри оставляет то, что ему заведомо чуждо, и устремляется к родному, к своему. Это не столько усилие над собой, сколько неодолимый зов природы…
По отношению к «пламенной страсти» Мцыри, к его стремлению в родную стихию, все является насилием и тюрьмой, в том числе и добрый спасительный монастырь. Зло здесь существует в самом добре, в охране, в спасении, поскольку они грозят несвободой воли и неосуществлением желания. Узничество осуществляется здесь вне каких-либо резких проявлений гнета, зла и оскорбления- лишь одним подчинением заведенному порядку вещей.
Мы вправе сказать… что, не имея возможности показать, как жил Мцыри в вольном краю , поэма поведала нам о том, как он не может до него дойти и как он умирает».
Перескажите основные положения статьи и ответьте на вопросы:
1) Почему Ю. Манн утверждает, что решительный шаг главного героя поэмы «Мцыри» правильнее назвать не бегством, а возвращением?
2) В чем, с точки зрения Ю.Манна, появилась героика характера Мцыри? Согласны ли вы с ним?
Задание. Расскажите, какие новые стороны в понимании поэмы « Мцыри», образа главного героя раскрыла для вас литературная критика?
Домашнее задание.
Подготовить рассказ о Мцыри- главном герое поэмы Лермонтова- по плану:
1.Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника.
2. Что увидел и узнал Мцыри во время своих скитаний?
3.Черты личности Мцыри, раскрывшиеся за « три блаженных дня».
4. Почему у Мцыри не достиг Родины?
5. Как выдумаете, что личного внес М.Ю. Лермонтов в свою поэму?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль природы в идейном содержании поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри"
Цель урока: рассмотреть, как пейзаж помогает постичь психологию героя в различных жизненных ситуациях....
Урок литературы в 8 классе "Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри"
Урок по теме "Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри" с иллюстрациями и тестовым заданием....
Урок литературы в 7 классе по теме: Идейный смысл поэмы М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова…"
Урок литературы в 7 классе по теме: " Идейный смысл поэмы М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова…"посвящён вопросам чести и достоинства человека, что является главной мыслью произведения....
Презентация к уроку литературы в 8 классе "Композиция и художественное содержание поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри""
На изучение поэмы "Мцыри" М.Ю.Лермонтова в 8 классе я отвожу 4 часа. Урок "Композиция и художественное содержание поэмы" является вторым. В ходе урока предполагается выразительное чтение поэмы, выявле...
Конспект метапредметного урока в 8 классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» с использованием элементов ТРКМ Свобода – залог счастья (характеристика образа Мцыри, героя одноимённой поэмы М.Ю.Лермонтова)
Раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, проникнуть в замысел автора ...
Конспект открытого урока по литературе в 8-ом классе по теме "Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Цель: определение темы и идеи поэмы;углубление представления учащихся о личности М.Ю. Лермонтова, нашедшей выражение в его поэме, выявление структурных особенностей произведени...
Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри".
Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри"....