Урок литературы в 7 классе по теме: Идейный смысл поэмы М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова…"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Волкова Алла Петровна

Урок литературы в 7 классе по  теме: " Идейный смысл поэмы М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова…"посвящён вопросам чести и достоинства человека, что является главной мыслью произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня о купце Калашникове…» в 7 классе.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 2073"

 http://sch2073.mskobr.ru 

Учитель высшей категории Волкова А.П.

Тема урока: Идейный смысл поэмы М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова…" Историзм и народность поэмы.

"Поэма Лермонтова  - создание мужественное,

зрелое и столь же художественное, сколько

и народное".

В.Г.Белинский.

Цель урока:

На биографическом материале раскрыть причины, побудившие Лермонтова написать поэму о конфликте человека с властью, исследовать её источники: историзм и народность. Раскрыть основной конфликт и систему образов поэмы. Повторить сведения о лирике М.Ю.Лермонтова.

Развитие  речи:

 Составление и чтение докладов, связных ответов на вопросы,  выводов-обобщений.

 

Материалы к уроку:

  • Мемуарная литература: "Воспоминания современников о Лермонтове".
  • Статьи В.Г.Белинского.
  • Картина В.Васнецова "Царь Иван Грозный".
  • Иллюстрации художника Билибина к поэме М.Ю.Лермонтова.

 

Ход урока:

1.Актуализация изученного материала.

1)Беседа.

  • Стихи Михаила Юрьевича Лермонтова знакомы вам с раннего детства. На прошлом уроке мы читали многие из них наизусть. Назовите эти стихи. ("Парус", "Тучи", "На севере диком…", "Утёс", "Дубовый листок").
  • На прошлом уроке вы познакомились ещё с одним стихотворением поэта. Назовите  его. ("Когда волнуется желтеющая нива").
  • Какое настроение  преобладает  во всех этих стихах? (Чувство тоски, грусти, одиночества, сожаление о редких минутах спокойствия и гармонии с природой и людьми).
  • Мы знаем, что в творчестве Лермонтова были и другие темы и мотивы, были стихи, наполненные "горечью и злостью". За  какое стихотворение поэт был отправлен в ссылку? ( "Смерть Поэта")
  • Давайте вспомним обстоятельства гибели Пушкина. Кого и за  что он вызвал на дуэль? (Поэт вступился за честь своей семьи, фактически против царя и светского общества).
  • В каком  году написано стихотворение "Смерть Поэта"? (В 1837). Лермонтов наказан за него ссылкой на Кавказ, где идёт война.

2. Новый материал.

1)Подведение итогов беседы. Выводы.

  • Теперь ответьте, в каком году он пишет свою "Песню о  купце"? (В 1838 году)
  • Какое время изображается в ней? (Эпоха царя Ивана Грозного)
  • О чём  же идёт в ней речь? (Герой поэмы вступается за честь своей семьи, фактически против царя)

Проблемный вопрос: Как вы думаете, связаны ли между собой впечатления от смерти Пушкина и создание Лермонтовым поэмы "Песня о купце Калашникове"?

     Какими чертами характера должен обладать человек, выступивший с такими гневными обличительными произведениями против царского режима? (Мужеством, и очень большим, чтобы писать такую поэму, уже находясь в ссылке).

Обратимся к записанной на доске теме нашего урока. Какой вывод мы можем сделать из того, что мы уже сказали о поэте?

Вывод 1 (запись): "Песня о купце Калашникове" – это произведение, безусловно, мужественное, так как написано одним мужественным человеком о другом гордом и мужественном человеке, не побоявшемся встать на защиту своей чести..

2).Чтение докладов (по 3-5 минут).

Доклад о детских играх, народных забавах в селе Тарханы, где вырос Лермонтов.

Доп. вопрос: Какие ещё впечатления детства использованы Лермонтовым в поэме? (Песни, сказки, былины).

 Вывод 2 (запись): Наблюдения за жизнью народа, его обрядами и обычаями, народные  песни, сказки, былины составляют основу поэмы Лермонтова.

Доклад "Опричнина".

Доп. вопрос: Как вы считаете, со всех ли одинаково строго спрашивал царь соблюдение законов? Почему?

 

3.Слово учителя об эпохе Ивана Грозного (с элементами беседы)

  • Что мы знаем о том  далёком времени, когда на троне был Иван IV, царь Иван Васильевич? (Он прославился своей жестокостью, за что и получил имя Грозный).
  • Демонстрируется репродукция картины В.Васнецова "Царь Иван Грозный".
  • Внимательно рассмотрим картину. Здесь царь показан таким, каким он запечатлён в былинах, сказках, песнях, свидетельствах современников. Как вы думаете, какими чертами характера обладает человек, изображённый  на этой картине? (Суровый и жестокий – "грозный" царь).
  • Представьте себе эту огромную, вытянутую вверх картину трёхметровой высоты. Вы смотрите на неё снизу  вверх – и что вы чувствуете при этом? (Превосходство этого человека, свою униженность).
  • Почему именно так изображает его художник? (Чтобы показать величие царя и государства).
  • А каким  вы видите Ивана Грозного как государственного деятеля? (Умный, сильный, властный).
  • Действительно, это был незаурядный государственный деятель. При нём укрепился авторитет Руси, расширились её границы, были разгромлены многие враги.
  • Демонстрируется отдельный фрагмент картины, где крупным планом показано его лицо.
  • Посмотрите на лицо Ивана Грозного, на его глаза. Удивительно ли, что в его эпоху обычными были жестокие казни, расправы без суда и следствия?
  • Эпоха Ивана Грозного – 1533-1584 годы. Царём Иван стал в трёхлетнем возрасте. Фактически государством правила сначала его мать, после её внезапной смерти за власть боролись знатные бояре из разных семей. Много жестокости, злобы и коварства видел Иван ещё ребёнком. Но он рано созрел для  царствования. В 13 лет он велел отрубить голову знатному боярину – к ужасу всех окружающих. Историк В.Соловьёв рассказывает нам о случаях казни людей, которые верой и правдой исполняли царскую волю, о награждении одних бояр поместьями, отнятыми у других. Присланного из Персии слона он велел изрубить за то, что измученное долгой дорогой животное не подчинилось приказу и не встало перед ним на колени.

Вывод 3 (запись): Поэма Лермонтова основана на исторических событиях и очень верно отражает дух эпохи Ивана Грозного.

4.Работа с текстом.

Прочитаем полное название поэмы. Кто  назван её главным героем? (Царь Иван Васильевич).

(На доске записаны 3 цитатные характеристики героев поэмы, данные критиком В.Г.Белинским):

  1. "Взгляд его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка, но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблёскивает величие…сильного и благородного по природе своей духа…"
  2. "Какая сильная, могучая натура! Её страсть – лава, её горесть тяжела и трудна…Вы видите, что любовь – не шуточное дело,…но страсть натуры сильной, души могучей".
  3. "Это один из тех упругих и тяжёлых характеров, которые тихи и кротки до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут"…
  • Найдите среди этих цитат характеристику царя Ивана Грозного.
  • Какие черты  царя противоречат друг другу? (Жестокость – благородство).
  • Покажем проявление этих качеств в картине пира. Каким мы видим царя?
  • Как и почему меняется его настроение? Как показывает  это автор? (Взгляд, жест, слово).
  • Серьёзно ли относится царь к душевной скорби своего любимца? Что он  советует ему? (Подарить красавице драгоценности).
  • Как же быть Кирибеевичу, если девица и после этого не полюбит его? Что говорит об этом царь?
  • Можно ли сказать о царе, что он всегда жесток и своеволен? Признаёт ли он христианские законы? Есть ли в нём благородство?

  • Каким же мы видим Кирибеевича? Прочитать соответствующую цитатную характеристику. Какую главную его страсть  называет Белинский? (Любовь).
  • Каков он на царском пиру? Как он говорит о своей сердечной боли? Как он рассказывает о своей возлюбленной?
  • О чём свидетельствует  его речь? (Поэтичность души).
  • Куда он просит его отослать7 В  чём ещё выражается его храбрость и удаль?
  • Но почему же он не сказал царю, что полюбил  замужнюю женщину? (Сурово осуждалось разрушение семьи).
  • Кем  осуждалось? (Церковью, государством, народным мнением).
  • Почему же Кирибеевич всё же решается на бесчестный поступок? Виноват ли в этом царь?
  • Можно ли уважать Кирибеевича за его любовь, как уважаем мы его за удаль молодецкую?
  • Думает ли он о любимой женщине? На кого он становится похож, добиваясь любви силой?

  • А какими  словами  говорит  Белинский о Степане Калашникове? Какие  главные его черты он выделяет? (Гордость).
  • О Кирибеевиче много сказано в поэме – и автором, и самим героем о себе. А много ли говорится о Калашникове? Почему?  (Показана его скромность).
  • Как он разговаривает с женой, подозревая её  в неверности? (Сурово).
  • Каким человеком он  представляется на первый взгляд? (Жестоким).
  • А как ведёт он себя, убедившись в  невиновности жены? (Встаёт без раздумий за честь жены и семьи).
  • Кого он просит о помощи? Как обращается к братьям? Как они  ему отвечают?
  • (Прочитать). Почему братья  готовы идти за него на смерть? (Народные традиции, все они – одна семья, Степан – старший).
  • Какие же источники использует автор для изображения Алёны Дмитриевны, разговора её с мужем, беседы  Калашникова с братьями? (Народные песни и сказки). Как вы думаете, почему?

 

  • Итак, решительный бой. Посмотрим на обоих молодцов (читаем начало 3 главы, описание боя).
  • Кому кланяется Кирибеевич, выходя  на круг? (Царю). Кому  кланяется Калашников? (Церквам, народу русскому, царю).
  • Как вы считаете, чьё приветствие отражает народные обычаи? А почему Кирибеевич не следует обычаям?
  • Взглянем на иллюстрации художника Билибина к поэме Лермонтова
  • Как выглядит в начале боя Калашников, как Кирибеевич? Кто считает себя хозяином положения? В каких словах это отражается?
  • Как Калашников представляется Кирибеевичу? Почему он не скрыл своего имени?
  • Как меняется Кирибеевич? Можно ли уже сейчас предсказать исход боя? Почему?
  • В чём черпает силы  Калашников? (Прочитать его слова о правде).

 

5.Подведение итогов урока.

А теперь начинается  самое  интересное в поэме. Царь призывает Калашникова на допрос.

  • О чём он спрашивает? Прочитать ответ купца.
  • Почему Калашников не скрывает, что убил  Кирибеевича "вольной волею"? Может, царь и простил бы  его.  (Прямодушен,  правдив, не может лгать в вопросах чести).
  • Почему же тогда он  не объясняет причины своего поступка? (Затронута честь семьи, он не может сказать во всеуслышание об обиде).
  • Как он разговаривает с царём? Почему? Может, он  не знает приличий? (Знает, придерживается правил  поведения). Тогда почему?
  • Кто виноват в том, что царский опричник пользуется в государстве безнаказанностью? (В этом виноват царь).

Проблемный вопрос: Так только ли за честь семьи выступает Калашников?

Калашников выступает ещё и против неправедной власти, унижения простого человека.

  • Как же решает царь? (Хвалит за правду, за дерзость казнит). Какие черты он опять проявляет?
  • А как  судит народ?
  • Где похоронен  Калашников? ( Зачитать).  Почему не на  кладбище? (Так хоронили преступников). Забыта ли  его могила? (Прочитать).
  • Каков же суд народа? В чём отличие мнения народа от царского приговора? (Преступление – подвиг). 
  • Давайте снова вернёмся к названию поэмы. А как её обычно называют? Как вы думаете, случайно ли это? Кого мы считаем главным героем поэмы? Почему?

 

Вывод 4 (запись): Народ на стороне Калашникова, потому что на его стороне справедливость. Он выступает за честь своей семьи, а кроме того, ещё и против неправедной власти и унижения простого человека. Именно поэтому мы считаем его героем поэмы "Песня о купце Калашникове"

  • Мы говорили на уроке о конфликте, отражённом в поэме, о её историзме и народности.  
  • А можем ли мы сказать, что Лермонтов просто собрал в своей поэме народные песни, былины, сказания, и фактически автор этой поэмы  - народ?
  • Что же внёс сюда автор? Почему Белинский называет поэму "столь же художественным, сколько и народным" созданием? Как вы понимаете теперь слова В.Г.Белинского?

Вывод: М.Ю.Лермонтов размышляет о чести и достоинстве человека, и в очень трудную пору своей жизни не боится выступить в своей поэме против произвола и насилия власти. Симпатии автора отданы Степану Калашникову.

   Ираклий Андроников, исследователь творчества Лермонтова, говорил о значении поэмы так: "Она заставляла задуматься о судьбе и правах человеческой личности".

6.Домашнее задание.

Выучить наизусть отрывок (начало 3 главы).

Дать устную характеристику одного из героев (задание по рядам).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 6 класс по теме "Роман А.С.Пушкина "Дубровский""

В данной презентации вы найдете материал ко всем урокам по изучению романа А.С.Пушкина "Дубровский"(история создания романа, вопросы к изучаемым главам, иллюстрации, задания)....

Тест по литературе. 7 класс."Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".

Данный тест может использоваться на уроке литературы в 7 классе  при проверке знания текста  "Песни..." М.Ю.Лермонтова. Работа рассчитана на 10 минут....

Урок литературы 5 класс по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»".

План-конспект урока литературы 5 класса по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»". Тип урока: традиционный....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...