Урок литературы в 7 классе по теме: Идейный смысл поэмы М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова…"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Урок литературы в 7 классе по теме: " Идейный смысл поэмы М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова…"посвящён вопросам чести и достоинства человека, что является главной мыслью произведения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня о купце Калашникове…» в 7 классе.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 2073"
Учитель высшей категории Волкова А.П.
Тема урока: Идейный смысл поэмы М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова…" Историзм и народность поэмы.
"Поэма Лермонтова - создание мужественное,
зрелое и столь же художественное, сколько
и народное".
В.Г.Белинский.
Цель урока:
На биографическом материале раскрыть причины, побудившие Лермонтова написать поэму о конфликте человека с властью, исследовать её источники: историзм и народность. Раскрыть основной конфликт и систему образов поэмы. Повторить сведения о лирике М.Ю.Лермонтова.
Развитие речи:
Составление и чтение докладов, связных ответов на вопросы, выводов-обобщений.
Материалы к уроку:
- Мемуарная литература: "Воспоминания современников о Лермонтове".
- Статьи В.Г.Белинского.
- Картина В.Васнецова "Царь Иван Грозный".
- Иллюстрации художника Билибина к поэме М.Ю.Лермонтова.
Ход урока:
1.Актуализация изученного материала.
1)Беседа.
- Стихи Михаила Юрьевича Лермонтова знакомы вам с раннего детства. На прошлом уроке мы читали многие из них наизусть. Назовите эти стихи. ("Парус", "Тучи", "На севере диком…", "Утёс", "Дубовый листок").
- На прошлом уроке вы познакомились ещё с одним стихотворением поэта. Назовите его. ("Когда волнуется желтеющая нива").
- Какое настроение преобладает во всех этих стихах? (Чувство тоски, грусти, одиночества, сожаление о редких минутах спокойствия и гармонии с природой и людьми).
- Мы знаем, что в творчестве Лермонтова были и другие темы и мотивы, были стихи, наполненные "горечью и злостью". За какое стихотворение поэт был отправлен в ссылку? ( "Смерть Поэта")
- Давайте вспомним обстоятельства гибели Пушкина. Кого и за что он вызвал на дуэль? (Поэт вступился за честь своей семьи, фактически против царя и светского общества).
- В каком году написано стихотворение "Смерть Поэта"? (В 1837). Лермонтов наказан за него ссылкой на Кавказ, где идёт война.
2. Новый материал.
1)Подведение итогов беседы. Выводы.
- Теперь ответьте, в каком году он пишет свою "Песню о купце"? (В 1838 году)
- Какое время изображается в ней? (Эпоха царя Ивана Грозного)
- О чём же идёт в ней речь? (Герой поэмы вступается за честь своей семьи, фактически против царя)
Проблемный вопрос: Как вы думаете, связаны ли между собой впечатления от смерти Пушкина и создание Лермонтовым поэмы "Песня о купце Калашникове"?
Какими чертами характера должен обладать человек, выступивший с такими гневными обличительными произведениями против царского режима? (Мужеством, и очень большим, чтобы писать такую поэму, уже находясь в ссылке).
Обратимся к записанной на доске теме нашего урока. Какой вывод мы можем сделать из того, что мы уже сказали о поэте?
Вывод 1 (запись): "Песня о купце Калашникове" – это произведение, безусловно, мужественное, так как написано одним мужественным человеком о другом гордом и мужественном человеке, не побоявшемся встать на защиту своей чести..
2).Чтение докладов (по 3-5 минут).
Доклад о детских играх, народных забавах в селе Тарханы, где вырос Лермонтов.
Доп. вопрос: Какие ещё впечатления детства использованы Лермонтовым в поэме? (Песни, сказки, былины).
Вывод 2 (запись): Наблюдения за жизнью народа, его обрядами и обычаями, народные песни, сказки, былины составляют основу поэмы Лермонтова.
Доклад "Опричнина".
Доп. вопрос: Как вы считаете, со всех ли одинаково строго спрашивал царь соблюдение законов? Почему?
3.Слово учителя об эпохе Ивана Грозного (с элементами беседы)
- Что мы знаем о том далёком времени, когда на троне был Иван IV, царь Иван Васильевич? (Он прославился своей жестокостью, за что и получил имя Грозный).
- Демонстрируется репродукция картины В.Васнецова "Царь Иван Грозный".
- Внимательно рассмотрим картину. Здесь царь показан таким, каким он запечатлён в былинах, сказках, песнях, свидетельствах современников. Как вы думаете, какими чертами характера обладает человек, изображённый на этой картине? (Суровый и жестокий – "грозный" царь).
- Представьте себе эту огромную, вытянутую вверх картину трёхметровой высоты. Вы смотрите на неё снизу вверх – и что вы чувствуете при этом? (Превосходство этого человека, свою униженность).
- Почему именно так изображает его художник? (Чтобы показать величие царя и государства).
- А каким вы видите Ивана Грозного как государственного деятеля? (Умный, сильный, властный).
- Действительно, это был незаурядный государственный деятель. При нём укрепился авторитет Руси, расширились её границы, были разгромлены многие враги.
- Демонстрируется отдельный фрагмент картины, где крупным планом показано его лицо.
- Посмотрите на лицо Ивана Грозного, на его глаза. Удивительно ли, что в его эпоху обычными были жестокие казни, расправы без суда и следствия?
- Эпоха Ивана Грозного – 1533-1584 годы. Царём Иван стал в трёхлетнем возрасте. Фактически государством правила сначала его мать, после её внезапной смерти за власть боролись знатные бояре из разных семей. Много жестокости, злобы и коварства видел Иван ещё ребёнком. Но он рано созрел для царствования. В 13 лет он велел отрубить голову знатному боярину – к ужасу всех окружающих. Историк В.Соловьёв рассказывает нам о случаях казни людей, которые верой и правдой исполняли царскую волю, о награждении одних бояр поместьями, отнятыми у других. Присланного из Персии слона он велел изрубить за то, что измученное долгой дорогой животное не подчинилось приказу и не встало перед ним на колени.
Вывод 3 (запись): Поэма Лермонтова основана на исторических событиях и очень верно отражает дух эпохи Ивана Грозного.
4.Работа с текстом.
Прочитаем полное название поэмы. Кто назван её главным героем? (Царь Иван Васильевич).
(На доске записаны 3 цитатные характеристики героев поэмы, данные критиком В.Г.Белинским):
- "Взгляд его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка, но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблёскивает величие…сильного и благородного по природе своей духа…"
- "Какая сильная, могучая натура! Её страсть – лава, её горесть тяжела и трудна…Вы видите, что любовь – не шуточное дело,…но страсть натуры сильной, души могучей".
- "Это один из тех упругих и тяжёлых характеров, которые тихи и кротки до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут"…
- Найдите среди этих цитат характеристику царя Ивана Грозного.
- Какие черты царя противоречат друг другу? (Жестокость – благородство).
- Покажем проявление этих качеств в картине пира. Каким мы видим царя?
- Как и почему меняется его настроение? Как показывает это автор? (Взгляд, жест, слово).
- Серьёзно ли относится царь к душевной скорби своего любимца? Что он советует ему? (Подарить красавице драгоценности).
- Как же быть Кирибеевичу, если девица и после этого не полюбит его? Что говорит об этом царь?
- Можно ли сказать о царе, что он всегда жесток и своеволен? Признаёт ли он христианские законы? Есть ли в нём благородство?
- Каким же мы видим Кирибеевича? Прочитать соответствующую цитатную характеристику. Какую главную его страсть называет Белинский? (Любовь).
- Каков он на царском пиру? Как он говорит о своей сердечной боли? Как он рассказывает о своей возлюбленной?
- О чём свидетельствует его речь? (Поэтичность души).
- Куда он просит его отослать7 В чём ещё выражается его храбрость и удаль?
- Но почему же он не сказал царю, что полюбил замужнюю женщину? (Сурово осуждалось разрушение семьи).
- Кем осуждалось? (Церковью, государством, народным мнением).
- Почему же Кирибеевич всё же решается на бесчестный поступок? Виноват ли в этом царь?
- Можно ли уважать Кирибеевича за его любовь, как уважаем мы его за удаль молодецкую?
- Думает ли он о любимой женщине? На кого он становится похож, добиваясь любви силой?
- А какими словами говорит Белинский о Степане Калашникове? Какие главные его черты он выделяет? (Гордость).
- О Кирибеевиче много сказано в поэме – и автором, и самим героем о себе. А много ли говорится о Калашникове? Почему? (Показана его скромность).
- Как он разговаривает с женой, подозревая её в неверности? (Сурово).
- Каким человеком он представляется на первый взгляд? (Жестоким).
- А как ведёт он себя, убедившись в невиновности жены? (Встаёт без раздумий за честь жены и семьи).
- Кого он просит о помощи? Как обращается к братьям? Как они ему отвечают?
- (Прочитать). Почему братья готовы идти за него на смерть? (Народные традиции, все они – одна семья, Степан – старший).
- Какие же источники использует автор для изображения Алёны Дмитриевны, разговора её с мужем, беседы Калашникова с братьями? (Народные песни и сказки). Как вы думаете, почему?
- Итак, решительный бой. Посмотрим на обоих молодцов (читаем начало 3 главы, описание боя).
- Кому кланяется Кирибеевич, выходя на круг? (Царю). Кому кланяется Калашников? (Церквам, народу русскому, царю).
- Как вы считаете, чьё приветствие отражает народные обычаи? А почему Кирибеевич не следует обычаям?
- Взглянем на иллюстрации художника Билибина к поэме Лермонтова
- Как выглядит в начале боя Калашников, как Кирибеевич? Кто считает себя хозяином положения? В каких словах это отражается?
- Как Калашников представляется Кирибеевичу? Почему он не скрыл своего имени?
- Как меняется Кирибеевич? Можно ли уже сейчас предсказать исход боя? Почему?
- В чём черпает силы Калашников? (Прочитать его слова о правде).
5.Подведение итогов урока.
А теперь начинается самое интересное в поэме. Царь призывает Калашникова на допрос.
- О чём он спрашивает? Прочитать ответ купца.
- Почему Калашников не скрывает, что убил Кирибеевича "вольной волею"? Может, царь и простил бы его. (Прямодушен, правдив, не может лгать в вопросах чести).
- Почему же тогда он не объясняет причины своего поступка? (Затронута честь семьи, он не может сказать во всеуслышание об обиде).
- Как он разговаривает с царём? Почему? Может, он не знает приличий? (Знает, придерживается правил поведения). Тогда почему?
- Кто виноват в том, что царский опричник пользуется в государстве безнаказанностью? (В этом виноват царь).
Проблемный вопрос: Так только ли за честь семьи выступает Калашников?
Калашников выступает ещё и против неправедной власти, унижения простого человека.
- Как же решает царь? (Хвалит за правду, за дерзость казнит). Какие черты он опять проявляет?
- А как судит народ?
- Где похоронен Калашников? ( Зачитать). Почему не на кладбище? (Так хоронили преступников). Забыта ли его могила? (Прочитать).
- Каков же суд народа? В чём отличие мнения народа от царского приговора? (Преступление – подвиг).
- Давайте снова вернёмся к названию поэмы. А как её обычно называют? Как вы думаете, случайно ли это? Кого мы считаем главным героем поэмы? Почему?
Вывод 4 (запись): Народ на стороне Калашникова, потому что на его стороне справедливость. Он выступает за честь своей семьи, а кроме того, ещё и против неправедной власти и унижения простого человека. Именно поэтому мы считаем его героем поэмы "Песня о купце Калашникове"
- Мы говорили на уроке о конфликте, отражённом в поэме, о её историзме и народности.
- А можем ли мы сказать, что Лермонтов просто собрал в своей поэме народные песни, былины, сказания, и фактически автор этой поэмы - народ?
- Что же внёс сюда автор? Почему Белинский называет поэму "столь же художественным, сколько и народным" созданием? Как вы понимаете теперь слова В.Г.Белинского?
Вывод: М.Ю.Лермонтов размышляет о чести и достоинстве человека, и в очень трудную пору своей жизни не боится выступить в своей поэме против произвола и насилия власти. Симпатии автора отданы Степану Калашникову.
Ираклий Андроников, исследователь творчества Лермонтова, говорил о значении поэмы так: "Она заставляла задуматься о судьбе и правах человеческой личности".
6.Домашнее задание.
Выучить наизусть отрывок (начало 3 главы).
Дать устную характеристику одного из героев (задание по рядам).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы 6 класс по теме "Роман А.С.Пушкина "Дубровский""
В данной презентации вы найдете материал ко всем урокам по изучению романа А.С.Пушкина "Дубровский"(история создания романа, вопросы к изучаемым главам, иллюстрации, задания)....
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Тест по литературе. 7 класс."Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".
Данный тест может использоваться на уроке литературы в 7 классе при проверке знания текста "Песни..." М.Ю.Лермонтова. Работа рассчитана на 10 минут....
Урок литературы 5 класс по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»".
План-конспект урока литературы 5 класса по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»". Тип урока: традиционный....
Технологическая карта урока литературы 10 класс по теме "Душа народа русского..." Н.А.Некрасов поэма "Кому на Руси жить хорошо?"
Урок-исследование по тексту поэмы А.Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...