из опыта работы с детьми овз зпр
методическая разработка по литературе (5 класс)

Работа с детьми овз зпр на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_s_detmi_s_ovz_zpr.docx40.03 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы с детьми с ОВЗ ЗПР на уроках русского языка и литературы

МБОУ « Никольская СОШ» - 2020 год

Учитель В.Н. Шульгина

Организация работы с детьми с ОВЗ ЗПР на уроках русского языка и литературы»

«В обществе, которое основано на культуре достоинства,

уважаются права всех, базовой ценностью его является

ценность личности человека... В культуре достоинства дети,

старики и люди с отклонениями в развитии священны»

(А.Г. Асмолов).

Проблемы образования детей с ОВЗ сегодня являются одними из самых актуальных. Это связано, в первую очередь, с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов неуклонно растет.

Школа - главный этап социализации для детей с ограниченными возможностями. Здесь они получают навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе.

Школьники с ОВЗ - это особая и чрезвычайно неоднородная группа детей. В нее входят дети с разными нарушениями развития: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, интеллекта

В ст.79,п.4 говорится, что обучение детей с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах.

Чтобы обучать детей с ОВЗ и детей-инвалидов, школа создает специальные условия обучения; утверждает необходимое штатное расписание; разрабатывается адаптированная образовательная программа.

Раньше дети-инвалиды чаще всего обучались на дому, если имели соответствующую справку. И тот, кто занимался с такими детьми, знает, насколько трудно, но очень важно установить контакт с ребенком, удержать внимание хотя бы в течение 10-15 минут, построить урок таким образом, чтобы ребенку было интересно, и чтобы он усвоил знания насколько это возможно с его диагнозом. А сейчас дети с ограниченными возможностями здоровья пришли в школу. У нас учатся дети с дефектами ЗПР (легкая степень). Вместе с детьми с ОВЗ обучаются и дети с сохраненным интеллектом и различным уровнем развития. Это существенно осложняет и совместную учебную деятельность детей, и подготовку педагога к уроку. Для работы в таком классе ведущим является принцип объединения коррекционных, обучающих, воспитательных и развивающих задач.

   У большинства обучающихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Русский язык и литература – сложные предметы. Поэтому уделяю особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Когда я начала общаться с такими детьми, мне стало понятно, что нужен индивидуальный подход к каждому, что детям с ОВЗ трудно привыкнуть, приспособиться к правилам и условиям общества.

Основная задача изучения детьми с ОВЗ предмета русский язык  — открыть школьникам язык как предмет изучения, вызвать интерес и стремление к постижению его удивительного словарного и интонационного богатства, показать возможности слова передавать тончайшие оттенки мысли и чувства.

С чего же начать работу? Конечно же, с составления календарно-тематического планирования, при этом для учащегося с ОВЗ ставим следующие задачи:

общеобразовательная – формирование грамматических понятий, орфографических умений и навыков, выработка умений использовать синтаксические структуры в связной речи, грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики.

Особое значение уделяем коррекционно-развивающим задачам – развитию речи (фонетической, лексической, морфологической, синтаксической).

Воспитательная – воспитание интереса к языку через содержание материала, основанного на связи с окружающей действительностью.

Проводим корректировку содержания программы в соответствии с целями обучения для ребенка с ОВЗ (на более сложные темы («Наречие», «Союз») предусматриваю дополнительные коррекционно-индивидуальные занятия); отвожу дополнительное время на закрепление раздела; предусматриваю увеличение времени на итоговое повторение раздела;

домашнее задание упрощенное.

Помимо задач по обучению необходимо решить следующие задачи:

- повысить самооценку ребёнка;

- расширить представления обучающегося о мире в целом;

- усилить положительное отношение к учебной деятельности.

При работе с детьми с ОВЗ необходима разноуровневая дифференциация обучения. Она широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления. 

Необходимо учитывать при этом индивидуальные возможности учащихся. Упражнения составляются таким образом, чтобы умственные действия, совершаемые учеником, соответствовали характеру материала, и чтобы выполнение заданий способствовало формированию различных познавательных действий, особенно мыслительных.

Как лучше преподнести новый материал? Учащихся с ограниченными возможностями здоровья следует постепенно подводить к основным теоретическим определениям, понятиям. Прежде чем перейти к объяснению нового материала, надо напомнить учащимся основные знания, на которых базируется новый учебный материал. Поэтому теоретический материал даю в ознакомительном плане и опираюсь на наглядные представления учащихся. Излагать учебный материал следует небольшими частями с выделением главных составляющих. Деление учебного материала на части способствует выявлению наиболее трудных для восприятия учащимися тем.

Необходимо учитывать, что при опросе учащиеся с ОВЗ часто не могут привести свои примеры к правилу, и не только дети с ЗПР, но и с другими заболеваниями в силу своего состояния, а лишь по возможности заучивают теорию с уже существующими примерами. Максимально использую наглядные средства обучения, большое внимание уделяю практической работе, выполнению простейших заданий, если это ребенок с ЗПР. 

Положительную роль в развитии внимания, мышления, памяти, развитии речи играет словарно-орфографическая работа, которую я провожу на каждом уроке. Это помогает сконцентрировать внимание учащихся. При этом обязательно пишем на доске слова для зрительного восприятия. На доске написано слово, производится подбор однокоренных слов, составляется предложение с этим словом: если изучается сложное предложение, то сложное составляется, если диалог, то несколько реплик. Если изучается тема «Причастный оборот», то составляется предложение с данным словом и причастным оборотом. Учащиеся активно включаются в работу.

Стимулы повышения интереса к предмету детей разнообразны:

  1. занимательность (дети данной категории чрезвычайно чутко реагируют на необычное, интригующее, дающее выход эмоциям);
  2. заинтересованность учащихся в конечном результате учебной деятельности;
  3. похвала со стороны учителя, положительная оценка деятельности, стараниям для таких учащихся очень важна.

Для формирования познавательной активности учащихся с ОВЗ рекомендую использовать занимательный материал. Он прекрасно воздействует на развитие ребенка в учебном процессе. Использование занимательного материала на уроках помогает разнообразить учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимает утомление у детей, придаёт позитивное настроение.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету наряду с другими методами и приемами, используемыми мною на уроках, является дидактическая игра.  Например, «Найди окончание» (найди потерянные окончания пословиц), «Убери лишнее слово “Кто больше придумает слов?” - это самые любимые игры обучающихся. Можно в 5-6 кл использовать шарады, загадки-шутки.

Еще К. Д.Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь, обогащает словарный запас ребёнка. В итоге у детей возрастает интерес к предмету, а дидактические игры способствуют формированию орфографической зоркости и грамотности школьника.

Письменная речь представляет собой сложный процесс для данной категории детей (особенно с ЗПР), так как представляет собой сложные процессы, состоящие из многочисленных операций. Письмо предполагает:

- осуществление точного и последовательного фонематического анализа слова, соотнесения звуков с соответствующими фонемами. Постоянная работа, например, в 5 классе по списыванию текста с пропущенными буквами, а затем поиск по образцу своих ошибок учит ребенка вниманию.

Уроки развития речи для детей с ограниченными возможностями здоровья обязаны быть насыщены лексическими заданиями - это напрямую влияет на формирование различных речевых умений. Дети учатся задавать вопросы и отвечать на них, составлять простые, а далее и сложные предложения, сочинять диалоги, монологи. В процессе систематических упражнений у учащихся формируется умение составить хотя бы 2-3 предложения, а в дальнейшем, возможно, составлять текст по плану.

На данных уроках главное – поддерживать у детей стремление учиться, вырабатывать познавательные интересы, расширять словарный запас, выполнять упражнения на сравнение слов в прямом и переносном смысле, развивать у учащихся способность различать и понимать значение и оттенки слов в тексте.

Считаю, что без систематического контроля нельзя достигнуть хороших результатов. На каждом уроке проверяю выполнение домашней работы, провожу проверочную работу с аналогичными заданиями. Обязателен подробный анализ выполненных работ, коррекционные индивидуальные занятия по устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся.

Система упражнений, заданий для детей с ОВЗ должна быть подобрана с постепенным увеличением сложности. Поэтапное усложнение соответствует особенностям мыслительной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

При выполнении заданий и упражнений учащиеся могут пользоваться различными таблицами, схемами, карточками, инструкциями, так как в силу особенностей психического развития сразу запомнить правило или теоретические знания они не способны. Использование вспомогательных средств обучения оказывают благоприятное воздействие на запоминание.

На уроке дети с ОВЗ постоянно нуждаются в помощи учителя. Выделяются три вида помощи: стимулирующая, направляющая, обучающая. Какую выбрать – решать вам.

У учащихся с ограниченными возможностями здоровья наиболее развито наглядно-образное мышление, поэтому и эффективны уроки с применением наглядности: схемы, опорные таблицы, памятки. На следующем уроке учащиеся с ОВЗ выполняют задания на повторение на доске. Когда ребенок успешно справляется с заданием, это придает ему уверенности. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

Важным считаю формирование умения работать с учебником, справочной литературой, приучаю обращаться к словарным статьям учебника, затем к словарям.

На уроках применяю приемы, позволяющие развивать внимание, память, мышление школьников: задания с пропуском отдельных букв, слов, словосочетаний, нахождение лишнего слова, исправление ошибок.

  Устойчивый интерес к учебной деятельности у детей с ОВЗ, в том числе и ЗПР формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Например: поможем сказочному герою посчитать буквы, звуки, помочь герою добраться к цели путем подбора пропущенных слов.

Информационно-коммуникативные технологии помогают решать практические задачи: формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогащать и расширять словарный запас, организовать работу по формированию, учету и коррекции знаний учащихся. Построение схем, таблиц с использованием ИКТ позволяет экономить время, более эстетично оформить материал.

Чтобы отследить положительную динамику в продвижении ребенка и выявить пробелы в знаниях можно использовать диагностическую таблицу. Грамотно выстроенный образовательный маршрут для учащихся с ОВЗ позволяет обеспечить личностное развитие каждого школьника.

Работая с такими детьми, мы должны помнить, что все сообщаемые детям сведения нужно неоднократно повторять, так как снижение произвольной памяти у учащихся - одна из главных причин их трудностей в школьном обучении. Им свойственно и быстрое забывание выученного. Они редко замечают свои ошибки. Поэтому коррекционная работа должна вестись в следующих направлениях: подбор индивидуальных заданий, предотвращение наступления утомления (физкультминутки), поощрять успехи детей, развивать веру в собственные силы и возможности, включать в содержание урока развивающие игры, занимательный материал, наглядность.

Как овладеть вниманием детей с ОВЗ на уроках литературы? Современный урок литературы невозможно и для детей с ОВЗ, и для остальных уч-ся представить без сопоставления художественных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно–наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и запоминающимся по теме. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи (Например, при изучении АС Пушкина «Няне», «У лукоморья»(5 кл.), МЮ Лермонтова «Молитва», «Ангел» (7 кл.), музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее. Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся. (Например, урок литературы в 7 классе АС Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре- работа идет по презентации ,здесь же и иллюстрации и отрывки из оперы; и слушаем фрагмент оперы «Борис Годунов» МП Мусоргского- «Монолог Бориса»).

Театрализованная игра на уроке, которая вызовет у учащихся несомненный интерес. Можно сделать костюмы к таким урокам. Басни Крылова и др. На таких уроках создается атмосфера раскованности, свободы мышления.

Электронные учебные пособия по русскому языку и литературе, созданные на базе мультимедиа, оказывают благотворное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в эпоху литературного героя, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания.

От правильной организации урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне. Не менее важным является эмоциональный климат урока, который во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. Несомненно, хороший смех дарит здоровье и радость ребенку от общения.

Новые образовательные технологии способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и дифференцировать процесс обучения, повышают интерес, активизируют познавательную деятельность учащихся. Благодаря их внедрению в образовательный процесс учащиеся с ОВЗ овладевают приемами учебной деятельности, умением самостоятельно конструировать свои знания, имеют больший шанс использовать умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной социализации в обществе, ориентироваться в современном информационном пространстве.

Итак, при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья следует придерживаться следующих правил работы:

  • На уроках следует осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его психического и физического развития.
  • Используя разнообразные методы, средства и организационные формы работы, следует создавать специальные условия обучения (применение занимательных средств, наглядности, чередование умственной и практической деятельности, использование специальных коррекционных методик), которые максимально активизируют познавательную деятельность, развивают логическое мышление, формируют навыки учебной работы, запоминание учебного материала, концентрации внимания.
  • Учитывая особенности психической и эмоциональной сферы детей, учитель должен относиться к ним с особым педагогическим тактом, деликатно оказывать помощь каждому ученику, отмечая положительное, тем самым развивая веру в свои силы.
  • Для предотвращения переутомляемости и повышения работоспособности, применять разнообразные методы, приемы и средства обучения.
  • Для детей с ОВЗ необходимо снижение объема и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам.

Работа в группах, парах 5 кл

1 группа (учащиеся с ОВЗ)– Подберите однокоренные слова к слову «солнце». Запишите и определите общий корень

2 группа(учащиеся со средними способностями) - Из набора слов необходимо найти родственные слова и записать их по порядку – существительное, прилагательное, глагол:

– пестреть, песенный, песня, петь (песня, песенный, петь).

– свет, светить, свист, светлый (свет, светлый, светить).

– тёплый, терпение, потепление, теплеть (потепление, тёплый, теплеть).

3 группа (сильные учащиеся) - Прочитайте и составьте рассказ, используя все слова:

Ярко засветило солнце зазвенели ручьи прилетели домики для пернатых певцов мастерят ребята скворцы и грачи

К слову «домики» подберите родственные слова и выделите корень (Домик – дом, домовой, домашняя, домовничать, домишко, домовитый, надомный, бездомный; общий корень – дом).

Например, на уроке литературы «Главный герой в экстремальных

обстоятельствах» по творчеству В. П. Астафьева «Васюткино озеро», я использовала

сочетание различных методов и приемов, на мой взгляд, соответствующих

коррекционно-развивающим задачам урока. Урок начала с дыхательной гимнастики,

так как ребята были немного взволнованы в начале урока. Ученики вставили

недостающие слова в тему урока, сформулировав ее, поставили цели урока. Обратили

внимание на проблемный вопрос. Далее во время беседы составляли кластер, который

помог систематизировать и обобщить сказанное.  

Формы и  приёмы работы на уроках русского языка и литературы с детьми  с ОВЗ /ЗПР/

  • Особенности в психическом статусе ребёнка с  ЗПР.

Особенности в психическом статусе ребёнка с

                              ЗПР.

Выбор форм, методов,

             приёмов.

1.

Преобладание более простых мыслительных операций (анализ, синтез), снижение уровня логичности и отвлечённости мышления.

Операции анализа, сравнения, обобщения, умозаключений.

2.

Преобладание механической памяти над логической, непосредственного запоминания – над опосредованным.

Работа с алгоритмами, памятками.

3.

Ограниченность словарного запаса, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью.

Система упражнений по развитию речи.

4.

Преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия, дезадаптивность побуждений и интересов.

Занимательные приёмы, игровые моменты, элементы соревнования, наглядные пособия.

5.

Нескоординированность эмоциональных процессов.

Индивидуальные формы работы. Создание ситуации успеха.

  • Приоритетные направления в работе.

          Учитывая перечисленные особенности определила для себя ряд приоритетных направлений в работе.

1. Работа по развитию речи.

          Упражнения по развитию речи необходимо сделать системой. На каждом уроке этому уделяю внимание.

Пример:

- Записать текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

          Утром лес пел всею гущей св..его г..л..са. Дож..ь уснул (в)почв.. . Его (за)м..нило со..нце. От со..нца подн..лась суета от ветра вз..ерошились д..рев..я (за)борм..тали травы и кустарники и даже сам дож..ь (не)отд..хнув (с)нов.. вставал (на)ноги ра..буже..ый щекоч..щей т..плотой.

- О чём текст? Какова его основная мысль?

- В чём особенность образа дождя?

- Как вы понимаете значение слова ГУЩА?

- Составьте своё предложение о дожде.

           Основной метод в работе с детьми на уроках литературы – беседа. Опираясь на имеющиеся у ребят знания, с помощью вопросов подвожу их к выводам и обобщениям. Это активизирует умственную работу учащихся, поддерживает внимание и интерес, развивает речь: каждый вопрос – это задача, которую решает ученик.

            Однако если на уроках в одних классах обращаюсь к беседе, например, эвристической, в процессе которой ученики учатся находить истину, то в другом классе доминантой является воспроизводящая беседа. Использую также и обобщающую беседу (обычно в конце изучения темы, раздела или курса).

             В процессе беседы происходит развитие диалогической речи. Очень важно развивать этот навык у детей с ограниченными умственными возможностями.

            Кроме того, во время беседы дети часто обращаются к передаче содержания какого-либо текста: художественного, лингвистического. Из всех видов пересказа чаще всего используем краткий, к пересказу с творческим дополнением и изменениями не практикую, что мотивировано особенностями памяти и речи детей данной категории. Пересказ, как и диалог, является средством развития речи. Для облегчения пересказа ввожу работу с планом, использую опорные вопросы.

 2. Формирование положительной мотивации учения через использование на уроках наглядности, через обращение к игровым моментам, элементам соревнования и т. д.

           Чтобы поддержать в детях активность, стимулировать интерес к предмету, считаю необходимым обращение на занятиях к дидактическим играм:

  • игра «Кто больше…» (подберёт однокоренных слов, назовёт междометий и т. д.);
  • игра «Кто меньше сделает ошибок…» (в написании предложений, слов и т. д.);
  • игра «Подними карточку, если…» (это слово 3-го склонения и т. д.);
  • игра-эстафета (С последней парты передаётся по рядам листочек с примерами - нужно дописать свои.);
  • ролевые игры.

           Кроме того, часто на занятиях проводим викторины, инсценируем тексты, разгадываем загадки, ребусы, шарады.

3. Развитие памяти.

          Хорошо развитая память – залог успешного обучения. У детей с ОВЗ преобладает механическая память над логической, что, естественно, не позволяет им в полном объёме усваивать материал. В рамках урока стараюсь вести работу по развитию памяти.

          Во-первых, даю задания, которые требуют запоминания. Несколько раз прочитав текст или предложение, пересказываем; закрывая ладонью запоминаемый текст, произносим по памяти (соревновательный момент – «Кто лучше»); проговариваем правила несколько раз (слушая внимательно других, дети больше и лучше запоминают).

          Во-вторых, формируя логическую память, работаем со схемами, алгоритмами, таблицами, использование которых считаю просто необходимым, так как они помогают ребятам подойти к выводам, обобщениям, ведь им так сложно самостоятельно, без опоры на что-либо, совершать сложные мыслительные операции.

4. Создание ситуации успеха.

           С каждым годом убеждаюсь в том, что неудачи детей  не всегда связаны с отсутствием желания учиться, а чаще – с недостатком способностей, возможностей. Поэтому очень важно в работе с этими ребятами создать ситуацию успеха, атмосферу, которая будет способствовать тому, что ученики хоть немного поверят в свои силы.

            Чтобы создать ситуацию успеха, задания необходимо подбирать по силам, учитывая индивидуальные возможности и способности учащихся:

  • сделай подписи к рисункам;
  • напиши под рисунками их устаревшие названия;
  • найди и подчеркни в выделенном отрывке (предложении) сравнения, эпитеты, олицетворения;
  • выбери из данных характеристик те, которые подходят данному герою;
  • раскрась рисунок, объясни выбор цветов;
  • закончите фразу;
  • составьте текст (предложение, словосочетание) по картинке.

Подобные задания вызывают интерес, дети активны, не боятся отвечать.

5. Внедрение элементов здоровьесберегающих технологий.

          В работе с детьми данной категории считаю важным не допускать перегрузки, обеспечить оптимальные условия для усвоения материала на уроке. Регулярно провожу в 5-7 классах физкультминутки, зарядку для глаз или просто отдыхаем в течение 1-2 минут.

6. Индивидуальный подход осуществляю как в условиях коллективной работы класса, так и через консультации.

7. Мониторинг.

         В системе мною ведётся работа по отслеживанию результатов учебной деятельности учащихся. Веду записи в специальной папке - накопителе, в которой  представлена динамика успешности обучения русскому языку и литературе. Отслеживаю качество знаний по отдельным темам. Данная практика позволяет грамотно спланировать индивидуальную работу с ребятами.

Главной отличительной особенностью детей с задержкой психического развития является то, что интеллектуальное и эмоциональное развитие этих детей не соответствует их календарному возрасту. Это может выражаться в следующих особенностях:

1) недостаточность общего кругозора, знаний об окружающем мире, которые накапливаются у нормально развивающегося ребенка к определенному возрасту;

2) отсутствие навыков умственной деятельности: умения сосредотачиваться, слушать и воспринимать услышанное, контролировать и планировать свои действия;

3) преобладание игровых интересов и слабость учебный мотивации;

4) несформированность некоторых представлений, необходимых для усвоения школьной программы.

Перечисленные характеристики – это то, что отличает детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся детей.

Предмет, который в школе именуется «русский язык», часто называется детьми в числе самых нелюбимых. Возможно, это связано с тем, что учебный материал требует довольно высокого развития способности анализировать. А для детей с задержкой психического развития это сложно. Они испытывают значительные трудности в овладении грамотным письмом. С трудом запоминают правила, правила заучиваются чисто формально, что исключает возможность их успешного практического применения. В основе русской орфографии лежат три основных принципа: фонетический, морфологический и традиционный. У детей с дизорфографией нарушены эти принципы правописания, что предполагает следующие направления работы:

1. Развитие фонетико-фонематических процессов.

2. Развитие гностико - практических процессов; коррекция почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики).

3. Накопление словарного запаса слов, написание которых не укладывается в рамки орфографических правил современного русского языка.

4. Развитию навыков самоконтроля при выполнении письменных заданий с использованием алгоритма проверки собственных записей.

5. Автоматизация изученных орфограмм и совершенствованию умения употреблять их при выполнении письменных заданий.

6. Развитие внимания.

7. Развитие памяти, особенно, слухоречевой. Использование мнемотехники.

8. Развитие мышления (развитие таких процессов, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление).

9. Развитие пространственно-временных представлений.

10. Коррекция несовершенного навыка чтения и совершенствование навыка чтения.

К сожалению, рабочие состояния детей с ЗПР, во время которых они способны усвоить учебный материал и правильно решать те или иные задачи, кратковременны. Как отмечают учителя, нередко дети способны работать на уроке 15 – 20 мин, а затем наступает утомление и истощение, интерес к занятием пропадает, работа прекращается, В состоянии утомления у них резко снижается внимание, возникают импульсивные, необдуманные действия, в работах появляется множество ошибок и исправлений. У некоторых детей собственное бессилие вызывает раздражение, другие категорически отказываются работать, особенно если требуется усвоить новый учебный материал.

Опыт работы с детьми показывает, что лучше всего в этих случаях помогают физкультурные минутки. Предлагаемый комплекс ФМ могут использовать учителя на своих уроках. Это ФМ для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.

Физкультурные минутки для улучшения мозгового кровообращения

1. Исходное положение (и. п.) – сидя на стуле. 1 -2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 – 4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.

2. И. п. – сидя, руки на поясе, 1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы налево, 4 – и. п. Повторить 6 – 8 раз. Темп медленный.

3. И.п. – стоя или сидя, руки на поясе, 1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 – и.п., 3 – 4 – то же правой рукой. Повторить 4- 6 раз. Темп медленный.

4. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы налево, 4 – и.п., 5 – плавно наклонить вперед, 8 – и.п. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.

Физкультурные минутки для снятия утомления с глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4 – 5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3) открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4 – 5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движения указательного пальца вытянутой руки влево и право, вверх и вниз. Повторить 4 – 5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 – 4, потом перенести взор вдаль на счет 5 – 8. Повторить 2 раза.

5. В среднем темпе проделать 3 – 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 2 раза.

Физкультурные минутки для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1. И.п. – стоя или сидя, руки на поясе, 1 – правую руку вперед, левую вверх, 2 – переменить положения рук. Повторить 3 – 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И. п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3 – 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 – 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак. 2 – разжать кисти. Повторить 6 – 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Физкультурные минутки для снятия утомления с туловища

1. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – резко повернуть таз направо, 2 – резко повернуть таз налево. Во время повторить 6 – 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

2. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1- 3 – круговые движения тазом в одну сторону, 4 – 6 – то же в другую сторону, 7 – 8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.

3. И.п. – стойка ноги врозь. 1 – 2 – наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 – 4 – и. п., 5 – 8 – то же в другую сторону. Повторить 6 – 8 раз. Темп средний.

Таким образом, для преодоления трудностей в овладении грамотности у детей с задержкой психического развития требуется время, особые методы, терпение и большой такт со стороны учителя.    

     В системе мною ведётся работа по отслеживанию результатов учебной деятельности учащихся. Веду записи в специальной папке - накопителе, в которой  представлена динамика успешности обучения русскому языку и литературе. Отслеживаю качество знаний по отдельным темам. Данная практика позволяет грамотно спланировать индивидуальную работу с ребятами.

Результаты ГВЭ по русскому языку: сдавали 4 человека- успеваемость 100%, качество знаний -50%.

Одна выпускница сдала ГВЭ на «отлично».



Используемая литература:

1. В.Е. Бейсова. Коррекционно – развивающая работа в школе. М: Политиздат, 1999 г.

2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. Под редакцией С.Г.Шевченко. М: АРКТИ, 2004 г.

3. Малофеев Н.Н. Актуальные проблемы специального образования. Дефектология №1, 2004 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ШАГ НАВСТРЕЧУ (Из опыта работы с детьми с девиантным поведением учителя истории)

Статья (Из опыта работы с детьми с девиантным поведением учителя истории)...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Из опыта работы с детьми "группы риска"

Из опыта работы педагога дополнительного образования Щербакова П.П. с детьми «группы риска» и детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию....

Статья " Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога-музыканта в условиях современной общеобразовательной школы (из опыта работы с детьми)."

В данной статье автором  представлен опыт применения в условиях общеобразовательной школы уникальной педагогической системы музыкально-певческого воспитания детей Д. Е. Огороднова.   Подробн...

"Описание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Дети с ограниченными возможностями здоровья одна из наиболее  уязвимых категорий детей. Круг общения таких детей невелик. Только система дополнительного образования может предоставить им возможно...