РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС
рабочая программа по литературе (7 класс)

Грига Ирина Иннокентьевна

      Рабочая программа разработана на основе нормативно-правовых документов:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;
  • ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897);
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2019-2020 учебный год;
  • Примерной программы основного общего образования по литературе;

      Рабочая программа разработана в соответствии с:

  • ООП ООО МБОУ «Уринская СОШ»
  • Положением о рабочей программе МБОУ «Уринская СОШ»
  • Уставом МБОУ «Уринская СОШ».

       Цели изучения литературы:

      Изучение литературы в основной школе направлено:

  • Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением.
  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации  и самореализации личности.
  • Постижение учащимися произведений отечественной и мировой литературы в единстве формы и содержания.
  • Формирование у учащихся читательской культуры, культуры ведения диалога, развитие критического мышления и эстетического вкуса школьников.
  • Овладение общеучебными умениями и универсальными учебными действиями: формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, в т.ч. Интернет и др.

     Задачи изучения литературы:

  • Приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы в 6  классе;
  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
  • устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
  • свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
  • научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
  • отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций

 

        Описание места учебного предмета.

      Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

       Учебно-методический комплект.

  1. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией    В.Я.Коровиной. 5―9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций (авторы: В.Я.Коровина, В. П. Журавлев,В. И. Коровин, Н. В. Беляева) – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2015

 2. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: в 2 ч. – М: Просвещение, 2015.

3. Егорова Н. В. ФГОС Поурочные разработки по литературе, 6 класс Москва, «ВАКО», 2014

4. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.

5. Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс (Мультимедийные пособия)

6. В.П.Полухина Литература. 6 класс. Методические советы. 5-е издание – М: Просвещение, 2003

7. Конспекты уроков для учителя литературы. 6 – 10 классы. Авторы: В.Ю.Антышева, Н.А.Айрапетова, И.Ф.Бородина, И.А.Виноградов и др.- М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002

8. Т.А.Калганова, Н.Ю.Плавинская. Литература. 6 класс. Сборник упражнений.- М: Просвещение, 2012

9. В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 6 класс.-М: Просвещение, 2002

10. Ю.В.Лебедев. Духовные истоки русской классики. Поэзия 19 века. Историко -литературные очерки. – М: Классик Стиль, 2005

11. Н.Е.Смирнова, Н.Н. Ципенко. Литература. Русские и зарубежные произведения. Игровые уроки. 5 – 6 классы. - М «Издательство НЦ ЭНАС», 2002

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКУ «Управление образования администрации муниципального образования «Баргузинский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Уринская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

_________ \ И.О.Ф

Протокол № ___

«___»__________ 2020 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

________ \ Н.В. Ахмадулина

«___»__________ 2020 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Уринская СОШ»

________ \ Г.Л. Аксентьева

приказ № _____

«___»__________ 2020 г.

М П

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

7 класс

(Литература. 7 класс.Учеб. для общеобразоват.организаций. В 2ч / под ред. В.Я. Коровиной.-6-е изд.-М.:Просвещение,2017)

       Разработчик программы:

И.И.Грига

Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол №___ от

«___» _____20 ____ г

с. Уро

2020 г.

Срок действия программы 1 год

Пояснительная записка

      Рабочая программа разработана на основе нормативно-правовых документов:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;
  • ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897);
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2019-2020 учебный год;
  • Примерной программы основного общего образования по литературе;

      Рабочая программа разработана в соответствии с:

  • ООП ООО МБОУ «Уринская СОШ»
  • Положением о рабочей программе МБОУ «Уринская СОШ»
  • Уставом МБОУ «Уринская СОШ».

       Цели изучения литературы:

      Изучение литературы в основной школе направлено:

  • Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением.
  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации  и самореализации личности.
  • Постижение учащимися произведений отечественной и мировой литературы в единстве формы и содержания.
  • Формирование у учащихся читательской культуры, культуры ведения диалога, развитие критического мышления и эстетического вкуса школьников.
  • Овладение общеучебными умениями и универсальными учебными действиями: формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, в т.ч. Интернет и др.

     Задачи изучения литературы:

  • Приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы в 6  классе;
  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
  • устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
  • свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
  • научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
  • отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций

        Описание места учебного предмета.

      Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

       Учебно-методический комплект.

  1. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией    В.Я.Коровиной. 5―9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций (авторы: В.Я.Коровина, В. П. Журавлев,В. И. Коровин, Н. В. Беляева) – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2015

 2. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: в 2 ч. – М: Просвещение, 2015.

3. Егорова Н. В. ФГОС Поурочные разработки по литературе, 6 класс Москва, «ВАКО», 2014

4. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.

5. Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс (Мультимедийные пособия)

6. В.П.Полухина Литература. 6 класс. Методические советы. 5-е издание – М: Просвещение, 2003

7. Конспекты уроков для учителя литературы. 6 – 10 классы. Авторы: В.Ю.Антышева, Н.А.Айрапетова, И.Ф.Бородина, И.А.Виноградов и др.- М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002

8. Т.А.Калганова, Н.Ю.Плавинская. Литература. 6 класс. Сборник упражнений.- М: Просвещение, 2012

9. В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 6 класс.-М: Просвещение, 2002

10. Ю.В.Лебедев. Духовные истоки русской классики. Поэзия 19 века. Историко -литературные очерки. – М: Классик Стиль, 2005

11. Н.Е.Смирнова, Н.Н. Ципенко. Литература. Русские и зарубежные произведения. Игровые уроки. 5 – 6 классы. - М «Издательство НЦ ЭНАС», 2002

1.Планируемые результаты освоения предмета

       1.1.Личностные результаты:

понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.

уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.

оценивать свои и чужие поступки.

проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

       1.2Метапредметные  результаты:

понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;

работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

       Регулятивные универсальные учебные действия:

планировать пути достижения цели

устанавливать целевые приоритеты

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»)

учитывать условия выполнения учебной задачи

выделять альтернативные способы достижения цели

осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»)

      Коммуникативные универсальные учебные действия :

устанавливать и вырабатывать разные точки зрения

аргументировать свою точку зрения

задавать вопросы

осуществлять контроль

составлять план текста

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство)

      Познавательные универсальные учебные действия:

пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе

строить сообщение в устной форме

находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос

ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков

анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности)

осуществлять синтез как составление целого из частей

проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей

осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте

проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп

обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов)

      1.3 Предметные результаты:

определять тему и основную мысль произведения

владеть различными видами пересказа

пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу

характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей

определять род и жанр художественного произведения

выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу текста

выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских

взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения

пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста

собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии

выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения

выразительно читать с листа и наизусть произведения /фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению

ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой

пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

2.СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО  КУРСА

Введение  (1 час).

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 часа)

Обрядовый фольклор

Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки— малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки,  загадки.

Развитие речи №1

Домашнее сочинение №1

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа)

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII ВЕКА (5 часов)

А. Дмитриев  

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (44 часа)

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народнопоэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.  И.  Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

 «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение

произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи».  Чувство  одиночества  и  тоски,  любовь  поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.  Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы»Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория   литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная  природа в  стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»;

 Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»;

А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления).

Развитие речи № 2,3

Внеклассное чтение № 1,2

Контрольное классное сочинение №1

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА (29 часов)

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок».  Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и  Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой  Отечественной  войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»;

Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория   литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

В.М.Шукшин.

Рассказы. «Странные люди – герои Шукшина»

Родная  природа в русской поэзии XX века.

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»

С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»;

А.. Ахматова.  «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине  в  стихотворных  произведениях  поэтов  XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Развитие речи № 4

Домашнее сочинение №2

Внеклассное чтение № 3,4

Контрольное классное сочинение № 2

ИЗ   ЛИТЕРАТУРЫ   НАРОДОВ   РОССИИ  (2 часа)

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга —  «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.

«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...».

Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (11 часов)

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория   литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные    представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме  Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен».  «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин.

Теория литературы. Притча (начальные представления).

ПОВТОРЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ – 4 часа

3.Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела, тем

Количество часов

1

Введение.

1

2

Устное народное творчество.

4

3

Из древнерусской литературы.

2

4

Из русской литературы XVIII  века.

5

5

Из русской литературы XIX века.

 44

6

Из русской литературы XX века.

29

7

 Из русской литературы народов России

2

8

Зарубежная литература.

 11

9

Повторение

4

ИТОГО

102

Приложение 1.

Календарно-учебный график

№ п/п

№ раздела

Тема урока

Кол-во час

Дата

(план)

Дата

(факт)

Примечание

Причина

корректировки

1

Введение.

Художественная литература как одна из форм освоения мира. Литература и другие виды искусства. Художественное произведение. Автор и герои.

1

Тема 1.Устное народное творчество

4

2

1.1

Жанры фольклора. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорных образов и нравственных идеалов на развитие литературы.

1

3

2.1

Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора, их народная мудрость.  

1

4

3.1

Загадки.  Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок.

1

5

4.1

Развитие речи №1.

Русский фольклор. Подготовка к домашнему сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов?»

Тема 2. ДРЕВНЕРУССКАЯ  ЛИТЕРАТУРА

2

6

2.1

Русские летописи «Повесть временных лет». Связь литературы с фольклором.

1

7

2.2

Анализ сочинений

 «Сказание о Белгородском киселе». Отражение народных идеалов в летописях.

1

 Тема 3.           ИЗ  РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

5

8

3.1

Русская  басня.  И.И. Дмитриев. Слово о баснописце. Развитие понятия об аллегории. Басня «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства.

1

9

3.2

  И.А. Крылов.  Краткий  рассказ о баснописце. «И.А. Крылов. 

«Осел и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории.

1

10

3.3

И.А. Крылов.   Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик».

Критика мнимого  «механики мудреца» и неумелого хвастуна.

1

11

3.4

 Басня «Ларчик».

Критика мнимого  «механики мудреца» и неумелого хвастуна.

1

12

3.5

Входная контрольная работа

1

Тема 4. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА  

44

13

4.1

А.С. Пушкин. Краткий  рассказ  о поэте.  Лицейские годы.  Лицейская  лирика. «И.И.Пущину». «Узник» 

1

14

4.2

А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения.

1

15

4.3

Лирика  А. С. Пушкина. Двусложные размеры стиха.  

1

16.

4.4

А. С. Пушкин. «Повести  Белкина». Понятие о книге (цикле) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём. Особенности сюжета и система героев повести.  

1

17

4.5

А.С. Пушкин.  Роман «Дубровский».

Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова   ( гл. I-IV).

1

18

4.6

 Роман «Дубровский». Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в повести (гл. V-VII).

1

19.

4.7

Осуждение произвола и деспотизма,  защита чести, независимости личности  в романе   А.С. Пушкина  "Дубровский".

1

20

4.8

Роман «Дубровский». Романтическая история любви Владимира и Маши (гл. VIII- XII ).  

Обобщающий урок по творчеству А.С.Пушкина

1

21

4.9

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное направление и композиция стихотворения.

 

1

22

4.10

Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы». Развитие представлений о балладе.

1

23

4.11

Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…»

1

24

4.12

М.Ю.Лермонтов.  Лирика.  Определение видов рифм и способов  рифмовки, двусложных и трёхсложных размеров стиха.

1

25

4.13

   И.С.Тургенев Краткий рассказ  о  писателе.  Рассказ «Бежин луг». Сочувственное  отношение  к крестьянским детям.

1

26

4.14

И.С.Тургенев  «Бежин луг».   Портреты и рассказы  мальчиков, их  духовный мир.

1

27

4.15

Природа и её роль в рассказе Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг».

1

28

4.16

И.С.Тургенев.  "Записки охотника".

1

29

4.17

Обобщающий урок по рассказу Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг».

30

4.18

Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя.  Стихотворение  «Неохотно и несмело…"

1

31

4.19

Ф.И.Тютчев.  Стихотворения «Листья»,     «С поляны коршун поднялся». Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева. Обучение анализу одного стихотворения.

1

32

4.20

 А.А.Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». «Опять незримые усилья…»  

Природа как воплощение прекрасного. «Еще майская ночь».

1

33

4.21

А.А.Фет.  «Учись у них – у дуба, у березы…»

Природа как мерило человеческой нравственности.

1

34

4.22

Н.А. Некрасов.  Краткий рассказ  о  писателе. «Железная дорога».  Своеобразие композиции стихотворения. Значение эпиграфа.

1

35

4.23

Н. А. Некрасов. «Железная дорога».  Картины подневольного труда. Величие народа – созидателя.  

1

36

4.24

Сочетание реалистических и фантастических картин  в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».  Своеобразие   языка  поэзии.

1

37

4.25

Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Некрасова.

1

38

4.26

Развитие речи. сочинение

2

39

4.27

Развитие речи. сочинение

40

4.28

Н.С.Лесков.   Слово  о писателе.  «Левша». Знакомство  с героями сказа. Сказовая форма повествования.

1

41

4.29

Н.С.Лесков.  «Левша».  (главы I-X). Секрет  тульских мастеров.  Царь Николай Павлович, его  окружение.  Платов и Левша.

1

42

4.30

Н.С.Лесков. Сказ «Левша». (главы XI- XX). Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Судьба мастера в России.  

1

43

4.31

Особенности  языка  сказа Н.С.Лескова «Левша».

1

44

4.32

Комический  эффект, создаваемый игрой слов, в сказе «Левша Н.С.Лескова

1

45

4.33

Н.С.Лесков. Сказ «Левша» 

Почему Л.Н.Толстой назвал Лескова «писателем будущего»?

1

46

4.34

Развитие речи

2

47

4.35

Развитие речи

48

4.36

А.П. Чехов. Литературный  портрет  

писателя.  

1

49

4.37

А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе.

1

50

4.38

А.П.Чехов «Толстый и тонкий».  Источники комического в рассказе.  Речь героев и художественная  деталь как источник юмора.

1

51

4.39

А.П.Чехов.   «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте.

1

52

4.40

Развитие речи

1

53

4.41

 Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. 

 Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...»..  

1

54

4.42

Я. Полонский  «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…»

1

55

4.43

А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы…».  

1

56

4.44

Романсы на стихи  русских поэтов.           А. С. Пушкин. «Зимний вечер»; М. Ю. Лермонтов. «Парус»; Ф. И. Тютчев. «Ещё в полях белеет снег…»

1

Тема 5.ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

29

57

5.1

Александр Иванович  Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Чудесный доктор»

1

58

5.2

А.С.Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни.

1

59

5.3

Жестокая  реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые

 паруса».

1

60

5.4

Душевная чистота главных героев книги  А.С.Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении.

1

61

5.5

А.П.Платонов. Литературный портрет писателя.«Неизвестный цветок». Прекрасное  - вокруг нас.

1

62

5.6

 «Ни на кого не похожие» герои   А.П.Платонова  (по рассказам "Цветок на земле" и "Железная старуха").

1

63

5.7

Развитие речи

Подготовка к домашнему сочинению

«Отзыв  на прочитанное  произведение» (А.Грин "Алые паруса",  А. Платонов        "Неизвестный цветок" - по выбору  учащихся).

1

64

5.8

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне.

Слово о поэтах – фронтовиках. К.Симонов «Ты помнишь, Алеша…».

1

65

5.9

Анализ домашнего сочинения

Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»;

Д.С.Самойлов «Сороковые» и др. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне.

1

66

5.10

А.А. Лиханов. «Последние холода».      Дети и война.

1

67

5.11

В.П.Астафьев. Слово о писателе.

«Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы.

1

68

5.12

В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой».

Нравственные проблемы рассказа. Самобытность героев рассказа.

1

69

5.13

В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой».  Самобытность героев рассказа (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна).

1

70

5.14

В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении.

1

71

5.15

В.Г.Распутин. Краткий рассказ о писателе.  «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени.

1

72

5.16

  Душевная щедрость учительницы в    рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского».

1

73

5.17

Нравственная  проблематика рассказа  В.Г.Распутина «Уроки французского».  

1

74

5.18

Развитие речи  

Подготовка к  контрольному сочинению.  «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. Астафьева и

 В. Распутина».

1

75

5.19

Контрольное классное сочинение 

«Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. Астафьева и В. Распутина».

1

76

5.20

Картины военного лихолетья и трудных послевоенных лет в стихах и рассказах русских писателей. Подготовка  к  проекту (В.Корнилов "Искра", М.Базанков "Самая сладкая рябина", И.Миксон "Жила, была".

1

77

5.21

Картины военного лихолетья и трудных послевоенных лет в стихах и рассказах русских писателей.    Проект (В.Корнилов "Искра", М.Базанков "Самая сладкая рябина", И.Миксон "Жила, была".

1

78

5.22

Писатели  улыбаются.

В.М.Шукшин. Слово о писателе.  Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.

1

79

5.23

 Образ  "странного" героя в творчестве             В.М. Шукшина. Рассказ «Срезал».

1

80

5.24

Ф. Искандер.  Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Герой рассказа и его сверстники.

1

81

5.25

Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».  Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе    

1

82

5.26

Родная природа в русской поэзии 20 века. 

А.А.Блок. Слово о поэте. «Летний вечер» и др. Поэтизация родной природы.

1

83

5.27

С.А.Есенин. Слово о поэте. « Мелколесье. Степь да дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств  в  лирике С.А.Есенина.

1

84

5.28

А.А.Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…».  Обучение анализу одного стихотворения..

1

85

5.29

Н.М.Рубцов «Звезда полей». Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Н.Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.

1

Тема 6. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

2

86

6.1

Из литературы народов России

Габдулла  Тукай.  Слово о татарском поэте.

Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине,  верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека.  

 

1

87

6.2

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...».

Родина как источник сил для преодоления любых испытаний.  Тема бессмертия народа.

1

 Тема 7. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

11

88

7.1

Мифология  и ее влияние на возникновение и развитие литературы. 

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия».

«Яблоки Гесперид».

1

89

7.2

Геродот. Слово о писателе историке. «Легенда об Арионе».  Отличие мифа от сказки.

1

90

7.3

Гомер. Слово о Гомере.  «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.

1

91

7.4

Гомер. Поэма «Одиссея» Хитроумный Одиссей: характер и поступки.

1

92

7.5

М. де Сервантес  Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов.

2

93

7.6

М. де Сервантес  Сааведра.  «Дон Кихот». Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как  пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо  Пансы.

94

7.7

Ф.Шиллер.  Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

1

95

7.8

Марк Твен. «Приключения

Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

1

96

7.9

П.Мериме. Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении «Маттео Фальконе».

1

97

7.10

А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка- притча. Маленький принц. Его друзья и враги.

2

98

7.11

А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка - притча. Маленький принц. Его друзья и враги.

Повторение

4

99

Повторение изученного за курс 6 класса. Подготовка к контрольной работе

1

100

Итоговая контрольная работа за курс 6 класса

1

101

Анализ итоговой контрольной работы

Повторение. Обобщение.

1

102

Повторение. Обобщение.

Литературный ринг «По страницам прочитанных произведений»

1

Итого

102


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....