Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа 5 класса составлена на основе следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобнауки России от 29.12.2014 г. №1644);
- в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897»
3. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
4. Примерной программы по литературе основного общего образования 5-9 классов 3-е издание, авторы – В. Я Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н. В. Беляева, М.: «Просвещение» 2016 г.
5. Учебного плана МБОУ «Бяковская ООШ» на 2020 – 2021 учебный год.
6 Федерального перечня учебников на 2020-2021 учебный год
Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает часы в следующем объеме: 5 кл. – 105 ч.
2. Планируемые результаты
Личностные :
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации у обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные :
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные :
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской лит-ры, лит-ры 18 века, русских писателей 19-20 века, лит-ры народов России и зарубежной лит-ры;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление в них нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, изобразительно - выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе лит-ого произведения;
- формирование собственного отношения к произведениям лит-ры, их оценка;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух лит-ых произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы лит-ры как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений лит-ры; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании худ-ых образов лит-ых произведений.
3. Содержание тем учебного курса
Введение.
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество.
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века.
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости.«Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.
«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«Мороз, Красный нос»(отрывок из поэмы «Есть женщины в русских селеньях…».Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Чудная картина»,«Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…»» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро»; Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»;А.Н. Майков «Ласточки»; И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З.Суриков «Зима»(отрывок). Выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом..», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы, Родины. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Поэты о Великой Отечественной войне (1941 - 1945гг.) Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.
И.Бунин «Помню - долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.
«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.
Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.
Из зарубежной литературы.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо»(отрывок). Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера»(отрывок). Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Учебно-методическое обеспечение
- Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2016
- Литература: 5, 6, 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2016\2017\2018.
- 5 класс: система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина / авт.-сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. — Волгоград: Учитель, 2013. —279 с. (электронный вид)
Тематическое планирование
5 класс
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
Введение 1 ч | ||||
1 | Книга и её роль в духовной жизни человека и общества | 1 | ||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (9 ч) | ||||
2 | Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. Детский фольклор | 1 | ||
3 | Малые жанры фольклора | 1 | ||
4 | Сказка как особый жанр фольклора. «Царевна-лягушка» - сказка о мудрости и красоте. Народная мораль в сказке. | 1 | ||
5 | «Царевна -лягушка». Василиса премудрая и Иван-царевич. | 1 | ||
6 | «Царевна - лягушка». Поэтика волшебной сказки. | 1 | ||
7 | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания. | 1 | ||
8 | Сказка о животных «Журавль и цапля». | 1 | ||
9 | Бытовая сказка «Солдатская шинель» | 1 | ||
10 | Р.р. Сочинение собственной сказки | 1 | ||
Древнерусская литература (2 ч) | ||||
11 | «Повесть временных лет» как литературный памятник | 1 | ||
12 | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Черты русских летописей | |||
Из литературы XVIII века (2 ч) | ||||
13 | Из литературы 18 века. М. В. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. | 1 | ||
14 | М. В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру» как юмористическое нравоучение. | 1 | ||
Из литературы XIX века (43 ч) | ||||
15 | Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века.) | 1 | ||
16 | И. А. Крылов. Рассказ о писателе. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк и ягненок», «Ворона и лисица». | 1 | ||
17 | Аллегорическое отражение исторических событий в баснях.«Волк на псарне». Развитие понятия о басне. | 1 | ||
18 | Внеклассное чтение Басенный мир И.А.Крылова | 1 | ||
19 | В. А. Жуковский. Рассказ о поэте «Спящая царевна» как литературная сказка. | 1 | ||
20 | В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. | 1 | ||
21 | А. С. Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны | 1 | ||
22 | А. С. Пушкин.. «Руслан и Людмила» (пролог) как собирательная картина народных сказок. Обучение выразительному чтению. | 1 | ||
23 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | 1 | ||
24 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Противостояние добрых и злых сил. | 1 | ||
25 | Центральные образы сказки. Сходство и различия литературной и народной сказок. | 1 | ||
26 | Сказка А. С. Пушкина и сказка В. А. Жуковского. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. | 1 | ||
27 | Развитие речи. Подготовка к сочинению по сказкам А. С. Пушкина. (Письменная классная работа) | 1 | ||
28 | Контрольная работа по творчеству И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина | 1 | ||
29 | А. С. Пушкин (внеклассное чтение) | 1 | ||
30 | Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» | 1 | ||
31 | Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание | 1 | ||
32 | Развитие речи. «Чему меня научила сказка «Черная курица, или Подземные жители»» | 1 | ||
33 | М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте. «Бородино». Патриотический пафос стихотворения. | 1 | ||
34 | Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения. Обучение выразительному чтению. | 1 | ||
35 | «Ашик – Кериб» как литературная сказка (внеклассное чтение) | 1 | ||
36 | Н. В. Гоголь. Рассказ о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести. | 1 | ||
37 | Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». | 1 | ||
38 | «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть» (внеклассное чтение ) | 1 | ||
39 | Н. А. Некрасов. Рассказ о поэте «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. | 1 | ||
40 | Изображение судьбы русской женщины в поэзии Некрасова. «Есть женщины в русских селеньях...» Понятие об эпитете. Обучение выразительному чтению. | 1 | ||
41 | Мир детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». | 1 | ||
42 | Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». Язык стихотворения | 1 | ||
43 | И. С. Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. | 1 | ||
44 | Духовные и нравственные качества Герасима. Герасим и его окружение | 1 | ||
45 | Превосходство Герасима над челядью барыни. Герасим и Муму. Протест против крепостничества в рассказе. | 1 | ||
46 | Авторская позиция и способы её выражения в рассказе «Муму». Духовные и нравственные качества Герасима. Подготовка к сочинению | 1 | ||
47 | Классное сочинение по рассказу «Муму» на тему «Образ Герасима» | 1 | ||
48 | А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» | 1 | ||
49 | Л. Н. Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. | 1 | ||
50 | Жилин и горцы. Странная дружба Жилина и Дины | 1 | ||
51 | Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев. | 1 | ||
52 | Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л.Н. Толстого | 1 | ||
53 | Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л.Н. Толстого | 1 | ||
54 | А. П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия». Юмористический рассказ. Обучение составлению киносценарию. | 1 | ||
55 | Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится…» и другие | 1 | ||
56 | А. Н. Майков «Ласточки», И. С. Никитин «Утро», И. З. Суриков «Зима» | 1 | ||
57 | Русские поэты о Родине и о родной природе ( А. С. Пушкин, И. С. Никитин, И.Суриков и др). Анализ лирического произведения | 1 | ||
Из литературы XX века (29ч) | ||||
58 | И. А. Бунин. Рассказ о писателе. «Косцы». Человек и природа в рассказе | 1 | ||
59 | И. А. Бунин «Подснежник» (внеклассное чтение) | 1 | ||
60 | В. Г. Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. | 1 | ||
61 | Контраст судеб героев в повести «В дурном обществе». Счастье дружбы в повести Короленко | 1 | ||
62 | «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела» | 1 | ||
63 | Контрольный урок Анализ эпизода из повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» | 1 | ||
64 | С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина | 1 | ||
65 | П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера | 1 | ||
66 | «Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы | 1 | ||
67 | К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб» | 1 | ||
68 | Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения | 1 | ||
69 | К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К. Г. Паустовского | 1 | ||
70 | С. Я. Маршак. Рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». | 1 | ||
71 | Положительные и отрицательные герои. Традиции народных сказок в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев». | 1 | ||
72 | «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и ее народная основа | 1 | ||
73 | А. П. Платонов. Рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. | 1 | ||
74 | Душевный мир главного героя. Его отношения с природой. Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». | 1 | ||
75 | В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои. | 1 | ||
76 | Человек и природа в рассказе | 1 | ||
77 | «Васюткино озеро»: становление характера главного героя. | 1 | ||
78 | Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов | 1 | ||
79 | Написание письменного ответа на один из проблемных вопросов | 1 | ||
80 | А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста» | 1 | ||
81 | К. М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…» | 1 | ||
82 | И. А. Бунин «Помню – долгий зимний вечер..», Дон – Аминадо «Города и годы» | 1 | ||
83 | Русские поэты 20 в. о Родине и родной природе (И. Бунин, А. Блок, С. Есенин и др.). Образ Родины в стихах о природе | 1 | ||
84 | Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор в его рассказах | 1 | ||
85 | Саша Черный. «Игорь-Робинзон» | 1 | ||
86 | Ю. Ч. Ким Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение. | 1 | ||
Из зарубежной литературы ( ч) | ||||
87 | Р. Л. Стивенсон . Рассказ о писателе. «Вересковый мед». Развитие понятия о балладе. Бережное отношение к традициям предков. Драматический характер баллады | 1 | ||
88 | Д. Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо»- произведение о силе человеческого духа, гимн неисчерпаемым возможностям человека. Характер главного героя. | 1 | ||
89 | Д. Дефо «Робинзон Крузо»: характер героя. | 1 | ||
90 | Д. Дефо «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа | 1 | ||
91 | Г.Х. Андерсен. Рассказ о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда | 1 | ||
92 | Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. Символический образ Снежной королевы Победа добра, любви, дружбы над злом.. | 1 | ||
93 | Г. Х. Андерсен. «Снежная королева»: что есть красота? | 1 | ||
94 | Г. Х. Андерсен. Сказки (внеклассное чтение) | 1 | ||
95 | Ж. Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Сочинение-миниатюра «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)» | 1 | ||
96 | М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья | 1 | ||
97 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера» неповторимый мир детства | 1 | ||
98 | «Приключения Тома Сойера» - любимая книга многих поколений | 1 | ||
99 | Д. Лондон. Рассказ о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. | 1 | ||
100 | Д. Лондон «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым? | 1 | ||
101 | Д. Лондон «Сказание о Кише» мастерство писателя. | 1 | ||
Итоги года (3 ч.) | ||||
102 | Итоговый тест. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 1 | ||
103 | Анализ итогового теста | 1 | ||
104 | Викторина «Путешествие по сказкам». | 1 | ||
105 | Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класс» Рекомендации на лето | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....