Презентация "Поэма М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
презентация к уроку по литературе (7 класс)

Жидкова Лариса Ивановна

Презентация "Поэма М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesnya_pro_tsarya_ivana_vasilevicha.pptx500.18 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок в 7 классе М.Ю . Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова ». Жидкова Л.И., учитель русского языка и литературы

Слайд 2

М.Ю. Лермонтов«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Ты хочешь знать: кто я? что я? Я тот же, что и был и буду весь мой век: Не скот, не дерево, не раб, но человек! А.Н.Радищев. Дьяк прочитал царя приказ: «Четвертовать смутьяна. И Стёпка, сын своей страны, в лице не изменился, лишь на четыре стороны народу поклонился». Н.Кончаловская .

Слайд 3

Цели: Образовательная: Систематизация знаний о творчестве М.Ю.Лермонтова. Расширить знания учащихся об историческом прошлом России. Воспитательная: Нравственное воспитание. Развивающая: Совершенствовать навыки анализа поэтического текста, умения собирать информацию к характеристике героев.

Слайд 4

Задачи: Расширить знания учащихся о творчестве М.Ю.Лермонтова. Познакомить учащихся с историческим прошлым России. Способствовать проявлению интереса к составлению характеристик героев поэмы. Дать возможность учащимся высказываться, анализировать проблемные вопросы, делать выводы. Воспитывать такие качества, как честность, достоинство, долг.

Слайд 5

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» была написана М.Ю.Лермонтовым в 1838 году на Кавказе.

Слайд 6

М.Ю. Лермонтов«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма – Поэ́ма ( др.-греч . ποίημα ) — литературный жанр. Большое эпическое стихотворное произведение, принадлежащее определённому автору, большая стихотворная повествовательная форма. Может быть героической, романтической, критической, сатирической и т. п. [1] Иногда поэмой могут называться прозаические произведения (например, « Мёртвые души » Н. В. Гоголя , « Москва — Петушки » В. В. Ерофеева ).

Слайд 7

Словарная работа Честь — комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств личности, как верность , справедливость , правдивость , благородство , достоинство . Словарь В. И. Даля , отражая это разделение, определяет честь и как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть», и как «условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое». Честь — это внутреннее, данное самому себе право оценивать себя и своё существование в категориях самоуважения. Объективными факторами, дающими право на честь, являются целомудрие и благородство. Целомудрие — идеальная норма природного состояния. Благородство — идеальная норма личностного состояния. Архимандрит Платон. Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994, с. 185

Слайд 8

Словарная работа Долг — внутренне принимаемое ( добровольное ) обязатель ство . Долгом может называться обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами (например, людьми или Богом ) . Чаще всего в качестве долга рассматривается моральное обязательство ( моральный долг , нравственный долг ) — добровольное моральное обязательство индивида перед другими людьми.

Слайд 9

Словарная работа Нравственность - «Правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведения». Идеал - «Совершенное воплощение чего-либо». Нравственный идеал - это высоко духовная личность, человек-образец, с которого мы должны брать пример, учиться у него добру, справедливости, порядочности, внимательному отношению к ближним. Нравственным идеалом может быть человек из реальной жизни, нашего окружения, но им может быть и литературный герой.

Слайд 10

М.Ю. Л ермонтов проявлял особый интерес к национальной истории, искал в ней богатырский дух, яркие личности, всё, чего не хватало среди его современников.

Слайд 11

Главной проблемой поэмы можно назвать проблему долга и чести. Лермонтов обратился к истории России, видимо, потому, что в современной ему жизни 1830-х гг. не было жизненного материала, который дал бы ему возможность создать ситуацию, раскрывающую эту нравственную проблему. Своё поколение Лермонтов характеризовал так: «Перед опасностью позорно малодушны и перед властию – презренные рабы.

Слайд 12

А.И.Герцен писал об этом времени: «Нужно было иметь другую закалку, чтобы дышать воздухом этой зловещей эпохи… надобно было с самого детства приобрести привычку скрывать всё, что волнует душу….Надо было уметь ненавидеть из любви, презирать из гуманности, надо было обладать безграничной гордостью, чтобы, с кандалами на руках и ногах, высоко держать голову».

Слайд 13

Особенности «Песни…» Идея личности. Проблема долга, чести и достоинства. Проблема нравственного выбора. Сюжет относится к 16 веку. Эпохе И вана Грозного. «Песня…» – это школа мужества в борьбе с деспотизмом и тиранией.

Слайд 14

Беседа: -Почему Лермонтов выбирает форму исторической песни, близкой к былине? Кто слагал песни о героях? -Кто в «Песне…» является настоящим героем и почему? -Почему герои «Песни…» расположены в заглавии в таком порядке: «про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»?

Слайд 15

Его правление – жестокость, цинизм и тирания. Иван Грозный ( И ван IV ). В 1547 году принял царский титул. «…Иоанн имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединенный с необыкновенным даром слова, чтобы бесстыдно раболепствовать гнуснейшим похотям. Имея редкую память, знал наизусть Библию, историю греческую, Римскую, нашего отечества, чтобы нелепо толковать их в пользу тиранства…». «История государства Российского» Н.М.Карамзин.

Слайд 16

Опричнина Опричнина – государственная политика террора, царившая на Руси в конце 16 века при правлении Ивана 4 . Сущность опричнины состояла в отторжении имущества у граждан в пользу государства. По повелению государя выделялись особые земли, которые использовались исключительно для царских нужд и нужд царского двора. На этих территориях было собственное управление, и они были закрыты для простых граждан. Все территории отбирались у помещиков с помощью угроз и силы. Слово «опричнина» происходит от древнерусского слова «опричь», что означает «особый». Также опричниной называли ту часть государства, которая уже отошла в единоличное пользование царя и его подданных, а также опричников (членов тайной полиции государя).

Слайд 17

Опричники

Слайд 18

О причники Царь Иван 4 Грозный славился своим суровым нравом и военными походами. Возникновение опричнины во многом связано с Ливонской войной . В 1558 году он начал Ливонскую войну за право овладеть Прибалтийским побережьем, однако ход войны шел не так, как того хотелось бы государю . Иван 4 начинает подозревать о существовании заговора воевод с боярами против его царской власти. Он считает, что его окружение мечтает прекратить войну, свергнуть государя и посадить на его место князя Владимира Старицкого. Все это заставляет Ивана создать себе новое окружение, которое способно было бы защитить его и покарать всех, кто пойдет против царя. Так были созданы опричники – особые воины государя – и учреждена политика опричнины (террора).

Слайд 19

Опричники Опричники всюду следовали за царем и должны были оберегать его, однако случалось так, что эти дружинники злоупотребляли своими полномочиями и совершали террор, наказывая невиновных. Царь смотрел на все это сквозь пальцы и всегда оправдывал своих опричников в любых спорах. В результате бесчинства опричников, очень скоро их стали ненавидеть не только простые люди, но и бояре. Все самые ужасные казни и деяния, совершенные во времена правления Ивана Грозного были совершены его опричниками.

Слайд 20

Главные герои Иван Грозный Кирибеевич Алёна Дмитриевна Степан Паромонович Калашников

Слайд 21

Сравнительная характеристика Калашников «Смелый купец» «Молодой купец» «Статный молодец» «Удалой боец» «Лихой боец» Кирибеевич «Удалой боец» «Буйный молодец» «Молодой боец» «Добрый молодец» «Верный слуга» «Лукавый раб» «Злой охульник » «Злой опричник»

Слайд 22

В чём сила и слабость героев? Калашников Из рода Калашников Не одинок, есть братья г отовые защитить, жертвуя жизнью, сохраняя честь семьи Чувство собственного достоинства «Не в силе Бог, но в правде». Воплощение идеала народного добра и правды Одерживает нравственную победу, проявляя мужество, мужество, твёрдость, прямоту, решительность, благородство Кирибеевич Нет имени Из семьи Молюты Скуратова Одинок Символ беспредельного зла опричников «Побледнел в лице, как осенний снег»(смятение, испуг, стыд) «Лукавый раб»( раб обстоятельства) Разрушитель чужого счастья

Слайд 23

Домострой Первая редакция "Домостроя" составлена в Новгороде Великом в конце XV - начале XVI века. Вторая редакция, значительно переработанная , собрана и заново отредактирована выходцем из Новгорода попом Сильвестром , влиятельным советником и воспитателем молодого русского царя Ивана Васильевича, именуемого Иваном IV, "Иваном Грозным".

Слайд 24

Домострой Г лавой в доме все же был муж. Женщина должна была во всем слушаться мужа, а девушка - отца. Женщина ничего не смела покупать без разрешения мужа (завидуйте, современные мужчины!), ни с кем знакомиться без его согласия, ни ходить без его ведома в церковь. Но ведь безоговорочное подчинение и послушание было уделом не только женщин, - беспрекословно повиноваться главе семьи должны были и все остальные домочадцы, живущие и с ним под одной крышей и зависящие от него. Почтение в отношении к старшим было залогом общего согласия и любви. А требования к внешнему виду в те времена были очень жесткие. Разве мыслимо было порядочной женщине показаться на людях не только в короткой юбке или с полуобнаженной грудью, но и без определенного количества длинных, сдерживающих движение одежд, надетых одна на другую? Глубокие декольте ввел в Моду лишь Петр I вместе с другими западными несуразицами. Кроме того, замужние женщины должны были прятать свои полосы - ни дома, ни на людях они не могли показываться без головного убора. Конечно, нельзя отрицать еще и тот факт, что зачастую женщины страдали от побоев. "В доме мужа на стене девушку ждал " дурак " - так называлась плеть, предназначенная для жены. Поучения того времени не советовали бить жену железными и деревянными предметами, но "поучать вежливенько плетью". Кто не бил жены, о том благочестивые люди говорили, что он дом свой не строит и о своей душе не радеет, и сам погублен будет и в сем веке, и в будущем, и дом свой погубит" - вот типичное описание России времен Ивана Грозного.

Слайд 25

Отношение к женщине, любви Калашников Защищает свою любовь, семью, честь жены, умеет постоять «за правду до последнего» Глава семьи, несёт ответственность за жену. Для Алёны Дмитриевны он «царь», «красно солнышко». Брак – святыня. Кирибеевич Крадёт семейное счастье купца Нарушает христианские заповеди(преследует замужнюю женщину) Эгоист в любви(думает только о себе) «Разбойник»

Слайд 26

Кулачный бой Первое упоминание о русском кулачном бое мы можем найти в «Повести временных лет». Нестор пишет: « Себо не погански ли живемъ ... нравы всяческими льстими , превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми , и русальи ; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела» — в общем, критикует (развитие кулачного боя с XI по XX век )

Слайд 27

«Сам на сам» Частные поединки один на один, по своей форме близкие к традиционному английскому боксу, но более безопасные. Было необходимо соблюдение правил, не позволявших участникам поединка скатываться в беспорядочную свалку и ограничивавших их в применении нечестных приемов и опасных ударов и захватов. В поединке должен быть победитель, но и побежденный должен остаться достаточно функциональным для того, чтобы жить дальше. Хотя так бывало не всегда, все зависело от ситуации — например, купец Калашников, про которого писал Лермонтов, отделал своего оппонента до смерти. Впрочем, у него и не было другого выхода, а победа того стоила . Из «сам на сам» следует выделить поединок «удар на удар»: участники, стоя на месте, обмениваются ударами, очередность которых определяется по жребию. Уклоняться от ударов запрещалось, допустимы были только блоки. Бой завершался, когда один из соперников был сбит с ног или сдавался.

Слайд 28

Кулачный бой Калашников Бой: чтобы защитить семью Одерживает семью Русский богатырь Отважный, мужественный Сильный духом Разговаривает с царём на равных Проявляет смелость в поведении с царём Признаёт свою зависимость от власти царя Кирибеевич «Идёт на бой потешить царя нашего батюшку» Высокомерие, бахвальство Пренебрежение к более слабым Привык быть первым Всё даётся легко Своевольный – поступает по своей воле, произволу Избалован властью, покровительством царя Возмездие, настигшее его справедливо, не просит пощады Принимает смерть как должное

Слайд 29

Беседа: Не правильнее ли было бы Калашникову поведать царю правду, чтобы Иван Грозный наказал Кирибеевича ? Как вы расцениваете поступок Ивана Грозного, ни за что наказавшего Калашникова? Почему Калашников сам просит для себя смерти у царя? Что обещал Иван Грозный сделать после смерти Калашникова?

Слайд 30

Какой же он, наш Герой? Мужественный человек Человек, защищающий свою семью Прямой, искренний Человек чести

Слайд 31

Беседа: В основе поэмы лежит конфликт. Как конфликт помогает раскрыть характер лермонтовских героев? Кто в «Песне…» является настоящим героем и почему? Кто из героев лермонтовской поэмы является нравственным идеалом писателя? Почему? Обращаясь к эпиграфам к уроку хочу спросить: «Кто же остался Человеком, а кто – рабом?» Кто из героев соответствует данному высказыванию:«Перед опасностью позорно малодушны и перед властию – презренные рабы»? Докажите свою точку зрения.

Слайд 32

Уроки Лермонтова Защити свою семью Отстаивай свою честь Не отдай на поругание близких Имей человеческое достоинство Не теряй совесть.

Слайд 33

Тестирование: 1.Назовите век, в котором происходят события поэмы: А) 14 Б) 15 В) 16 С) 17 2. По какой причине опричник Кирибеевич на пиру не веселился? 1) задумал недоброе дело 2) служба надоела 3) захромал его конь 4) влюбился

Слайд 34

3. Что, убегая, оставила, в руках у Кирибеевича Алена Дмитриевна? 1) узорный платок и фату 2) кольцо 3) туфельку 4) шаль 4. Как звали мужа Алены Дмитриевны? 1) Парамон Пахомович 2) Степан Парамонович 3) Степан Прохорович 4) Прохор Степанович 5. Кого призвал к себе купец Калашников, узнав о случившемся с Аленой Дмитриевной? 1) отца 2) царя Ивана Васильевича 3) младших братьев 4) лучшего друга

Слайд 35

Тестирование: 6. Что Кирибеевич утаил от Ивана Васильевича, рассказав о причине своей кручины? 1) что Алена Дмитриевна замужем 2) что он собирается покинуть службу 3) что у него мало казны 4) что он собирается в степь на «вольное житье» 7. Чем закончилась встреча Алены Дмитриевны с Кирибеевичем ? 1) опричник, получив отказ, ушел 2) Алена Дмитриевна решила уйти от мужа 3) Алена Дмитриевна вырвалась и убежала 4) опричник ушел, поклявшись убить ее мужа

Слайд 36

8. В каком месте состоялся кулачный бой? 1) возле лавки Калашникова 2) в палатах царских 3) в лесу 4) на Москве - реке 9. Каким способом был казнен Калашников? 1) его повесили 2) его расстреляли 3) ему отрубили голову 4) его четвертовали 10.Что больше всего боялась Алёна Дмитриевна? 1.Царского суда 2.Немилости мужа 3.Людской молвы 4.Лютой смерти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича" по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Урок  литературы по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» по теме «Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича...

План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова.

Презентация содержит материал для изучения образа Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова....

Проектная работа «Милостив и (или) жесток царь Иван Васильевич Грозный» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

Проектная работа   «Милостив и (или) жесток  царь Иван Васильевич Грозный»   (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника ...

Урок литературы в 7 классе «Кто победил в поединке: Кирибеевич или удалой купец Калашников?» в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Урок представляет собой аналитическое чтение 3 части поэмы М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова.." с последующей работой над вопросами, помогающее решить ряд нравственных вопросов: ус...