система заданий по литературе на тему "Песня про купца Калашникова..."
учебно-методический материал по литературе (7 класс)
В задании представлены карточки на развитие у детей 7 класса познавательных учебных умений по ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_zadaniy_po_teme_pesnya_pro_kuptsa_kalashnikova.docx | 50.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси.
Класс: 7
Учебник: «Литература» 7 класс: учеб. для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 2-е изд. ‒ М.: Просвещение, 2014 г.
Задания на развитие у обучающихся умения применять логическую операцию "определение понятий"
№ | Предметные задания | Предполагаемые ответы обучающихся | Планируемые результаты | |
предметные умения | познавательные УУД | |||
1. | Восстановить пропущенные элементы в определении понятия: Поэма-это … литературного произведения, основными чертами которого являются наличие … и образа … героя. | Поэма- это жанр литературного произведения, основными чертами которого являются наличие сюжета и образа лирического героя. | Находят существенные признаки понятия «поэма», формулируют определение данного понятия | ЛогУУД: Осуществляют синтез (составление целого из частей). Осуществляют подведение под понятие (определение) |
2. | Из перечисленных понятий определите, к какому общему родовому признаку они относятся: Купцы, бояре, опричники Обоснуйте свой ответ. | Из перечисленных понятий, данные слова относятся к такому родовому понятию, как категория населения Руси периода 16 века. | Находят общий родовой признак для конкретных слов, анализируя их с разных точек зрения. | Лог.УУД: Подведение под понятие. Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ., несущ.). |
Задания на развитие у обучающихся умения применять логическую операцию "деление"
№ | Предметные задания | Предполагаемые ответы обучающихся | Планируемые результаты | |
предметные умения | познавательные УУД | |||
1. | Выписать примеры логического и аналитического деления.
| Логическое деление: 2,3 Аналитическое деление: 1 | Устанавливают соответствие между единичными примерами с логическим (аналитическим) делением. | Анализируют объекты с целью выделения признаков (сущ-ных, несущ.). Осуществляют подведение под понятие. Строят логическую цепь рассуждений, доказательство. Устанавливают причинно-следственные связи. |
2. | Найти лишнее, указав основание деления.
|
| Сравнивают героев произведений и жанры художественной литературы. Указывают критерии деления. | ЛогПУУД: Анализируют объекты с целью выделения признаков (сущ-ных, несущ.). Осуществляют подведение под понятие. Строят логическую цепь рассуждений, доказательство. Устанавливают причинно-следственные связи. |
Задания на развитие у обучающихся умения применять логический прием "сравнение"
№ | Предметные задания | Предполагаемые ответы обучающихся | Планируемые результаты | |
предметные умения | познавательные УУД | |||
1. | Сравнить героев поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» купца Калашникова и опричника Кирибеевича. Выявить как можно больше их общих, особенных и единичных признаков. Результат сравнения сформулировать в виде суждений | Калашников и Кирибеевич – Центральные герои произведения. Если Степан Калашников – исключительно положительный герой, то Кирибеевича сам автор считает отрицательным героем. По сравнению с Калашниковым, которого автор наделяет именем, фамилией и отчеством, Кирибеевича не называет по имени, а лишь иногда использует выражение «басурманский сын». Кирибеевич не женат, но мечтает об Алене Дмитриевне, жене Калашникова. В отличие от Калашникова, который был женат и имел семью, Кирибеевич же был человеком одиноким. Сравнивая Кирибеевича и Калашникова, можно сказать, что Калашников видел свое назначение в честном труде и заботе о своих близких, а Кирибеевич заботился только о себе. | Сравнивают двух центральных героя произведения. Находят общие и отличительные черты характера и поступки героев произведения. | ЛогУУД: Анализируют объекты с целью выделения признаков (сущ., несущ.). Выбирают критерии для сравнения понятий. Строят логическую цепь рассуждений и доказательство. ОУ ПУУД: Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме |
2. | Сравнить произведения поэму «Мцыри» и «Песня про купца Калашникова» и назвать их общие свойства. | «Мцыри» и «Песня про купца Калашникова» с точки зрения жанра сходны – это поэмы. Первая представляет собой романтическую лирическую поэму, вторая – реалистическую историческую поэму. Поэтому они различаются и по предмету изображения, и по композиционно-стилистическим особенностям. Так же, как и в поэме «Мцыри», так и в «Песня про купца Калашникова» в основе сюжета лежит стремление героя к достижению определенной цели. В отличие от поэмы «Мцыри», которая написана в 19 веке, «Песня про купца Калашникова» написана в 16 веке. | Сравнивают произведения разных авторов, находят их общие свойства (сходство) по принадлежности к жанру и времени написания | ЛогУУД: Анализируют объекты с целью выделения признаков (сущ., несущ.). Выбирают критерии для сравнения понятий. ОУ ПУУД: Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме. |
Задания на развитие у обучающихся умения строить умозаключения и применять их в процессе познания
№ | Предметные задания | Предполагаемые ответы обучающихся | Планируемые результаты | |
предметные умения | познавательные УУД | |||
1. | Ответить на вопрос-суждение в форме умозаключения: Как доказать, что «Песня про купца Калашникова» является поэмой? | Поскольку, поэма, как жанр - это крупное стихотворное произведение, с повествовательным или лирическим сюжетом, включающее в себя характеристики действующих лиц, описание происходящих событий, и раскрывающееся через оценку главного лирического героя, повествователя, а «Песня о купце ...» - Во – первых, объёмная стихотворная форма. Во – вторых, произведение с четким сюжетом, в котором есть лирическая составляющая (отношения между купцом, его женой и опричником), реалистические конфликты главных персонажей и трагическая развязка (казнь Калашникова). В – третьих, в поэме изображены яркие и незабываемые образы участников разворачивающихся событий. В – четвертых, автор выделяет главного лирического героя, которому он сочувствует, которым восхищён. Следовательно, произведение М. Ю. Лермонтова является поэмой. | Используют определение понятия «поэма» для доказательства принадлежности конкретного произведения к данному виду жанра. Находят признаки поэмы в конкретном произведении. | ЛОГ ПУУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); подведение под понятия; выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. ОУ ПУУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной или письменной форме. |
2. | Определить вид умозаключений, доказать свою точку зрения: Олицетворение- троп Выражение «Заря алая подымается» - олицетворение. Заря алая подымается; Разметала кудри золотистые, Умывается снегами рассыпчатыми, Как красавица, глядя в зеркальце, В небо чистое смотрит, улыбается. Выражение «Заря алая подымается»- троп. | Поскольку олицетворение — это литературный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия, а Заря является предметом неодушевленным, следовательно, Заря алая подымается будет олицетворение. Заря алая подымается; Разметала кудри золотистые, Умывается снегами рассыпчатыми, Как красавица, глядя в зеркальце, В небо чистое смотрит, улыбается. | Определяют и обосновывают вид умозаключения, доказывающего принадлежность тропам конкретного выражения из художественного произведения. | ЛОГ ПУУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); подведение под понятия; выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. ОУ ПУУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной или письменной форме. |
Задания на развитие у обучающихся общеучебных умений
№ | Предметные задания | Предполагаемые ответы обучающихся | Планируемые результаты | |
предметные умения | познавательные УУД | |||
1. | Самостоятельно сформулируйте вопросы-суждения к теме урока «Песня про купца Калашникова», ответ на данные вопросы будет целью урока. | 1.Почему М.Ю. Лермонтов обратился к историческому прошлому при написании произведения? 2.Почему М.Ю. Лермонтов назвал свою поэму песней? 3. Что общего между поэмой и былиной как жанром? | Формулируют вопросы, позволяющие раскрыть историю создания произведения, смысл его названия, особенности жанра, сюжета и т.д. «Песня про купца Калашникова».
| ОУУД:
осмысленно читают. |
2. | С помощью кругов Эйлера отразить отношения между понятиями: А-категория населения В-приближенные к царю С- не приближённые к царю (простой народ). D-бояре Е-опричники F-купцы | Устанавливают отношения между категориями населения, описанными в поэме М.Лермонтовав «Песня про купца Калашникова», и отражают их с помощью кругов Эйлера | ОУУД:
ЛогУУД:
подводят под понятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "
Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....
М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» ТЕСТЫ
Здесь размещены 3 теста к поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про купца Калашникова". ...
Система уроков по поэме М.Ю .Лермонтова "Песня про купца Калашникова"
Предлагается система уроов, которая поможет обучающимся разобраться в идейном содержании поэмы....
Система уроков по "Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова
Система уроков по "Песнь..." состоит из 2 уроков: 1.«Историческая эпоха в произведении М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»; 2.«Конфликт пр...
Урок литературы "Лермонтов Песня о купце Калашникове.."
Презентация содержит очень много иллюстраций, ряд аудиофрагментов из произведения М.Ю.Лермонтова "Песня о купце Калашникове..". Материал поможет учащимся разобраться в материале, прочувствовать атмосф...
Конспект урока по литературе "Элементы фольклора в поэме М.Ю.Лермонтова "Песнь ... про купца Калашникова"
Урок-исследование...
Урок в 7 класс "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Урок в 7 классе "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»....