Русские народные сказки
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Виртуальная экскурсия: «Добрый мир народной сказки…»
Русские народные сказки. Исторические корни волшебной сказки. Композиция, герои, стиль волшебной сказки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass.docx | 97.89 КБ |
baba_yaga.pptx | 2.57 МБ |
russkie_narodnye_skazki.docx | 18.59 КБ |
testovyy_vopros.docx | 25.22 КБ |
koshchey_bessmertnyy.pptx | 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема. «Добрый мир народной сказки…»
Русские народные сказки. Исторические корни волшебной сказки. Композиция, герои, стиль волшебной сказки
Цели экскурсии:
- систематизировать и расширить знания учащихся о сказке как виде народной прозы;
- способствовать формированию нравственных качеств личности учащихся.
Задачи экскурсии:
- познакомить с видами, композиционными и языковыми особенностями русских народных сказок, фольклористами - собирателями;
- рассказать о любимых героях сказок;
- рассмотреть работы знаменитых художников;
- обратить внимание на воздействие сказки на другие виды искусства.
Актуальность экскурсии и ожидаемые результаты:
Сказка способствует приобщению учащихся к истокам национальной культуры и искусства, даёт богатый материал для развития творческих способностей и самораскрытия личности.
Маршрут и структура экскурсии:
Маршрут
• Ох, уж эта сказка! Немного обо всём (Виды сказок, собиратели фольклора, язык и композиция) – 4, 5 слайды
• Известные персонажи сказок – 6, 7, 8 слайды (8 слайд - игра)
• Художники и сказка – 9, 10 слайды
• Влияние сказки на искусство (и эпилог) – 11, 12 слайды (12 слайд - игра)
Структура экскурсии
1 слайд – титульная страница
2 слайд – пролог
3 слайд – маршрутный лист
4 – 12 слайд – экскурсия
13 – 17 слайды – перечень информационных источников
Экскурсия
№ слайда | Содержание работы | Навигация, примечания |
1. Титульный | Объявление темы экскурсии | Автоматический переход на слайд № 2 |
2. Пролог | Вспомнить героев сказок | Автоматический переход на слайд № 3 |
3. Маршрут | Назвать героев, познакомиться с маршрутом | Переход по щелчку |
4. Ох, уж эта сказка! Виды сказок и другое… | Мы будем подразделять сказки на сказки о животных, волшебные и бытовые. В сказках о животных показано то, что люди осуждают в себе, в обществе. Звери разговаривают и ведут себя как люди (Сказки «Кот, лиса и петух», «Теремок»). В волшебных сказках зло представлено отвратительными чудовищами. Герои волшебных сказок одолевают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой (Сказка « Марья Моревна»). В бытовых сказках люди решают свои проблемы благодаря находчивости и уму (Сказка «Каша из топора»). Самые знаменитые собиратели народных сказок – Александр Николаевич Афанасьев и Владимир Иванович Даль. А.Н.Афанасьев издал самый большой сборник сказок (их свыше 600!), в нём представлены сказки из самых разных мест России. Впервые сказки увидели свет (в 8 выпусках) в 1855-1863 годах. | Солнышко – триггер, щёлкаем по нему для появления новых страниц на слайде. Переход на следующий слайд - щелчок по значку «далее». |
5. Композиция и язык | Сказки – произведения большого искусства. При знакомстве с ними не замечаешь их сложного построения, потому что они просты, естественны и выразительны. Нередко сказки начинаются с присказок. Назначение присказки – подготовить к восприятию сказки: «Было это на море, на окияне. На острове Кидане стоит дерево – золотые маковки, по этому дереву ходит кот Баюн. Это не сказка, а присказка, сказка вся впереди». Традиционным элементом сказки является зачин. Зачин – начало сказки. В нём указываются герои, время и место действия: «В некотором царстве, в некотором госу-дарстве жил-был царь…». Сказки имеют и своеобразные концовки. Концовка - итог сказочного действия: «И стали они жить-поживать и добра наживать». В сказках употребляются повторы, чаще всего троекратные. Трижды бьётся Иван насмерть со Змеем Горынычем, царевич выполняет три задания… Часто в сказках встречаются традиционные сказочные формулы, которые передают устоявшиеся представления о предметах. Красота передаётся формулой: «Ни в сказке сказать, ни пером описать». О быстром росте говорят: «Растёт не по дням, а по часам». Богат язык сказок. Активно используются постоянные эпитеты: конь добрый; сравнения: быстр как ветер. Животные в сказках имеют собственные имена и прозвища: кот - Котофей Иванович, волк – «из-за кустов хап». | Таблички (присказки, зачин, концовка, повторы и др.) являются триггерами. Страница к табличке появляется после щелчка по табличке и убирается щелчком по ней. Переход на маршрут -щелчок по значку «домой». Данный слайд можно использовать и на последующих занятиях для повторения, творческих заданий. При первом просмотре – общее знакомство. |
6. Известные персонажи | Демонстрируются положительные и отрицательные персонажи народных сказок и мораль сказок о зле и добре. | Смена рисунков происходит автоматически. Переход на слайд №7 по щелчку |
7. Известные персонажи | Баба Яга сторожит сказочное царство, служат ей звери и птицы. Иногда она вкусно кормит гостей, вручает чудесные дары (Сказка «Царевна - лягушка»). Кот Баюн - чудовище, встреча с которым грозила верной гибелью, побеждённый кот может исцелять людей песнями (Сказка «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»). Кощей жаден, превращает людей в камень, силу черпает из воды. Часто Баба Яга сообщает, как убить злодея (Сказка «Кощей Бессмертный»). Емеля ловок и удачлив, обладает незаурядными способностями, получил магическую силу от волшебной щуки (Сказка «По щучьему велению»). Иван - дурак в семье младший сын, носит имя - оберег, он поэт и музыкант, ищет собственные решения (Сказка «Сивка - бурка»). Василиса Прекрасная наделена мудростью, мягким нравом, трудолюбием. Зовут её так за красоту и умение работать (Сказка «Василиса Прекрасная»). | Солнышко – триггер, щёлкаем по нему для появления новых страниц на слайде. Переход на следующий слайд - щелчок по значку «далее».
|
8. Игра «Поле чудес» | Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие предметы? (Рукав) Какую сказку надо вспомнить? («Царевна-лягушка») | Возврат на маршрут - щелчок по значку «домой» |
9. Художники и сказка | Детской книжной иллюстрации около 300 лет. Слово «иллюстрация» в переводе с латинского означает «освещать, проливать свет, объяснять». | Переход на слайд № 10 по щелчку |
10. Художники и сказка | Виктор Михайлович Васнецов одним из первых познакомил детей со сказочным миром. Мы читали сказку «Царевна-лягушка». На картине «Царевна-лягушка» В.М. Васнецов изобразил задорный танец Василисы, увлечённость музыкантов (Сказка «Царевна-лягушка»). Людям всегда хотелось летать. В картине «Ковёр-самолёт» выражена их мечта о свободном полёте. Перед взором влюблённых в лучах заходящего солнца пролетают горы, реки, леса («Сказка о ковре-самолёте»). Художник с увлечением работал над картиной «Иван-Царевич на Сером Волке» («Сказка об Иване-Царевиче, Жар-птице и о Сером Волке»). У тёмной воды художник увидел грустную девушку, вспомнилась сказка «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Так возник замысел картины «Алёнушка». Прекрасный мир русской сказки живёт в картинах Ивана Яковлевича Билибина. В «Царевне-лягушке» художник сумел создать атмосфера русской старины, сказочности. Орнамент – одна из особенностей работ художника (Сказка «Царевна-лягушка»). В качестве деталей орнамента мы встречаем зловещих воронов, полевые цветы, березки и ели, целые пейзажные зарисовки, сказочных птиц. «Василиса Прекрасная» У иллюстраций свой стиль, рамки с орнаментами продолжают содержание сказки. Изба Яги окружена орнаментом из поганок (Сказка «Василиса Прекрасная»). Сказки рисовали М.А. Врубель, Н.К. Рерих. Получили признание работы Е.Д. Поленовой, Т.А. Мавриной, Ю.А. Васнецова и других художников. | Солнышко – триггер, щёлкаем по нему для появления новых страниц. Возврат на маршрут - щелчок по значку «домой». |
11. Влияние сказки на искусство | Народная сказка оказала воздействие и на другие виды искусства. Самые первые детские книжки богато иллюстрированы, и так было всегда. Лубки - народные картинки. В лубочных картинках сказки занимали главное место. Сказка вдохновляла писателей, художников и композиторов. Спектакли на сюжеты сказок всегда вызывают огромный интерес у детей. Композиторы часто обращались к сказке. Широко известен балет И.Ф.Стравинского «Жар - птица». Не прошёл мимо сказки и кинематограф. Любимые мультфильмы созданы в традициях жанра. Эпилог Сказки учат доброте, трудолюбию, делают людей человечнее и мудрее. | Смена страниц на слайде по щелчку, переход на слайд №12 – щелчок по значку «далее». |
12. Игра «Волшебный сундучок» | В сундучке вопросы, варианты ответов и ответы. Щёлкай по нему. Первый «летательный аппарат» женщины (Ступа) Кто ездил к царю на печи? (Емеля) Сказочный житель леса, помощник Бабы Яги (Кот Баюн) Путешествию конец, кто был с нами – молодец! Не начать ли нам сказку сначала? | Сундучок – триггер, смена вопросов и ответов – щелчок по триггеру, переход на список – щелчок по значку «домой». |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Баба-яга - один из самых популярных героев русской сказки. Она живёт в маленькой избушке, затерявшейся «за тридцатью озерами», в тридесятом царстве, а иногда даже и под землей.
Чтобы добраться до неё, герой должен одолеть трудный путь, пройти через «дремучий лес, где света белого не видно».
Уже само наименование - яга - означает «злая» и одновременно «больная». С ним связана и такая постоянная примета бабы-яги, как костяная нога (кстати, в некоторых славянских языках слово «ягая» обозначает человека с больной ногой).
Интересно, что уже в 1200 году одного новгородского посадника прозвали «ягиницей» за склочный и сварливый характер. Но в литературе она упоминается совсем недавно — первую сказку о бабе-яге любитель-фольклорист М.Н. Макаров опубликовал лишь в 1820 г.
Обычно баба-яга живёт в глухом лесу в маленькой избушке. Попасть к ней, не просто: ведь для этого надо переместиться из мира людей в сказку. Поэтому необычен и даже странен внешний вид её жилища. Перед нами не традиционная русская изба, а сказочный домик, который стоит на курьих ножках и всегда обращён «к лесу передом».
Поэтому, добравшись до него, герой должен произнести волшебные слова: «Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом!» . Попробуем разобраться, что же это значит и откуда взялись в лесу «курьи ножки».
Возможно, кто-то видел, как вокруг векового дерева змеятся по земле корни. Они цепко держатся за землю и не дают дереву упасть даже в сильный ветер. Не случайно, что лесные жители - охотники, сборщики шишек, пчеловоды - старались использовать такие пни как основание для небольших домиков-заимок, где можно было провести ночь, не опасаясь диких зверей. А народная фантазия превратила их в «курьи ножки».
Баба-яга - персонаж на редкость многоликий. Она действует в сказках практически всех народов Европы, но не менее хорошо известна и на других континентах. И всегда она тесно связана с живой природой и, как часть её, то помогает герою, то вредит ему. Правда, имена у неё другие - Шамус-баба, Лаума, Сюоятар, или просто бабица.
Использованные ресурсы: http://www.vsegda.tv/index.php?mod=arcticle&id=71 http://blogs.privet.ru/community/la_shanson/101419706 http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-10720/
Предварительный просмотр:
- Русские народные сказки.
- Прочитай различные толкования термина "сказка" в учебнике, в словаре. Дай собственное толкование этому термину, чтобы оно полностью отражало основные признаки жанра.
Сказка -
- На какие четыре разряда можно разделить сказки? Приведите примеры.
1.
2.
3.
4.
- Волшебная сказка
- Закончи фразы.
Волшебная сказка отличается от других сказок
Первобытные люди сказок
Сказка появилась в эпоху
Однако сказки отразили в себе
9.2.* Восстанови схему, которая объясняет причину наличия в сказке древних компонентов.
🡢 🡢 Сказка
- Что такое композиция?
Композиция -
- Фольклорист В.Я.Пропп насчитывает в волшебной сказке чуть более 30 элементов композиции, которые могут незначительно меняться, чередоваться, где-то опускаться и т.д. Запиши здесь самые употребленные элементы композиции волшебной сказки и обозначь их буквенными сокращениями для дальнейшей работы.
№ | Элемент композиции | Условные сокращения |
- Заполни таблицу и дострой схему.
Главные герои волшебной сказки | |
Мужчины | Женщины |
1. | 1. |
( ) | |
2. | 2. |
( ) |
Враги главного героя
🡣 🡣
- Закончи фразы.
Происхождение второстепенных персонажей-дарителей, чудесных помощников – восходит к
Показателем большой древности сказки является наличие в ней
Сказочная фантастика является отражением
- Закончи схему.
Постоянные формулы
🡣 🡣
( ) ( )
🡣 🡣
Например, Например,
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кощей Бессмертный ( Кащей Бессмертный) — отрицательный персонаж русских сказок. Царь, иногда — всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя.
Кащей Бессмертный является одним из самых загадочных персонажей русских волшебных сказок. В отличие от других героев, например Бабы Яги, он всегда выступает только как враг героя. Поэтому основными качествами Кащея являются ненасытная злоба, жадность и коварство.
Поскольку он представляет собой отрицательного персонажа, его внешний облик соответствует его сюжетной функции и не отличается большим разнообразием.
Кащей практически одинаково выглядит во всех сказках. Это худой, длиннобородый старик с костлявыми руками. Однако главное его качество связано с тем, что он — оборотень и могущественный волшебник, наделённый бессмертием. Сила его волшебства огромна, и для борьбы с ней герою требуется специальный талисман, а также многочисленные помощники.
В ряде сказок врагом Кощея выступает Баба-Яга, которая сообщает главному герою информацию о том, как его убить.
Смерть Кощея спрятана на острове Буяне, на котором растёт дуб, на дубе висит сундук, в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце игла. Если сломать эту иглу, то Кощей умрёт.
О происхождении этого образа до сих пор нет единого мнения. Правда, ряд исследователей полагают, что Кащей пришел в русский фольклор из тюркского. Само его имя означает «пленник, раб» и связано с корнем «кость», то есть с обозначением истощённого, измождённого человека. Именно поэтому вначале в русских сказках Кащей действовал под именем Карачун (от слова «карачиться» — корчиться, насылать корчи (судороги)).
Однако, в сказке слабость Кащея превратилась в его силу. Обретя бессмертие, невзрачный и тщедушный герой стал властителем собственного царства. Победа над ним даётся труднее, чем над любым другим врагом, но тем не менее он всегда оказывается поверженным своими противниками.
Использованные ресурсы: 1. http://potomy.ru/school/3034.html 2. http://ctypa.ucoz.ru/publ/2-1-0-10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образ Елены Прекрасной в русских народных сказках и в сказке Л. С. Петрушевской «Новые приключения Елены Прекрасной»: сравнительно-сопоставительный анализ
Поучительный материал при изучение творчества современной писательницы....
Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"
Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...
Викторина-эстафета по русским народным сказкам «Сказки водят хоровод»
Цели: Расширить знания детей о сказках;Создать условия для пропаганды здорового образа жизни;Способствовать развитию физических качеств: быстроты, координации, ловкости;Развивать речь детей, память....
СКАЗКА. РУССКО-НАРОДНАЯ СКАЗКА «КОЛОБОК» НА НОВЫЙ ЛАД.
Цель:Обучающая: вспомнить с учащимися литературный жанр сказка,создать клип.Воспитательная: Воспитание информационной культуры учащихся,Дисциплинированности;Развивающая: развивать на...
Сценарий по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева», сценарий по русской народной сказке "Морозко"
Добрые сказки, в которых добро побеждает зло....
Сценарий Новогодней сказки по мотивам русской народной сказки "Волк и семеро козлят"
В сказке соединены русская народная сказка, музыка из музыкального фильма "Мама" и авторские задумки. Авторы сценария: Смирнова О.А. и Роабеш У.Н....
«Возвращение к сказке» (урок по русской народной сказке «Курочка ряба») в 7 классе
Урок возвращает к русской народной сказке, которую детям читали в раннем детстве взрослые. Теперь она предстаёт перед ними удивительно мудрой. Её смысл можно соотносить с различными жизненными ситуаци...