Русские народные сказки
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Велюханова Наталья Алексеевна

Виртуальная экскурсия: «Добрый мир народной сказки…»    

Русские народные сказки. Исторические корни волшебной сказки. Композиция, герои,  стиль волшебной сказки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.docx97.89 КБ
Файл baba_yaga.pptx2.57 МБ
Файл russkie_narodnye_skazki.docx18.59 КБ
Файл testovyy_vopros.docx25.22 КБ
Файл koshchey_bessmertnyy.pptx2.61 МБ

Предварительный просмотр:

Тема. «Добрый мир народной сказки…»        

Русские народные сказки. Исторические корни волшебной сказки. Композиция, герои,  стиль волшебной сказки

Цели экскурсии:

  • систематизировать и расширить знания учащихся о сказке как виде народной прозы;
  • способствовать формированию нравственных качеств личности учащихся.

Задачи экскурсии:

  • познакомить с видами, композиционными и языковыми особенностями русских народных сказок, фольклористами - собирателями;
  • рассказать о любимых героях сказок;
  • рассмотреть работы знаменитых художников;
  • обратить внимание на воздействие сказки на другие виды искусства.

Актуальность экскурсии и ожидаемые результаты:

Сказка способствует приобщению учащихся к истокам национальной культуры и искусства, даёт богатый материал для развития творческих способностей и самораскрытия личности.

Маршрут  и структура экскурсии:

Маршрут

•        Ох, уж эта сказка! Немного обо всём (Виды сказок, собиратели фольклора, язык и композиция) – 4, 5 слайды

•        Известные персонажи сказок – 6, 7, 8 слайды (8 слайд - игра)

•        Художники и сказка – 9, 10 слайды

•        Влияние сказки на искусство (и эпилог) – 11, 12 слайды (12 слайд - игра)

Структура экскурсии

1 слайд – титульная страница

2 слайд – пролог

3 слайд – маршрутный лист

4 – 12 слайд – экскурсия

13 – 17 слайды – перечень информационных источников

Экскурсия

№ слайда

Содержание работы

Навигация, примечания

1. Титульный

Объявление темы экскурсии

Автоматический переход на слайд № 2

2. Пролог

Вспомнить героев сказок

Автоматический переход на слайд № 3

3. Маршрут

Назвать героев, познакомиться с маршрутом

Переход по щелчку

4. Ох, уж эта сказка! Виды сказок и другое…

Мы будем подразделять сказки на сказки о животных, волшебные и бытовые.

В сказках о животных показано то, что люди осуждают в себе, в обществе. Звери разговаривают и ведут себя как люди (Сказки «Кот, лиса и петух», «Теремок»).

В волшебных сказках зло представлено отвратительными чудовищами. Герои волшебных сказок одолевают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой (Сказка « Марья Моревна»).

В бытовых сказках люди решают свои проблемы благодаря находчивости и уму (Сказка «Каша из топора»).

Самые знаменитые собиратели народных сказок – Александр Николаевич Афанасьев и Владимир Иванович Даль.  А.Н.Афанасьев  издал самый большой сборник сказок (их свыше 600!), в нём представлены сказки из самых разных мест России. Впервые сказки увидели свет (в 8 выпусках) в 1855-1863 годах.

Солнышко – триггер, щёлкаем по нему для появления новых страниц на слайде.  Переход на следующий слайд - щелчок по значку

«далее».  

5. Композиция и язык

Сказки – произведения большого искусства. При знакомстве с ними не замечаешь их сложного построения, потому что они просты, естественны и выразительны. Нередко сказки начинаются с присказок.

Назначение присказки – подготовить к восприятию сказки:

«Было это на море, на окияне.  На острове Кидане стоит  дерево – золотые маковки, по этому дереву ходит кот Баюн.  Это не сказка, а присказка, сказка вся впереди».

Традиционным элементом сказки является зачин.

Зачин – начало сказки.

В нём указываются герои, время и место действия:  

«В некотором царстве, в некотором госу-дарстве жил-был царь…».

Сказки имеют и своеобразные концовки. Концовка - итог сказочного действия:

«И стали они жить-поживать и добра наживать».

В сказках употребляются повторы, чаще всего троекратные.

Трижды бьётся Иван насмерть со Змеем Горынычем,  царевич выполняет три задания…

Часто в сказках встречаются  традиционные сказочные формулы, которые передают устоявшиеся представления о предметах.

Красота передаётся формулой: «Ни в сказке сказать, ни пером описать».

О  быстром росте говорят: «Растёт не по дням, а по часам».

Богат язык сказок.

Активно используются постоянные эпитеты: конь добрый;

сравнения: быстр как ветер.

Животные в сказках имеют собственные имена и прозвища:

кот - Котофей Иванович,

волк – «из-за кустов хап».

Таблички (присказки, зачин, концовка, повторы и др.) являются триггерами. Страница к табличке появляется после щелчка по табличке и убирается щелчком по ней.

Переход на маршрут -щелчок по значку «домой».

Данный слайд можно использовать и на последующих занятиях для повторения, творческих заданий. При первом просмотре –  общее знакомство.

6. Известные персонажи

Демонстрируются положительные и отрицательные персонажи народных сказок и мораль сказок о зле и добре.

Смена рисунков происходит автоматически. Переход на слайд №7 по щелчку

7. Известные персонажи

Баба Яга сторожит сказочное царство, служат ей звери и птицы.  Иногда она вкусно  кормит гостей,  вручает чудесные дары (Сказка «Царевна - лягушка»).

Кот Баюн - чудовище, встреча с которым грозила верной гибелью, побеждённый кот может исцелять людей песнями (Сказка «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»).

Кощей жаден, превращает людей в камень, силу черпает из воды. Часто Баба Яга сообщает, как убить злодея (Сказка «Кощей Бессмертный»).

Емеля ловок и удачлив, обладает незаурядными способностями, получил магическую силу от волшебной щуки (Сказка «По щучьему велению»).

Иван - дурак в семье младший сын,  носит имя - оберег, он поэт и музыкант, ищет собственные решения (Сказка «Сивка - бурка»).

Василиса  Прекрасная наделена мудростью, мягким нравом, трудолюбием. Зовут её так за красоту и умение работать (Сказка «Василиса Прекрасная»).

Солнышко – триггер, щёлкаем по нему для появления новых страниц на слайде.  Переход на следующий слайд - щелчок по значку

«далее».

  

8. Игра «Поле чудес»

Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие  предметы? (Рукав) Какую сказку надо вспомнить? («Царевна-лягушка»)

Возврат на маршрут - щелчок по значку «домой»

9. Художники и сказка

Детской книжной иллюстрации около

300 лет. Слово «иллюстрация» в переводе с латинского означает «освещать, проливать свет, объяснять».

Переход на слайд № 10 по щелчку

10. Художники и сказка

Виктор Михайлович Васнецов одним

 из первых познакомил детей со сказочным миром.

Мы читали сказку «Царевна-лягушка». На картине «Царевна-лягушка» В.М. Васнецов      изобразил задорный танец Василисы, увлечённость музыкантов (Сказка «Царевна-лягушка»).

Людям всегда хотелось летать. В картине «Ковёр-самолёт» выражена их мечта о свободном полёте.  Перед взором влюблённых в лучах заходящего солнца пролетают горы, реки, леса («Сказка о ковре-самолёте»).

Художник  с увлечением  работал над

картиной «Иван-Царевич на Сером Волке»

(«Сказка об Иване-Царевиче, Жар-птице и о Сером Волке»).

У тёмной воды художник увидел  грустную девушку, вспомнилась сказка «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Так возник замысел  картины «Алёнушка».

Прекрасный мир русской сказки живёт в картинах  Ивана Яковлевича Билибина.

В «Царевне-лягушке» художник сумел создать атмосфера русской старины, сказочности. Орнамент –  одна из особенностей работ художника (Сказка «Царевна-лягушка»). В качестве деталей орнамента мы встречаем зловещих воронов, полевые цветы, березки и ели, целые пейзажные зарисовки, сказочных птиц.

«Василиса Прекрасная» У иллюстраций

свой стиль, рамки  с орнаментами продолжают содержание сказки. Изба Яги окружена орнаментом из поганок (Сказка «Василиса Прекрасная»).

Сказки  рисовали М.А. Врубель,

Н.К. Рерих. Получили признание работы

Е.Д. Поленовой, Т.А. Мавриной,

 Ю.А. Васнецова и других художников.

Солнышко – триггер, щёлкаем по нему для появления новых страниц. Возврат на маршрут - щелчок по значку

«домой».

11. Влияние сказки на искусство

Народная сказка оказала воздействие и на другие виды искусства. Самые первые детские книжки богато иллюстрированы, и так было всегда. Лубки - народные картинки. В лубочных картинках сказки занимали главное место. Сказка вдохновляла писателей, художников и композиторов. Спектакли на сюжеты сказок  всегда вызывают огромный интерес у детей. Композиторы часто обращались к сказке. Широко известен  балет И.Ф.Стравинского «Жар - птица». Не прошёл мимо  сказки и кинематограф. Любимые мультфильмы  созданы в традициях жанра.

Эпилог

Сказки учат доброте, трудолюбию, делают  людей человечнее и мудрее.

Смена страниц на слайде по щелчку, переход на слайд №12 – щелчок по значку «далее».

12. Игра «Волшебный сундучок»

В сундучке вопросы, варианты ответов и ответы. Щёлкай по нему.

Первый  «летательный аппарат» женщины (Ступа)

Кто ездил к царю на печи? (Емеля)

Сказочный житель леса, помощник Бабы Яги (Кот Баюн)

Путешествию конец, кто был с нами – молодец!

Не начать ли нам сказку сначала?

Сундучок – триггер, смена вопросов и ответов – щелчок по триггеру, переход на список – щелчок по значку «домой».

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Герои волшебных сказок. Баба Яга Автор: Ученик 5 Г класса школы №6 города Пушкино Лапшинов Алексей

Слайд 2

Баба-яга - один из самых популярных героев русской сказки. Она живёт в ма­ленькой избушке, затерявшейся «за трид­цатью озерами», в тридесятом царстве, а иногда даже и под землей.

Слайд 3

Чтобы добрать­ся до неё, герой должен одолеть трудный путь, пройти через «дремучий лес, где све­та белого не видно».

Слайд 4

Уже само наименование - яга - означа­ет «злая» и одновременно «больная». С ним связана и такая постоянная примета бабы-яги, как костяная нога (кстати, в не­которых славянских языках слово «ягая» обозначает человека с больной ногой).

Слайд 5

Ин­тересно, что уже в 1200 году одного новго­родского посадника прозвали «ягиницей» за склочный и сварливый характер. Но в литературе она упоминается совсем недав­но — первую сказку о бабе-яге любитель-фольклорист М.Н. Макаров опубликовал лишь в 1820 г.

Слайд 6

Обычно баба-яга живёт в глухом лесу в маленькой избушке. Попасть к ней, не просто: ведь для это­го надо переместиться из мира людей в сказку. Поэтому необычен и даже странен внешний вид её жилища. Перед нами не традиционная русская изба, а сказочный домик, который стоит на курьих ножках и всегда обращён «к лесу передом».

Слайд 7

Поэтому, добравшись до него, герой должен произ­нести волшебные слова: «Избушка, избуш­ка, повернись ко мне передом, а к лесу за­дом!» . Попробуем разобраться, что же это значит и откуда взялись в лесу «курьи ножки».

Слайд 8

Возможно, кто-то видел, как вок­руг векового дерева змеятся по земле кор­ни. Они цепко держатся за землю и не да­ют дереву упасть даже в сильный ветер. Не случайно, что лесные жители - охотники, сборщики шишек, пчеловоды - старались использовать такие пни как основание для небольших домиков-заимок, где можно бы­ло провести ночь, не опасаясь диких зве­рей. А народная фантазия превратила их в «курьи ножки».

Слайд 9

Баба-яга - персонаж на редкость много­ликий. Она действует в сказках практиче­ски всех народов Европы, но не менее хо­рошо известна и на других континентах. И всегда она тесно связана с живой природой и, как часть её, то помогает герою, то вре­дит ему. Правда, имена у неё другие - Шамус-баба, Лаума, Сюоятар, или просто бабица.

Слайд 10

Использованные ресурсы: http://www.vsegda.tv/index.php?mod=arcticle&id=71 http://blogs.privet.ru/community/la_shanson/101419706 http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-10720/



Предварительный просмотр:

  1. Русские народные сказки.

  1. Прочитай различные толкования термина "сказка" в учебнике, в словаре. Дай собственное толкование этому термину, чтобы оно полностью отражало основные признаки жанра.

Сказка -         

        

        

        

  1. На какие четыре разряда можно разделить сказки? Приведите примеры.

1.         

2.         

3.         

4.         

  1. Волшебная сказка

  1. Закончи фразы.

Волшебная сказка отличается от других сказок          

        

        

        

Первобытные люди сказок          

        

Сказка появилась в эпоху          

        

        

Однако сказки отразили в себе          

        

        

9.2.* Восстанови схему, которая объясняет причину наличия в сказке древних компонентов.

                🡢                        🡢        Сказка

  1. Что такое композиция?

Композиция -          

        

  1. Фольклорист В.Я.Пропп насчитывает в волшебной сказке чуть более 30 элементов композиции, которые могут незначительно меняться, чередоваться, где-то опускаться и т.д. Запиши здесь самые употребленные элементы композиции волшебной сказки и обозначь их буквенными сокращениями для дальнейшей работы.

Элемент композиции

Условные сокращения

  1. Заполни таблицу и дострой схему.

Главные герои волшебной сказки

Мужчины

Женщины

1.

1.

  (                                                 )

2.

2.

  (                                                 )

Враги главного героя

        🡣        🡣

                        

                        

                        

  1. Закончи фразы.

Происхождение второстепенных персонажей-дарителей, чудесных помощников – восходит к         

        

Показателем большой древности сказки является наличие в ней         

        

Сказочная фантастика является отражением        

        

        

  1. Закончи схему.

Постоянные формулы

        🡣        🡣

                        

 (        )        (        )

        🡣        🡣

        Например,        Например,

                        

                        



Предварительный просмотр:

Тестовый вопрос


Выберите из ряда признаков сказки те, которые свойственны волшебной сказке.

Животные разговаривают и ведут себя как люди.

Герои этих сказок - крестьянин, солдат, барин - живут в реальном мире.

Зло воплощают в этих сказках чаще всего Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Баба Яга.

Герои борются с барином, или генералом, или богачом и побеждают их благодаря своему уму.

Героям помогают ковер-самолет, волшебный клубок, скатерть-самобранка, живая вода.

Часто встречается число три: три брата, три ночи; и события повторяются троекратно.

Герои в этих сказках отправляются на поиски невестыили диковинных предметов.

На долю героев выпадают тяжелые испытания и невероятные приключения.

Лисица в этих сказках - хитрая, волк - глуп и жаден, петух - самоуверен, заяц - труслив.

События происходят в тридевятом царстве, в тридевятом государстве.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Герои волшебных сказок. Кащей Бессмертный Автор: Ученица 5 Г класса средней школы № 6 Спирина Ульяна

Слайд 2

Кощей Бессмертный ( Кащей Бессмертный) — отрицательный персонаж русских сказок. Царь, иногда — всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя.

Слайд 3

Кащей Бессмертный является одним из самых загадочных персонажей русских волшебных сказок. В отличие от других героев, например Бабы Яги, он всегда выступает только как враг героя. Поэтому основными качествами Кащея являются ненасытная злоба, жадность и коварство.

Слайд 4

Поскольку он представляет собой отрицательного персонажа, его внешний облик соответствует его сюжетной функции и не отличается большим разнообразием.

Слайд 5

Кащей практически одинаково выглядит во всех сказках. Это худой, длиннобородый старик с костлявыми руками. Однако главное его качество связано с тем, что он — оборотень и могущественный волшебник, наделённый бессмертием. Сила его волшебства огромна, и для борьбы с ней герою требуется специальный талисман, а также многочисленные помощники.

Слайд 6

В ряде сказок врагом Кощея выступает Баба-Яга, которая сообщает главному герою информацию о том, как его убить.

Слайд 7

Смерть Кощея спрятана на острове Буяне, на котором растёт дуб, на дубе висит сундук, в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце игла. Если сломать эту иглу, то Кощей умрёт.

Слайд 8

О происхождении этого образа до сих пор нет единого мнения. Правда, ряд исследователей полагают, что Кащей пришел в русский фольклор из тюркского. Само его имя означает «пленник, раб» и связано с корнем «кость», то есть с обозначением истощённого, измождённого человека. Именно поэтому вначале в русских сказках Кащей действовал под именем Карачун (от слова «карачиться» — корчиться, насылать корчи (судороги)).

Слайд 9

Однако, в сказке слабость Кащея превратилась в его силу. Обретя бессмертие, невзрачный и тщедушный герой стал властителем собственного царства. Победа над ним даётся труднее, чем над любым другим врагом, но тем не менее он всегда оказывается поверженным своими противниками.

Слайд 10

Использованные ресурсы: 1. http://potomy.ru/school/3034.html 2. http://ctypa.ucoz.ru/publ/2-1-0-10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"

Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...

Викторина-эстафета по русским народным сказкам «Сказки водят хоровод»

Цели: Расширить знания детей о сказках;Создать условия для пропаганды здорового образа жизни;Способствовать развитию физических качеств: быстроты, координации, ловкости;Развивать речь детей, память....

СКАЗКА. РУССКО-НАРОДНАЯ СКАЗКА «КОЛОБОК» НА НОВЫЙ ЛАД.

Цель:Обучающая: вспомнить с  учащимися литературный  жанр сказка,создать клип.Воспитательная: Воспитание информационной культуры учащихся,Дисциплинированности;Развивающая:  развивать на...

Сценарий Новогодней сказки по мотивам русской народной сказки "Волк и семеро козлят"

В сказке соединены русская народная сказка, музыка из музыкального фильма "Мама" и авторские задумки. Авторы сценария: Смирнова О.А. и Роабеш У.Н....

«Возвращение к сказке» (урок по русской народной сказке «Курочка ряба») в 7 классе

Урок возвращает к русской народной сказке, которую детям читали в раннем детстве взрослые. Теперь она предстаёт перед ними удивительно мудрой. Её смысл можно соотносить с различными жизненными ситуаци...