Программа кружка "Обучение декламации" для 6-7 классов ФГОС
рабочая программа по литературе (6 класс)
Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание обучения декламации на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка "Обучение декламации" ФГОС ООО | 190.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КРУЖКА
«Учимся декламировать»
Составитель программы:
учитель русского языка
и литературы
Шумилкина Татьяна Константиновна
- Пояснительная записка.
Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание обучения декламации на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей.
Программа разработана с учётом культурно-исторических особенностей русской литературы. В программе определены задачи, цели, содержание, планируемые результаты.
В программе представлена организация работы по формированию правильной и выразительной речи учащихся 6 – 7 классов. В её основу заложена идея вооружения учащихся культурной, выразительной, правильной речью.
- Цели обучения декламации:
1.формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, чувством патриотизма;
2.развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
3.постижение учащимися произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова;
4.поэтапное, последовательное формирований умений читать и декламировать художественный текст;
5.использование опыта общения с произведениями художественной литературы в учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Задачи:
- обучать анализу выразительных средсв художественного произведения;
- обучать внимательному прочитыванию текста, определения его эмоциональной составляющей;
- формировать умение выразительно читать текст, соблюдая логические паузы, темп и тональность речи;
- формировать культуру выразительного чтения на основе прослушивания и анализа художественного исполнения произведений мастерами сцены.
- Общая характеристика кружка
Обучение декламации основано на индивидуальном подходе и имеет целью реализовать творческие способности каждого обучающегося.
Произведения для работы по обучению декламации подобраны с целью духовно-нравственного, патриотического воспитания детей. В основном это стихотворения о Родине, родной природе, о родном крае. Особое место занимают стихотворения о Великой Отечественной войне. Эти темы распределены по всему курсу обучения.
Занятия имеют практическую направленность. Планируется участие детей в различных конкурсах чтецов, выступления на праздниках, концертах (публичные выступления). Таким образом формируется коммуникативная компетенция, художественно-эстетический вкус обучающихся.
Декламация является одной из наиболее активных форм обучения литературе, эффективным средством эстетического воспитания и духовного обогащения подрастающего поколения.
Так как исполнение художественного произведения не может быть бездумным, декламация рассматривается также как один из методов творческого анализа поэтического текста. Совершенствование способностей в искусстве декламации опирается на идейно-тематический и жанровый анализ художественного произведения, предназначенного для исполнения (декламации).
Искусное чтение – одно из средств развития эстетической потребности, являющейся источником активности индивидуума. Оно учит ценить творения мастеров-поэтов, прививает и развивает любовь к прекрасному, обогащает эмоциональную сферу и является, таким образом, одним из действенных средств формирования личности.
Обучение декламации предусматривает развитие художественного воображения. Развитое воображение поощряет способность ставить себя на место других людей, лучше понимать их и человечнее к ним относиться, содействует совершенствованию перспективного мышления.
Активная тренировка по обогащению воображения способствует обогащению, развитию и укреплению памяти.
При обучении декламации учитываются реальные возможности учеников, принимаются во внимание индивидуальные способности каждого из них, учитываются наклонности, пристрастия, темперамент, а также психологическое и физическое состояние в процессе работы над текстом.
Работа по декламации базируется на принципе искренности переживаний. В структуре занятия должно быть предусмотрено время для мастерского исполнения текста учителем, интересного рассказа о поэте и обстоятельствах, при которых создавалось произведение. Непосредственное обсуждение текста обучающимися пробуждает детское воображение, способное вызвать соответствующие чувства.
Занятия декламацией способствуют привитию и укреплению навыка самообладания. Для этого на занятиях создается атмосфера непринужденности, доброжелательности, искренности, дружбы, простоты взаимоотношений.
- Место кружка «Обучение декламации» в учебном плане школы
Программа рассчитана на один год обучения учащихся 6 – 7 классов. Курс рассчитан на 70 часов в год (2 часа в неделю)
- Результаты обучения декламации
Личностными результатами, формируемыми при обучении декламации, являются:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
- развитие художественного воображения.
Метапредметными результатами, формируемыми при обучении декламации, являются:
- совершенствование перспективного мышления;
- обогащение, развитие и укрепление памяти.
Предметными результатами, формируемыми при обучении декламации, являются:
1) в познавательной сфере:
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения;
• определение в произведении элементов композиции, изобразительно-выразительных средств языка;
• владение элементарной логикой чтения:
логическими ударениями,
темпом речи,
логической мелодией фразы,
эмоциональностью,
образностью,
художественным воображением,
образом адресата,
ритмом и рифмой стиха,
психологической паузой,
начальной и финальной паузами;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и глубокое проникновение в содержание;
• умение декламировать поэтические и прозаические произведения перед публикой;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции
Декламация является одной из наиболее активных форм обучения литературе, эффективным средством эстетического воспитания и духовного обогащения подрастающего поколения.
Так как исполнение художественного произведения не может быть бездумным, декламация рассматривается также как один из методов творческого анализа поэтического текста. Совершенствование способностей в искусстве декламации опирается на идейно-тематический и жанровый анализ художественного произведения, предназначенного для исполнения (декламации).
Искусное чтение – одно из средств развития эстетической потребности, являющейся источником активности индивидуума. Оно учит ценить творения мастеров-поэтов, прививает и развивает любовь к прекрасному, обогащает эмоциональную сферу и является, таким образом, одним из действенных средств формирования личности.
Обучение декламации предусматривает развитие художественного воображения. Развитое воображение поощряет способность ставить себя на место других людей, лучше понимать их и человечнее к ним относиться, содействует совершенствованию перспективного мышления.
Активная тренировка по обогащению воображения способствует обогащению, развитию и укреплению памяти.
При обучении декламации учитываются реальные возможности учеников, принимаются во внимание индивидуальные способности каждого из них, учитываются наклонности, пристрастия, темперамент, а также психологическое и физическое состояние в процессе работы над текстом.
Работа по декламации базируется на принципе искренности переживаний. Необходимо создавать на занятии такую атмосферу, которая позволила бы детям ощутить, почувствовать автора, поэта. В структуре занятия должно быть предусмотрено время для мастерского исполнения текста учителем, интересного рассказа о поэте и обстоятельствах, при которых создавалось произведение. Непосредственное обсуждение текста обучающимися пробуждает детское воображение, способное вызвать соответствующие чувства.
Занятия декламацией способствуют привитию и укреплению навыка самообладания. Для этого на занятиях создается атмосфера непринужденности, доброжелательности, искренности, дружбы, простоты взаимоотношений.
В процессе обучения декламации формируется дикционная чистота, четкость, разборчивость речи, а также соблюдение орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения, что является составляющими компонентами коммуникативной компетентности. Кроме перечисленных компонентов правильной речи формируется также правильное (поставленное) дыхание и хороший (поставленный) голос.
Логика чтения: обучение расчленению текста на части, осуществление логических ударений в пределах этой части, изменение темпа произнесения речевых кусков. Анализ логических пауз включает характеристику их длительности, а также степени их завершенности.
Друзей||то и дело менять||не годится
Понятие логического ударения также должно быть понятно учащимся, но не следует перегружать речь логическими ударениями. Анализ текста в этом случае должен сопровождаться примером декламации учителем или прослушивания аудиозаписей профессионального исполнения. Таким же образом осуществляется работа по изучению темпа речи. Темп чтения зависит от жанра произведения, от характера описываемых событий. Особое внимание уделяется работе по предотвращению «суетливости» в исполнении.
Повышениями и понижениями голоса, увеличением или уменьшением его громкости и силы, ускорением или замедлением темпа создается логическая мелодия фразы. Она определяется в большей мере постановкой знаков препинания.
Задача исполнителя состоит в том, чтобы верно отразить смысл каждой поэтической фразы. Поэтому необходимо учить детей вдумываться в смысл последующих фраз, устанавливать их взаимосвязь.
Речь исполнителя должна быть эмоционально-образной, а для этого нужно точно представлять себе, о чем идет речь в произносимом тексте. Текст должен быть понятен обучающемуся, интересен и осмыслен им. Комментарии учителя в этом случае могут быть самыми разнообразными, но главными из них являются рассказ о поэте и его произведении и беседа на восприятие текста обучающимися.
В деле развития художественного воображения исполнителя можно опираться на образ адресата. Это лирический адресат (тот, кому посвящено произведение) или слушатель. Выбор нужного для чтеца адресата поможет эмоциональному, более осмысленному исполнению текста.
В процессе обучения декламации прорабатываются также ритм и рифма стиха.
Большое внимание следует уделить психологической паузе, начальной и финальной паузам. Психилогическая пауза служит для особого выделения фрагмента фразы, слова, привлечения к нему внимания слушателя. Такая пауза на письме обозначается троеточием. Чтец может применить психологическую паузу и при отсутствии троеточия.
Начальная пауза подготовляет чтеца к исполнению, а слушателя к восприятию. Чтец приводит себя в то состояние, которое требуется для исполнения первых фраз, первых слов. Это состояние будет запечатлено в выражении его лица, позе.
Финальная пауза означает отсутствие скомканного конца. После произнесения последней фразы чтец еще некоторое время находится в том же эмоциональном состоянии, что выражается в его позе и выражении лица.
Объем теоретических сведений и практических навыков, которыми должны овладеть обучающиеся для формирования компетенций исполнителя художественного текста.
Теоретические сведения
- П о т е х н и к е р е ч и. Требования, которые предъявляет искусство декламации к дыханию, дикции, орфоэпии.
- П о л о г и к е ч т е н и я. Логические паузы, их длительность и характер (качество). Логические ударения. Темп. Ритм. Соотношение логических и ритмических пауз.
- П о э м о ц и о н а л ь н о – о б р а з н о й в ы р а з и т е л ь н о с т и . Адресат. Позиция. Поза. Сопереживание. Словесное действие. Паузы.
Практические навыки.
- П о т е х н и к е декламации. Дышать незаметно. Часто, но не учащенно. Умело использовать паузы для пополнения запаса воздуха. Читать четко, внятно, соблюдая нормы орфоэпии.
- П о л о г и к е ч т е н и я. Овладеть «шестью рычагами»: громче-тише, выше-ниже, быстрее-медленнее. Овладеть умением «читать знаки препинания». Выполнять различные задания по определению места и характера пауз в поэтическом тексте, а также по определению качества логических ударений и практическому их осуществлению в процессе выразительного чтения.
- П о э м о ц и о н а л ь н о – о б р а з н о й в ы р а з и т е л ь н о с т и. Развивать умение видеть «внутренним взором» нарисованные автором картины, ощущать их (воспринимать чувствами), воссоздавать чувства в чтении. Соблюдать паузы психологические, начальные, финальные.
- Тематическое планирование
Тема | Основные виды деятельности обучающихся |
Вводный урок. Составляющие декламации. 1 ч. | Поэзия русских пословиц. Ритм и рифма. Логические паузы и логические ударения. Выразительное чтение (или исполнение) пословиц. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. |
Детский фольклор. 5 ч. | Ритм и рифма детских считалок. Колыбельные песни. Выразительное чтение (или исполнение) перевертышей. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. |
Русские народные сказки. 4 ч. | Особенности исполнения различных сказок. «Колобок» и «Царевна-лягушка». Эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. Выразительное чтение (или исполнение) отрывка сказки, роли персонажа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёрами обрядового фольклора (см. задания фонохрестоматии). |
Чтение былин. 3 ч. | Особенности исполнения былины в Древней Руси. Темп речи при исполнении былины, ритм и рифма, музыка речи. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Подготовка устного сообщения об особенностях былины и выразительного чтения былины. Конкурс на лучшее исполнение былин. |
Стихотворения о Родине. 3 ч. | Н.М. Рубцов «Видения на холме». Стихотворения на выбор учащихся. Подготовка выразительного чтения наизусть. Конкурс на лучшее исполнение. Участие в коллективном диалоге. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёрами произведения. |
Искусство декламации. 2 ч. | А.Бахаева «Цветы России». Эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. Участие в коллективном диалоге. Характеристика форм выражения авторской позиции в произведениях различных родов литературы: лирики, эпоса, драмы. Подготовка выразительного чтения наизусть. Конкурс на лучшее исполнение |
Исполнение басен И.А. Крылова. 6 ч. | «Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Квартет». Поиск устаревших слов и выражений и определение их значения. Участие в коллективном диалоге. Характеристика форм выражения авторской позиции в басне. Выразительное чтение (или исполнение). Выбор для исполнения. |
А.С. Пушкин. 5 ч. | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «У лукоморья дуб зеленый…», «Зимнее утро». Логические паузы и логические ударения. Ритм и рифма стиха. Рисование картин словом. Поиск устаревших слов и выражений и определение их значения. Выразительное чтение наизусть и инсценирование сказки. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёрами произведений поэта (см. задания фонохрестоматии). |
М.Ю, Лермонтов «Бородино». 5 ч. | Повествование и описание, темп и ритм речи. Психологические паузы. Поиск устаревших слов и выражений и определение их значения. Подготовка выразительного чтения наизусть. Участие в коллективном диалоге. Характеристика форм выражения авторской позиции в произведениях различных родов литературы: лирики, эпоса, драмы. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёрами произведений поэта (см. задания фонохрестоматии). |
И.С. Тургенев «Воробей». 2 ч. | Начальная и финальная паузы. Подготовка выразительного чтения. Конкурс на лучшее исполнение Эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. Участие в коллективном диалоге. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. |
С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». 3 ч. | Чтение и исполнение по ролям. Передача в речи характера литературного персонажа. Выбор для исполнения. Выразительное чтение (или исполнение). Участие в коллективном диалоге. Характеристика форм выражения авторской позиции в произведениях различных родов литературы: лирики, эпоса, драмы. |
С.А. Есенин. 3 ч. | «Низкий дом с голубыми ставнями», «Нивы сжаты, рощи голы». Эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. Подготовка выразительного чтения наизусть. Конкурс на лучшее исполнение Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёрами произведений поэта (см. задания фонохрестоматии). |
Стихотворения о Великой Отечественной войне. 7 ч. | Торжественная декламация. С. Орлов «Его зарыли в шар земной…». А. Сурков. «Человек склонился над водой…». Б. Ахмадуллина «Победа». Эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. Участие в коллективном диалоге. Характеристика форм выражения авторской позиции в произведениях различных родов литературы: лирики, эпоса, драмы. Выбор для исполнения. Подготовка выразительного чтения наизусть. Конкурс на лучшее исполнение. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёрами произведений поэта (см. задания фонохрестоматии). |
Стихотворения о Родине. 4 ч. | Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке». В. Ф. Боков «Откуда начинается Россия?». А.А, Прокофьев «как хорош этот мачтовый лес…» Эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. Участие в коллективном диалоге. Характеристика форм выражения авторской позиции в произведениях различных родов литературы: лирики, эпоса, драмы. Выбор для исполнения. Подготовка выразительного чтения наизусть. Конкурс на лучшее исполнение. |
Стихотворения о родном крае. 3 ч. | В. Берестов «По родному городу». Эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение (или исполнение). Подготовка выразительного чтения наизусть. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. |
Э. Асадов. «Письмо с фронта». Практикум по декламации. 2 ч. | Подготовка выразительного чтения наизусть. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёрами произведений поэта. Подготовка выразительного чтения наизусть. Конкурс на лучшее исполнение. |
Из зарубежной литературы. 2 ч. | Р.Л. Стивенсон. «Вересковый мед». Подготовка выразительного чтения наизусть. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёрами произведений поэта. Подготовка выразительного чтения наизусть. Конкурс на лучшее исполнение. |
Творческий отчет. 3 ч. | Поэзия в моей жизни. Предъявление читательских и исследовательских навыков, приобретённых во время занятий по обучению декламации. Отчёты о выполнении индивидуальных учебных проектов. |
Урок-концерт. «Мир поэзии». 1 ч. | Предъявление читательских и исследовательских навыков, приобретённых во время занятий по обучению декламации. Подготовка выразительного чтения наизусть. Конкурс на лучшее исполнение. |
Заочная экскурсия 2 ч. | Литературные места России. Участие в игровых видах деятельности, литературных конкурсах. Подготовка сообщений или проектов по теме занятия. |
Резерв 2 ч. |
- Содержание обучения декламации
Вводный урок. 1 ч.
Понятие декламации.
Составляющие декламации. 2 ч.
Ритм и рифма. Логические паузы и логические ударения.
Детский фольклор. 5 ч.
Искусство сказителя.
Ритм и рифма детских считалок. Исполнение перевертышей. Колыбельные песни.
Русск. народ. сказки. 4 ч.
«Колобок». Особенности исполнения различных сказок. Темп речи. Голос как инструмент рассказчика. Инсценированное исполнение сказки «Царевна-лягушка». Прослушивание и анализ. «Царевна-лягушка». Исполнение по ролям.
Чтение былин. 4 ч.
Особенности исполнения былины в Древней Руси. Темп речи при исполнении былины, ритм и рифма, музыка речи. Былина «Садко». Прослушивание и анализ.
Исполнение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Стихотворения о Родине. 2 ч.
Н.М. Рубцов «Видения на холме». «Рисование голосом». Исполнение стихотворения о Родине на выбор.
Искусство декламации. 2 ч.
А.Бахаева «Цветы России». А. Бахаева «Цветы России». Практикум по декламации.
Исполнение басен И.А. Крылова. 6 ч.
«Волк и Ягненок». Особенности исполнения басни. Манера исполнения. И.А. Крылов. «Волк на псарне». Прослушивание и анализ актерского исполнения басни.
И.А. Крылов. «Квартет». Инсценированное исполнение басни И.А. Крылова «Квартет». Басни И.А. Крылова. Практикум по декламации.
А.С. Пушкин 5 ч.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Просмотр и обсуждение анимационного фильма. Передача голосом переживаний лирического героя.
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Чтение по ролям.
А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…». Логические паузы и логические ударения. Ритм и рифма стиха. Рисование картин словом. А.С. Пушкин «Зимнее утро». Пейзаж в поэзии.
М.Ю. Лермонтов. 5 ч.
«Бородино». Психологические паузы. Повествование и описание, темп и ритм речи.
М.Ю. Лермонтов «Бородино». Темп и ритм речи. Иллюстрации А. Кондратьева к ст-ю «Бородино». Подготовка рассказа. Рассказ об иллюстрации А. Кондратьева к ст-ю «Бородино». М.Ю. Лермонтов. «Два великана». Темп и ритм речи в повествовании.
И.С. Тургенев 2 ч.
«Воробей». Темп и ритм речи. И.С. Тургенев «Воробей». Начальная и финальная паузы.
С.Я. Маршак 3 ч.
«Двенадцать месяцев». Просмотр и обсуждение фрагментов видеоспектакля. Передача в речи характера литературного персонажа. Фрагменты видеоспектакля «Двенадцать месяцев». Сцена «Королева на уроке». Чтение и исполнение по ролям.
Сцена «Поиск кольца». Чтение и исполнение по ролям.
С.А. Есенин. 3 ч.
«Низкий дом с голубыми ставнями». «Рисование голосом». С.А. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы». С.А. Есенин. Исполнение стихотворений.
Стихотворения о Великой Отечественной войне. 7 ч.
Обзор. Торжественная декламация. С. Орлов «Его зарыли в шар земной…».
А. Сурков. «Человек склонился над водой…». «Рисование голосом»
Практикум по декламации. Ст-я А. Суркова и С. Орлова. Исполнение стихотворений на выбор. Б. Ахмадуллина «Победа». Идейно-тематический анализ. Идейно-тематический анализ. Передача авторского замысла в чтении.
Стихотворения о Родине. 4 ч.
Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке». Передача голосом переживаний лирического героя.
В. Ф. Боков «Откуда начинается Россия?».
А.А. Прокофьев «Как хорош этот мачтовый лес…»
Практикум по декламации. Ст-я В.Ф. Бокова и А.А. Прокофьева.
Стихотворения о родном крае. 3 ч.
В. Берестов «По родному городу». Идейно-тематический анализ произведения.
Подготовка к концерту «Калуга – Родина моя».
Концерт «Калуга – Родина моя».
Э.Асадов 2 ч.
«Письмо с фронта». Передача эмоций. Практикум по декламации.
Из зарубежной литературы. 2 ч.
Р.Л. Стивенсон. «Вересковый мед». Прослушивание и анализ. Декламация.
Творческий отчет. 4 ч.
Подготовка к творческому отчету. Составление плана.
Подготовка к творческому отчету. Обсуждение. Репетиция. Рассказ о произведении по выбору. «Литература в моей жизни». Урок-концерт. «Мир литературы». Декламация.
Заочная экскурсия (2 ч.)
литературным местам. Подготовка рассказа с презентацией.
Резерв.
- Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности при обучении декламации.
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения |
Учебник-хрестоматия по литературе. 5 кл. в 2-х частях. М.: Просвещение, 2012. | |
Учебник-хрестоматия по литературе. 6 кл. в 2-х частях. М.: Просвещение, 2012. | |
Учебник-хрестоматия по литературе. 7 кл. в 2-х частях. М.: Просвещение, 2012. | |
Художественная литература | |
Методические пособия по литературе для учителя | |
Аудиозаписи и фонохрестоматии по литературе | |
Ноутбук | |
Колонки для прослушивания аудиозаписей | |
Мультимедиапроектор | |
Экран навесной | |
Аудиторная доска (магнитная поверхность) с набором приспособлений для крепления схем, таблиц и проч. |
Литература для учителя:
- Буяльский Б.А. «Искусство выразительного чтения». М. «Просвещение». 1986.
Литература для учащихся:
- Великая Отечественная война в лирике и прозе. В двух томах. М. Дрофа. 2002.
- Кизимова Т. Мир литературы. Книги 1, 2. М. «Про-пресс» «Художественная литература». 1993.
- Мельникова М.Н. Русский детский фольклор. М. «Просвещение». 1987.
- Русская басня XVIII-XX в. М. Дрофа. 2002.
- Фольклор народов России. В двух томах. М. Дрофа. 2002.
- Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Теория | Литература Оборудование |
Вводный урок. Понятие декламации. | Поэзия русских пословиц. Ритм и рифма. Логические паузы и логические ударения. | |||
Составляющие декламации. 2 ч. Ритм и рифма. | ||||
Логические паузы и логические ударения. | ||||
Детский фольклор. 5 ч. Искусство сказителя. | Фольклор народов России. Том 1. стр. 107-112. Русский детский фольклор. стр. 225-233. | |||
Детские считалки. | ||||
Исполнение перевертышей. | Русский детский фольклор. стр. 215-216. | |||
Русский детский фольклор. 152-172. | ||||
Русск. народ. сказки. 4 ч. «Колобок». | Особенности исполнения различных сказок. Темп речи. Голос как инструмент рассказчика. | Фольклор народов России. Том 1. стр. 124-126. | ||
Инсценированное исполнение сказки | ||||
« | Фольклор народов России. Том 1. стр. 191-196. | |||
«Морозко». Исполнение по ролям. | ||||
Чтение былин. 4 ч. Особенности исполнения былины в Древней Руси. | Темп речи при исполнении былины, ритм и рифма, музыка речи. | |||
Былина «Садко». Прослушивание и анализ. | Фонохрестоматия к учебнику литературы. 7 кл. 2012 г. | |||
Исполнение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». | ||||
Стихотворения о Родине. 2 ч. Н.М. Рубцов «Видения на холме» | «Рисование голосом» | Мир литературы. Книга 1. Стр. 212. | ||
Исполнение стихотворения о Родине на выбор. | ||||
Искусство декламации. 2 ч. А.Бахаева «Цветы России». | ||||
А. Бахаева «Цветы России». Практикум по декламации. | ||||
Исполнение басен И.А. Крылова. 6 ч. «Волк и Ягненок». | Особенности исполнения басни. Манера исполнения. | Русская басня XVIII-XX в. стр. 55. | ||
И.А. Крылов. «Волк на псарне». | Русская басня XVIII-XX в. стр. 82. | |||
Прослушивание и анализ актерского исполнения басни. | Фонохрестоматия к учебнику литературы. 5 кл. 2012 г. | |||
И.А. Крылов. «Квартет». | Русская басня XVIII-XX в. стр. 120. | |||
Инсценированное исполнение басни И.А. Крылова «Квартет». | ||||
Басни И.А. Крылова. Практикум по декламации. | ||||
А.С. Пушкин 5 ч. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Просмотр и обсуждение анимационного фильма. | Передача голосом переживаний лирического героя. | |||
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Чтение по ролям. | ||||
А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…». | Логические паузы и логические ударения. Ритм и рифма стиха. Рисование картин словом. | Фонохрестоматия к учебнику литературы. 5 кл. 2012 г. | ||
«У лукоморья дуб зеленый…». Рисование словом. | ||||
А.С. Пушкин «Зимнее утро». Пейзаж в поэзии. | ||||
М.Ю. Лермонтов. 5 ч. «Бородино». Психологические паузы. | Повествование и описание, темп и ритм речи. | Фонохрестоматия к учебнику литературы. 5 кл. 2012 г. | ||
М.Ю. Лермонтов «Бородино». Темп и ритм речи. | ||||
Иллюстрации А. Кондратьева к ст-ю «Бородино». Подготовка рассказа. | ||||
Рассказ об иллюстрации А. Кондратьева к ст-ю «Бородино». | ||||
М.Ю. Лермонтов. «Два великана». Темп и ритм речи в повествовании. | ||||
И.С. Тургенев 2 ч. «Воробей». Темп и ритм речи. | Мир литературы. Книга 1. стр. 100. | |||
И.С. Тургенев «Воробей». Начальная и финальная паузы. | ||||
С.Я. Маршак 3 ч. «Двенадцать месяцев». Просмотр и обсуждение фрагментов видеоспектакля. | Передача в речи характера литературного персонажа. Фрагменты видеоспектакля «Двенадцать месяцев» | |||
Сцена «Королева на уроке». Чтение и исполнение по ролям. | ||||
Сцена «Поиск кольца». Чтение и исполнение по ролям. | ||||
С.А. Есенин. 3 ч. «Низкий дом с голубыми ставнями». | «Рисование голосом» | Мир литературы. Книга 1. стр. 214. | ||
С.А. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы». | Мир литературы. Книга 1. стр. 215. | |||
С.А. Есенин. Исполнение стихотворений. | Фонохрестоматия к учебнику литературы. 7 кл. 2012 г. | |||
Стихотворения о Великой Отечественной войне. 7 ч. Обзор. | Торжественная декламация. | ВОВ в лирике и прозе. М. Дрофа. 2002. Том 1. стр. 70. | ||
С. Орлов «Его зарыли в шар земной…». Торжественная декламация. | ||||
А. Сурков. «Человек склонился над водой…». | «Рисование голосом» | ВОВ в лирике и прозе. М. Дрофа. 2002. Том 1. стр. 81. | ||
Практикум по декламации. Ст-я А. Суркова и С. Орлова. | ||||
Стихотворения о Великой Отечественной войне. Исполнение стихотворений на выбор. | ||||
Б. Ахмадуллина «Победа». Идейно-тематический анализ. | Идейно-тематический анализ. Передача авторского замысла в чтении. | ВОВ в лирике и прозе. М. Дрофа. 2002. Том 2. стр. 44. | ||
Б. Ахмадуллина «Победа». Передача авторского замысла в чтении. | ||||
Стихотворения о Родине. 4 ч. Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке». | Передача голосом переживаний лирического героя. | Мир литературы. Книга 1. стр. 276. Мир литературы. Книга 1. стр. 277. Мир литературы. Книга 2. стр. 234. | ||
В. Ф. Боков «Откуда начинается Россия?». | ||||
А.А. Прокофьев «Как хорош этот мачтовый лес…» | ||||
Практикум по декламации. Ст-я В.Ф. Бокова и А.А. Прокофьева. | ||||
Стихотворения о родном крае. 3 ч. В. Берестов «По родному городу». | Идейно-тематический анализ произведения. | Брошюра «Поэтический образ родного города». | ||
Подготовка к концерту «Калуга – Родина моя». | Брошюра «Поэтический образ родного города». | |||
Концерт «Калуга – Родина моя». | ||||
Э.Асадов 2 ч. «Письмо с фронта». | Передача эмоций. | ВОВ в лирике и прозе. М. Дрофа. 2002. Том 1. стр. 34. | ||
Э. Асадов. «Письмо с фронта». Практикум по декламации. | ||||
Из зарубежной литературы. 2 ч. Р.Л. Стивенсон. «Вересковый мед». Прослушивание и анализ. | Фонохрестоматия к учебнику литературы. 5 кл. 2012 г. | |||
Р.Л. Стивенсон. «Вересковый мед». Декламация. | ||||
Творческий отчет. 4 ч. Подготовка к творческому отчету. Составление плана. | ||||
Подготовка к творческому отчету. Обсуждение. Репетиция. | Рассказ о произведении по выбору. | |||
Творческий отчет. «Литература в моей жизни» | Презентации учащихся. | |||
Урок-концерт. «Мир литературы». | Декламация. | |||
Заочная экскурсия (2 ч.) по литературным местам. Подготовка рассказа с презентацией. | Презентация по теме занятия. | |||
Заочная экскурсия по литературным местам. Рассказ с презентацией. | ||||
Резерв. | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б.М. Неменского 5 класс (ФГОС)
Рабочая программа предназначена для изучения изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского в условиях внедрения ФГОС основного общего образования. Данная программа содержит темати...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс ФГОС (по программе Т.А. Ладыженской)
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые...
Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б.М. Неменского 5 класс (ФГОС)
Рабочая программа предназначена для изучения изобразительного искусства в 5 классе по программе Б. М. Неменского в условиях внедрения ФГОС основного общего образования. Данная программа содержит...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (ФГОС) по программе Б. М.Неменского
Рабочая программа разработана по ФГОС для работы с учащимися 5 классов, по программе Б.М.Неменского...
Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б.М. Неменского 5 класс (ФГОС)
Рабочая программа предназначена для изучения изобразительного искусства в 5 классе по программе Б. М. Неменского в условиях внедрения ФГОС основного общего образования. Данная программа содержит...
Рабочая программа по литературе (программа Б.А. Ланина) 6 класс (ФГОС)
Рабочая программа соответствует ФГОС, содержит календарно-тематическое планирование на 102 учебных часа (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС), составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы
Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС), составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы + КТП...