Тема урока: «Поэзия родной природы»
методическая разработка по литературе (8 класс)
урок по теме поэзия поэзия родной природы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_o_n_s_p_e_k_t_otkrytogo_uroka_po_literature_8_klass_1.docx | 19.02 КБ |
Предварительный просмотр:
К О Н С П Е К Т
О Т К Р Ы Т О Г О У Р О К А П О Л И Т Е Р А Т У Р Е
8 класс Учитель Макарова Татьяна Васильевна
(учитель высшей квалификационной категории)
Тема урока: «Поэзия родной природы»
Цели: а) воспитывать патриотизм, внимательное отношение к окружающему миру, к живой природе;
б) начать работу над анализом лирического стихотворения;
в) работать над выразительным чтением стихотворений
Оформление урока: на доске написан эпиграф:
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, и она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
Н.Заболоцкий,
а также размещены иллюстрации, выполненные учащимися к данному уроку, и репродукции с картин Грабаря и Пластова.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная
- Организационный момент (выборы оценочного жюри; объяснение, как и кем будут выставляться оценки за урок; комментарий к раздаточному материалу: текстам стихов для анализа и перечню «Средств языковой выразительности», которые до урока были размещены на каждом столе.
- Вступительное слово учителя.
Как видите, на доске отсутствует тема урока. Давайте прочитаем эпиграф к уроку (один ученик выразительно читает строчки из стихотворения Н.Заболоцкого).
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (О природе)
- Обратите внимание на раздаточный материал на ваших столах. Что он вам подсказывает? (Природа в поэзии)
- Как бы вы сформулировали тему урока? (учащиеся предлагают свои варианты темы урока, учитель корректирует их работу)
Учитель , подводя итог сказанному, объявляет тему урока («Поэзия родной природы» )и его цели.
- Работа над темой урока
Русских поэтов всегда привлекала родная природа, лишённая ярких ,
бьющих в глаза красок. Она пленяет и трогает прелестью полевых цветов, журчанием весеннего ручья, половодьем рек с туманами над водой, белой бескрайней пустыней снегов. Она дорога каждому большому поэту скромной простотой, в которой много внутренней красоты, спокойствием, степенностью и величием.
Она возвышала и призывала забыть о всякой суете и эгоизме. Она укрепляла дух человека, исцеляла от душевных недугов, вызванных неправедными устоями жизни человеческого общества. Она вносила в жизнь успокоение и гармонию.
Поэты относятся к природе по-разному. Одни черпают в ней силы для борьбы и веры в лучшее будущее, другие, обращаясь к природе, задумываются о философских проблемах бытия, третьих она наполняет светлым оптимизмом. Так или иначе, русская природа в изображении наших поэтов – самостоятельная и очень важная тема. И даже само поэтическое творчество – дар природы, такой же естественный, как течение воды или рождение цветка.
Но природа никогда не была просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека. Она неотъемлемая часть его души, связующее звено с родной землей, родным краем, Родиной.
Сегодняшний урок мы разделим на два этапа. Сначала обратимся к произведениям А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Ф.И. Тютчева, а затем А.А.Фета и А.Н. Майкова.
(Чтение подготовленными учащимися наизусть стихотворений А.С.Пушкина «Цветы последние милей …», М.Ю. Лермонтова «Осень» и Ф.И. Тютчева «Осенний вечер»).
(Анализ прочитанных стихотворений в форме эвристической беседы)
- Какое настроение создаётся при чтении (прослушивании) этих стихов?
(С одной стороны, это яркие краски осени, с другой, это печальная картина увядающей , умирающей природы. И отсюда – грусть, тоска, печаль.)
- Давайте посмотрим на иллюстрации, выполненные вами к уроку. Удалось ли нашим художникам передать цветом настроение этих стихотворений?
(Учащиеся рассматривают и обсуждают рисунки, оценивают их. Жюри, учитывая мнение учащихся, выставляет оценки в оценочные листы.)
Работа с текстами стихотворений.
- Давайте обратимся к текстам стихов и посмотрим, какие средства языковой выразительности используют авторы этих произведений?
(5-6 минут учащиеся работают в малых группах – парами – подчёркивают выявленные средства языковой выразительности.)
- Какие средства языковой выразительности сразу обращают на себя внимание? Без чего невозможно «нарисовать» пейзаж?
(Учащиеся должны найти эпитеты, назвать их.)
- Какие же чувства авторов подчёркивают эти эпитеты?
- Какие ещё средства языковой выразительности вы увидели в текстах стихов Пушкина, Лермонтова, Тютчева?
(У Пушкина – инверсия – «разлуки час».
У Лермонтова – олицетворение – «листья летят».
У Тютчева в стихотворении «Осенний вечер» средства языковой выразительности представлены наиболее ярков: метафора – «кроткая улыбка увяданья», оксюморон – «светлость вечеров», сравнение – «И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою…»)
Эти стихи не просто показывают определенное состояние природы, а передают нерасторжимое единство человека и природы, потому что у русских поэтов природа не фон для происходящего, а живое действующее лицо. (Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовём
Божественной стыдливостью страданья.)
(Чтение учащимися стихов А.А. Фета и А.Н. Майкова)
- Меняется ли настроение в стихах Фета и Майкова?
- Что происходит с природой?
- Как это отражается на настроении человека?
- Назовите средства языковой выразительности, которые используют поэты для создания совсем иного настроения.
(Олицетворение, инверсия, риторические обращения, риторические восклицания.)
- Подведение итогов урока.
- О чём шла речь сегодня на уроке?
- Как, по вашему мнению, урок прошел в традиционной форме или не совсем?
- Что было необычным на уроке?
- Дайте оценку вашей деятельности. Согласны ли вы с оценками жюри (жюри зачитывает оценки, выставленные учащимся за урок)?
- Какие выводы мы можем сделать из сегодняшнего урока?
(1. Русская природа в изображении наших поэтов – самостоятельная и очень важная тема.
2. Без любви к родной природе, без внимательного, бережного отношения к ней немыслима и любовь к Родине) – выводы обязательно записать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе "Поэзия родной природы" (8 класс)
Программа под ред. В.Я. Коровиной в каждом классе (с 5 по 9) предлагает для изучения с детьми стихотворения о родной природе. В 8 классе изучение таких стихов переходит на новый уровень: самостоятельн...
Урок литературы в 8 классе "Поэзия родной природы"
Конспект урока и презентация помогут интересно провести урок литературы в 8 классе по теме: "Поэзия родной природы". Материал составлен с использованием методических пособий и ресурсов Интернета по УМ...
Прентация к уроку литературы в 8 классе "Поэзия родной природы"
Презентация к уроку литературы в 8 классе "Поэзия родной природы"...
Технологическая карта урока литературы в 8 классе "Поэзия родной природы в творчестве русских поэтов 19 века"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Этот урок открытия нового знания о поэзии, продолжает серию уроков, обучающих анализу стихотворного текста. Использованы различные формы о...
Фрагмент урока «Поэзия родной природы»: анализ стихотворения А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…»
Комплексный анализ стихотворения А.Фета "Шёпот. Робкое дыханье."...
Презентация к уроку "Литература" - "Родная природа в поэзии" А.А.Блок - 6 класс.(По В.Я.Коровина)
Презентация для урока литературы по теме "Родная природа". Составлена для использования дистанционного обучения во время конференции на Zoom. Содержит элементы анализа стихотворения и кратко...