Формирование метапредметных результатов на уроках литературы
учебно-методический материал по литературе (10 класс)
В федеральных государственных образовательных стандартах обозначены требования к метапредметным результатам обучающихся, включающие требования к познавательным УУД. Одним из необходимых результатов является «овладение умением активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач» (ФГОС СОО).
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- уметь готовить свое выступление и выступать с графическим сопровождением;
- уметь «читать» схемы, то есть видеть за условными обозначениями какое-либо содержание учебного материала;
- уметь создавать схемы, заменяя абстрактные и материальные объекты условными знаками, умение оперировать схемами в соответствии с их функциональным назначением.
В учебной познавательной деятельности чаще всего используются схемы, которые способствуют организации понимания научных знаний, организации процессов эффективной коммуникации, целенаправленной деятельности.
В мыследеятельностной педагогике (Ю.В.Громыко) схематизация рассматривается как способ обнаружения метода- пути познания. Для этого определяется среда или сфера, в которой метод реализуется, определяется и выделяется способ действия, выявляется антропологический способ, обеспечивающий осуществление метода.
Схематизация учащихся в старшей школе является важной задачей, которая помогает в освоении естественно-научных и гуманитарных предметов. Старшие школьники учатся понимать собеседника, общаться, замысливать и организовывать действия, вступать в групповую коммуникацию. На уроках литературы учатся постигать авторскую позицию через чтение и анализ художественного произведения и выражение в схеме. Схематизация позволяет учащимся не только глубоко понимать произведение, но и обучает технологии схематизации, пониманию и употреблению символов и знаков. Изображенная схема заставляет мыслительно переработать содержание.
Схема используется на всех этапах урока:
- на вводно-мотивационном;
- на операционно-содержательном этапе при работе с текстами
- на рефлексивно-оценочном этапе.
Для того, чтобы схематизация превратилась в умение, а затем - в навык и способность каждого ученика, надо при изучении каждого школьного предмета на всех этапах обучения планировать работу со схемами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
goncharov.doc | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественный мир И.Гончарова
«Обломов»
Андрей Илья Ольга
Штольц Обломов Ильинская
«Обломовщина»:
Лень, бездеятельность, отрицание бюрократизма, светской суеты, делячества
Нравственный приговор обломовскому идеалу – смерть героя
Традиции русской литературы: Кредо писателя: гуманность и высокая духовность,
«Лишние люди» нравственная независимость личности.
Е.Онегин, Печорин…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование современных технологий при формировании метапредметных результатов на уроках истории"
Мастер - класс для учителей....
Формирование метапредметных результатов на уроках литературы
Формирование метапредметных результатов на уроках литературы в учебной группе "Автор"....
Презентация: "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы у обучающихся основной школы в условиях современной образовательной среды"
Презентация к выступлению на августовской конференции педагогов: "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы у обучающихся основной школы в условиях современной...
Сообщение на педсовете «Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы».
С введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения, необходимыми в первую очередь становятся не сами...
Формирование метапредметных результатов на уроках литературы
В федеральных государственных образовательных стандартах обозначены требования к метапредметным результатам обучающихся, включающие требования к познавательным УУД. Одним из необходимых результатов яв...
«Приём интервью как средство формирования личностных и метапредметных результатов на уроках литературы»
Актуальность метода интервьюирования и приёма интервью применительно к учебной деятельности заключается в том, что этот приём позволяет мне осуществить переход от объясн...
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 5-9 КЛАССАХ
В данной статье рассматривается вопрос о формировании понятия метапредметность в современной образовании и о практическом применении метапредметного обучения в рамках реализации требований федеральных...