Формирование метапредметных результатов на уроках литературы
статья по литературе (5 класс) по теме

Тишенина Светлана Алексеевна

Формирование метапредметных результатов на уроках литературы в учебной группе "Автор".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование метапредметных результатов на уроках литературы

Тишенина Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы, МАОУ «СОШ № 84» г. Пермь[1]

Формирование метапредметных результатов учебной деятельности – задача не из легких, так как требует довольно серьезной переорганизации предметного материала с целью увеличения эффективности работы детей. Преподавание русского языка, и в большей степени литературы, с использованием метапредметной технологии напрямую связано с работой по формированию мировоззрения учащихся, что в современных условиях непрерывного потока разноречивой и не всегда качественной информации кажется практически неосуществимой задачей.

На наш взгляд, на уроках словесности ребята должны постигать не только культурные образцы классической литературы, но и многие произведения современных авторов, так как разрыв, существующий между классическими и «модными» образцами слова, очень велик, и по возможности его следует сокращать.

Интересы современных подростков сосредоточены вокруг фантастики, фэнтези, популярны также детективы и ужасы. Эти жанры понятны и интересны подросткам, но в школьной программе практически не встречаются. Однако отсутствие фэнтези в школьном курсе литературы можно восполнить весьма полезным способом.  

Если раньше изучение литературы зачастую сводилось лишь к анализу художественных особенностей произведений, то сейчас использование метапредметной технологии на уроке литературы дает возможность, разбирая художественное произведение, выделять основные понятия – любовь, смысл жизни, свобода, ответственность. Как правило, даже дети 5-7 классов чутко улавливают эти категории и готовы поделиться своим мнением с учителем или одноклассником.

Так, например, при изучении цикла русских народных сказок (большинство которых ребята знают), пятиклассников можно познакомить со сказками Андрея Зеленина, Сергея Силина и др., в которых традиционные понятия добра и зла никуда не исчезли, просто предстают перед юными читателями в современных, «модных», образах. Сопоставление с русскими народными сказками, а точнее сам процесс узнавания привычных сказочных героев, кажется ребятам очень интересным. Таким образом, учитель может построить очень полезный урок по обсуждению «вечности» многих нравственных тем. Это позволяет грамотно переорганизовать учебный материал вокруг деятельностных единиц содержания. Освоение материала через привычные образы развивает у подростка такие универсальные способности, как понимание, воображение, рефлексия.

Домашнее задание в этом случае заключается не в пересказе давно известной всем сказки, а в создании своей собственной. Опыт показывает, что сочинение своего собственного текста очень нравится учащимся. Среди самых оригинальных названий можно отметить «Сивка-Жигули» Снитко А., «Война грибов» Фахреева Т., «Сказка о веселой ферме» Кривощекова А. и др. В сочинениях многих ребят можно было встретить героев из абсолютно разных сказок, что делало их работы необычными и яркими. Это действительно были фэнтези, столь интересные ребятам. Не удивительно, что идея поделиться своим опытом с одноклассниками возникла отнюдь не у учителя. Так, пара уроков по каждому подобному блоку проходила в режиме «творческих вечеров», когда авторы представляли суду зрителей и слушателей лучшие свои произведения.

Если создание сказок было принято ребятами на ура, то с баснями пришлось туго, хотя басни Д.Быкова и Д.Богданова тоже пришлись ребятам по душе. Даром сочинительства здесь отличились немногие. Приведу одну из таких авторских басен учащегося 5 класса Снитко А., автора не менее замечательных сказок:

Квартет

Затеял как-то Волк построить себе дом.

Принес он доски, кирпичи, цемент

И начал строить стену он,

А тут идет компания такая:

Лисица, бурый Мишка да глупый Кабанишка.

И просит их тут Волк помочь ему с работой,

Мол, материалы есть и силы, но времени – в обрез.

И вот пошла у них работа:

Медведь таскает кирпичи,

Пока несет – их половина пропадает;

Кабан уж вляпался в цемент,

Теперь уж и цемента нет;

А Волк с Лисицей доски прикрепляет к стенке,

Тут ветерок подул чуть-чуть,

Ну и доски хрусть да хрусть.

Долго спорили они, как им все устроить,

Решили отменить постройку дома,

Мол, доски с кирпичами треснут снова,

Цемент уж слишком вязок.

Уж если ты глупец и неумелец,

Так не берись за дело как творец.

Как видно из текста, за исключением нескольких ритмических недочетов, все требования к написанию басни соблюдены. Внимательный анализ басенного творчества И.Крылова и современных баснописцев позволил ребятам самим заметить основные признаки жанра. Проблемы здесь заключались в другом: большинство ознакомительных текстов были в стихотворной форме, что существенно затруднило процесс создания авторского текста. Однако им дано было не менее творческое задание: нарисовать наиболее подходящую иллюстрацию к прослушанным текстам.

Новый вид деятельности требует иного педагогического стиля. Одним из самых сложных оказалось соблюдение требований, предъявляемых к учителю метапредметного урока. Очень часто хотелось подсказать, исправить сказанное и написанное, то есть все испортить. И тем ценнее эти тексты, чем меньше подсказок было дано. Терпение и только терпение – и тогда ошибки, не видные глазу, всплывут при окончательной обработке текста самим учащимся.

Конечно, это не избавляло от проверочных и контрольных работ, т.е. от проверки знаний, но важно, что этот этап обучения следовал после «промысливания», «прочувствования», «проживания» информации, находящейся в учебнике.

Понятно, что при такой работе требуется хорошее знание учителем своего предмета и его возможностей. Основная деятельность учителя заключается в подборе материала и процессе подготовки к уроку, к его организации. Работа с творческими способностями учащихся делает использование метапредметных методов системным, а процесс обучения – более плодотворным.


[1] Представленный материал был взят из опыта работы в учебной группе по литературе «Автор» (5-е классы, УМК под ред. В.Г. Маранцмана).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы у обучающихся основной школы в условиях современной образовательной среды"

Презентация к выступлению на августовской конференции педагогов: "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы у обучающихся основной школы в условиях современной...

Сообщение на педсовете «Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы».

С введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения, необходимыми в первую очередь становятся не сами...

Формирование метапредметных результатов на уроках литературы

В федеральных государственных образовательных стандартах обозначены требования к метапредметным результатам обучающихся, включающие требования к познавательным УУД. Одним из необходимых результатов яв...

Формирование метапредметных результатов на уроках литературы

В федеральных государственных образовательных стандартах обозначены требования к метапредметным результатам обучающихся, включающие требования к познавательным УУД. Одним из необходимых результатов яв...

«Приём интервью как средство формирования личностных и метапредметных результатов на уроках литературы»

 Актуальность метода интервьюирования и приёма интервью применительно к учебной деятельности   заключается в том, что этот приём позволяет мне осуществить  переход от объясн...

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 5-9 КЛАССАХ

В данной статье рассматривается вопрос о формировании понятия метапредметность в современной образовании и о практическом применении метапредметного обучения в рамках реализации требований федеральных...