Урок внеклассного чтения "Время всегда хорошее"
план-конспект урока по литературе (9 класс)
«Путешествие во времени» по книге А. Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок внеклассного чтения "Время всегда хорошее" | 46.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Ларина Г.В., учитель МОУ СОШ №2 с.Екатеринославка Амурской области
Тема урока: «Путешествие во времени» по книге А. Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее»
Цель урока: воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение;
Задачи урока:
1. развивать навыки анализа художественного текста;
2.формировать умение давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, обобщать, делать вывод;
3. способствовать развитию монологической речи;
4. воспитывать ответственность за свои поступки.
Ожидаемые результаты: -пробудить интерес к творчеству уральских писателей А. Жвалевского и Е. Пастернак. – познакомить учащихся с историей 1980 года. – расширить кругозор, словарный запас учащихся.
Материалы к уроку: мультимедийная установка (проектор, компьютер), презентация для работы на уроке, книга А. Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее»
Ход занятия.
- Мотивация (определение темы и цели занятия)
- Кто из нас не мечтал хотя бы однажды очутиться в машине времени и перенестись в будущее или отправиться в прошлое… Именное такое путешествие предлагают предпринять читателю авторы книги.
Просмотр буктрейлера. Буктрейлер (англ. booktrailer) — это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам.
- Писатели А. Жвалевский и Е. Пастернак – самые известные авторы книг для подростков. Окончили Белорусский государственный университет, но не филологический или журналистский, а физический факультет. Их произведения мгновенно становятся популярными. Повесть «Время всегда хорошее» имеет много наград. Весной 2010 года повесть «Время всегда хорошее» получила премию «Алиса», а в июне 2011 года заняла третье место во всероссийском конкурсе Книгуру. Позже премии «Заветная мечта», «Крапивинская премия». Живут в Белоруссии, но издаются в России. С 2005 года — член группы сценаристов, которая пишет сценарии для телесериалов, среди которых — популярный сериал «Солдаты». По итогам профессионального конкурса «Брэнд года—2012», проводимого в Белоруссии (25 января 2013 года), Андрей Жвалевский стал брэнд-персоной 2012 года в номинации «Культура»
II. Актуализация знаний.
На слайде регалии книги. Вы получили задания, попробуйте сформулировать цель нашего урока, основываясь на записи на доске и формулировке ваших заданий.
Цель: мы должны доказать, что неслучайно эта книга получила столько наград или по-другому: за что же эта книга так была оценена известными в мире литературы людьми и зарубежными критиками.
Сделайте предположение, какие качества книги позволяют её отнести к лучшему фантастическому произведению для детей.
Ответы учеников:
1) Интересна для чтения детской аудитории;
2)Что-то полезное узнаёшь из книги;
3) Книга чему-то учит;
4) Книга особенная по своим художественным качествам ( жанр, язык, герои)
III . Поисково-исследовательский этап
- Определить жанр произведения А. Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее», привести доказательства. Для этого познакомиться с современными литературными жанрами, пользуясь интернет-ресурсами.
Современная литература 21 века развивает такие жары как фэнтези и фантастика. Но они отнюдь уже не в чистом виде, а переформатированные, рассматриваются под разными углами зрения и сильно разветвляются. Фантазийная литература на современном этапе плодотворно сотрудничает с компьютерной игровой индустрией. По мотивам самых известных компьютерных игр пишутся книги, и наоборот. А если перечислять поджанры, то можно выделить: космооперу, городское фэнтези, киберпанк, постапокалипсис, стимпанк, технофэнтези, хоррор и готический роман.
Фентези – вид фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале XX века. Произведения фентези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному.
Обобщение учителя:
Как писатели ответили на вопрос о жанре?( Для нас существуют жанры плохие и хорошие) Вольная жанровая атрибуция. Формально это повести (роман-сказка) Проза Жвалевского и Пастернак укладывается в рамки как компьютерной игры , так и пропповских сказочных формул, которые лежат в основе компьютерных форм. Восприятие реальности осуществляется в рамках жанровой схемы квеста (героиня думает, что должна пройти какую-то игру, чтобы попасть в своё время)
Итак, какова основная идея сюжета? ( Перемещение во времени двух школьников – мальчика и девочки)
Конкретные даты - какие годы? 1980 и 2018. (цифры на доске)
80- е годы – детство ваших родителей.
Мы с вами к какой дате ближе?
2018 - фактически ваше детство. Попутно - до какого возраста человек считается ребенком? (до 18 лет).
Просмотр видео
Ваше мнение: для чего авторы переместили школьников во времени?
- выявить разницу в организации жизни,
- выявить общее,
- узнать историю быта, образа жизни людей.
Главное: сделать выводы и не повторять ошибок.
Я надеюсь, вы обратили внимание, что фраза «время всегда хорошее» в тексте повторяется неоднократно.
Что вам понравилось в 1980 году? Что просто было интересно?
Что не понравилось или было непонятно?
Что вам нравится в 2018 году? А что бы вы переписали за автора?
Было что- либо, что вам захотелось перенести в 2018 год?
Давайте попробуем сравнить два временных периода:
Аспекты | 1980 | 2018 |
Школа | ||
Школьная форма | ||
Экзамены | ||
Машины | ||
Имена | ||
Книги | ||
Телефоны | ||
Телевидение | . | |
Быт | ||
Работа | ||
Одежда | ||
Компьютер |
| |
Религия | ||
Политика, партия | ||
Общение | ||
Любовь | ||
Игры |
Что общего и в чем различие?
Обратить внимание на аспект «Книги» и «Компьютеры»
Рассуждения бабушки Любови Александровны Архиповой о времени:
– Ох, деточка, – сказала она, – плохое время, говоришь? А я помню, как Женькиного отца рожала. Война только-только кончилась. Муки нет. Коровы две на всю деревню, да такие тощие, что мы их больше откармливали, чем доили. На полях сеять нечего, да и опасно – там мины вперемешку со снарядами неразорванными. А пацаны, за которыми не уследишь, норовят еще гранату какую откопать да в костер бросить…
Бабушка вздохнула – наверное, вспомнила что-то не слишком приятное.
– Как же вы жили? – виновато спросила я.
– А так и жили. И, между прочим, радовались! – баба Люба снова заулыбалась. – Потому что война кончилась! Потому что не стреляли, не бомбили. Потому что не надо было на дорогу каждую секунду оглядываться, не едут ли каратели… Так что время и тогда было хорошее, и сейчас отличное, а будет еще лучше!
Последняя цитата из книги:
« А я ему все время говорю, что незачем путешествовать. Время всегда хорошее».
- Отчего же зависит больше наша жизнь: от количества и качества техники или от самих людей?
- Стоит ли забывать об общении реальном? О книгах?
2. Какие герои произведения Жвалевского и Пастернак «Время всегда хорошее» показались вам самыми интересными и запоминающимися? Охарактеризуйте этих героев.
Оля в 2018 году не в восторге от того, что надо" тащиться" в школу ( задача за 3 дня подготовиться к устным экзаменам ). В школе 1980 года получает не только академическое, но и нравственное образование, из "Синички" превращается в Олю, социализируется. учится радоваться жизни реальной, испытывает серьёзные чувства.
Витя в 1980 году любит учиться, выбирает между дружеским чувством и пионерским долгом, пионер, отличник, председатель совета отряда, сын партийного деятеля.
Родители выходят из своих коконов и вспоминают, что значит веселиться по-настоящему, общаясь с соседями.
Учителя почти отсутствуют. В прошлом их три: директор школы Васса, пионервожатая Таня и классный руководитель Наташа Алексеевна морщится, глядя на происходящее и только.
В будущем это безликие существа, которые зачитывают приказ министерства о введении устных экзаменов и проводят занятия, не обладают какими-либо чертами характера.
3.Какую познавательную ценность имеет книга А. Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее»?
Обобщение учителя:
Занимательность сочетается с информационно-образовательной авторской задачей: желанием пробудить у школьников интерес к прошлому родного города, страны и истории вообще. Писатели стараются не повторять энциклопедическую информацию, а показывать мир прошлого как живой, наполненный радостями и горестями, проблемами, понятными любому современному ребёнку.
Авторы остаются в рамках исторической достоверности. Повесть изобилует деталями, которые, может быть, непонятны читателю, а герои задают вопросы и ищут ответы на них. Авторы стараются не оставить ни одного возможного вопроса без ответа.
IV. Релаксация . Викторина «Жокей и лошадь»
- Кто первым в повести произносит фразу «Время всегда одинаковое»? (отец Жени Архипова).
- Какие книги были на полке у Вити Шевченко? (Что такое? Кто такой? Майн Рид, Волшебник изумрудного города).
- Что было изображено на первой подсказке, обнаруженной Синичкой? (Олимпийский Мишка).
- Какой математический навык забыла Синичка? (Деление в столбик)
- Чего не могут ученики 6б из того, что может Витя Шевченко (отвечать устно)
- Что остаётся непонятным для Вити и Синички во время первого урока (система оценивания ответа на уроке. 10 баллов в 2018 году и пять баллов в 1980 году).
- Какие игры помогает Вите разговорить Диму Мухина и Сушу? (Города и Испорченный телефон)
Дополнительные вопросы.
- От какого слова произошло слово комик? (Коммуникатор)
- Какие коммуникационные трудности первыми испытали герои (Синичка – отсутствие домофона при звонке в дверь, Витя – разговор по сотовому телефону с мамой).
- Какой праздник «отмечает» Женя Архипов, чего делать было категорически нельзя в Советском Союзе? (Пасха)
- Как религия помогает партизанам во время Великой Отечественной Войны? ( за образами прятали листовки – полицаи были очень набожные и не трогали образа).
Прием «Ассоциативный ряд»
1980 год
2018 год
Прием «Послушать – сговориться обсудить»
- Оставьте 3 слова, относящиеся к обсуждаемой теме и огласите их классу, аргументируя свой выбор.
Просмотр видео
2 этап – организация работы по обсуждению книги.
1.Кто является героями этой книги?
2..Что происходит, когда девочка из 2018 года оказывается в 1980 году?
3. Что Олю удивило в 1980 году?
4. Что для нее стало непривычным, необычным?
5. Чем занимаются сверстники Оли?
6. Расскажите, почему в школу нельзя приносить кулич?
7. Чего не хватает Оле?
8. Как изменилась Оля?
9.Как чувствует себя мальчик, перенесшийся из 1980г. в 2018 г.? Как живут дети в будущем?
10.Что нового увидел Витя в 2018 году?
11.Что удивило мальчика?
12. Чем занимаются сверстники Вити?
Инсценирование фрагмента книги «Разговор Вити с Сушкой о никах»
И гадость случилась, хотя сначала я ее и не заметил. Утром, перед школой, включил комп и проверил, что мне успели понаписать. Все обсуждали какую-то новость на форуме. Я кликнул, посмотрел. Ничего такого особенного не заметил. Просто какой-то Аноним вывесил наши ники, а рядом – фамилии. Я проверил – все в порядке, ничего не перепутано. И ники написаны правильно. Я почитал комменты, но ничего не понял – там стояли сплошные угрожающие смайлики и призывы «убиць гада ап стену!». Только в классе я сообразил, в чем беда. То есть не сообразил, а Сушка мне объяснила.
Сушка:
– Наши ники– это же главный секрет каждого человека! Теперь, когда все знают, у кого какой ник, можно же запросто полистать историю форумов и прочитать, кто что говорил. Ястреб, например, в форуме даже стихи писал! Его ж засмеют теперь!
Витя:
– Погоди, Снежка. (пауза) Ты чего?
Сушка вдруг покраснела так стремительно, что я испугался.
– – Ничего, – буркнула она, – меня никто Снежкой не звал раньше.
Витя:
– Погоди, мы же и так все наши ники знаем.
Сушка:
– Не все! Только свои! А теперь вся школа знает!
Витя:
– Ну и флаг им в руки! Тебе-то что?!
Сушка:
– Не хочу, чтобы каждый в моих мыслях копался! Когда я под ником, то… ну… как будто…
Витя:
– Как человек-невидимка?
Сушка:
– Ага! А теперь будут копаться… всякие…
Витя:
– Вот что, Снежка! Никто тебя не обидит! Я обещаю! И гада этого найду. Найду и накажу. А то, что ники наши все узнали… Ну и пожалуйста! Я своим ником горжусь. А я – Биг Билл! Понятно? И мне плевать, что все об этом знают!
Почти все вокруг радостно завопили.
Витя:
– Не знаю, кто тут решил подложить нам свинью, но он дурак! Потому что мы никого не боимся! Правда, Ястреб?!
Димка ловко вскарабкался на соседнюю парту:
– А я Ястреб! И мне тоже плевать!!!
Класс снова радостно завопил…
13. Какие новые слова узнает мальчик?
14. Чего ему не хватает?
15. Как изменился Витя?
16.Что нового в каждом времени?
- Что бы вы хотели перенести из своего настоящего в будущее ? («близких людей», «дружеские отношения», «бумажные книги», «новые знания», «любимые игрушки», «теплоту живого человеческого общения»)
Над какими проблемами заставляют задуматься авторы книги " Время всегда хорошее" А. Жвалевский и Е. Пастернак ? Сформулируйте их.
Обращаются к теме повсеместного распространения интернета, влияния его на практически все сферы современной жизни не только взрослых, но и детей. Подчёркивают важность Всемирной Сети как бесценного источника быстрой информации, но трезво смотрят на "отупляющую" способность компьютерных игр, их примитивизм по сравнению с тем удовольствием, в том числе познавательным, которое дарит живое общение и самостоятельный поиск необходимых сведений. (Мальчик радуется сведениям из Интернета, а девочка из общения со сверстниками.)
Обобщение : Идея . Название.
Время всегда хорошее, неважно, в какой период истории ты живёшь. Они не пытаются прошлое очернить или приукрасить. Им не свойственна ностальгия, это скорее интерес исследовательского толка, потребность рассказать, как было раньше ( раньше и лучше не синонимы, но и не антонимы) см слова Е,Пастернак. В любой эпохе можно найти хорошее.
Выводы: чем интересна книга, почему её так высоко оценили?
Авторы в яркой занимательной , динамичной, фантастической, но при этом полной мелких подробностей и запоминающихся деталей форме способны показать глубокое понимание внутреннего мира ребёнка, интерес к тому, чем живёт человек вне зависимости от возраста,
4 этап – Подведение итогов. Рефлексия.
1.Пофантазируйте: если бы вы оказались в 1980 году какие вопросы вы задали своим сверстникам?
2.Какие жизненные ценности остаются важными и нужными во все времена?
Учитель: «Время всегда хорошее» - эту фразу могут повторить вслед за Любовью Александровной Архиповой и дети, которые совершили путешествие во времени. Испытывая чувство личной ответственности за судьбу друзей, одноклассников, они меняют мир к лучшему: Витя помогает ровесникам сбросить маски – ники и заново учит дружить, а Оля показывает пример независимости мышления.
Действительно, не мы выбираем место и время своего рождения, однако, по мысли авторов, нужно не сетовать на судьбу, а самому действовать ибо «… время и тогда было хорошее, и сейчас отличное, а будет еще лучше!»
«Это все девчонка! Она не хочет меняться временами!
– Не хочу! – она то ли отвечает на мои мысли, то ли угадывает их. – Я тут останусь. Тут хорошее время!» - девочке из 2018 года понравилось в, на первый ее взгляд, не очень уютном 1980 году. Почему?
«– У тебя тоже хорошее время, – говорю я, останавливаясь.» (Витя)
Скажите, а у нас есть возможность путешествовать во времени?
Чтение. Книги давно назвали кораблями мысли. Читая книгу, мы можем оказаться в каком угодно времени – по нашему выбору: и в глубокой древности, и в мрачном средневековье и в заманчивом будущем.
Мы с вами, благодаря книге, совершили путешествие во времени.
Узнали новые факты из жизни людей, могли сравнить, попытались сделать выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация романа Жвалевского А, Пастернак Е. "Время всегда хорошее".
Что будет, если девчонка из 2018 года вдруг окажется в 1980 году? А мальчик из 1980 года перенесется на ее место? Где лучше? И что такое "лучше"? Где интереснее играть: на компьютере или во д...
Поговорим? Обсуждение книги А. Жвалевского и Е.Пастернак "Время всегда хорошее"
Чтение. Книги давно назвали кораблями мысли. Читая книгу, мы можем оказаться в каком угодно времени – по нашему выбору: и в глубокой древности, и в мрачном средневековье и в заманчивом будущем.Предлаг...
Выступление на курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы Фрагмент урока внеклассного чтения в 10 классе по теме: И.С. Тургенев « Как хороши, как свежи были розы» - стихотворение в прозе.
Доказать, что произведение «Как хороши, как свежи были розы» - стихотворение в прозе (считается стихотворением)...
план урока по произведению А. Жвалевского и Е. Пастернака «Время всегда хорошее»
Сценарный план урока по произведению А. Жвалевского и Е. Пастернака «Время всегда хорошее»...
Презентация "Время всегда хорошее"
Данная презентация поможет провести урок по произведению А. Жвалевского, Е. Пастернак " Время всегда хорошее"...
Методическая разработка урока литературы 6 класс "ВРЕМЯ ВСЕГДА ХОРОШЕЕ!!"
Урок внеклассного чтения....