Конспект урока по теме "А.С.Пушкин. После лицея. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Жидкова Лариса Ивановна

Конспект урока по теме "А.С.Пушкин. После лицея. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx44.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: А.С.Пушкин. После лицея. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях  «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…».

        Цель:        

  • выявить особенности творчества А.С.Пушкина петербургского периода, художественные идеи стихотворений «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…»;
  • формировать навыки выразительного чтения, работы с терминами, учебником, иллюстрациями, лексической работы;
  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

         Оборудование: учебники литературы для 6 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І.        Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы, цели, плана урока.

2.А.С.Пушкин после лицея. Петербургский период.

2.1. Слово учителя. Знакомство с книгой Ю.Н. Тынянова «Пушкин».

2.2. Обращение к учебнику. Чтение фрагмента из романа Ю.Н. Тынянова «Пушкин» и материалов рубрики «Для вас, любознательные!».

 - Как передает автор эмоциональное состояние лицеистов в первый день после окончания Лицея?

- «Семьи не было, — пишет Ю.Н. Тынянов. — Была Арина, и был Лицей». Согласны ли вы с таким утверждением писателя? Как вы его поняли?

- Есть ли в этой главе свидетельства верности лицейской дружбе?

2.3. Обращение к иллюстрации в учебнике. Комната А.С. Пушкина.

2.4. Обращение к иллюстрации в учебнике (рисунок А.С. Пушкина).

2.5. Слово учителя.

В конце XVIII — начале XIX в. в образовании дворянина главной целью было воспитание гармонически развитой личности. В непременный набор общепринятых представлений входило обязательное владениенесколькими иностранными языками, наличие познаний в области философии, истории, литературы, умение музицировать, танцевать, фехтовать, ездить верхом. Рисованию (кистью, карандашом, пером) начинали обучать с раннего возраста.

А.С. Пушкин оставил огромное графическое наследие. Несколько тысяч рисунков, из которых большинство — портретные изображения и наброски. Слово сменялось графическим образом и изображением, а они — словом. Рисунки либо повторяли текст, либо подчеркивали его, усиливали смысл и глубину, либо отталкивались от него, давали продолжение идее произведения.

2.6. Обращение к иллюстрации в учебнике. Памятник А.С. Пушкину в саду Лицея.

2.7. Выразительное чтение учащимся стихотворения В.А. Рождественского «Памятник юному Пушкину» («Баловень лицейской легкой славы...»).

         ПАМЯТНИК ЮНОМУ ПУШКИНУ

Распахнув сюртук свой, на рассвете

Он вдыхал все запахи земли.

А вокруг играли наши дети,

Липы торжествующе цвели.

Бабочки весенние порхали

Над его курчавой головой.

Светлая задумчивость печали

Шла к нему — и был он как живой.

Вот таким с собою унесли мы,

Чтоб хранить во фронтовой семье,

Образ светлый и неповторимый —

Юношу на бронзовой скамье.

И когда в дыму врага, в неволе,

Задыхался мирный городок,

Ни один боец без горькой боли

Вспомнить об оставшемся не мог.

Вот они, годов военных были:

Словно клад бесценный, в глубь земли

Руки друга памятник зарыли

И от поруганья сберегли.

Мы копали бережно, не скоро,

Только грудь дышала горячо.

Вот он! Под лопатою сапера

Показалось смуглое плечо.

Голова с веселыми кудрями,

Светлый лоб — и по сердцам людским,

Словно солнце, пробежало пламя:

Пушкин встал — и жив и невредим!

     * * * * *

Баловень лицейской легкой славы,

Спутник Батюшкова и Шолье,

Арапчонок смуглый и курчавый,

Он присел на бронзовой скамье.

И в тени пятнистой и неяркой,

Взглядом провожая облака,

Под листвой дряхлеющего парка

Молодым остался на века.

2.8. Заполнение правой части таблицы по ходу сообщения учителя.

Биография А.С.Пушкина

Мои замечания об услышанном

Служба в Коллегии иностранных дел

Литературное общество «Арзамас»

Кружок «Зелёная лампа»

Первые тайные общества. «Союз спасения», «Союз благоденствия»

Вольнолюбивые стихи

После окончания лицея Пушкин был определен в коллегию иностранных дел, впоследствии (в 1832 году), коллегия преобразовалась в министерство иностранных дел. Среди сослуживцев Пушкина был Грибоедов. Через месяц после поступления на службу Пушкин уже получил отпуск до сентября и около двух месяцев провел в Михайловском, псковском имении матери. Затем Пушкин почти безвыездно оставался три года в Петербурге (не считая поездки в Михайловское летом 1819 года). После лицея в 1817 году Пушкин печатается в журналах, подбирает стихи для своего сборника, хочет выпустить свою книгу. Работает над поэмой "Руслан и Людмила", которую он начал писать в последний год лицея. Литературная обстановка после окончания лицея Пушкиным изменилась.

 Если последний год лицея прошел идеологическим влиянием "Арзамаса", то теперь, когда Пушкин, наконец, получил возможность непосредственного участия в заседаниях этого общества, оно вдруг прекратило свое существование. Пушкин окончил лицей как раз в период реорганизации тайных обществ.

 В 1816 году было основано первое революционное сообщество "Союз Спасения". Естественно, что первые впечатления Пушкина после выхода из лицея были политическими. Расширению политического кругозора содействовало знакомство с Николаем Тургеневым, горячим сторонником освобождения крестьян, Чаадаевым, частое общение с лицейским товарищем Пущиным, вступившим в тайное общество, и с многочисленными представителями либерального офицерства, с которыми Пушкин завязал дружеские отношения еще с лицейства. В тайные общества Пушкин не вступает. В марте 1819 года он вступает в дружеское литературное общество "Зеленая лампа", там за пирушками идет распространение либеральных идей и критика александровского режима. В этот период Пушкин написал политические стихи: "Вольность" (1817 год), "К Чаадаеву" (1818 год), "Сказки" (1818 год), "Деревня" (1819 год). В этих стихах прослеживается влияние на Пушкина умеренно-либеральных идей. Нерадикальность программы Пушкина создала ему дурную репутацию в правительстве. Под именем Пушкина ходили циклы эпиграмм, направленных против Александра, Аракчеева и других, но далеко не все они, как это можно полагать, принадлежат Пушкину. Стихи Пушкина стали орудием литературной пропаганды в руках членов тайных обществ.

 Они получили огромное распространение в списках, особенно среди офицерства, и создали славу Пушкину не в меньшей степени, чем его произведения, появлявшиеся в печати. В те годы Пушкин увлекается театром. Но театр "болен" политикой и носит совершенно нетеатральный характер. У Пушкина завязываются связи в театральном мире. Он принят в круг Шаховского и принадлежит "левому флангу" театральных кресел. За два года — 1818 и 1819 — Пушкин напечатал только шесть стихотворений. Пушкин усиленно писал в эти годы "Руслана и Людмилу". В петербургский период Пушкин вел весьма праздную жизнь, посещал светские салоны (в частности, салон княгини Голицыной). Пушкин постоянно проводил время среди молодого офицерства.

 Пушкин настолько ярко бравировал своим положением оппозиционного гражданского поэта, что царское правительство не могло не заметить этого. Собралась “гроза”: Александр I решил расправиться с Пушкиным и сослать его в Сибирь или в Соловки, разнеся даже слух, что Пушкин был отвезен в тайную канцелярию и высечен. О нем ходатайствовал Карамзин, по причине чего был смягчен приговор, и было выдвинуто решение выслать Пушкина в Екатеринослав. Канцелярия его находилась в ведении коллегии иностранных дел, и, таким образом, ссылка имела благовидную форму перевода по службе. 6 мая Пушкин уже должен был выехать из Петербурга. На тот момент "Руслан и Людмила" уже находились в печати, а выпуск своего сборника стихов он доверил Всеволожскому.

- Какое влияние оказало пребывание в Петербурге на формирование мировоззрения А.С.Пушкина?

3. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «К Чаадаеву».

3.1. Сообщение учащегося о П.Я. Чаадаеве.

Пётр Я́ковлевичЧаада́ев (1794—1856) — русский философ  и публицист, объявленный правительством сумасшедшим за свои сочинения, в которых резко критиковал действительность русской жизни. Его труды были запрещены к публикации в императорской России.

Родился в старинной зажиточной дворянской семье Чаадаевых, по материнской линии внук академика, историка М. М. Щербатова, автора 7-томного издания «Истории Российской от древнейших времен». Рано остался сиротой — его отец умер на следующий год после его рождения, а мать через три года. Его и старшего брата Михаила, совсем маленьких, забрала из Нижегородской губернии в Москву тётка — княжна Анна Михайловна Щербатова, у неё они и жили в Москве. Опекуном Чаадаевых стал их дядя — князь Д. М. Щербатов, в доме которого Чаадаев получил свое образование.

Чаадаев был весьма известной личностью в обществе. По воспоминаниям современников,  что он является «неоспоримо (…) и без всякого сравнения самым видным (…) и самым блистательным из всех молодых людей в Петербурге». Его дружбы искали и ею гордились. В 1819 году Пушкин сравнивает с ним Евгения Онегина, желая характеризовать своего героя как настоящего дЕнди: «Второй Чадаев, мой Евгений…».

 В 1829—1831 П.Я.Чаадаевсоздает своё главное произведение — «Философические письма». Публикация первого из них в журнале «Телескоп» в 1836 году вызвала резкое недовольство властей из-за выраженного в нём горького негодования по поводу отлучённости России от «всемирного воспитания человеческого рода», духовного застоя. Журнал был закрыт, издатель Надеждин сослан, а Чаадаев — объявлен сумасшедшим.

3.2. Обращение к портрету П.Я. Чаадаева в учебнике.

3.3. Выразительное чтение стихотворения.

3.4. Выявление первоначальных впечатлений.

 - Выпишите слова, в которых заключаются главные мысли послания.

Любви, надежды, тихой славы, обман, туман, власть роковая, отчизна, вольность святая, свобода, честь, прекрасные порывы, Россия вспрянет,  звезда пленительного счастья, на обломках самовластья.

3.5. Стихотворный размер.

- Каким размером написано стихотворение?

Четырехстопный ямб.

3.6. Слово учителя.

 Жанр стихотворения - дружеское послание.

Послание — литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам. Оно рассчитано на широкий круг читателей.

3.7. Выразительное чтение первых 4 стихов.

- Какому лирическому жанру созвучна интонация этих строчек?

- Как в литературоведении называется стихотворение с печальными интонациями?

Элегия.

-  Какой образ создан в этих строчках?

Образ разочарованного, утратившего иллюзии человека.

- В чем разочаровался лирический герой?

Герой не верит в любовь, в возможность безмятежного счастья, утратил надежду. Эти понятия названы «забавой», «обманом», подобные утреннему туману.

3.8. Слово учителя.

 Слово «слава» у Пушкина обычно связывается с идеями военной опасности, героизма. В данном случае слово «тихий» означает «мирный». Пушкинский словарь дает одно из значений слова тихий: «лишенный тревог, спокойный, безмятежный». Первая строка в целом рисует идеал мирной, идиллической жизни.

- Какое значение приобретает слово «нежил» в контексте фрагмента?

Мечты о «тихой» славе, любви «нежили», т.е. берегли, оставляли в неведении, ограждали от реальности.

3.9. Выразительное чтение фрагмента стихотворения от слов «Но в нас горит ещё желанье...» до слов «Минуты верного свиданья».

- Назовите слова, передающие движение души лирического героя. Укажите эпитеты и метафоры, сравнения.

Горит еще желанье (метафора); нетерпеливою (эпитет) душой;ждем с томленьем упованья; как ждет любовник молодой (сравнение).

- Как меняется интонация и настроение лирического героя в данном фрагменте?

Интонация становится иной — оптимистичной, уверенной. Душа лирического героя исполнена страсти, энергии. Он противопоставлен образу разочарованного человека, который появляется в первых строках стихотворения.

- Какое  значение имеет метафора горит желанье?

Метафора  «горит желанье»  передает пламенное чувство, горячее, как огонь.

- Что противостоит состоянию лирического героя?

«Гнёт власти роковой» — гибельной, смертельной, несущей горе, несчастье, страдания, бедствия.

- Как вы понимаете фразу «отчизны внемлем призыванье»?

Слышим мольбу родной страны.

- Какой смысл придают фразе слова, принадлежащие к «высокой» лексике?

Они подчеркивают стремление истинных патриотов к высокому служению родине.

- Почему Пушкин называет вольность «святой»?

Свобода  и духовная чистота — для поэта близкие по значению понятия, являющиеся высшей нравственной ценностью.

3.10. Слово учителя.

В пушкинскую эпоху три главные христианские добродетели «Вера, Надежда и Любовь» нерасторжимы. Упомянув в первой строке стихотворения любовь и надежду, Пушкин явно ожидал, что в сознании читателя возникнет и слово «вера», но заменил его «тихой славой». Далее он сконцентрировал  ряд слов, производных от «веры»: «верь», «верный», или же семантически близких к нему: «святая». Таким образом, свободе был придан признак высшей нравственной ценности.

3.11. Выразительное чтение учащимися фрагмента стихотворения от слов «Пока свободою горим...» до слов «Напишут наши имена».

- Какова интонация этих строчек?

Сроки  -  прямой призыв к борьбе. Пушкин призывает сохранить надежду на будущее освобождение России.

3.12. Слово учителя.

Слово «свобода»  также наделено для поэта особым значением. Истинная свобода мысли, свобода духа: «Иди, куда влечет тебя свободный ум» («Поэту»).  Свободу духа дает просвещение, поэтому Пушкинценит просветительскую деятельность власти: «Самодержавною рукой // Он (Петр) смело сеял просвещенье». Внутренняя свобода — это не «мятежный дух», не дух отрицания, но дух созидания. Однако, по мысли поэта, человек и сам должен стремиться к свободе, к раскрепощению духа, к «плодам просвещения», в противном случае он превращается в раба: «Беда стране, где раб и льстец // Одни приближены к престолу» («Друзьям»). Духовное рабство для Пушкина есть грех, заслуживающий, быть может, снисхождения, но остающийся тем не менее грехом («Свободы сеятель пустынный...»).

Честь — нравственный долг человека перед самим собой. Тот, кто солжет, предаст или струсит, теряет честь. В пушкинскую эпоху считалось, что честь даже важнее жизни и, потеряв честь, человек не имеет права жить.

Так, в «Общих законах» «Союза благоденствия» было записано:

«§ 1. «Союз благоденствия», имея целью общее благо, приглашает к себе всех, кои честною своею жизнью удостоились в обществе доброго имени и кои, чувствуя величие цели Союза, готовы перенести все трудности, с стремлением к оной сопряженные».

Слова Пушкина «сердца для чести живы» созвучны уставу «Союза благоденствия».

- Почему поэт, обращаясь к своему другу, называет его товарищем?

3.13. Лексическая работа:товарищ.

ТОВАРИЩ, -а, м. 1. Человек, близкий кому-н. по взглядам, деятельности, по условиям жизни, а также человек, дружески расположенный к кому-н. Товарищи с детства, по школе. Т. по оружию, боевой т-Этот ученик - хороший т. Товарищи по несчастью (о тех, кто вместе испытывает какие-н. неприятности; разг.). 2. В советское время (обычно перед фамилией, званием, должностью, профессией): обращение к гражданину (во 2 знач, а также его упоминание, обязательное обращение или упоминание применительно к члену коммунистической или дружественной партии. Выделить в комиссию трех товарищей. Пришла т. Петрова. На съезд приехали товарищи из разных стран. 3. кого. В названиях нек-рых должностей: помощник, заместитель. Г. министра. Т. председателя. Т. прокурора. * Со товарищи (ирон.) - совместно с кем-н., в компании с кем-н. [товарищи - старая форма тв. п. мн. ч.]. II ж. товарка, -и (к 1 знач.; устар.).

- Какое значение имеет фраза звезда пленительного счастья?

Звезда пленительного счастья для Пушкина — это просвещенная демократическая Россия — государство свободного духа и незыблемой законности, правовое государство.

- Что должно произойти, чтобы справедливость восторжествовала?

Крепость  самовластья  (своеволия,  произвола,  деспотизма)  должна быть разрушена.

3.14.Обращение к статье учебника «Поразмышляем о прочитанном».

- Какая трактовка кажется вам наиболее верной?

- Почему на обломках самовластия должны написать имена Чаадаева, «двадцатилетнего с небольшим молодого человека, который ничего не написал, ни на каком поприще ничем себя не отличил», и Пушкина, ничем еще себя не заявившего в политической жизни?

Эти строки могут быть поняты лишь в свете героических и честолюбивых планов поэта. Именно в этих планах Пушкин нашел точку опоры в одну из самых горьких минут своей жизни.

3.15. Чтение учащимися фрагмента из книги М.Ю. Лотмана «Пушкин» от слов «Странность этих стихов для нас скрадывается тем...» до слов «Здесь он нашел успокоение...».

3.16. Чтение статьи учебника «Для вас, любознательные!».

- О чем свидетельствуют строчки из письма А.С. Пушкина: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или  иметь другую историю, кроме истории предков, какой нам Бог ее дал»?

А.С.Пушкин учит нас любить родину не только в дни ее величия и благоденствия, но и в годину бед и вставать на ее защиту, давая отпор врагу. Он напоминает о ее великой истории, учит гордиться своим отечеством.

4.Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд…»

4.1.Сообщение «историка» о восстании декабристов.

Восста́ние декабристов — попытка государственного переворота, состоявшаяся в Петербурге, столице Российской империи, 14 (26) декабря 1825 года.

В первой четверти 19 в. в России зародилась революционная идеология, носителями которой были декабристы. Разочаровавшаяся в политике Александра I часть прогрессивного дворянства решила покончить с причинами отсталости России.

 Познакомившееся с политическими движениями Запада во время освободительных походов передовое дворянство понимало, что основой отсталости Российского государства является крепостное право.

В феврале 1816 г. в Петербурге возникло первое тайное политическое общество, целью которого было уничтожение крепостного права и принятие конституции. В его состав входили 28 членов (А.Н.Муравьев, С.И. и М.И.Муравьевы-Апостолы, С.П.Трубецкой, И.Д.Якушкин, П.И.Пестель и др.)

 В 1818 г. в Москве была создана организация «Союз благоденствия», которая насчитывала 200 членов и имела управы в других городах.

В марте 1821 г. на Украине возникло Южное общество во главе с П.И.Пестелем, который был автором программного документа «Русская Правда».

 В Петербурге по инициативе Н.М.Муравьева было создано «Северное общество».

Началась подготовка к вооруженному восстанию.

 Смерть Александра I в ноябре 1825 г. подтолкнула заговорщиков к более активным действиям. Было решено в день принесения присяги новому царю Николаю I осуществить захват монарха и Сената и принудить их к введению в России конституционного строя.

 Политическим руководителем восстания избрали князя Трубецкого, который в последний момент отказался от участия в восстании.

Утром 14 декабря 1825 г. на Сенатскую площадь вышел Лейб-гвардии Московский полк. К нему присоединились Гвардейский морской экипаж и Лейб-гвардии гренадерский полк. Всего собралось около 3 тысяч человек.

 Однако Николай I, уведомленный о готовящемся заговоре, заранее принял присягу Сената и, стянув верные ему войска, окружил восставших. После переговоровНиколай I приказал применить артиллерию. Восстание в Петербурге было разгромлено.

 По делу декабристов было привлечено 579 человек. Признаны виновными 287. Пятерым вынесен и приведен в исполнение смертный приговор (К.Ф.Рылеев, П.И.Пестель, П.Г.КаховскийМ.П.Бестужев-Рюмин, С.И.Муравьев-Апостол). 120 человек были сосланы на каторгу в Сибирь или на поселение.

 Причинами поражения восстания декабристов явились несогласованность действий, отсутствие поддержки со стороны всех слоев общества, которое не было готово к радикальным преобразованиям. Это выступление было первым открытым протестом и грозным предупреждением самодержавию о необходимости коренного переустройства российского общества.

4.2. Сообщение «искусствоведа» о портретах декабристов работы Н.А. Бестужева. Слайдовая презентация «Пушкин и декабристы».

Николай Александрович Бестужев (1791—1855) - капитан-лейтенант Гвардейского Морского экипажа. Старший из четырех братьев-декабристов, двое из которых - Александр и Михаил также были участниками выступления на Сенатской площади 14 декабря 1825 года.

Публицист, писатель, историк морского флота, директор Морского музея. Член Северного Общества, один из его активнейших деятелей. Вывел на Сенатскую площадь Гвардейский Морской экипаж.

Осужден по II разряду, но приравнен к I. Бестужев, по словам Е. П. Оболенского, был «человек замечательно даровитый»; по словам Н. В. Басаргина: «Чем не занимался он!.. У него были золотые руки». В тюрьмах Читы и Петровского завода развернулись его блестящие разнообразные способности: техник-изобретатель, часовых дел мастер, ювелир, портной, сапожник. Своих товарищей-соузников обучил различным ремеслам, что многим из них пригодилось после выхода на поселения. На поселении находился в селении Селенгинске (Забайкалье), где и умер.

Как талантливый художник, Николай Бестужев запечатлел обстановку, в которой находились декабристы, пейзажи Сибири и, самое главное, создал обширную галерею портретов своих товарищей и их жен-декабристок. Н. А. Бестужеву мы обязаны сохранением для истории облика первых дворянских революционеров.

4.3. Выразительное чтение учащимися стихотворения «Во глубине сибирских руд…»

- Какова интонация стихотворения?

Интонация эмоционально приподнятая и одновременно задушевнолирическая.

- Каким чувством проникнуто стихотворение?

4.4.Выразительное чтение учащимися первой строфы.

4.5. Лексическая работа: терпенье.

- В каком значении употреблено слово терпенье в данной строфе?

Слово «терпенье» здесь употреблено не в смысле примирения с существующим положением вещей, не в смысле смирения. Пушкин говорит о  гордом терпении, подразумевая при этом стойкость, мужество, сопротивление.

- Что, по мысли поэта, должно придать силы декабристам?

Не упасть духом, хранить гордое терпенье они смогут, сознавая, что их «...скорбный труд// И дум высокое стремление» не пропадет.

- Какое значение имеет словосочетание скорбный труд?

4.6. Лексическая работа: скорбный.

4.7. Выразительное чтение учащимися второй строфы.

- Какое время называет «желанной порой» поэт?

«Желанная пора» — время освобождения декабристов.

4.8. Слово учителя.

Высказывания Пушкина последекабрьского периода свидетельствуют том, что после поражения восстания декабристов он разуверился в возможности изменить существующий общественно-политический строй революционным путем. «Желанная пора» — освобождение декабристов — должна наступить не в результате вооруженного переворота, а по приказанию царя.

4.9. Выразительное чтение учащимися третьего четверостишия.

- Кикой эпитет повторяется дважды в стихотворении?

Эпитет«мрачный».

4.10. Лексическая работа: мрачный.

- В каком значении употреблено слово?

- Какой смысл заключен в словосочетании «свободный глас»?

Новый царь заявил, что освобождает поэта от цензуры. Освобождение кажется поэту залогом будущего освобождения декабристов.

4.11. Выразительное чтение учащимся четвертого четверостишия.

- Какие настроения, господствовавшие в общественной жизни, нашли отражение в  стихотворении А.С. Пушкина?

Послание Пушкина не только выражение его личного отношения к декабристам. Оно явилось отражением настроений оппозиционных слоев передового русского общества.

III. Подведение итогов урока.

IV. Домашнее задание.        

1.Выучить наизусть стихотворение А.С.Пушкина «К Чаадаеву» или «Во глубине сибирских руд…».

2.Индивидуальные задания:

- подготовить сообщение «литературоведа» о творчестве А.С.Пушкина 1830-х гг.;

- подготовить сообщение «искусствоведа» о картине И.И.Левитана «Озеро. Русь, 1900».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Сельское хозяйство после отмены крепостного права". 11 класс

Конспект урока по теме "Сельское хозяйство после отмены крепостного права". 11 класс....

Урок литературы в 6 классе по теме "Коранические мотивы в стихотворениях русских поэтов 19 века. М. Ю. Лермонтов "Три пальмы" и А.С.Пушкин "И путник усталый на бога роптал.."

Урок литературы в 6 классе по теме "Коранические мотивы в стихотворениях  русских поэтов 19 века.  М. Ю. Лермонтов "Три пальмы" и А.С.Пушкин "И путник усталый на бога роптал.."...

Конспект урока по технологии 3 класс «Лепка игрушки по мотивам народных образцов»

Конспект урока по технологии 3 класс «Лепка игрушки по мотивам народных образцов»...

Конспект урока в 9 классе коррекционной школы «Любви прекрасные мотивы»

Организация учебного процесса, метапредметные связи. Категория: Конспект урока в 9 классе коррекционной школыНазвание работы: «Любви прекрасные мотивы»...

Конспект урока литературы в 10 классе по теме " Основные мотивы творчества А. Фета""

Урок предполагает расширить представления учащихся о творчестве А Фета, о художественном своеобразии его поэзии,помочь старшеклассникампочувствоваит поэтическое обаяние, певучесть и музыкальностьтекст...