Конспект урока литературы в 10 классе по теме " Основные мотивы творчества А. Фета""
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Гришина Любовь Николаевна

Урок предполагает расширить представления учащихся о творчестве А Фета, о художественном своеобразии его поэзии,помочь старшеклассникам

почувствоваит поэтическое обаяние, певучесть и музыкальностьтекстов Фета, формировать навыки самостоятельного  анлиза лирического произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок о творчестве А Фета36.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ТВОРЧЕСТВА А. А. ФЕТА.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЕГО ПОЭЗИИ

Цели:  расширить  представление  учащихся  о творчестве Фета, о художественном своеобразии его поэзии; помочь старшеклассникам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность большинства текстов Фета; выяснить, что поражало современников в характере поэта, почему стихи Фета вызвали большое количество споров, пародий, насмешек; формировать навыки самостоятельного анализа лирического произведения.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Беседа по вопросам:

1. Что, по вашему мнению, необычно в жизни и творчестве Фета?

2. Каковы взаимоотношения поэта с собратьями по перу? Почему Фет «разорвал» отношения с журналом «Современник»?

3. В чем суть теории «чистого искусства»?

4. Что поражало современников в поступках и характере Фета?

(Двойственность: Фет – проникновенный лирик и поклонник красоты во всех ее проявлениях, и Фет – жесткий и расчетливый хозяин больших поместий, яростный защитник помещичьих интересов.)

5. Каковы основные темы и мотивы лирики Фета? (Фету были чужды душевные бури и тревоги. Его можно назвать певцом природы и любви. Любовь в изображении Фета – олицетворение и печали, и треволнений, и легкой радости. Любовная лирика отличается богатством оттенков, нежностью и душевной теплотой.

Поэтична и музыкальна пейзажная лирика Фета. Он умел «очеловечить» природу, найти в ней отзвук своим настроениям.

У Фета есть стихи об искусстве, о роли поэта и поэзии: «Одним толчком согнать ладью живую…», «На стоге сена ночью южной…» и др. Искусство, по мнению Фета, не должно быть связано с жизнью. Истинная поэзия доступна только избранным.)

II. Чтение стихотворений. Анализ лирических произведений Фета.

1. Чтение стихотворения «Шепот, робкое дыханье…».

Это стихотворение – «визитная карточка» А. Фета.

Беседа с учащимися по вопросам:

1) О чем стихотворение?

2) Каковы особенности поэтического языка? (В стихотворении нет цельного образа. Какие-то смутные очертания да неясные звуки… Поэт передает неповторимость происходящего. Все стихотворение – одно большое сложное предложение, состоящее из цепочки назывных. Стихотворение, в котором нет ни одного глагола! По словам великого Л. Толстого, «каждое выражение – картина».)

2. Индивидуальное сообщение учащегося.

Вопрос и  задание:

1) Почему именно стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» вызвало большое количество споров и насмешек?

2) Прочитайте стихотворные пародии на это произведение Фета.

Критике подверглось содержание стихотворения, а не поэтическое мастерство Фета. Вот одна из пародий.

САТИРА «БЕСЕДА С МУЗОЙ»
(1863)

– Стой! – прервала Муза, –

Вникнет

В эту песнь сонм важных лиц,

И как раз тебе он крикнет:

Цыц! Цыц! Цыц!

Скажут: песня не из лестных…

Навлечешь как раз их гнев,

Лучше пой, брат, про прелестных

Дев, дев, дев.

Обратись к луне, природе,

Пой утехи юных лет –

Ведь поет же в этом роде

Фет, Фет, Фет.

                        В. Богданов

3. Выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения Фета.

Вопросы:

1) В чем проявляется мастерство А. А. Фета в изображении тончайших душевных состояний человека?

2) Какие стихотворения Фета посвящены теме любви? Кому они адресованы?

3) В чем своеобразие пейзажной лирики Фета? [13. С. 98].

4. Индивидуальное сообщение «А. А. Фет – поэт-музыкант».

Одним из первых было положено на музыку композитором Варламовым стихотворение «На заре ты ее не буди…». Чувства женщины переданы Фетом с исключительной художественной выразительностью.

Прослушивание романсов и песен на стихи Фета.

Выводы. Муза Фета служила идеалам красоты и любви. Поэт «умел подмечать тонкие, едва уловимые проявления жизни природы и человеческих переживаний».  Необычные сочетания простых русских слов, пронизанные музыкой ритма, заставляли читателей проникнуться настроениями поэта. Поэтические смелость и простоту Фета в изображении природы и человека высоко оценили передовые читатели.

Домашнее задание.

  1. Подготовиться  к  тесту по  творчеству  А. А. Фета.
  2. Задание:

1) Почему Н. А. Некрасова называют поэтом «мести и печали»? Очерк жизни и творчества (с анализом ранее пройденных произведений: «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога» и др.).

2) Выразительное чтение отрывков из произведений Н. А. Некрасова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина в 10 классе на тему: "Основные этапы жизни и творчества Николая Васильевича Гоголя".

Данная викторина содержит вопросы, позволяющие проверить знание основных фактов жизни и творчества Николая Васильевича Гоголя...

Конспект урока ИЗО во 2 классе по теме: "основные цвета"(разноцветная сказка))

На уроке детей ожидает встреча с волшебным и сказочным миром красок, миром цвета.Почему волшебный и сказочный? Потому, что детей в мир искусства бедет вводить сказка. Они познакомятся с тре...

Урок для учащихся 5 класса по теме "Основные понятия и термины ПДД. Регулирование дорожного движения"

Урок ОБЖ по теме "Основные понятия и термины ПДД. Регулирование дорожного движения" в разделе "Безопасность и защита в опасных ситуациях" для учащихся 5 класса...

Урок литературы в 9 классе на тему "Музыка поэзии А.Фета как отражение его эстетических взглядов"

Это ознакомительный урок, который даётся в системе уроков по изучению поэзии II половины XIX века.Лирика Фета и его эстетические воззрения, несмотря на кажущуюся лёгкость, достаточно сложны и да...

Конспект урока литературы в 10 классе по теме "Поэзия А.А.Фета"

Данный урок формирует  представления учащихся о художественном мире А.А.Фета через интерпретацию стихотворенй поэта, приобщает учащихся к духовно-нравственным ценностям русской литературы. У...

Мастер-класс по теме "Основные классы органических кислородсодержащих соединений".10 класс.

Урок повторения и обобщения по теме "Основные классы органических кислородсодержащих соединений" (спирты,альдегиды,карбоновые кислоты,фенолы)....