"Дайте мне на Родине любимой, всё любя, спокойно умереть!" С.Есенин
методическая разработка по литературе (11 класс)
Методическая разработка урока по литературе в 11 классе (изучение лирики С.Есенина). Презентация "Родина Есенина" (11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dayte_mne_na_rodine_lyubimoy_vsyo_lyubya_spokoyno_umeret._11_kl.docx | 20.68 КБ |
rodina_esenina.pptx | 2.27 МБ |
Предварительный просмотр:
«В стихах моих читатель должен главным образом обращать внимание
на лирическое чувствование и «образность».
С. Есенин
Цель - воспитание чувства любви к Родине, к русской поэзии, к «малой Родине», воспитание читательских вкусов.
С Есениным пришел в русскую литературу русский поэт от земли, художник с широкой и нежной душой. Он сказал о родной земле, о Росси так, как до него не говорил никто. Наверное, самое высшее призвание поэта – это жизнь стихов среди людей, то, когда на его стихи слагаются пенсии, а исполняются они при этом, как народные.
Начать наш разговор о Есенине мне бы хотелось с рассказа В.Астафьева «Есенина поют».
Для каждого из вас существует свой Есенин, свое понимание его стихов. Было дано задание: подготовить то стихотворение, которое, на ваш взгляд, является своеобразным литературным памятником, выражающим сокровенные мысли творчества поэта.
Итак, начинаем бенефис по стихам поэта С.Есенина
(Дети читают наизусть, с литературоведческим анализом, отстаивают свою точку зрения. Чувствование природы, природа чувствует себя по-человечески, а человек ощущает себя кленом, березой)
Работа в творческих группах
- Как работает цвет у поэта? Как это способствует передаче тончайших чувств человека?
Группа №1. «Не жалею, не зову, не плачу»
- Нам представляется, что в этом стихотворении лирический герой, оглядываясь на свою жизнь, ощущает тленность мира, но не чувствует трагической обреченности. Прожив жизнь в неразрывном единстве с природой, он воспринимает свой уход как такой же естественный процесс, что и увядание в природе.
- Но кроме мотивов угасания в последних строчках каждой строфы слышатся прекрасные воспоминания о молодости и всплывают нетленные образы «страны березового ситца». Увидели мы и «нелепый образ «розового коня» - перечитаешь строки, и неожиданно раскрывается картина: вероятно, конь был белый, но в лучах восходящего солнца стал он розовым, и все вокруг кажется розовым, в дымке…
- Нам кажется, что жизнь человека подобна весне: она такая же короткая, как «белых яблонь дым», быстро проходи юность – «буйство глаз и половодье чувств», и, оглядываясь на прожитые годы, уместно сказать: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?»
Группа №2. «Я покинул родимый дом»
- В этом стихотворении природа не просто живая – она сама человеческая душа, а лирический герой ощущает себя кленом, потому что «тот старый клен головой на меня похож». (В народном творчестве клен – кудрявый; если посмотреть на портрет Есенина, то у него были кудрявые русые волосы). Клен в лирике Есенина – один из самых любимых образов0 но в этом стихотворении клен настолько очеловечен, что даже оговариваться приходится» старый клен на одной ноге», как если бы речь шла о человеке.
- Сюжет стихотворения кажется только внешне простым, возьмем маленький кристаллик из текста. «В три звезды березняк над прудом теплит матери старой грусть». Эти строки мы объяснили бы так: долго мать растит сына, но неизбежен час, когда она должна отдать его миру, расстаться с ним, и дальше до конца дней неизбежна ее тоска. Извечную материнскую печаль разделяет природа, она же служит и утешением, и той нитью, которая не прерывается между сыном и матерью, для них эти «три звезды», которые можно одновременно видеть в родных краях, и есть соединяющий ген в мире, знак.
- В этом стихотворении поэт использует самые любимые цвета – голубой и золотой – эти цвета заимствованы поэтом из древнерусской живописи (репродукции фресок Дионисия или Рублева). Надолго останутся в нашей памяти незабываемые образы голубой Руси, отражение луны в воде, «как золотой лягушки», «старого клена на одной ноге».
Группа №3. «О красном вечере задумалась дорога»
- В этом стихотворении основное художественное средство, используемое Есениным, - метафора. (Метафора – оборот речи, заключающий скрытое уподобление, образное сближение слов на базе их переносного значения). Получается целая цепочка: «задумалась дорога», «осенний холод ласково и кротко крадется вглубь к овсяному двору», «обняв трубу, сверкает по повети зола зеленая из розовой печи», «нежно охает ячменная солома, свисая с губ кивающих коров».
- Самые удивительные образы: «изба-старуха челюстью порога жует пахучий мякиш тишины», «тонкогубый ветер о ком-то шепчет». Здесь есенинское сердце, питая нежностью каждую строку, любовью пишет образ Родины. Строки этого стихотворения не могут оставить нас равнодушными: настолько они близки и понятны, проникнуты щемящей осенней грустью об уходящем лете, болью об ушедших людях.
- В стихотворении показаны и милые сердцу предметы повседневной жизни и быта. Как будто наяву появляется окраина деревни: крайняя изба, смотрящая вдаль полей, мальчик, смотрящий в окошко, холодный осенний вечер – красное небо, покрытая первым снежком полевая дорога, видится и хлев с мирно стоящей скотиной. Кругом осенний покой и тишина, окрашенные необычным цветом – красным, желтым, розовым.
Группа №4. «Этой грусти теперь не рассыпать»
- Это стихотворение создано в годы, когда уже по стране прокатились бури революционных лет. Это стихотворение – раздумье, с оттенком грусти, той грусти, которую даже «не рассыпать звонким смехом лет», когда лирический герой был по-настоящему счастлив и молод. Но эта пора быстро отцвела и «отзвенела». Даже «нежные слова» уже не звучат.
- Изменились и родные просторы, которые под луной уже «не так хороши». Ушло со знакомых картин природы что-то неуловимо светлое, радостное. Не радуют глаз родные места. Изменился в этом стихотворении и цвет – «водянистая, серая гладь». Кругом неуютно и убого, потеряно что-то важное, необъяснимое. Не случайно в стихотворении часто повторяется местоимение «все», и от этой необъяснимой потери «легко зарыдать».
- И, несмотря на грустный тон стихотворения, на образы, созданные в нем, автор заставляет нас воспринимать все описанное естественно – ведь это Родина, какой бы она ни была. Родина, де «пьют и плачут в одно с непогодиной, дожидаясь улыбчивых дней», живет в лирическом герое неистребимая вера в лучшее.
Группа №5. «Песня о собаке»
- Наша творческая группа представляет данное стихотворение. Нам кажется, что в нем, да и в других, посвященным животным: «Корова», «Лисица» - есенинская любовь к миру переходт в жалость ко всему живому, когда обостренное чувство жалости, боль о незащищенности «братьев наших меньших» оборачивается способностью словом передавать состояние их души, говорить от их имени. Это не просто стихи о животных, это стихи о жестокости человека, о его вине перед «братьими меньшими».
- Уже само название стихотворения соотносится с чем-то возвышенным, таинственным и торжественным. В сюжет стихотворения положена обычная история с ощетинившейся сукой и ненужным хозяевам щенятами, но под пером Есенина история приобретает трагическое звучание.
- Любовь и горе матери, у которой отняли самое дорогое в жизни – детей, беззащитность доверчивой доброты перед тупой жестокостью – как много вобрали в себя семь стихотворных строф. Как много они говорят человеческому сердцу.
В одном из последних стихотворений Есенин сказал о себе:
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве.
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове. (1924)
И, наверное, сегодня мы воспринимаем взволнованное слово поэта не только как приглашение любоваться красотой природы, но и как призыв защитить ее от разрушения, небрежности, жестокости.
Группа №6. «Спит ковыль»
- Это стихотворение было создано в последний год жизни поэта. Это раздумье о судьбе человека, которому выпало жить в переломное историческое время. И идут строки, полнее всего выражающие есенинское мироощущение: все вокруг нас живое, все способно ощущать, воспринимать, страдать, мыслить.
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежестью полынь
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Именно в родных местах человеку действительно по-настоящему тепло на душе, именно здесь черпает он душевные силы.
- Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
В этих строках ощущается необыкновенная сила чувства, лиричность, почти сказочный пейзаж. Есенин понимает, что Россия изменилась, но она не перестала быть его Родиной.
- Именно с этого стихотворения за Есениным закрепилось звание поэта «золотой бревенчатой избы». Но даже в минуты горьких раздумий о своей судьбе, что «чужая юность брызжет новью на мои поляны и луга», у Есенина нет ни злобы, ни завести к новому. Любовь к Родине, к России ничем не вытеснить из его сердца. И единственное сокровенное желание – «дайте мне на родине любимой, все любя, спокойно умереть!»
Учитель: мы услышали на уроке много стихов Есенина, мне кажется, что в них живет душа русского человека, образы, созданные Есениным, навсегда останутся с нами. Читаешь его стихи и чувствуешь красоту окружающего мира, видишь милые сердцу пейзажи. Его стихи помогают чувствовать родину, видеть другими глазами окружающий мир. Если снова обратиться к рассказу В.Астафьева «Есенина поют», стоит вспомнить вопрос: отчего же так мало пели и поют у нас Есенина? Предлагаю вам поразмышлять об этом.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных… Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть.
Гой ты, Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края – Только синь сосет глаза…
… И Русь все так же будет жить, Плясать и плакать у забора.
О верю, верю, счастье есть! Еще и солнце не погасло. Заря молитвенником красным Пророчит благостную весть. О верю, верю, счастье есть!
Я последний поэт деревни, Скромен в песнях дощатый мост. За прощальной стою обедней Кадящих листвой берез…
Русь моя, деревянная Русь!..
Мир таинственный, мир мой древний, Ты, как ветер, затих и присел… …Стынет поле в тоске волоокой, Телеграфными столбами давясь…
Ты теперь не так уж будешь биться,, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком.
Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом…
Знаю я, что в той стране не будет Этих нив, златящихся во мгле. Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле.
Я посетил родимые места… ...Я с грустью озираюсь на окрестность Какая незнакомая мне местность… И там, где был когда-то отчий дом, Теперь лежит зола да слой дорожной пыли…
Тема Родины в лирике С.А.Есенина Чувство родины – основное в моем творчестве С.А.Есенин р адость и счастье, беззаботность веселье и удаль, вера в светлое будущее л юбовь к родине соединяется с страданием от изменений т оска по ушедшему, неприятие нового
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к предметной неделе Любить природу-значит любит Родину
Презентация предназначена для открытия прдметных недель по прирдоведению, биологии, естествознания...
"Малая Родина есть у любого" праздник, посвященный 70 летию Кузбасса
Конспект проведения праздника, посвященного 70 летию КУЗБАССА«Малая Родина есть у любого»Цель: Формирование у воспитанников патриотического сознания и гражданственности, гордости за ...
Родине, которую мы любим
Методические рекомендации подготовки и сценарий патриотического праздника...
Внекласное мероприятие "Родина любимая моя"
Для проведения предметных недель по географии....
Беседа: "Любить природу - значит любить Родину"
Воспитание у детей любви к родному краю, его природе, гордости за свой край; осознание моральной ответственности за судьбу Земли....
Любить Родину – значит любить природу...
Система экологической работы педагога на 9 месяцев учебного года со старшими дошкольниками....
Концепция воспитательной работы "Любить свой край - значит любить свою Родину"
Воспитательная концепция "Любить свой край - значит любить свою Родину"...