"Дайте мне на Родине любимой, всё любя, спокойно умереть!" С.Есенин
методическая разработка по литературе (11 класс)

Васильева Екатерина Андреевна

Методическая разработка урока по литературе в 11 классе (изучение лирики С.Есенина). Презентация "Родина Есенина" (11 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

«В стихах моих читатель должен главным образом обращать внимание

на лирическое чувствование  и «образность».

                                                                                            С. Есенин

Цель - воспитание чувства любви к Родине, к русской поэзии, к «малой Родине», воспитание читательских вкусов.

С Есениным пришел в русскую литературу русский поэт от земли, художник с широкой и нежной душой. Он сказал о родной земле, о Росси так, как до него не говорил никто. Наверное, самое высшее призвание поэта – это жизнь стихов среди людей, то, когда на его стихи слагаются пенсии, а исполняются они при этом, как народные.

Начать наш разговор о Есенине мне бы хотелось с рассказа В.Астафьева «Есенина поют».

Для каждого из вас существует свой Есенин, свое понимание его стихов. Было дано задание: подготовить то стихотворение, которое, на ваш взгляд, является своеобразным литературным памятником, выражающим сокровенные мысли творчества поэта.

Итак, начинаем бенефис по стихам поэта С.Есенина

(Дети читают наизусть, с литературоведческим анализом, отстаивают свою точку зрения. Чувствование природы, природа чувствует себя по-человечески, а человек ощущает себя кленом, березой)

Работа в творческих группах

- Как работает цвет у поэта? Как это способствует передаче тончайших чувств человека?

Группа №1. «Не жалею, не зову, не плачу»

  1. Нам представляется, что  в этом стихотворении лирический герой, оглядываясь на свою жизнь, ощущает тленность мира, но не чувствует трагической обреченности. Прожив жизнь в неразрывном единстве с природой, он воспринимает свой уход как такой же естественный процесс, что и увядание в природе.
  2. Но кроме мотивов угасания в последних строчках каждой строфы слышатся прекрасные воспоминания о молодости и всплывают нетленные образы «страны березового ситца». Увидели мы и «нелепый образ «розового коня» - перечитаешь строки, и неожиданно раскрывается картина: вероятно, конь был белый, но в лучах восходящего солнца стал он розовым, и все вокруг кажется розовым, в дымке…
  3. Нам кажется, что жизнь человека подобна весне: она такая же короткая, как «белых яблонь дым», быстро проходи юность – «буйство глаз и половодье чувств», и, оглядываясь на прожитые годы, уместно сказать: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?»

Группа №2. «Я покинул родимый дом»

  1. В этом стихотворении природа не просто живая – она сама человеческая душа, а лирический герой ощущает себя кленом, потому что «тот старый клен головой на меня похож». (В народном творчестве клен – кудрявый; если посмотреть на портрет Есенина, то у него были кудрявые русые волосы). Клен в лирике Есенина – один из самых любимых образов0 но в этом стихотворении клен настолько очеловечен, что даже оговариваться приходится» старый клен на одной ноге», как если бы речь шла о человеке.
  2. Сюжет стихотворения кажется только внешне простым, возьмем маленький кристаллик из текста. «В три звезды березняк над прудом теплит матери старой грусть». Эти строки мы объяснили бы так: долго мать растит сына, но неизбежен час, когда она должна отдать его миру, расстаться с ним, и дальше до конца дней неизбежна ее тоска. Извечную материнскую печаль разделяет природа, она же служит и утешением, и той нитью, которая не прерывается между сыном и матерью, для них эти «три звезды», которые можно одновременно видеть в родных краях, и есть соединяющий ген в мире, знак.
  3. В этом стихотворении поэт использует самые любимые цвета – голубой и золотой – эти цвета  заимствованы поэтом из древнерусской живописи (репродукции фресок Дионисия или Рублева). Надолго останутся в нашей памяти незабываемые образы голубой Руси, отражение луны в воде, «как золотой лягушки», «старого клена на одной ноге».

Группа №3. «О красном вечере задумалась дорога»

  1. В этом стихотворении основное художественное средство, используемое Есениным, - метафора. (Метафора – оборот речи, заключающий скрытое уподобление, образное сближение слов на базе их переносного значения).  Получается целая цепочка: «задумалась дорога», «осенний холод ласково и кротко крадется вглубь к овсяному двору», «обняв трубу, сверкает по повети зола зеленая из розовой печи», «нежно охает ячменная солома, свисая с губ кивающих коров».
  2. Самые удивительные образы: «изба-старуха челюстью порога жует пахучий мякиш тишины», «тонкогубый ветер о ком-то шепчет». Здесь есенинское сердце, питая нежностью каждую строку, любовью пишет образ Родины. Строки этого стихотворения не могут оставить нас равнодушными: настолько они близки и понятны, проникнуты щемящей осенней грустью об уходящем лете, болью об ушедших людях.
  3. В стихотворении показаны и милые сердцу предметы повседневной жизни и быта. Как будто наяву появляется окраина деревни: крайняя изба, смотрящая вдаль полей, мальчик, смотрящий в окошко, холодный осенний вечер – красное небо, покрытая первым снежком полевая дорога, видится и хлев с мирно стоящей скотиной. Кругом осенний покой и тишина, окрашенные необычным цветом – красным, желтым, розовым.

Группа №4. «Этой грусти теперь не рассыпать»

  1. Это стихотворение создано в годы, когда уже по стране прокатились бури революционных лет. Это стихотворение – раздумье, с оттенком грусти, той грусти, которую даже «не рассыпать звонким смехом лет», когда лирический герой был по-настоящему счастлив и молод. Но эта пора быстро отцвела и «отзвенела». Даже «нежные слова» уже не звучат.
  2. Изменились и родные просторы, которые под луной уже «не так хороши». Ушло со знакомых картин природы что-то неуловимо светлое, радостное. Не радуют глаз родные места. Изменился в этом стихотворении и цвет – «водянистая, серая гладь». Кругом неуютно и убого, потеряно что-то важное, необъяснимое. Не случайно в стихотворении часто повторяется местоимение «все», и от этой необъяснимой потери «легко зарыдать».
  3. И, несмотря на грустный тон стихотворения, на образы, созданные в нем, автор заставляет нас воспринимать все описанное естественно – ведь это Родина, какой бы она ни была. Родина, де «пьют и плачут в одно с непогодиной, дожидаясь улыбчивых дней», живет в лирическом герое неистребимая вера в лучшее.

Группа №5. «Песня о собаке»

  1. Наша творческая группа представляет данное стихотворение. Нам кажется, что в нем, да и в других, посвященным животным: «Корова», «Лисица» - есенинская любовь к миру переходт в жалость ко всему живому, когда обостренное чувство жалости, боль о незащищенности «братьев наших меньших» оборачивается способностью словом передавать состояние их души, говорить от их имени. Это не просто стихи о животных, это стихи о жестокости человека, о его вине перед «братьими меньшими».
  2. Уже само название стихотворения соотносится с чем-то возвышенным, таинственным и торжественным. В сюжет стихотворения положена обычная история с ощетинившейся сукой и ненужным хозяевам щенятами, но под пером Есенина история приобретает трагическое звучание.
  3. Любовь и горе матери, у которой отняли самое дорогое в жизни – детей, беззащитность доверчивой доброты перед тупой жестокостью – как много вобрали в себя семь стихотворных строф. Как много они говорят человеческому сердцу.

В одном из последних стихотворений Есенин сказал о себе:

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве.

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове. (1924)

И, наверное, сегодня мы воспринимаем взволнованное слово поэта не только как приглашение любоваться красотой природы, но и как призыв защитить ее от разрушения, небрежности, жестокости.

Группа №6. «Спит ковыль»

  1. Это стихотворение было создано в последний год жизни поэта. Это раздумье о судьбе человека, которому выпало жить в переломное историческое время. И идут строки, полнее всего выражающие есенинское мироощущение: все вокруг нас живое, все способно ощущать, воспринимать, страдать, мыслить.

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежестью полынь

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Именно в родных местах человеку действительно по-настоящему тепло на душе, именно здесь черпает он душевные силы.

  1. Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

В этих строках ощущается необыкновенная сила чувства, лиричность, почти сказочный пейзаж. Есенин понимает, что Россия изменилась, но она не перестала быть его Родиной.

  1. Именно с этого стихотворения за Есениным закрепилось звание поэта «золотой бревенчатой избы». Но даже в минуты горьких раздумий о своей судьбе, что «чужая юность брызжет новью на мои поляны и луга», у Есенина нет ни злобы, ни завести к новому. Любовь к Родине, к России ничем не вытеснить из его сердца. И единственное сокровенное желание – «дайте мне на родине любимой, все любя, спокойно умереть!»

Учитель: мы услышали на уроке много стихов Есенина, мне кажется, что в них живет душа русского человека, образы, созданные Есениным, навсегда останутся с нами. Читаешь его стихи и чувствуешь красоту окружающего мира, видишь милые сердцу пейзажи. Его стихи помогают чувствовать родину, видеть другими глазами окружающий мир. Если снова обратиться к рассказу В.Астафьева «Есенина поют», стоит вспомнить вопрос: отчего же  так мало пели и поют у нас Есенина? Предлагаю вам поразмышлять об этом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема Родины в лирике С.А.Есенина Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве С.А.Есенин

Слайд 2

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных… Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть.

Слайд 3

Гой ты, Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края – Только синь сосет глаза…

Слайд 4

… И Русь все так же будет жить, Плясать и плакать у забора.

Слайд 5

О верю, верю, счастье есть! Еще и солнце не погасло. Заря молитвенником красным Пророчит благостную весть. О верю, верю, счастье есть!

Слайд 6

Я последний поэт деревни, Скромен в песнях дощатый мост. За прощальной стою обедней Кадящих листвой берез…

Слайд 7

Русь моя, деревянная Русь!..

Слайд 8

Мир таинственный, мир мой древний, Ты, как ветер, затих и присел… …Стынет поле в тоске волоокой, Телеграфными столбами давясь…

Слайд 9

Ты теперь не так уж будешь биться,, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком.

Слайд 10

Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом…

Слайд 11

Знаю я, что в той стране не будет Этих нив, златящихся во мгле. Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле.

Слайд 12

Я посетил родимые места… ...Я с грустью озираюсь на окрестность Какая незнакомая мне местность… И там, где был когда-то отчий дом, Теперь лежит зола да слой дорожной пыли…

Слайд 13

Тема Родины в лирике С.А.Есенина Чувство родины – основное в моем творчестве С.А.Есенин р адость и счастье, беззаботность веселье и удаль, вера в светлое будущее л юбовь к родине соединяется с страданием от изменений т оска по ушедшему, неприятие нового


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к предметной неделе Любить природу-значит любит Родину

Презентация предназначена для открытия прдметных недель по прирдоведению, биологии, естествознания...

"Малая Родина есть у любого" праздник, посвященный 70 летию Кузбасса

Конспект проведения праздника, посвященного  70 летию КУЗБАССА«Малая  Родина есть у любого»Цель:  Формирование у воспитанников патриотического сознания и гражданственности, гордости за ...

Родине, которую мы любим

Методические рекомендации подготовки и сценарий патриотического праздника...

Внекласное мероприятие "Родина любимая моя"

Для проведения предметных недель по географии....

Беседа: "Любить природу - значит любить Родину"

Воспитание  у детей любви к родному краю, его природе, гордости за свой край; осознание моральной ответственности за судьбу Земли....

Любить Родину – значит любить природу...

Система экологической работы педагога на 9 месяцев учебного года со старшими дошкольниками....

Концепция воспитательной работы "Любить свой край - значит любить свою Родину"

Воспитательная концепция "Любить свой край - значит любить свою Родину"...