Сборник презентаций по литературе
презентация к уроку по литературе

Каммерцель Ирина Валерьевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.

Слайд 3

Как и утес, наш поэт был одинок. В этом и состоит загадка, трагедия жизни великого русского поэта Михаила Юрье вича Лермонтова.

Слайд 4

Лирическому герою Лермонтова мучительно горько осознавать свое одиночество, он мечтает о трудно достижимой душевной гармонии. Казалось бы, он все для этого сделал, но он думает и пытается понять, где были совершены ошибки. Лирический герой - это сам поэт, также ищущий смысл жизни и духовное единство с окружающим миром.

Слайд 5

Автор чувствует себя одиноким в окружающем мире: утес стоит «одиноко», «тихонько плачет». Утес в огромном безграничном море чувствует себя словно «в пустыне» - так Лермонтов воплощает в своем стихотворении чувство заточенности, которое он испытывает при мысли о гнете, царящем в стране. Но Лермонтов не обреченно и безысходно переносит заточение, у поэта чувствуется ненасытная жажда борьбы и страстный порыв к свободе: тучка «в путь…умчалась рано», «по лазури весело играя».

Слайд 6

Лирический герой Лермонтова , как и сам поэт, не бездеятелен, он все-таки стремится к обретению душевной гармонии. Пусть это нелегко, дорога дальняя и трудная, но герой не отчаивается.

Слайд 8

Биография лермонтова

Слайд 9

Предки Род Лермонтовых , по распространённому предположению, происходил из Шотландии и восходил к полумифическому барду - пророку Томасу Лермонту . Эта гипотеза, однако, до настоящего времени не была ни подтверждена, ни опровергнута. Своим предполагаемым шотландским корням Лермонтов посвятил стихотворение « Желание ». В юности Лермонтов также (абсолютно фантастически) ассоциировал свою фамилию с испанским государственным деятелем начала XVII века Франсиско Лермой , эти фантазии отразились в написанном поэтом воображаемом портрете Лермы, а также драме «Испанцы».

Слайд 10

Родители Поместье Юрия Петровича Лермонтова — Кропотовка, Ефремовского уезда Тульской губернии (в настоящее время — село Кропотово-Лермонтово Становлянского района Липецкой области ) — находилось по соседству с селом Васильевским, принадлежавшим роду Арсеньевых. Замуж за Юрия Петровича Марья Михайловна, которой не было ещё и 17 лет, как тогда говорили, «выскочила по горячке». Для Юрия Петровича это была блестящая партия. После свадьбы семья Лермонтовых поселилась в Тарханах . Однако рожать свою, не отличавшуюся крепким здоровьем, молодую жену Юрий Петрович повёз в Москву, где можно было рассчитывать на помощь опытных врачей. Там в ночь с 2 на 3 октября 1814 года в доме напротив Красных ворот (сейчас на этом месте находится высотное здание, на котором есть памятная доска с изображением М. Ю. Лермонтова) на свет появился великий русский поэт.

Слайд 11

Воспитание Бабушка поэта, Елизавета Алексеевна Арсеньева, страстно любила внука, который в детстве не отличался сильным здоровьем. Энергичная и настойчивая, она прилагала все усилия, чтобы дать ему всё, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых. О чувствах и интересах отца она не заботилась. Лермонтов в юношеских произведениях весьма полно и точно воспроизводил события и действующих лиц своей личной жизни. В драме с немецким заглавием — «Menschen und Leidenschaften» — рассказан раздор между его отцом и бабушкой.

Слайд 12

Ребёнок с самого начала должен был сознавать противоестественность этого положения. Его детство протекало в поместье бабушки, Тарханах, Пензенской губернии; его окружали любовью и заботами — но светлых впечатлений, свойственных возрасту, у него не было. Мальчиком десяти лет бабушка повезла его на Кавказ , на воды; здесь он встретил девочку лет девяти — и в первый раз у него проснулось необыкновенно глубокое чувство, оставившее память на всю жизнь, но сначала для него неясное и неразгаданное. Два года спустя поэт рассказывает о новом увлечении, посвящает ему стихотворение: к Гению.

Слайд 13

Студенческие годы С сентября 1830 года Лермонтов числится студентом Московского университета сначала на «нравственно-политическом отделении», потом на «словесном». Для поэтической деятельности Лермонтова университетские годы оказались в высшей степени плодотворны. Талант его зрел быстро, духовный мир определялся резко. Лермонтов усердно посещает московские салоны, балы, маскарады. Он знает действительную цену этих развлечений, но умеет быть весёлым, разделять удовольствия других. Поверхностным наблюдателям казалась совершенно неестественной бурная и гордая поэзия Лермонтова при его светских талантах. Лермонтов не пробыл в университете и двух лет; выданное ему свидетельство говорит об увольнении «по прошению» — но прошение, по преданию, было вынуждено студенческой историей с одним из наименее почтенных профессоров Маловым. С 18 июня 1832 года Лермонтов более не числился студентом.

Слайд 14

Первая дуэль 16 февраля 1840 года в доме графини Лаваль в разгар бала словно невзначай вспыхнула ссора Лермонтова с сыном французского посла де Баранта — Эрнестом. Молодому французу сообщили эпиграмму Лермонтова, писанную еще в юнкерской школе по адресу совершенно другого лица, и уверили, что поэт оскорбил в этом четверостишии именно его, да еще будто бы дурно отзывался о нем в разговоре с одной дамой. На балу Барант подошел к Лермонтову и потребовал от него объяснений. Дуэль состоялась 18 февраля рано утром на Парголовской дороге, за Черной речкой, недалеко от того места, где Пушкин стрелялся с Дантесом. Дуэль окончилась бескровно: одна шпага переломилась, перешли на пистолеты, и Барант, хотя и целился, промахнулся, а Лермонтов уже после этого разрядил пистолет, выстрелив в сторону. Противники помирились и разъехались.

Слайд 15

Вторая дуэль Зимой 1841 года, оказавшись в отпуске в Петербурге, Лермонтов пытался выйти в отставку, мечтая полностью посвятить себя литературе, но не решился сделать это, так как бабушка была против, она надеялась, что её внук сможет сделать себе карьеру и не разделяла его увлечение литературой. Поэтому весной 1841 года он был вынужден возвратиться в свой полк на Кавказ. По пути на Кавказ Лермонтов свернул на Землянск. Он встретил бывшего однополчанина А. Г. Реми , с которым был давно знаком — ему подарил как-то свой портсигар с изображением охотничьей собаки (ныне этот экспонат в музее-заповеднике «Тарханы»). Вместе с Реми, получившим назначение в Новочеркасск, Лермонтов и заехал в гости к офицеру лейб-гвардии Гусарского полка А. Л. Потапову, в его воронежское имение Семидубравное — 50 километров от Воронежа и 10 километров к юго-западу от Землянска. Уезжал из Петербурга он с тяжёлыми предчувствиями [15] — сначала в Ставрополь , где стоял тенгинский полк, потом в Пятигорск . В Пятигорске произошла его ссора с майором в отставке Николаем Соломоновичем Мартыновым .

Слайд 16

Смерть Дуэль произошла 15 июля. Лермонтов выстрелил вверх (основная версия) [18] , Мартынов — прямо в грудь поэту. Князь А. И. Васильчиков, очевидец событий и секундант Мартынова [19] , рассказал историю дуэли. Основная мысль автора: в Лермонтове было два человека: один — добродушный, для небольшого кружка ближайших друзей и для тех немногих лиц, к которым он имел особенное уважение; другой — заносчивый и задорный, для всех прочих знакомых.

Слайд 17

Похороны Похороны Лермонтова не могли быть совершены по церковному обряду, несмотря на все хлопоты друзей, официальное известие об его смерти гласило: «15-го июля, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М. Ю. Лермонтов». По словам кн. Васильчикова, в Петербурге, в высшем обществе, смерть поэта встретили отзывом: «туда ему и дорога»… В своих воспоминаниях П. П. Вяземский, со слов флигель-адъютанта полковника Лужина, отметил, что Николай I, отозвался об этом, сказав: «Собаке — собачья смерть».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастерство А.С.Пушкина в изображении П олтавской битвы и сопоставление полководцев Петра I и Карла XII А.С.Пушкин «Полтава»

Слайд 2

Известен большой интерес А.С.Пушкина к истории России, особенно к петровскому времени. Полтавскую битву поэт считал одним «из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага…» А. С. Пушкин запечатлел в поэме великий исторический момент в судьбе России, поэтически воссоздав картину Полтавского сражения. И сколько бы не прошло времени с тех пор, читатель, открывая новые пушкинские страницы, вновь переносится в далекое прошлое, мысленно видит теснимые русскими войсками полки шведов, испытывает торжество победы.

Слайд 3

Послушаем поэму. В какой роли выступает Пушкин при описании Полтавской битвы? Почему так важна для России победа в этом сражении?

Слайд 4

Задание: Перечитать отрывок и сказать, в какой последовательности какие события изображает поэт. Составить план. План Первый утренний бой. Описание Петра: а) появление Петра; б) Петра приветствуют полки; в) Петр совершает смотр войск. Карл дает сигнал к сражению. Полтавский бой. Победа. Пир у Петра.

Слайд 5

Объясните значение слов поэмы: «Горит восток зарею новой…». Назовите вид тропа, использованного А.С.Пушкиным.

Слайд 6

Как поэт изображает наступающий день? Выделите только глаголы. Какую роль они играют?

Слайд 7

Сравнительная характеристика Петра I и Карла XII Петр I Карл XII Необыкновенен, грозен для врага «Бледен, недвижим» Это порыв, стремление Немощь короля символизирует закат его государства Воплощает в себе динамическую силу И энергию молодого государства Беспомощен, слаб, «слабым манием руки на русских двинул он полки» Участвует в бою Не принимает участия в бою.

Слайд 11

Домашнее задание Выучить наизусть одну из частей. Подготовить устную сравнительную характеристику Петра и Карла по плану с приведением примеров в виде цитат.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«И крестьянки любить умеют!» ( по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»)

Слайд 2

Н.М.Карамзин Военная служба Смерть отца Отставка Симбирск Увлечение масонством Занятие литературой Изучение истории Симбирская губерния Родовитая, но небогатая дворянская семья Светское образование Знание иностранных языков Путешествие по Европе

Слайд 3

Сентиментализм Художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков. От англ. SENTIMENTAL – чувствительный. «Изящное изображение основного и повседневного» (П.А.Вяземский)

Слайд 4

Работа с полотном Ф. Рокотов «Портрет Екатерины II » В. Боровиковский «Екатерина II »

Слайд 5

Классицизм Линия сравнения Сентиментализм Воспитание человека в духе верности государству, культ разума Основная идея Стремление представить человеческую личность в движениях души Гражданская , общественная Основная тематика Любовная Строгое деление на положительных и отрицательных, однолинейность Герои и характеры Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям Вспомогательная, условная Роль пейзажа Средство психологической характеристики героев Трагедия, ода, эпопея, комедия, басня, сатира Основные жанры Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия Сравнительная таблица

Слайд 6

История создания повести Повесть «Бедная Лиза» написана в 1792 году. В 1796 году повесть вышла отдельной книгой. Повесть «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини.

Слайд 7

Эпигонство (от древнегреческого – «родившееся после») - нетворческое следование традиционным образам и назойливое повторение и варьирование известных литературных тем, сюжетов, мотивов, в частности — подражание писателям. Эпигонство

Слайд 8

«Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам» Заочная экскурсия по окрестностям Москвы

Слайд 9

«Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря». Симонов монастырь

Слайд 10

«На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные». Москва-река

Слайд 11

«…подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь». Данилов монастырь

Слайд 12

«…ещё далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьёвы горы». Воробьёвы горы

Слайд 13

«… вдали село Коломенское с высоким дворцом своим». Село Коломенское

Слайд 14

Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической характеристики героя, «зеркало души». Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства. Роль пейзажа в повести

Слайд 15

Рассказчик является полноценным героем повести. Посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом. Рассказчик задаёт эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев, его эмоции передаются читателю. Образ повествователя в повести

Слайд 16

«Золушка» «Повесть о Петре и Февронии Муромских» «Барышня-крестьянка» Шарль Перро А.С.Пушкин Ермолай-Еразм Тема любви и социального неравенства

Слайд 17

бедная Социальное положение небогатая, живущая в бедности Отношение автора несчастная, горемычная, её жалко Социальный статус героини

Слайд 18

Лиза Эраст Имя Елизавета означает «почитающая Бога» Прекрасная душой и телом, редкой красоты, трудилась день и ночь, любезная…крестьянка. Имя Эраст означает «возлюбленный» Довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем… но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии… Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры. Сопоставление героев

Слайд 19

Художник Кипренский «Бедная Лиза» В день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком, наливая его из «чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «…смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе». Мотив белизны, чистоты и свежести

Слайд 20

Первая встреча «…. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», - отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»

Слайд 21

При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек ; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены »; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег »; в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове». Мотив денег

Слайд 22

Герои повести Эраст Лиза автор мать Лизы богатая вдова подружка Анюта

Слайд 23

Лиза трудолюбивая кормилица Божеская милость отрада старости милая любезная нежная

Слайд 24

Лиза любила матушку трудолюбивая самоотверженная робкая чистая услужливая радостная душа прелестная

Слайд 25

«Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил её — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся — далее — далее — и, наконец, скрылся, — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти». Сцена расставания героев

Слайд 26

Причины самоубийства Лизы Потеря смысла жизни Измена Эраста Легкомыслие Эраста Любовь к Эрасту Обманутое доверие

Слайд 27

«…Теперь, может быть, они уже примирились!»

Слайд 28

Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью? Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют» ? Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю? Как проявляются в повести черты сентиментализма? Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными? В чем смысл заглавия? Какие, на ваш взгляд, чувства воспитывает в читателях повесть Карамзина? Могут ли извлечь из нее современные молодые люди нравственные уроки? Если да, то какие? Итоги

Слайд 29

Домашнее задание Письменно ответить на вопрос: Какие чувства вызвала повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Второе сентября. Классная работа .

Слайд 2

Художественное произведение. Содержание и форма, автор и герой . Прототип.

Слайд 3

Подумаем! Что такое произведение? Это понятие мы может отнести только к литературе? Что значит «художественное произведение »?

Слайд 4

Художественное произведение – объект искусства, обладающий эстетической ценностью, это материальный продукт сознательного творчества человека-художника.

Слайд 5

Род ы́ литературы эпос лирика драма Действие, событие. Внутренние переживания Действие на сцене рассказ роман повесть новелла сказка и др. стихотворение поэмы элегия песня басня и др. драма комедия трагедия водевиль и др.

Слайд 6

Определите род литературы. Почему вы так решили? Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле... (Ф. Тютчев) Медвед ь. Не знаете ли вы, что сегодня будут представлять? Заяц. Сейчас погляжу. У меня с собой афиша. Ну-ка, что там написано? «Город Мастеров, или Сказка о двух горбунах». Медведь . О двух горбунах? Значит, о людях. Зачем же, в таком случае, нас сюда позвали? Лев. Ну что тут удивительного? Ведь это сказка – не так ли? А какая же сказка обходится без нас, зверей? ( Т.Г. Габбе «Город мастеров» ). Однажды стекольщик замазывал на зиму рамы, а Костя и Шурик стояли рядом и смотрели. Когда стекольщик ушел, они отковыряли от окон замазку и стали лепить из нее зверей. Только звери у них не получились. Тогда Костя слепил змею и говорит Шурику: - Посмотри, что у меня получилось. Шурик посмотрел и говорит: - Ливерная колбаса. Костя обиделся и спрятал замазку в карман. Потом они пошли в кино. Шурик все беспокоился и спрашивал: - Где замазка? А Костя отвечал: - Вот она, в кармане. Не съем я ее! (Н.Носов «Замазка») Что вам помогло определить верно род литературного произведения? Содержание и форма А можете ли вы зная род литературного произведения определить форму? Сделайте вывод.

Слайд 7

Содержание и форма художественного произведения Содержание – смысл произведения, т.е. что в нем сказано. Форма – средство осуществления содержания, т.е. как выражается сказанное (стихи, проза и пр.) Неразрывны! С. и Ф. РОД.

Слайд 8

Соотнесите Р.Киплинг. А.С.Пушкин. Д.Родари Г.К.Андерсен А.Линдгрен Золотая рыбка Майгли Чиполлино Карлсн Люймовочка А В Т О Р Г Е Р О Й

Слайд 9

Автор и герой художественного произведения Автор – 1) создатель лит.произ . *2) Автор – персонаж (участник). Герой – образ человека (и не только), «персонаж», «действующее лицо». **В лирике автор герою Лирический герой

Слайд 10

Работа с учебником Прочитаем выдержки из статьи критика В.Б.Шкловского «В дорогу зовущие». (стр.3-4) Ответим устно на вопросы после статьи.

Слайд 11

Домашнее задание. Письменно: небольшая заметка в тетради: «Как я выбираю книгу для чтения?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО»

Слайд 2

Алекса́ндр Яросла́вич Не́вский , знаменитый русский полководец (в монашестве Алексий) 13 мая 1221, Переславль-Залесский — 14 ноября 1263, Городец) князь Новгородский (1236—1240, 1241—1252 и 1257—1259), великий князь Киевский (1249—1263), великий князь Владимирский (1252—1263) Победами над шведами (Невская битва 1240) и немецкими рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище 1242), обезопасил западные границы Руси. Канонизирован Русской православной церковью Князь Александр Невский Миниатюра из «Царского титулярника», 1672

Слайд 3

Невская битва 1240 год

Слайд 4

Ледовое побоище 1242 год

Слайд 5

Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля! Не в силе бог, а в правде!

Слайд 6

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ Павел Корин. Александр Невский (1942)

Слайд 7

Образ Александра Невского в кино Фильм С.Эйзенштейна «Александр Невский» (1938) Николай Черкасов в роли Александра Невского

Слайд 8

Икона «Святой благоверный Александр Невский»

Слайд 9

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ, ПОСВЯЩЁННЫЕ АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ Памятник Александру Невскому и русским войнам под Псковом.

Слайд 10

Памятник в Переяславле-Залесском


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Понятие о былине. Былины и их исполнители. Былина«Вольга и Микула Селянович».

Слайд 2

Словарная работа: Былины – это произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях.

Слайд 3

Былины Социально-бытовые Героические или Богатырские

Слайд 4

Композиция былины Зачин (здесь указываются время и место действия, называются герои, о которых идет речь в былине) Основная часть (дается описание героя показывается его необычное поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему дается) Заключение (подводится итог всему сказанному, еще раз восхваляются подвиги или деяния главного героя былины)

Слайд 5

Два основных цикла былин Киевский цикл Новгородский цикл

Слайд 6

Киевский Новгородский цикл цикл - Основная тема: Защита русских быт купечества земель торговля -Образы богатырей: Илья Муромец Садко Добрыня Никитич Василий Буслаев Алёша Попович

Слайд 7

Художественные особенности былин 1. гипербола (преувеличение) 2. приём троичности 3. повторы 4. постоянные эпитеты 5. использование речитативов 6. отсутствие рифмы

Слайд 8

Князь Вольга Князь Волга необыкновенного происхождения. Он сын княжны и Змея Горыныча. От отца он унаследовал чародейные способности, «похотелося ему много мудрости». Эти возможности Вольга употребляет на добрые дела. Но пахарь превосходит мощью и доблестью даже такого человека.

Слайд 9

Значение устаревших слов Гужики Петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой Булатный Из булата - старинной, твёрдой и упругой, с узорчатой поверхностью сталью Сафьян Тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет Соловый О масти лошадей; желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой)

Слайд 10

Эпический герой – герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает необыкновенной физической силой, воинской доблестью и мудростью. Словарная работа:

Слайд 11

Домашнее задание: 1. Прочитать былину «Садко». 2. Письменно докажите, что Микула Селянинович является эпическим героем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БЫЛИНА «САДКО»

Слайд 2

1.Что такое былина? 2.Кто является главным героем былины? 3.Кто такой богатырь? 4. В каких княжествах были распространены былины?

Слайд 3

5.Назовите былинных богатырей этих княжеств? 6. Почему былинные герои наделены внешней красотой? 7. Чем былина отличается от сказки?

Слайд 4

Вопросы Микула Селянинович Садко Род занятий Символические предметы, которыми обладает персонаж Личные качества Испытания Вывод

Слайд 5

Римский-Корсаков Николай Андреевич 1844 - 1908

Слайд 6

РЕПИН Илья Ефимович 1844 -1930

Слайд 7

РЕПИН Илья Ефимович « Садко» 1876


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализ текста художественного произведения. Рассказ Леонида Андреева " Кусака".

Слайд 2

Да , меньшие братья нам преданно служат от века. Однако жестокого сколько ещё вокруг? Мы часто твердим, что собака – друг человека. Но вот человек. Он всегда ли собаке друг? Эдуард Асадов В книгах мы жадно читаем о том, на что не обращаем внимания в жизни. Эмиль Кроткий Э. Асадов Э. Кроткий

Слайд 3

ЧАСТЬ I никому не принадлежала не было собственного имени голодная зализывала ушибы и раны о диночество к опила страх и злобу не доверяла людям «Она никому не принадлежала»

Слайд 4

ЧАСТЬ I I «У неё отняли непримиримую злобу»

Слайд 5

ЧАСТЬ III у нее было имя она принадлежала людям длинная шерсть стала лосниться, как атлас страх не совсем еще выпарился из её сердца «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака» Вывод: собака изменилась внешне, но страх остался

Слайд 6

ЧАСТЬ IV « Желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой…» « Жа-а-лко »

Слайд 7

ЧАСТЬ V «Собака выла»

Слайд 8

План рассказа «Она никому не принадлежала ». «У неё отняли непримиримую злобу ». «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака ». « Жа-а-лко ». «Собака выла». Зеркальная композиция К омпозиционные приёмы : повтор противопоставление

Слайд 9

Характеристика обитателей дачи: Милосердие Гуманность Понимание боли и несчастья другого существа Жалость Сострадание Безразличие Предательство Черствость души, равнодушие Мягкотелость Неуважение достоинства другого

Слайд 10

«В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Л. Андрее в

Слайд 11

Вывод Своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки не только по отношению к животным, но и друг к другу. Эта жестокость стала настолько привычной, что порой её не замечают не только окружающие, но и те, кто эту жестокость совершает. В рассказе “Кусака” Леонид Андреев показывает, какими люди быть не должны .

Слайд 12

Домашнее задание Написать мини-сочинение «Мои мысли после прочтения рассказа «Кусака». Вопросы-помощники: Что понравилось в рассказе? Как бы я поступил(а) на месте Лели? Как нужно относиться к животным?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н.В. Гоголь «Заколдованное место»

Слайд 2

Н.В. Гоголь Кто изображён на слайде? Какие произведения этого автора вам известны? Какие произведения, близкие по тематике, вы читали?

Слайд 3

«Вечера на хуторе близ Диканьки» «Сорочинская ярмарка» «Вечер накануне Ивана Купала» «Майская ночь, или Утопленница» «Пропавшая грамота» «Ночь перед Рождеством» «Страшная месть» «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» «Заколдованное место»

Слайд 4

Какие вы знаете заколдованные места?

Слайд 5

Кто является главным героем?

Слайд 6

Соедините слово с его значением арбуз малороссияне, едущие за солью и рыбою, обыкновенно в Крым место, засеянное арбузами и дынями башмаки лук в Древней Руси: местность, область, подчиненная одной власти глиняный кувшин береговые лиственные леса, заливаемые в половодье трубка Баштан Волость Кавун Кухоль Левада Люлька Цибуля Черевики Чумаки

Слайд 7

Проверяем себя: Баштан Волость Кавун Кухоль Левада Люлька Цибуля Черевики Чумаки арбуз малороссияне, едущие за солью и рыбою, обыкновенно в Крым место, засеянное арбузами и дынями башмаки лук в Древней Руси: местность, область, подчиненная одной власти глиняный кувшин береговые лиственные леса, заливаемые в половодье трубка

Слайд 9

Какова главная мысль произведения? Найдите в тексте с троки, которые можно считать выражением авторской мысли . «…на заколдованном месте никогда не было ничего доброго…»

Слайд 10

Спасибо за работу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

«Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Образ русской крестьянки. Задачи: Познакомиться с … Проанализировать…

Слайд 7

Чем занимается крестьянка? В стихотворении крестьянка только трудится?

Слайд 8

Домашнее задание: выучить отрывок «Есть женщины в русских селеньях…» до слов «Смущеньем и гневом горит…»

Слайд 9

Благодарю за внимание! Желаю творческих успехов!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора.

Слайд 2

Пословица - это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. В пословицах - народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни и людях.

Слайд 3

Поговорка - это меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения.

Слайд 4

Язык без костей. Без царя в голове. Терпенье и труд все перетрут. Вся семья вместе, так и душа на месте. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Как собака на сене. Хоть шаром покати. Доброе дело два века живет. Пословица или поговорка ?

Слайд 5

Цыплят по осени считают.

Слайд 6

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Слайд 7

Доброе слово и кошке приятно.

Слайд 8

У вора ремесло на лбу не написано. Жнет , где сеял, берет, где не брал. Чужое взять – свое потерять. Какая общая тема у пословиц ? Тема воровства

Слайд 9

Много слышится, да мало верится. Кто не врет, тот спокойно живет. Будет в поле рожь, будет и в людях ложь . Какая общая тема у пословиц ? Тема лжи.

Слайд 10

1. Даст Бог день, даст и пищу. А. Много будешь знать – скоро состаришься. 2.На двух стульях не усидишь. Б. Готовь сани летом, а телегу зимой. 3. Поспешишь – людей насмешишь. В. На Бога надейся, а сам не плошай. 4. Ученье – свет, а неученье – тьма. Г. Наш пострел везде поспел. 5. Работа не волк – в лес не убежит. Д. Лучше поздно, чем никогда. 6. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Е. Ласковый теленок двух маток сосет. Сопоставьте пословицы.

Слайд 11

1 – В (Даст Бог день, даст и пищу. На Бога надейся, а сам не плошай) 2 – Е (На двух стульях не усидишь. Ласковый теленок двух маток сосет) 3- Д (Поспешишь – людей насмешишь. Лучше поздно, чем никогда.) 4-А (Ученье свет, а неученье – тьма. Много будешь знать, скоро состаришься). 5-Б (Работа не волк – в лес не убежит. Готовь сани летом, а телегу зимой.) 6-Г. (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Наш пострел везде поспел.) Ответы

Слайд 12

1 Группа – Жар костей не ломит (согласиться с пословицей). 2 Группа – Жар костей не ломит (поспорить с пословицей). 3 Группа – С волками жить – по-волчьи выть (согласиться с пословицей). 4 Группа - С волками жить – по-волчьи выть (поспорить с пословицей). 5 Группа – Яблоко от яблони недалеко падает (согласиться с пословицей) 6 Группа – Яблоко от яблони недалеко падает (поспорить с пословицей ). Работа в группах

Слайд 13

Обсуждение: Согласны или нет ?

Слайд 14

Обсуждение: Согласны или нет ?

Слайд 15

Обсуждение: Согласны или нет ?

Слайд 16

С Пословицей ( которую мы записали по рядам в классе ) нужно будет согласиться/ поспорить, подобрав по 3 аргумента .( Один спорит, другой соглашается). Домашнее задание .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация по литературе "Золотой век русской литературы. К.Д.Батюшков"

Урок литературы. 9 класс. Презентация.Знакомство с жизнью и творчеством русского поэта 19 века К.Д.Батюшкова....

Методическое пособие "Аннотация к сборнику презентаций уроков музыки в коррекционной школе VIII вида".

Методическое пособие "Аннотация к сборнику презентаций уроков музыки в коррекционной школе VIII вида"....

Конспект урока по французской литературе с использованием мультимедийной презентации «Французская литература эпохи классицизма»

В данном уроке представлены сведения об основных представителях класицизма во Франции....

Презентация по литературе "О сборнике А.Блока ""Стихи о Прекрасной Даме" для учащихся 11 класса

Данная презентация дает предстваление о творчестве русского поэта А.Блока и его работе над сборником "Стихи о Прекрасной Даме"...

Презентация по литературе "Образы крестьянских детей в литературе и искусстве"

Презентация предназначена для уроков литературы  в 6 классе. Она посвящена рассказу  И. с. Тургенева "Бежин луг"...

Презентация по литературе " Русская литература 20 века".

Может использоваться в 11 классе в качестве обзорной лекции....

Сборник презентаций

Презентации к мероприятиям...