Рабочая программа по литературе для 10-11 классов (к учебнику Б. А. Ланина)
рабочая программа по литературе (10, 11 класс)

Токарева Татьяна Анатольевна

Содержит материал, соответствующий ФГОС СОО по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_10-11_klassy.docx50.83 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Рассказовского района

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Платоновская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор школы

______________    М. В. Филонов

Приказ № ____  от _____________ 2020 г.

Рассмотрена на заседании экспертного совета и рекомендована к утверждению

(протокол № ___ от ___________ 2020 г.)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного курса

ЛИТЕРАТУРА

для  10-11   классов

срок реализации: 2 года

                                                                          составитель:

                                   учитель русского языка и литературы

МБОУ Платоновской СОШ

                                           Токарева Татьяна Анатольевна

2020 год


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ЛИТЕРАТУРА»

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования основные цели завершающего этапа школьного образования состоят:

• в обеспечении условий воспитания и обучения, духовно-нравственного развития учащихся и социализации, формирования гражданской идентичности, социального становления личности, самореализации в социально и личностно значимой деятельности;

• завершении формирования у учащихся — средствами культуры, науки, искусства, литературы — общей культуры и относительно целостной системы знаний и представлений о природе, обществе и человеке;

• формировании устойчивой потребности учиться, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и самовоспитанию, к созидательной и ответственной трудовой деятельности на благо семьи, общества и государства;

• развитии индивидуальности и творческих способностей с учётом профессиональных намерений, интересов и запросов учащихся, необходимости эффективной подготовки выпускников к освоению программ профессионального образования.

В программе реализуется важнейшая цель литературного образования — воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению, приобщать их к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развивать способности воспринимать и оценивать явления художественной литературы и на этой основе формировать духовно-нравственные качества, эстетические вкусы и потребность в творчестве.

Содержание обучения литературе отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная  и  культуроведческая компетенции: осознание литературы как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа, национально-культурной специфики, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения..

 Цели литературного образования определяют характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы:

  1. Сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа.
  2. Осознать своеобразие и богатство литературы как искусства.
  3. Освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений.
  4. Овладеть знаниями и  умениями, которые помогут глубокой и доказательной   оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения; осознать специфическую особенность литературы как поэтической памяти народа.
  5. На основе изучения русской  народной  культуры  и  традиций  русского  народа определять связь традиций и новаторства, преемственность литературных эпох.
  6.  Воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении.

7. Использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования  устной  и письменной речи.

Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы по литературе являются:

• умение анализировать и характеризовать произведение как художественное целое; выявлять авторское отношение к изображённому, давать аргументированную интерпретацию и личностную оценку произведению;

         • умение определять нравственно-философскую и социально-историческую проблематику литературных произведений; выявлять сходство тематики и героев разных произведений; привлекать литературно-критические материалы при анализе художественного текста;

• умение соотносить изученное произведение со временем его написания, с различными литературными направлениями, с основными фактами жизненного и творческого пути писателя;

• умение выразительно читать произведения или фрагменты из них, в том числе наизусть; пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

         • умение самостоятельно выполнять различные виды творческих устных и письменных работ, писать классные и домашние сочинения по изученным произведениям, а также на жизненно важные темы, связанные с курсом литературы.

Вклад изучения литературы на базовом уровне в формирование метапредметных результатов освоения основной образовательной программы состоит в:

• овладении понятийным аппаратом и научными методами познания в объёме, необходимом для дальнейшего образования и самообразования;

• приобретении читательского опыта и повышении читательской квалификации;

• умении привлекать изученный материал и использовать различные источники информации для решения учебных проблем, анализировать, систематизировать, критически оценивать и интерпретировать информацию;

• приобретении коммуникативных навыков, в готовности выслушать и понять другую точку зрения, в корректности в общении, включая общение с помощью средств новых информационных технологий, в приобретении опыта участия в дискуссиях, в умении строить речевое и неречевое поведение в условиях межкультурного общения.

Предметные результаты проявляются в знаниях, умениях, компетентностях, характеризующих качество (уровень) овладения обучающимися содержанием учебного предмета в:

• способности ощущать и объяснять специфику литературы как вида творчества, понимании культурной ценности литературного творчества; понимании места литературы в ряду других искусств;

• умении сопоставлять новые прочитанные произведения со своим читательским опытом, оценивать литературные и визуальные интерпретации известных сюжетов;

• приобретении читательского опыта, приобщении к классическим образцам отечественной и мировой литературы, образцам современной литературы в пределах основной образовательной программы среднего общего образования; чтении и понимании литературных произведений разных жанров, созданных в различные эпохи;

         • восприятии, интерпретации и критической оценке прочитанного с учётом авторской позиции; смысловом и эстетическом анализе художественного текста; понимании и формулировании авторского замысла и авторской позиции; сопоставлении (с точки зрения авторского замысла и авторской позиции) одного произведения с другими произведениями того же автора или того же жанра; умении находить элементы художественной структуры литературного произведения и формировать целостное эстетически осмысленное представление о прочитанном;

• способности применять полученные знания в речевой практике и при анализе художественных текстов; обоснованно и квалифицированно  анализировать и оценивать литературные произведения в устной и письменной форме.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение, сопоставление, классификация;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезисов, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

В познавательной сфере:

  • уметь воспринимать художественное произведение с учетом специфики языка художественной литературы, истолковывать проблематику и систему образов, особенности композиции; выделять изобразительно-выразительных средств языка и объяснять их роль в художественном тексте, воспроизводить его содержание;
  • использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

В ценностно-ориентационной сфере:

  • интерпретировать произведение на основе личностного восприятия;
  • различать авторский замысел и особенностями его воплощения;
  • выделять сквозные линии развития литературы, составляющие ее национальную специфику («маленький человек», «лишний человек» и т.д.);

В эстетической сфере:

  • понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств, развивать художественный вкус.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы на базовом уровне выпускник научится:

  • демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
  • в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

  • осуществлять следующую продуктивную деятельность:

• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду);

• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
  • анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
  • анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
  • анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ЛИТЕРАТУРА»

Основные историко-литературные сведения

Русская литература XIX века

Русская литература в контексте мировой культуры.

Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, "праведничество", борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Нравственные устои и быт разных слоев русского общества (дворянство, купечество, крестьянство). Роль женщины в семье и общественной жизни.

Национальное самоопределение русской литературы. Историко-культурные и художественные предпосылки романтизма, своеобразие романтизма в русской литературе и литературе других народов России. Формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира и человека. Общее и особенное в реалистическом отражении действительности в русской литературе и литературе других народов России. Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств.

Расцвет русского романа. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Проблема судьбы, веры и безверия, смысла жизни и тайны смерти. Выявление опасности своеволия и прагматизма. Понимание свободы как ответственности за совершенный выбор. Идея нравственного самосовершенствования. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека. Историзм в познании закономерностей общественного развития. Развитие психологизма. Демократизация русской литературы. Традиции и новаторство в поэзии. Формирование национального театра. Становление литературного языка.

Русская литература XX века

Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX-XX вв. Новые литературные течения. Модернизм.

Трагические события эпохи (Первая мировая война, революция, гражданская война, массовые репрессии, коллективизация) и их отражение в русской литературе и литературе других народов России. Конфликт человека и эпохи. Развитие русской реалистической прозы, ее темы и герои. Государственное регулирование и творческая свобода в литературе советского времени. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Сатира в литературе.

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературе других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние "Оттепели" 60-х годов на развитие литературы. "Лагерная" тема в литературе. "Деревенская" проза. Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературе других народов России. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).

Литература народов России

Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем.

Произведения писателей - представителей народов России как источник знаний о культуре, нравах и обычаях разных народов, населяющих многонациональную Россию. Переводы произведений национальных писателей на русский язык.

Плодотворное творческое взаимодействие русской литературы и литературы других народов России в обращении к общенародной проблематике: сохранению мира на Земле, экологии природы, сбережению духовных богатств, гуманизму социальных взаимоотношений.

Зарубежная литература

Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них "вечных" проблем бытия. Постановка в литературе XIX-XX вв. острых социально-нравственных проблем, протест писателей против унижения человека, воспевание человечности, чистоты и искренности человеческих отношений. Проблемы самопознания и нравственного выбора в произведениях классиков зарубежной литературы.

Основные теоретико-литературные понятия

  • Художественная литература как искусство слова
  • Художественный образ
  • Содержание и форма
  • Художественный вымысел. Фантастика
  • Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX-XX вв.
  • Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма
  • Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов
  • Деталь. Символ
  • Психологизм. Народность. Историзм
  • Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск
  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория
  • Стиль
  • Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа
  • Литературная критика

10 класс

Введение.

Общая характеристика русской классической литературы XIX века:

•        золотой век русской поэзии (первая треть столетия);

•        эпоха великих романов (нравственно-философская проблематика, психологизм, художественное своеобразие);

•        роль литературы в духовной жизни русского общества.

Общее понятие об историко-литературном процессе.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

А. С. Пушкин

 «Борис Годунов». Новый тип исторической пьесы. («Пьеса без героя»). Особенности композиции. Образ Бориса Годунова. Роль народа в трагедии.

Поэма «Медный всадник». Историческая повесть и гимн городу Петра. Образ Петра как преобразователя России и как «медного истукана». Пётр и Евгений. Психологизм переживаний Евгения, мастерство поэта в описании города Петра и картины наводнения. Два бунта в повести— стихии и человека. Трагический финал. Значение творчества Пушкина в русской литературе и духовной жизни русского общества.

Тема для обсуждения: Образ Петра в поэмах «Полтава» и «Медный всадник».

Литература Николаевской эпохи. Литературная критика.

Западники и славянофилы. Романтизм и реализм.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Г. Флобер «Госпожа Бовари» Проблема пошлости жизни. Провинциальные нравы. Эмма Бовари и её зависимость от воззрений и обычаев среды. Любовный треугольник: Шарль, Родольф и Эмма— разное отношение к любви. Игра страстей, фальшь, притворство и их жертвы.

РАСЦВЕТ РУССКОГО РЕАЛИЗМА

Расцвет русского реалистического романа. Общечеловеческий и национальный смысл нравственно-философской проблематики русской литературы. Глубина психологического анализа, богатство языка.

И. А. Гончаров

Очерк жизни и творчества писателя. Роман «Обломов». История создания романа, его композиционные, художественные особенности. Точность и ёмкость художественной детали. Анализ эпизода «Посетители Обломова», сюжетная роль второстепенных персонажей. Слияние комического и патетического в обрисовке Обломова. Юмор у Гончарова. Анализ эпизода «Сон Обломова», формирование характера заглавного героя. Обломов и Штольц как контрастные образы. Рационализм Штольца и созерцательность Обломова. Обломов и Ольга. Тема любви. Любовная линия в романе. Обломов и обломовщина. Проблематика романа. Исторические и социальные корни обломовщины. Споры о романе.

Тема для обсуждения: Поиски положительных начал в русской жизни и в русском национальном характере

А. Н. Островский

Очерк жизни и творчества драматурга. Островский и становление русского театра. Драма «Гроза». Проблематика пьесы. Панорама провинциальной жизни. Своеобразие завязки драмы. Система образов (Кулигин, Борис, Феклуша и др.). «Жестокие нравы» «тёмного царства», замкнутость и убожество калиновского мира. Самодуры в пьесе: Кабаниха, Дикой. Образ Катерины. Жизнь Катерины в доме родителей. Внутренняя борьба героини, незаурядность её характера. Трагедия Катерины. Анализ ключевых сцен. Конфликт драмы, символика названия, споры о пьесе. Н. А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве».

Тема для обсуждения: Тема «горячего сердца» и «тёмного царства» в пьесах драматурга.

И. С. Тургенев

Очерк жизни и творчества писателя. Роман «Отцы и дети». История создания романа, его композиция и жанр. Чуткость писателя к нарождающимся явлениям русской общественной жизни. Система персонажей. Образ Базарова. Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов— антиподы, воплощающие два личностных и социальных типа. Антагонизм и преемственность поколений в изображении Тургенева. Анализ эпизода «Дуэль Е. Базарова и П. П. Кирсанова». Женские образы в романе, А. С. Одинцова. Роль заключительных страниц романа эпилога / финала в романе. Базаров как трагический герой.

М. Е. Салтыков-Щедрин 

Очерк жизни и творчества писателя. «История одного города» (обзор). Замысел романа «История одного города», его художественные особенности. Позиция повествователя, способы её выражения. Авторская оценка происходящих в романе событий. Образы градоначальников. Гротеск как ведущий художественный приём. Народ и власть в романе.

Н. С. Лесков

Очерк жизни и творчества писателя. Рассказ «Тупейный художник» Русский национальный характер в произведениях Лескова. Сказовая манера повествования. Своеобразие художественного мира Лескова. «Иконостас святых и праведников» (М. Горький) в произведениях писателя.

НАЕДИНЕ С ПОЭТОМ: ИЗ РУССКОЙ ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ

И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Ф. И. Тютчев

Жизнь и творчество поэта. Художественные особенности лирики. Антитеза как один из основных художественных приёмов. Тема природы в лирике Тютчева. Пантеизм Тютчева. Тема любви в лирике поэта. Любовь как «поединок роковой». Пластическая точность образов, их символический смысл. Философские мотивы и тема России в лирике Тютчева. Трагическое ощущение мимолётности бытия; мотивы противоборства враждебных сил в природе и в душе человека. Соотнесение в поэзии макрокосма и микрокосма. Выразительное чтение и анализ стихотворений Тютчева

А. А. Фет

Жизнь и творчество поэта. Поэзия Фета и теория «чистого искусства». Традиционные поэтические темы— природа, любовь, творчество и «новое их освещение волшебным языком искусства» (А. А. Фет).Ранняя лирика Фета: темы и образы. Изображение мимолётных, изменяющихся состояний человеческой души и природы. Поздняя лирика Фета. Сборник «Вечерние огни». Музыкальность и импрессионизм поэзии Фета. Выразительное чтение и анализ стихотворений Фета.

Н. А. Некрасов

Очерк жизни и творчества поэта. Натуральная школа. Традиции и новаторство в лирике Некрасова. Лирика Некрасова, её художественные особенности. Гражданский пафос лирики Некрасова. Основные темы лирики Некрасова: тема народной жизни, любви, поэта и поэзии. Мотивы тоски и неудовлетворённости жизнью. «Панаевский цикл» как роман в стихах. Трагизм любовной лирики, её диалогичность и экспрессивность. Тема ответственности поэта за своё творчество.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, сюжет и композиция поэмы.

Варианты композиции. Поэма Некрасова как «эпопея современной крестьянской жизни» (Н. А. Некрасов). Образ дороги и путешествия, пролог и картина пира в роли развязки поэмы. Герои поэмы и тема народного счастья. Различное понимание счастья героями. Народная точка зрения на события поэмы. Правдоискательство, совестливость, непокорность, мятежность русского характера. Христианские мотивы и их переосмысление. Язык и стиль поэмы. Фольклорные мотивы. Хоровое начало и песенность как художественные особенности народной эпопеи. Речевые обороты и стилистика народной речи. Критика о поэме.

ЭПОХА ВЕЛИКИХ РОМАНОВ

Л. Н. Толстой

Жизнь и творчество. Роман «Война и мир». История создания романа; композиция, жанровые особенности. Первый русский роман-эпопея. Экспозиция романа. Завязка исторического повествования. Система персонажей. Психологизм Толстого. Диалектика души. Объективность и авторское комментирование событий в романе. Тема семьи в романе: Ростовы и Болконские. Образ князя Андрея Болконского. Образ графа Пьера Безухова. Тема войны в романе. Роль батальных сцен: Шенграбен, Аустерлиц, Бородино. «Скрытая теплота патриотизма». Исторические персонажи в романе. Два типа полководцев: Кутузов и Наполеон. Бородинское сражение как кульминация романа. Анализ эпизода. Мысль народная. Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Женские образы в романе. Образ Наташи Ростовой. Нравственные искания героев романа. Ум и чувство толстовских героев. Философия истории в романе. Смысл эпилога. Символика названия романа.

Ф. М. Достоевский

Жизнь и творчество. Почвенничество. Роман «Преступление и наказание» История создания романа «Преступление и наказание», психологизм произведения. Теория Раскольникова и его преступление. Сон первый. Анализ эпизода. Образ Петербурга. Униженные и оскорблённые. Преступление Раскольникова. Двойники Раскольникова. Лужин и Свидригайлов. Раскольников и Порфирий Петрович. Мастерство диалога. Образ Сони Мармеладовой. Евангельские мотивы в романе. Роль эпилога. Нравственная проблематика романа. Тема нравственного воскрешения. Полифония романа. Тонкость психологического анализа и глубина философского содержания. Авторская позиция. Споры о романе.

11 класс

ЛИТЕРАТУРА РУБЕЖА XIX—XX ВЕКОВ

Повторение и обобщение литературы XIX века. Историко-литературный процесс в русской и мировой литературе. Взаимосвязь и взаимовлияние тем, мотивов и образов. Нравственно-этическая проблематика литературы XIX века, ее художественные и философские достижения.

И. А. Бунин

Очерк жизни и творчества с обобщением изученного. Мастерство и новаторство Бунина. Лирика. «Господин из Сан-Франциско». Тема человека и машинной цивилизации, её трагической обречённости. Символические детали в рассказе.

М. Горький

Драматургические поиски начала XX века. Очерк жизни и творчества писателя.

Пьеса «На дне». Композиция пьесы. Проблематика пьесы. Социально-психологический и философский план произведения. Система образов. Герои в поисках истины. Обречённость людей, выпавших из времени и общества. Споры о человеке в пьесе. Лука и Сатин как герои-антиподы. Авторская позиция. Драматургическое новаторство Горького. Роль афоризмов, песен, стихов и притч в произведении. Споры о пьесе.

А. П. Чехов

Очерк жизни и творчества (с обобщением изученного). Чехов-драматург. «Вишнёвый сад». История создания произведения. Фабула пьесы. Изображение уходящей России. Система образов. Люди, отставшие от времени (Раневская, Гаев). Лопахин— «нежная душа» и «хищный зверь». Будущее в пьесе (Трофимов, Аня). Второстепенные герои: Шарлотта, Епиходов, Фирс и др. Разлад желаний и стремлений героев с действительностью как основа драматического конфликта. Сложность и многозначность отношений между героями пьесы. «Подводное течение» пьесы. Особенности чеховского диалога. Психологическая деталь. Образ вишнёвого сада. Музыкальный мотив. Символика пьесы. Лиризм и юмор Чехова.

МОДЕРНИЗМ И ПОЭТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ

Ситуация рубежа веков и связанные с ней ожидания культурных перемен. Появление новых течений в русской литературе. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Имажинизм.

А. А. Блок

Очерк жизни и творчества с обобщением изученного. Тема любви в лирике. «Стихи о Прекрасной Даме». «Незнакомка». Символические детали и конкретность описаний. Диссонансы жизни в поэзии Блока. Образы «страшного мира» в лирике. Тема творчества. Россия в поэзии Блока. Цикл «На поле Куликовом». Мотив выбора исторического пути, тревожные пророчества. Новаторство создания и истолкования образа России. Поэма «Двенадцать». История создания. Особенности композиции. Конфликт в поэме. Образ революции в поэме. Нравственная проблематика поэмы. Основные образы: «две-надцати», Христа. Евангельские мотивы. Символика произведения. Особенности языка и стиля поэмы, ее полифонизм. Восприятие произведения современниками.

ЛИТЕРАТУРА О РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ

Из публицистики И. А. Бунин «Окаянные дни», М. Горький «Несвоевременные мысли»

И. Э. Бабель

«Конармия». История создания книги. Общая характеристика произведения. Особенности композиции, сквозной сюжет и сквозные мотивы. Природа в изображении автора. Рассказ «Гедали». Рассказы «Мой первый гусь», «У святого Валента», «Эскадронный Трунов», «Вдова», «После боя» (по выбору). Герои-идеологи книги. Нравственная и философская проблематика произведения. Авторский взгляд на события.

А. А. Фадеев

Жизнь и творчество. «Разгром». Сюжетно-композиционное своеобразие романа.

Проблематика романа. Образы партизан: Морозка, Мечик, Метелица, Левинсон.

М. А. Шолохов

Очерк жизни и творчества. Роман «Тихий Дон». Замысел и история создания романа «Тихий Дон». Жанровые особенности романа. Эпический образ мира и эпический герой. Проблематика произведения. Тема войны и мира в произведении. Нравственная ответственность человека и безнравственность истории. Образ народа в романе. Образ Григория Мелехова. Споры о правде. Трагедия героя. Тема любви в произведении: Аксинья, Григорий, Наталья. «Мысль семейная» в романе Шолохова.

Б. Л. Пастернак

Роман «Доктор Живаго». Из истории создания и публикации романа. Композиция произведения. Герой и революция. Проблематика романа. Роль второстепенных героев. Христианские мотивы в стихах из романа «Доктор Живаго». Жизнеутверждающее начало в поэзии. Сочетание бытовых деталей и образов-символов. Философская углублённость. Интерпретация стихотворений.

В. В. Маяковский

Очерк жизни и творчества (с обобщением изученного). Основные темы, идеи, образы поэзии. Вызов мещанству и пошлости в ранней лирике. Трагизм «звонкой силы поэта». Стихи советской эпохи. Тема поэта и поэзии. Сатира Маяковского. Гротескные образы. Тема любви в лирике. Нераздельность личных и политических мотивов. Художественное новаторство Маяковского. Гиперболичность образов, особенности лексики. Интерпретация стихотворений.

С. А. Есенин

Очерк жизни и творчества (с обобщением изученного).Становление поэта.

Природа в произведениях поэта. Метафоричность, самобытность поэзии Есенина. Есенин и имажинизм. Тема Родины в поздней лирике поэта. Исторические сюжеты и фольклорные традиции. Лирический герой поэзии Есенина. Интерпретация стихотворения. Исповедальность поздней лирики. Жанр послания в творчестве. Философские мотивы. Романсово-песенная стихия поэзии Есенина. Эволюция стиля.

Б. Л. Пастернак

Очерк жизни и творчества. Вечные темы в поэзии Пастернака. «Вневременность» его лирики. Темы природы, времени и вечности. Судьба художника в поэзии. Темы Родины, любви, назначения поэзии. Непосредственность восприятия и отображения мира в ранней поэзии. Идея нравственного служения как ведущая тема поздней поэзии. Гармония человека и мира в лирике Пастернака. Усложнённость образов. Языковое и стиховое новаторство поэта.

О. Э. Мандельштам

Очерк жизни и творчества О. Мандельштама. Становление поэта. Поэзия Мандельштама-акмеиста. Мандельштам после революции. Поздняя лирика. Поэтическое наследие поэта.

М. И. Цветаева

Очерк жизни и творчества Цветаевой. Образ России и образ поэта в лирике Цветаевой. Цикл «Стихи о Москве». Цветаева и поэты.

А. А. Ахматова

Жизнь и творчество А. Ахматовой. Становление поэта. Основные темы в лирике Ахматовой, художественные особенности поэзии. Новеллистичность и психологизм ранней лирики. Тема неразделённой любви, «стихи-рыдания» (А. А. Ахматова). Роль предметной детали, ее многозначность в лирике Ахматовой. Тема Родины. Философичность поздней лирики. Пушкинские традиции. Интерпретация стихотворения. Поэма «Реквием». Личная трагедия и трагедия народа. Библейские и современные образы. Особенности композиции и стиля «Реквиема». Тема памяти и народных страданий. Роль эпиграфа. Смысл названия поэмы.«Поэма без героя». Мир чувств лирического героя и безжалостная история.

Темы для обсуждения: Вечные темы в поэзии А. А. Ахматовой. Эволюция лирики.

М. А. Булгаков

Очерк жизни и творчества (с обобщением изученного).Роман «Мастер и Маргарита». История создания. Композиция романа, жанровые особенности. Два основных сюжетно-композиционных пласта. Ершалаимские главы. Интерпретация евангельского сюжета. Иешуа и Понтий Пилат. Тема доносительства и тайного сыска. Тема преступления. Московские главы. Роль фантастических приёмов. Сатирическое изображение современности. Воланд и его свита. Проблема «обаятельного зла» в романе. Встреча с Воландом как поворотный момент в судьбе каждого из героев. Проблема справедливости и милосердия. Мастер и Маргарита: тема любви и творчества в романе. Противоборство времени и вечности, жизни и бессмертия. Анализ эпизода романа. Герои романа и автор. Афористичность стиля. Столкновение стилевых потоков. Структура художественного образа у Булгакова.

АНТИУТОПИЯ В РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Е. А. Замятин

Жанр антиутопии. Роман «Мы». Система образов в романе. Благодетель и

Интеграл. Проблематика произведения. Символика чисел.

Дж. Оруэлл

Из биографии. Афоризмы Оруэлла. Роман «1984»: проблематика и жанровые особенности. Государство Океания, его политические и нравственные принципы. Судьбы главных героев.

ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX — НАЧАЛА XXI ВЕКА

Литература о войне. Тема Великой Отечественной войны: В. Богомолов. «Момент истины»

Е. Ржевская. «Ворошёный жар»

М. Симашко. «Гу-га»

К. Колесов. «Самоходка номер 120»и др. (обзор).

В. Гроссман. «Жизнь и судьба»(обзор).Г. Владимов.«Генерал и его армия»

В. Астафьев. «Весёлый солдат».Тема войны в современной прозе:

О. Н. Ермаков «Крещение».

Ф. Искандер «Мальчик и война». Картины братоубийственной войны. Мир взрослых как мир жестокости и насилия.

Лагерная литература

А. И. Солженицын

Очерк жизни и творчества. «Архипелаг ГУЛАГ» (обзор).«Один день Ивана Денисовича»: история создания. Иван Денисович Шухов. Герои повести. Тема человека и власти. Стиль повести. Время в рассказе.

В. Шаламов. «Колымские рассказы».

 Ю. Домбровский «Факультет ненужных вещей».

Г. Владимов. «Верный Руслан» (обзор).

МОЛОДЁЖНАЯ ПРОЗА

А. Гладилин, В. Аксёнов, В. Войнович (обзор). Новый герой, ищущий новые жизненные ориентиры.

ДЕРЕВЕНСКАЯ И ГОРОДСКАЯ ПРОЗА

Деревенская проза: Ф. Абрамов. «Пряслины», В. Белов. «Привычное дело», В. Распутин «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», П. Проскурин. «Судьба» (обзор).

Городская проза: Ю. Трифонов «Дом на набережной».

ИРОНИЧЕСКАЯ И САТИРИЧЕСКАЯ ПРОЗА

Ф. Искандер. «Сандро из Чегема»,

 В. Пьецух «Восстание сентябристов»,«Анамнез и Эпикриз»,

 С. Довлатов  «Соло на «Ундервуде», «Соло на IBM»,

 В. Войнович «Шапка»(обзор)

ДРАМАТУРГИЯВ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 60-Х ГОДОВ

А. Вампилов. «Старший сын». Традиции и новаторство в драматургии 60-х годов.

ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Первая, вторая и третья волны эмиграции. Продолжение традиций русской классической литературы. «Самиздат» и «тамиздат». Жанровое многообразие и гуманистический пафос литературы русского зарубежья.

ПОЭЗИЯ 60-Х ГОДОВ

«Эстрадная лирика»: Е. Евтушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина и др. Пафос новаторства и обновления

 Тихая лирика»: В. Соколов, А. Жигулин, Н. Рубцов, Г. Горбовский и др. Исповедальность, национальные истоки образов.

И. Бродский

Очерк жизни и творчества. Бездуховность окружающего мира и отчуждённость от него лирического героя в ранней лирике.

ЛИТЕРАТУРНАЯ СИТУАЦИЯ ЭПОХИ «ПЕРЕСТРОЙКИ И ГЛАСНОСТИ»

Русский постмодернизм.

А. Битов. «Пушкинский дом»,

В. Ерофеев. «Москва — Петушки»,

В. Сорокин. «Метель»

В. Пелевин. «Омон Ра»(обзор).

 ПОЭЗИЯ РУБЕЖА XX—XXI ВЕКОВ

Концептуализм. Д. А. Пригов, Л. Рубинштейн, Т. Кибиров и др. Особенности русской концептуалистской поэзии.

СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА О РУССКОМ ДУХОВНОМ ВОЗРОЖДЕНИИ

Архимандрит Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые»,

Е. Водолазкин. «Лавр»,

З. Прилепин. «Обитель»

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА  «ЛИТЕРАТУРА»

Класс-10

п/п

Наименование разделов

Количество часов

В том числе

Теоретичес

ких

Практических (сочинен)

Контроль

ных

1

Русская и зарубежная литература первой половины 19 века

14

14

-

-

2

Расцвет русского реализма

36

31

4

1

3

Наедине с поэтом: из русской поэзии середины и второй половины 19 века

19

18

1

-

4

Эпоха великих романов

33

29

3

1

Итого

102

92

8

2

11 класс

п/п

Наименование разделов

Количество часов

В том числе

Теоретичес

ких

Практических (сочинен)

Контроль

ных

1

Литература рубежа 19-20 веков

27

25

2

-

2

Литература о революции и Гражданской войне

16

14

1

1

3

Литература 20-40-х годов 20 века

33

31

2

-

4

Литература второй половины 20-начала 21 века

26

25

-

1

Итого

102

95

5

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса по учебнику Г.С.Меркина

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и ориентирована на использование учебника Г.С.Меркина...

Рабочая программа по литературе для 5 - 9 классов к учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе разработана на основе федерального компонента государственно образовательного стандарта основного общего образования по литературе, примерной программы по литературе дл...

Рабочая программа по литературе для 10-11 классов. Учебник Лебедева Ю.В. 2016-2018 уч.г.

Рабочая программа по литературе для 10-11 классов.Учебник Лебедева Ю.В. 2016-2018 уч.г....

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов (на основе авторской программы по литературе В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.П. Полухиной, В.И. Коровина, И.С. Збарского).

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-9 классов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.П. Полухиной, В.И. Коровина, И.С. Збарского. Рабочая програм...

Рабочая программа по литературе для 5, 6 классов по учебнику В.Я. Коровиной

Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с новыми требованиями, она  состоит из трёх разделов: 1) Предметные результаты освоения учебного предмета «Литература»; ...

Рабочая программа по литературе для 7,8 классов (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Программа по литературе для 7,8 класса создана на основе Федеральной рабочей программы основного общего образования, опирается на содержание учебника-хрестоматии: Литература. 7 (8)  кла...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...