Презентация. Обучение написанию сочинения.
презентация к уроку по литературе (8 класс)
Урок-презентация . Подготовка к сочинению А..С. Пушкин " Капитанская дочка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_podgotovka_k_sochineniyu.ppt | 2.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Текст 1 «...Быстро поднималось и росло белое облако с востока, и когда скрылись за горой последние бледные лучи закатившегося солнца – уже огромная снеговая туча заволокла большую половину неба и посыпала из себя нежный снежный прах: уже в обыкновенном шуме ветра слышался иногда как будто отдаленный плач младенца, а иногда вой голодного волка. (...) Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь... наступил буран со всей яростью, со всеми ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий вскинул их до небес... Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось». Из очерка С. Т. Аксакова «Буран».
Текст 2 «Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!»... Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали». А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Обсуждение Каково ваше мнение? Какое из описаний произвело на вас большее впечатление? Почему?
Мнения учеников «Я считаю, что описание у Аксакова более яркое. У Пушкина оно более сухое и сжатое. Мне кажется, что он подражает Аксакову. Когда я читаю Аксакова, мне представляется картина ужасного бурана в степи. Кругом темнота, ничего не видно. Свистит ветер. Все слилось, смешалось, превратилось в пучину. Мне кажется, что, когда кончится этот буран, на земле не останется ничего живого. А у Пушкина скорее не буран, просто сильный ветер, который сметает все на своем пути. Да и ветер непродолжительный. У Аксакова слышатся ужасные звуки, плач младенца, вой голодного волка. Пушкинское описание бледнее, хотя тоже наполнено чувствами».
Другое мнение « Мне больше понравилось описание бурана у Пушкина. Оно ясно, понятно, кратко. В описании Аксакова фразы длинные, трудно читать. Я считаю, что, чем яснее и проще фраза, тем легче ее воспринять и тем отчетливее представляется картина. Читая Пушкина, я вижу надвигающийся буран, который идет на тебя и сносит все на своем пути. Пушкин нарисовал краткую, но совершенно живую картину. Буран как бы окружает меня своей белой пеленой и старается изо всех сил задушить меня. Ветер воет волчьим воем, с каждым мигом становится крепче, буран усиливается. Даже мурашки по коже бегут . После этого даже на улицу не хочется выходить. Может быть, в жизни буран чуть слабее, а может быть, и посильнее, я не знаю, но Пушкину веришь: он описывает все это с поразительной точностью. Пусть описание сухое и сжатое, но это дает простор твоей фантазии: ты можешь представить себе все, как позволяет твоя фантазия».
Вспомним изученное о рома не
Какие события легли в основу «Капитанской дочки» А. С. Пушкин работал над «Капитанской дочкой» с 1833 по 1836 год. В основе произведения – крупное событие из истории России второй половины XVIII века: восстание под предводительством Емельяна Пугачева 1773–1774 гг. Пушкина увлекла мысль изучить развитие пугачевского движения – один из ключевых моментов русской истории – еще в 1832 г., когда он знакомился с эпохой царствования Петра I. В двадцатом томе «Полного собрания законов Российской империи» он обнаружил множество материалов, связанных с восстанием: Манифест Екатерины II, ее именные указы, а также сенатские указы, заполненные материалами судебных разбирательств для плененных мятежников Пугачева и его товарищей. Но только в 1833 г. Пушкин более тщательно знакомится с этим периодом истории: он изучает архивные документы, посещает те места, где происходило восстание (Казань, Симбирск, Оренбург, Уральск, Берды); собирает сведения о Пугачеве и его сподвижниках у живых свидетел ей.
Какова история замысла романа Документальный материал разрушил первоначальную схему «Капитанской дочки»: в центре сюжета должна была быть судьба дворянина Шванвича, врага Орловых, перешедшего на сторону Пугачева. Когда 19 октября 1836 года Пушкин поставил точку на рукописи «Капитанской дочки», он уже не думал о крестьянском восстании под предводительством дворянина. Шванвич был превращен в предателя Швабрина, а центральным персонажем сделался верный долгу и присяге и одновременно гуманный человек «жестокого века», странный приятель вождя крестьянского бунта Гринев.
Жанр «Капитанской дочки» « Капитанская дочка» – исторический роман, который в основном соответствует художественным принципам, выработанным Вальтером Скоттом, автором наиболее авторитетных образцов исторических сочинений XIX века: 1) в центре авторского внимания – эпоха, показанная через судьбу главного героя и определяющая различные перипетии его жизни; 2) главные герои – вымышленные персонажи (Гринев); 3) в произведении присутствуют и исторические, реально существующие лица, но по отношению к любовной интриге они второстепенны (Екатерина II, Пугачев); 4) центральной в сюжете является любовная линия, которая развивается на фоне исторических событий (любовный треугольник: Гринев – Маша – Швабрин).Пушкин не только усваивал опыт Вальтера Скотта, но и преодолевал свойственные его произведениям недостатки, обновляя жанр исторического р омана. Новаторство Пушкина проявлялось в том, что в центре произведения – описание бунта, а любовная линия, составляющая основу сюжета, после кульминационного момента – получение письма от родителей Гринева – ослабевает, и на первый план выходит изображение пугачевского бунта.
Основная тема произведения. Проблемы, которые затрагивает Пушкин в романе Основная тема романа – тема народного восстания. В романе ставятся и вопросы внутренней политики, и проблемы обязанностей дворянства перед народом, государством, и столкновение интересов дворянства и крестьян, делающее конфликт между ними фатально неразрешимым. Пушкин поднимает проблемы, связанные с морально-бытовой стороной жизни дворянства, с темой человеческого счастья, любви, истинного благородства, долга, чести.
Своеобразие композиции «Капитанской дочки » Композиция «Капитанской дочки» своеобразна. В ней можно условно выделить 2 части: историческая повесть о Пугачевском восстании и семейно-бытовой роман. Обе части композиционно неразрывны друг от друга: «пугачевщина» обусловила судьбы Гринева и Маши Мироновой. «Не любовь, но события восстания стали школой воспитания 17-летнего офицера; он возмужал, многое узнал, душевно обогатился, сохранил свою честь, проявил отвагу в беспримерных обстоятельствах, оказался способным отстоять и защитить в трудных испытаниях свое счастье. Оттого эти два года жизни надолго запомнились ему, оттого он счел себя обязанным рассказать о пережитом и, прежде всего, о своих «странных» приятельских отношениях с Пугачевым. Закономерно и Пугачев занял в романе центральное место.
Почему Пушкин делает рассказчиком Петра Гринева? Рассказчик выступает в двух лицах. Мы видим Гринева в молодости и в старости. Между ними не только временная, но и нравственная дистанция. В молодости героя отличает непосредственность в восприятии окружающего мира, субъективность в оценке событий. 50-летний Гринев-мемуарист старается быть объективным, делая сообщения и выводы с высоты прожитых лет: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Выбор рассказчика продиктован стремлением Пушкина объективно показать развитие исторических событий: мемуарист Гринев – истинный дворянин (принадлежал к старой дворянской семье, где слово «честь» и «служба» не разделяются), он убежденный противник насильственных потрясений, но в то же время чувствовал себя обязанным рассказать правду о восстании и о его руководителе Емельяне Пугачеве.
Насколько объективно автор показывает в романе своего героя – Пугачева ? На первый план выступает образ Пугачева как народного героя. Пугачев кровно связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой. Пушкин наделяет героя чертами русского национального характера: умом, сметливостью («Сметливость его и тонкость чутья меня изумляли»), широтой натуры («Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай», «А разве нет удачи удалому?»), способностью совершать благородные поступки, смелостью и отвагой («Картечь хватили в самую середину толпы. Мятежники отхлынули в обе стороны и попятились. Предводитель их остался один впереди». Но автор не идеализирует Пугачева. Показывая сцены жестокой расправы пугачевцев по указанию своего предводителя над теми, кто не признал его государем и никогда бы не согласился служить ему, Пушкин откровенно протестует против жестокости и насилия. Самое страшное, по мысли автора, – это то, что насилие и жестокость становятся жизненной нормой и почти ни у кого не вызывают естественной человеческой реакции – жалости, сочувствуя и милосердия. Жестокость порождает жестокость, но оправдать ее невозможно никакими высокими идеями.
С помощью каких художественных средств автор создает образ предводителя крестьянского восстания ? Пушкин широко использует фольклорные изобразительные средства. Речь Пугачева насыщена народными поговорками и образными иносказаниями: «Долг платежом красен», «Утро вечера мудренее», «Закурим, запоем и ворота запрем». Сказка старой калмычки об орле и вороне объясняет жизненную позицию народного героя-самозванца: не может человек орлиной натуры жить по законам ворона. А с помощью эпиграфа к главе «Приступ» и бурлацкой песни, в которых появляется мотив виселицы, автор показывает трагическую предрешенность судьбы Пугачева.
В чем привлекательность образа Маши Мироновой ? Маша простая, незаметная девушка, но в ней столько чисто женского обаяния и моральной чистоты, она обладает чуткостью сердца, которая помогает ей разбираться в людях. В любви Маши нет жеманства, она очень искренна. У нее есть нравственные устои: героиня не может строить свое счастье на несчастье других. Любовь ее бескорыстна. Обрушившееся на Машу горе (казнь родителей) не сломало ее: она оказалась способной проявить сопротивление домогательствам Швабрина, остаться верной своему возлюбленному и защитить свое счастье.
Смысл названия романа «Впервые у Пушкина появилась героиня, борющаяся за счастье. И борьба эта была лишена эгоистического начала. Поэтому Пушкин и назвал свою повесть именем Маши Мироновой – «Капитанская дочка», - писал Г. П. Макагоненк о . «Капитанская дочка» оказалась своего рода завещанием Пушкина. Открывая читателю выстраданную правду о русском народе и русском бунте, писатель призывал задуматься над коренными вопросами социального развития России и судьбы русского народа.
Технология написания сочинения Выбрать «свою» тему сочинения . Помнить об основной мысли сочинения. Тщательно отобрать рабочий материал. Определить, какой тип и стиль речи будет использован в работе. Составить план сочинения.
Определение и выбор темы 1.Становление личности Петра Гринева. 2.Проблема чести и долга в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» ( на примере образов Гринёва и Швабрина). 3.Маша Миронова в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка». 4.Образ Пугачёва в романе « Капитанская дочка». 5. Смысл названия романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Структура плана Чтобы не попасть в капкан, Чтобы в темноте не заблудиться, Чтобы никогда с пути не сбиться, Чтобы в нужном месте приземлиться, приводниться – Начерти на карте план ( песенка Алисы). ПЛАН I. Введение II. Основная часть III. Заключение
Становление личности Петра Гринева ПЛАН I. Вступление. Связь романа Пушкина с современностью. II. Основная часть. 1.Детство и юность, среда, в которой воспитывался герой. 2. Самостоятельная жизнь Петра Гринёва- утрата многих иллюзий, становление души и характера: а) встреча с Зуриным; б) встреча с вожатым; в) жизнь в Белогорской крепости, взросление героя, укрепление лучших задатков характера. 3.Гринёв во время грозных исторических событий. 4. История отношений с Пугачёвым. 5. Отношение Гринёва к людям –умение любить, помогать, прощать. III . Заключение. Во всех тяжёлых жизненных ситуациях нужно сохранять доброту и благородство.
Проблема чести и долга в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» ( на примере образов Гринёва и Швабрина) ПЛАН I. Вступление. Мужество и благородство проявляются в жизненных испытаниях. II. Основная часть. 1.Гринёв и Швабрин- представителя русского дворянства. Что у них общего? 2.Отношение героев к людям. 3.Поведение героев в ситуациях нравственного выбора. 4.Отношение героев к Маше Мироновой. Любил ли Швабрин Машу? III . Заключение. Как судьба героев соотносится с эпиграфом к роману .
Маша Миронова в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» ПЛАН I. Вступление. Проблемы, которые затрагивает Пушкин в романе « Капитанская дочка». II. Основная часть. Образ Маши Мироновой. Жизнь Маши в Белогорской крепости. Встреча с Петром Гринёвым. 3.Главные испытания в жизни Маши. 4.Борьба Маши за честь и доброе имя Гринёва. 5.Милость императрицы. 6.Счастье с любимым. III . Заключение. Честность и нравственная чистота победили предательство и несправедливос ть.
Образ Пугачёва в романе « Капитанская дочка» ПЛАН I . Вступление. Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. II. Основная часть. Характеристика Пугачёва. Первое появление Пугачёва на страницах романа. Портретная характеристика героя. Черты характера , противоречивость натуры Пугачёва. Пугачёв и народ. Сочувствие , сострадание рассказчика Пугачёву. Смысл последней встречи на казни. III . Заключение. Вгзляды А.С. Пушкина на восстание Пугачёва.
Смысл названия романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ПЛАН I. Вступление. Основная тема и проблема романа Пушкина « Капитанская дочка». II. Основная часть. 1.Первое впечатление Гринёва от Маши Мироновой. 2.Черты , которые проявляются в характере Маши в её отношениях к родителям, Гринёву, Швабрину. 3.Как раскрывается личность Маши в её любви к Гринёву. 4.Отношение к Маше других персонажей произведения. 5. Как дополняет образ Маши её встреча в Петербурге с Екатериной II . III . Заключение. Маша Миронова- любимая героиня А.С. Пушкина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).
Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...
Описание опыта работы "Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы".
Описание опыта работы на обобщение по теме "Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной шко...
Презентация по теме "Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему" для 9 класса
Этот материал можно использовать при обучении учащихся написанию сочинения на лингвистическую тему. Он составлен на основе демонстрационного материала ГИА 2013 года....
Презентация "Подготовка к ОГЭ: обучение написанию сочинения на лингвистическую тему"
Презентация содержит учебный материал для подготовки обучающихся к написанию сочинения на лингвистическую тему...
Презентация "Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"
Технологическая карта" Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ" предназначена для обучения анализу текста, формулирования проблемы и комментария её, ...
Презентация по теме " Подготовка к ЕГЭ: обучение написанию сочинения-рассуждения в 10-м классе"
Презентация по теме " Подготовка к ЕГЭ: обучение написанию сочинения-рассуждения в 10-м классе"...
Мастер -класс по подготовке к сочинению на ЕГЭ .Использование технологии дебрифинга при обучении написанию сочинения.
Мастер -класс по подготовке к сочинению на ЕГЭ был проведен для учителей школы.Использование технологии дебрифинга при обучении написанию сочинения является эффективной формой работы учащихся....