Человек в антиутопической повести А.П. Платонова «Котлован».
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Обзорный урок по повести А.П. Платонова "Котлован" в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
platonov_kotlovan.docx | 32.49 КБ |
platonov.pptx | 2.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация (+актуализация) - Сегодня мы приступаем к изучению творчества писателя 20 века Андрея Платоновича Платонова. Некоторые его произведения вы уже читали. Какие? - Что вы помните из биографии писателя? - Хорошо. Обратите, пожалуйста, внимание на слайд. Эпиграфом к нашему уроку станут слова самого Платонова: «Я человек, я живу на прекрасной живой земле…Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня – это редкость и праздник». А. Платонов. - Скажите, что необычного в этих словах? - Правильно, то есть в современном ему мире человек стал редким явлением. Что же происходит с человеком, как вы думаете? - Почему меняется человек и с чем это связано? На эти вопросы мы постараемся ответить в конце урока. Целепоалагание - Запишите тему урока: - Пока записываете тему урока, подумайте, какие еще цели мы поставим сегодня? - Правильно. Слово учителя (сопровождается презентацией) Андрей Платонович Платонов (наст.фамилия Климентов) родился 1899 г. в семье железнодорожника на окраине Воронежа. В Воронеже имя А. П. Платонова носят улица, библиотека, гимназия, литературная премия, международный фестиваль искусств, электропоезд. В центре Воронежа на проспекте Революции перед одним из корпусов Воронежского университета установлен памятник писателю. Писать Платонов начал довольно рано, с 12 лет. Начинает как поэт, в 1922 году вышел единственный сборник стихов Платонова «Голубая глубина». В возрасте 18 лет Андрей Платонович поступает в железнодорожный политехникум (1918 г.), но учебу, к сожалению, ему приходится прервать. - Подумайте и скажите, что же могло помешать обучению Платонова? - Правильно. Обратите внимание на годы жизни писателя и скажите, какие исторические события он застал? - Да, верно. Платонов активно участвовал в судьбе своей страны. В годы гражданской войны Андрей Платонович служит помощником машиниста бронепоезда, возит боеприпасы красным, в годы Великой Отечественной войны – военный корреспондент. - Как вы думаете, если писатель во время гражданской войны принимает сторону красных, какого тогда было его отношение к революции? - Действительно, как человек, увлеченный миром техники, Платонов поверил в революцию, в технический прогресс, как и многие другие писатели 1920–1930-х гг., которые восторженно отзывались о преобразованиях, происходивших в то время в стране, о строительстве социализма и создании колхозов. В 1922 году в небольшой газетной заметке Платонов написал: «Страдания человечества от голода смертельны. Умирающие рвут сердце живым… Эти живые должны массами отправляться по русской стране с проповедью нового Евангелия-техники… Из этих вот тоскующих, пустынных, раненных временем полей и должно подняться человечество… Из глубокого колодца – земли мы встаем и уже встали с железом в руках и сознанием!». Но очень скоро большинство тех, кто торжественно принял революцию, стали понимать обречённость проектов переустройства природы и общества, основанных на насилии, в числе них был и Андрей Платонов. Свои главные произведения писатель создает на рубеже 30-х гг. 20 века, в них Платонов воссоздает реальную, правдивую картину жизни того времени. Жизнь Андрея Платонова была недолгой и нелёгкой, а слава пришла к нему лишь после смерти. В. В. Васильев сказал об этом писателе: «Читатель разминулся с А. Платоновым при его жизни, чтоб познакомиться с ним в 60-е годы и открыть его заново уже в наше время...». Писатель умер 5 января 1951 года. В 1930 году Платонов пишет повесть «Котлован», которая была опубликована лишь в 1987 году. - Мы указали в теме урока, что это антиутопическая повесть. Помните ли вы, что такое утопия и антиутопия? Давайте запишем в тетради определения этих понятий. Утопия — произведение об идеальном человеческом обществе, где нет бедных и богатых, угнетения человека человеком, несправедливости, неравенства. Это модель идеальной социальной системы. Антиутопия — произведение, которое показывает невозможность построения идеального общества. - Мы также должны выяснить, почему «Котлован» ‒ это утопия.
- И практически все события в повести происходят именно в котловане. Какое же место занимает образ котлована в произведении? - Конечно, образ котлована символичен. Как вы думаете, что символизирует котлован, для чего он неустанно роется рабочими? (Если сложно, обратиться к фразам из текста: «…радость сделается мыслью и будущий человек найдет себе покой в этом прочном доме, чтобы глядеть из высоких окон в простертый, ждущий его мир» «Он надеялся жить в будущем хотя бы маленьким остатком сердца») - Правильно. Котлован – это символ строительства нового мира. - Давайте вспомним всех героев, которые связаны с этим местом. - Какой герой появляется в самом начале произведения? - Дадим характеристику Вощева. Что это за человек? Открываем начало повести. - Почему Вощева выгнали с завода? - Найдем этот отрывок в тексте. Как оправдывает себя Вощев?
- Что же представляет собой человек в этом новом мире? - Согласен ли с таким положением человека Вощев? («Но вскоре он почувствовал сомнение в своей жизни и слабость тела без истины…») - С чем не соглашается герой повести? - Правильно, он засомневался в правильности всего происходящего. - На что же рассчитывает Вощев, когда остается на котловане? Найдем в тексте. Обращение к тексту. - Запишите, пожалуйста, характеристику Вощева самостоятельно, а затем мы сверим с доской. Записывают самостоятельно, затем проверяют: Вощев – герой, который находится в вечных поисках смысла жизни. В его душе живет надежда о счастье в будущем. - Кто такой Прушевский? - Чего боится Прушевский? Найдем в тексте. («…дом должен быть населен людьми, а люди наполнены той излишней теплой жизни, которая названа однажды душой. Он боялся воздвигать пустые здания – те, в каких люди живут лишь из-за непогоды») - Верно, т.е. Прушевский переживает, что его труд для человека может оказаться напрасным, ведь он видит, что человек уже превратился в робота («…видит усталых, недумающих людей...») - Как чувствует себя герой в этом мире? Подтвердите текстом. - Запишите, пожалуйста: - Образ Чиклина. Как раскрывается характер Чиклина до появления в его жизни девочки Насти? Текст. - Верно. Чиклин действительно раскрывается глубже чуть позже, с появлением Насти, а в начале повести, мы знаем только его прошлое, и что основа его жизни – это рытье котлована. - Один из героев повести Сафронов. Ему принадлежат следующие слова: «Пролетариат живет для энтузиазма труда, товарищ Вощев! Пора бы тебе получить эту тенденцию. У каждого члена союза от этого лозунга должно тело гореть!» Как это характеризует Сафронова? -Запишите себе в тетрадь характеристику Сафронова, а затем сверим ее с доской: Сафронов ‒ герой - энтузиаст. Человек, способный жить только энтузиазмом, не щадя себя во имя светлого будущего, на благо потомкам и во имя идеи. - Найдем отрывок разговор Чиклина и Сафронова. Читаем. О чем говорит нам этот отрывок? Если глядеть лишь по низу, в сухую мелочь почвы и в травы, живущие в гуще и бедности, то в жизни не было надежды; общая всемирная невзрачность, а также людская некультурная унылость озадачивали Сафронова и расшатывали в нем идеологическую установку. Он даже начинал сомневаться в счастье будущего, которое представлял в виде синего лета, освещенного неподвижным солнцем, — слишком смутно и тщетно было днем и ночью вокруг. — Чиклин, что же ты так молча живешь? Ты бы сказал или сделал мне что-нибудь для радости! — Что ж мне, обнимать тебя, что ли, — ответил Чиклин. — Вот выроем котлован, и ладно... Ты вот тех, кого нам биржа прислала, уговори, а то они свое тело на работе жалеют, будто они в нем имеют что! — Могу, — ответил Сафронов, — смело могу! Я этих пастухов и писцов враз в рабочий класс обращу, они у меня так копать начнут, что у них весь смертный элемент выйдет на лицо... А отчего, Никит, поле так скучно лежит? Неужели внутри всего света тоска, а только в нас одних пятилетний план? - Правильно. - Ребята, а мы знаем что-то о прошлом этих рабочих, об их семьях? - Какие перед нами люди? - А какие отношения возникают между ними? Как они относятся друг к другу? - Верно. Что же общего между ними? - Как вы думаете, почему счастливое будущее, новый мир не возможны? - Правильно. Рефлексия - И мы с вами возвращаемся к началу урока. Как же все-таки меняется человек, с чем связаны эти изменения? Запишите ответы к себе в тетрадь, а затем сверим с доской. На доске: «В условиях нового мира человек перестает быть личностью, способной трезво осознавать происходящее вокруг. Государство превращает человека в машину. Он должен лишь выполнять свою работу, действовать по приказу власти.» - Как вы думаете, возможно ли возродить в себе человека? И каким образом? - Правильно. Поэтому в повести появляется Настя. О том, что Настя привносит в этот мир рабочих, вы поговорите на следующем уроке. - Запишите домашнее задание. Письменно ответить на вопрос: Что для каждого героя поиск «смысла жизни», «истины»? | - «Юшка», «Волшебное кольцо», «В прекрасном и яростном мире». - Необычно то, что для Платонова человек – это редкость и праздник. - Человек изменился, человек как личность исчезает. - углубить знания о жизни и творчестве А. Платонова; - Революционные события и гражданская война. 1. Первая мировая война (1914-1918) 3. Вторая мировая война (1939-1945) - Очевидно, что Платонов принял революцию. Высказываются. - Котлован – это яма, необходимая для того, чтобы потом на его месте заложить фундамент и построить «общепролетарский дом» - Образ котлована занимает центральное место, с ним связаны все герои повести. - Котлован – это символ будущего, его роют ради новой лучшей жизни. - Вощев, Чиклин, Прушевский, Жачев, Пашкин, Сафронов, Козлов. - Вощев. - Вощеву 30 лет, его выгнали с завода. Он не может понять свое будущее, не знает, куда ему нужно идти. - Вощева выгнали с завода, т.к. он во время работы задумался. - Он стремится доказать, что от смысла могла бы улучшиться производительность. Но ему отвечают, что смысл не нужен больше. Все, что от него требуется – это работать, действовать бездумно. - Человек лишь винтик в огромном механизме. Не нужны душевные качества человека, не нужна его внутренняя составляющая, важно лишь то, чтобы он работал, выполнял свои обязанности и служил на пользу государства. - Нет, он не может жить без истины, смысла жизни. - Герой не соглашается, что смысл жизни ограничивается лишь механическим выполнением физической работы - «…радость сделается мыслью и будущий человек….». Появляется надежда, что именно здесь он обретет этот смысл. - Прушевский – это инженер, который разработал проект общепролетарского дома. - Он боится, что его дом будут населять люди, которые не знают теплоты жизни, т.е. не знают смысла, они способны лишь трудиться. - Прушевский чувствует себя одиноким, никому не нужным. - До появления Насти Чиклин кажется нам черствым, мы знаем лишь, что Чиклин – бригадир рабочих в котловане. Он скрытный человек, чувствует печаль, грусть, часто вспоминает о прежней жизни, что раньше он и плясал с девушками, веселился, помнит, как однажды его поцеловала девушка. - Сафронов живет идеей создания нового мира, он ‒ передовой человек времени, призывает всех с энтузиазмом работать, трудиться. - Даже энтузиаст Сафронов сомневается в будущем, чувствует тоску и скуку, глядя на этот мир. Могут ответить только про сестру Прушевского, тогда спросить, общаются ли брат с сестрой. - Все они одиноки, оторваны от своих корней, у них нет истории. - Они относятся друг к другу как чужие, просто работают вместе, для них новые люди, прежде всего, необходимая рабочая сила. - В жизни каждого из них нет никаких привязанностей, нет любви, укорененности. И самое главное, эти герои сомневаются в том, что счастливое будущее возможно. - Нельзя построить новый мир, когда между людьми нет любви, когда человек – это всего лишь машина, исполняющая работу. Записывают. - Да, возможно, любовь способна пробудить в человеке душу. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Я человек, я живу на прекрасной живой земле…Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня – это редкость и праздник». А. Платонов.
Человек в антиутопической повести А.П. Платонова «Котлован». Цели урока: - углубить знания о жизни и творчестве А. Платонова; - проанализировать образы героев повести «Котлован»
Андрей Платонов в детстве
В 1922 году вышел сборник стихов Платонова «Голубая глубина»
1 сентября 1899 ‒‒ 5 января 1951 Первая мировая война (1914-1918 гг.) 2. Революция и гражданская война (1917-1922 гг.) 3. Вторая мировая война (1939-1945 гг.)
«Страдания человечества от голода смертельны. Умирающие рвут сердце живым… Эти живые должны массами отправляться по русской стране с проповедью нового Евангелия-техники… Из этих вот тоскующих, пустынных, раненных временем полей и должно подняться человечество… Из глубокого колодца – земли мы встаем и уже встали с железом в руках и сознанием!».
«Читатель разминулся с А. Платоновым при его жизни, чтоб познакомиться с ним в 60-е годы и открыть его заново уже в наше время...» В.В. Васильев
Утопия — произведение об идеальном человеческом обществе, где нет бедных и богатых, угнетения человека человеком, несправедливости, неравенства. Это модель идеальной социальной системы. Антиутопия — произведение, которое показывает невозможность построения идеального общества.
«…радость сделается мыслью и будущий человек найдет себе покой в этом прочном доме, чтобы глядеть из высоких окон в простертый, ждущий его мир» «Он надеялся жить в будущем хотя бы маленьким остатком сердца»
В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда. Вощев взял на квартире вещи в мешок и вышел наружу, чтобы на воздухе лучше понять свое будущее. Но воздух был пуст, неподвижные деревья бережно держали жару в листьях, и скучно лежала пыль на безлюдной дороге — в природе было такое положение. Вощев не знал, куда его влечет… Вощев
На выкошенном пустыре пахло умершей травой и сыростью обнаженных мест, отчего яснее чувствовалась общая грусть жизни и тоска тщетности. Вощеву дали лопату, он сжал ее руками, точно хотел добыть истину из земного праха; обездоленный, Вощев согласен был и не иметь смысла существования, но желал хотя бы наблюдать его в веществе тела другого, ближнего человека, — и чтобы находиться вблизи того человека, мог пожертвовать на труд все свое слабое тело, истомленное мыслью и бессмысленностью. Вощев тоже начал рыть почву вглубь, пуская всю силу в лопату, он теперь допускал возможность того, что детство вырастет; радость сделается мыслью и будущий человек найдет себе покой в этом прочном доме, чтобы глядеть из высоких окон в простертый, ждущий его мир.
Вощев – герой, который находится в вечных поисках смысла жизни. В его душе живет надежда о счастье в будущем. Вывод:
Среди пустыря стоял инженер — не старый, но седой от счета природы человек. Весь мир он представлял мертвым телом — он судил его по тем частям, какие уже были им обращены в сооружения: мир всюду поддавался его внимательному и воображающему уму, ограниченному лишь сознанием косности природы; материал всегда сдавался точности и терпению, значит, он был мертв и пустынен. Прушевский
Прушевский не видел, кому бы он настолько требовался, чтоб непременно поддерживать себя до еще далекой смерти. Вместо надежды ему осталось лишь терпение, и где-то за чередою ночей, за опавшими, расцветшими и вновь погибшими садами, за встреченными и минувшими людьми существует его срок, когда придется лечь на койку, повернуться лицом к стене и скончаться, не сумев заплакать. На свете будет жить только его сестра, но она родит ребенка, и жалость к нему станет сильнее грусти по мертвому, разрушенному брату. — Лучше я умру, — подумал Прушевский . — Мною пользуются, но мне никто не рад. Завтра я напишу последнее письмо сестре, надо купить марку с утра.
Вот он выдумал единственный общепролетарский дом вместо старого города, где и сейчас живут люди дворовым огороженным способом; через год весь местный пролетариат выйдет из мелкоимущественного города и займет для жизни монументальный новый дом . …но не мог предчувствовать устройства души поселенцев общего дома среди этой равнины и тем более вообразить жителей будущей башни посреди всемирной земли. Какое тогда будет тело у юности и от какой волнующей силы начнет биться сердце и думать ум? Прушевский хотел это знать уже теперь, чтобы не напрасно строились стены его зодчества; дом должен быть населен людьми , а люди наполнены той излишней теплотою жизни , которая названа однажды душой. Он боялся воздвигать пустые здания — те, в каких люди живут лишь из-за непогоды.
Прушевский – инженер. Он инстинктивно осознает, что нельзя в процессе активного строительства нового общества забывать о душах, превращаться в роботов. Вывод:
Чиклин Инженер обошел своим ежедневным обходом разные непременные учреждения и явился на котлован. Он постоял в стороне, пока люди съели все из котла, и тогда сказал: — В понедельник будут еще сорок человек. А сегодня — суббота: вам уже пора кончать . — Как так кончать? — спросил Чиклин. — Мы еще куб или полтора выбросим, раньше кончать ни к чему. — А надо кончать, — возразил производитель работ. — Вы уже работаете больше шести часов, и есть закон. — Тот закон для одних усталых элементов, — воспрепятствовал Чиклин, — а у меня еще малость силы осталось до сна. Кто как думает? — спросил он у всех.
Чиклин сидел среди спящих и молча переживал свою жизнь; он любил иногда сидеть в тишине и наблюдать все, что было видно. Думать он мог с трудом и сильно тужил об этом — поневоле ему приходилось лишь чувствовать и безмолвно волноваться. И чем больше он сидел, тем гуще в нем от неподвижности скапливалась печаль, так что Чиклин встал и уперся руками в стену барака, лишь бы давить и двигаться во что-нибудь. Спать ему никак не хотелось — наоборот, он бы пошел сейчас в поле и поплясал с разными девушками и людьми под веточками, как делал в старое время, когда работал на кафельно -изразцовом заводе. Там дочь хозяина его однажды моментально поцеловала: он шел в глиномялку по лестнице в июне месяце, а она ему шла навстречу и, приподнявшись на скрытых под платьем ногах, охватила его за плечи и поцеловала своими опухшими, молчаливыми губами в шерсть на щеке.
Вывод: Основа жизни Чиклина – труд, рытье котлована. Он одинок, чувствителен, печален, часто предается воспоминаниям о прошлом.
Сафронов изобразил рукой жест нравоучения, и на лице его получилась морщинистая мысль жалости к отсталому человеку. — Пролетариат живет для энтузиазма труда, товарищ Вощев ! Пора бы тебе получить эту тенденцию. У каждого члена союза от этого лозунга должно тело гореть! Сафронов
Если глядеть лишь по низу, в сухую мелочь почвы и в травы, живущие в гуще и бедности, то в жизни не было надежды; общая всемирная невзрачность, а также людская некультурная унылость озадачивали Сафронова и расшатывали в нем идеологическую установку. Он даже начинал сомневаться в счастье будущего, которое представлял в виде синего лета, освещенного неподвижным солнцем, — слишком смутно и тщетно было днем и ночью вокруг. — Чиклин, что же ты так молча живешь? Ты бы сказал или сделал мне что-нибудь для радости! — Что ж мне, обнимать тебя, что ли, — ответил Чиклин. — Вот выроем котлован, и ладно... Ты вот тех, кого нам биржа прислала, уговори, а то они свое тело на работе жалеют, будто они в нем имеют что! — Могу, — ответил Сафронов, — смело могу! Я этих пастухов и писцов враз в рабочий класс обращу, они у меня так копать начнут, что у них весь смертный элемент выйдет на лицо... А отчего, Никит, поле так скучно лежит? Неужели внутри всего света тоска, а только в нас одних пятилетний план?
Вывод Сафронов ‒ герой - энтузиаст. Живет во имя светлого будущего, во имя общей идеи, служит на благо государства.
В условиях нового мира человек перестает быть личностью, способной трезво осознавать происходящее вокруг. Государство превращает человека в машину. Он должен лишь выполнять свою работу, действовать по приказу власти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы над сочинением-рецензией (по повести А.П.Платонова «Сокровенный человек»)
Известно, что экзамен по литературе является одним из самых сложных. Экзаменующийся должен показать хорошее знание историко-литературного материа...
Урок литературы по повести А. Платонова "Котлован". "Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе повести".
Технологическая карта урока...
Тест по рассказу А. Платонова "Котлован" 11 класс
Тест проверяет умения и знания обучающихся 11 класса по литературе...
технологическая карта урока литературы в 11 классе по повести А. Платонова "Котлован"
технологическая карта к заключительному уроку по повести А.Платонова "Котлован" с презентацией PowerPoint...
Открытый урок на тему "Нужна ли человеку мечта" ( по повести А.Грина "Алые паруса")
Разработка содержит конспект урока, презетацию по повести А.Грина "Алые паруса"...
Уроки с 58 по 61 по повести А.Платонова "Котлован" Как рассмативаются пространство и время в повести.
Комплекс уроков по повести А.Платонова "Котлован".Почему герои повести свято верят в идею светлого будущего, в социализм....
Тема трагической судьбы человека (на примере повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»).
Тема трагической судьбы человека (на примере повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)...