конспект урока литературы в 11 классе
план-конспект занятия по литературе (11 класс)
«Концепция любви в произведении А.И.Куприна «Гранатовый Браслет»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
granatovyy_braslet_11_klass.docx | 15.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 11 классе
Тема «Концепция любви в произведении А.И.Куприна «Гранатовый Браслет»
Учитель Лосевская Д.С.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сегодня мы опять поговорим о любви и обратимся к рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Запишите тему урока и эпиграф:
Мы легко можем забыть тех, с кем мы смеялись, но мы никогда не забудем тех, с кем мы плакали.
Калил Гибран, ливанский поэт
Напоминаю, что эпиграф не заключается в кавычки, после фамилии автора точка не ставится. (Ученики записывют тему и эпиграф в тетрадь.)
Постановка проблемных вопросов: 1. В чём величие Г. Желткова по сравнению с другими героями рассказа? 2. Почему именно эти слова являются эпиграфом к уроку?
Сначала проверим, насколько внимательно вы читали рассказ.
А) Вспомните, где и когда происходит действие рассказа?( Черноморский курорт, осень, сентябрь.)
Б) Назовите День именин Веры Николаевны Шеиной?(17 сентября.)
В) Что подарил Вере муж? Сестра? ( серьги из грушевидных жемчужин; записную книжку, сделанную из молитвенника).
Г) Вспомните имя Желткова. (Георгий.)
Д) Что является эпиграфом к рассказу? ( Соната№-2 , op.2 Largo appassionato Бетховена)
Послушаем и мы отрывок из Largo appassionato. Слушая, запишите одним словом ваши ощущения, чувства.
Почему Куприн «заставляет» читателей слушать эту музыку перед чтением рассказа?( Создаёт грустное, трагическое настроение.)
3. Обратимся к тексту рассказа.
Черноморский курорт. Наступила осень. Рассказ, состоящий из 13 глав, начинается с описания природы. Как в литературоведении называется описание природы? ( Пейзаж) Что такое психологический пейзаж? (Пейзаж, отражающий душевное настроение героев.)
Прочитаем пейзаж в 1 главе. Пока читаем, выделите слова, средства художественный выразительности, которые помогают автору создать настроение. ( Чтение вслух указанных эпизодов из 1 главы.) Какое настроение создаёт Куприн? Какие метафоры, эпитеты, сравнения помогли вам это почувствовать? ( Тревожная атмосфера, ужас, что-то гибельное и страшное несёт пейзаж в начале рассказа.) Как называется противопоставление в литературе? (Антитеза) Найдите её в 1 главе. В чём её смысл? ( Противопоставлены 2 чувства: тревога и спокойствие). На антитезе построен весь рассказ Куприна.
А теперь найдите описание сада во 2 главе. Прочитайте его и сравните с описаниями чувств Веры Николаевны Шеиной, которые она испытывает к мужу, с её характером. ( Состояние природы - увядание, характер Веры спокойный, холодный, да и прежняя страстная любовь к мужу превратилась в спокойное чувство дружбы.) С точки зрения композиции, какое место занимают эти эпизоды в рассказе?
В какой день начинается завязка действия? ( В день именин Веры Николаевны.) 5 глава.
«Вера Николаевна Шеина всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного». Что «счастливо-чудесное» произошло в этот день? ( Вера получила подарки от мужа, от сестры; приехал генерал Аносов, друг семьи, которого Вера и её сестра Анна очень любили и ласково называли «дедушкой»). Но завязка начинается не с этого. С какого момента? ( Вера Николаевна получает письмо от Георгия Желткова и браслет.) Прочтите описание браслета. Когда опять в рассказе появляется трагическая нота? ( «Как кровь») Какое чувство испытывает Вера Шеина, читая письмо Желткова? (Недовольство) Прочитайте письмо Желткова. К какому типу героев в русской литературе вы можете его отнести? Почему? ( Тип «маленького человека»).
3. А теперь мы обратимся с вами к системе образов в рассказе.
ВЕРА ШЕИНА
ВАСИЛИЙ ШЕИН Генерал АНОСОВ
ГЕОРГИЙ ЖЕЛТКОВ НИКОЛАЙ БУЛАТ-ТУГАНОВСКИЙ
Какую роль в рассказе играет генерал Аносов? Как называются такие герои? (Он передаёт взгляды автора на любовь. Это резонёр ).
Найдите в тексте (глава 8) Высказывания Аносова о любви ? Когда он их произносит? Кому?
Как он отзывается о Желткове?
Что вы можете сказать о брате Веры Николае Булат-Тугановском? Почему Куприн даёт такую фамилию этому герою? ( Олицетворяет дворянство с его взглядами на любовь: моё принадлежит только мне, и чувства здесь неуместны).
Прочитаем сцену визита Николая Николаевича и мужа Веры к Желткову. Подчеркните слова, помогающие увидеть величие «маленького человека» Желткова перед князьями Николаем и Василием. В чём величие Желткова? ( В его любви к Вере)
Какое место в композиции рассказа занимает этот эпизод? (Кульминация)
« Вера Николаевна никогда не читала газет. Но судьба заставила её натолкнуться на тот лист, где было напечатано сообщение о смерти Желткова». А вечером пришёл почтальон и принёс письмо. Вера николаевна прочитала его и не смогла не поехать, чтобы не проститься с Желтковым.
12 глава сцена прощания. Прочитайте. Почему Вера заплакала? Только ли «впечатление смерти» повлияло на неё? Какие слова генерала Аносова она вспоминает?
13 глава, Читаем финал со слов Она узнала с первых же аккордов…» и до конца.
Что значат эти слёзы для Веры? ( Катарсис – очищение через страдание). Что заставило Веру сказать: «Нет, нет, теперь он простил меня. Всё хорошо»? ( Музыка и мгновенное ощущение настоящей высокой любви).
Домашнее задание: 1. Напишите ответ на один из вопросов к уроку в виде сочинения в объёме не менее 200 слов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "
Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....
конспект урока литературы 7 класс
Поэзия хокку...
Конспект урока литературы 10 класс
Конспект обобщающего урока после прочтения "Истории одного города" М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок
Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...