Мастер-класс по литературе «Чтение с остановками» по рассказу Л.Улицкой "Бумажная победа"
методическая разработка по литературе
Знакомство с рассказом Л. Улицкой «Бумажная победа» через приём технологии смыслового чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_po_ulitskoy1.docx | 29.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по литературе «Чтение с остановками»
Иванова Надежда Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Цели деятельности учителя: познакомить с рассказом Л. Улицкой «Бумажная победа»; научить по поступкам, словам и эмоциональным проявлениям делать выводы о характере героя, сравнить послевоенное детство с детством сегодняшним; обратить внимание на то, что умение замечать и ценить красоту – это еще и умение радоваться проявлению чужих способностей.
Планируемые результата:
Предметные: научатся читать про себя в процессе ознакомительного, выборочного чтения, высказывать оценочные суждения о героях произведения, тактично воспринимать мнения одноклассников; получат возможность научиться читать вслух прозаический текст в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения, определять отношение автора к герою; видеть совпадение позиции героя рассказа и автора.
Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные: выбирают способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи.
Познавательные: находят в тексте ответ на заданный вопрос; произвольно строят устные высказывания с учетом учебной задачи.
Коммуникативные: выражают свои мысли в устной речи, в монологе и диалоге; используют доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания; проявляют устойчивый интерес к общению в совместной работе.
Личностные: проявляют интерес к содержанию и форме художественного произведения, интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе.
Оборудование: тексты с рассказом «Бумажная победа», использование ИКТ: компьютерная презентация, оригами.
Используемая технология: Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Методические приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, чтение вслед за автором.
План проведения.
Этап | Содержание | Время | Примечание |
1. Презентация педагогического опыта | Краткое обоснование основных идей опыта: какие умения даёт технология развития критического мышления через чтение и письмо | 2 мин. | Слайды |
2. Представление методов и приёмов | Раскрытие особенностей методических приёмов технологии РКМЧП | 1 мин. | Слайды |
3. Имитационная игра | Занятие со слушателями, на котором демонстрируются технологические этапы создания сочинения | 15 мин. | Инструкция по работе с текстом |
5. Рефлексия | Дискуссия по результатам совместной деятельности | 2 мин. | Слайды |
Ход мастер-класса
- Организационный момент.
- Прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо с условным названием «Чтение с остановками» используется, чтобы заинтересовать ребенка книгой, привлечь его к осмысленному чтению.
Материалом для использования приема «Чтение с остановками» служит повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием требует не только серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового.
Данный прием имеет следующий алгоритм работы:
- Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.
- Осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"
- Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск.
Стадия вызова.
Учитель: Нам предстоит сегодня познакомиться с рассказом современной российской писательницы Людмилы Улицкой «Бумажная ? ». Коллеги, мы сформулируем полное название в конце мастер-класса. А что может быть бумажным? (самолётик, деньги, кораблик, змей, пакет, полотенце, салфетка, конверт.)
- Перечень может быть большой. Моя первая ассоциация – бумажный самолётик (пустила в зал самолётик).
На сцене - выставка поделок из бумаги
3.Изучение нового материала.
- Давайте начнём работу над рассказом. Коллеги, читать текст мы будем с остановками, по частям. Итак, часть1.
Л.Е.Улицкая рассказ «Бумажная победа»
Часть 1.
Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья — ветошь, кости, битое стекло, — и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пираплетчиков. Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал ее как унижение.
Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой.
Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом. Губы сохли, и их приходилось часто облизывать.
Помимо этого, у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но, в отличие от других, Геня не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком.
- Каким вам представляется герой произведения Геня Пираплетчиков?
- Каким человеком себя ощущает герой?
- Продолжаем знакомство с героем, чтение 2 части.
Часть 2.
Итак, он вышел во двор, едва оправившись после весенне-зимних болезней, в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом шарфе, обмотанном вокруг шеи...
Первый ком земли упал около Гени. Он вздрогнул — брызги грязи тяжело шлепнулись на лицо. Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери. Вдогонку, как звонкое копье, летел самодельный стишок:
— Генька хромой, сопли рекой!
Он оглянулся: кидался Колька Клюквин, кричали девчонки, а позади них стоял тот, ради которого они старались, — враг всех, кто не был у него на побегушках, ловкий и бесстрашный Женька Айтыр.
…Вечером, когда Геня похрапывал во сне за зеленой ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом.
— Почему? Почему они его всегда обижают? — горьким шепотом спросила, наконец, бабушка.
- Коллеги, какое самое страшное испытание было для мальчика? (встреча с ребятами во дворе)
- Как вы думаете, что он чувствовал в эти минуты? (страх, обиду, ему хотелось быстрее убежать)
- Найдите в тексте сравнение, которое передаёт душевную боль Гени. Проанализируйте его (как звонкое копьё)
- Мама находит выход, который ошеломил бабушку, как вы думаете, какой это выход?
- А теперь узнаем, подтвердились ли ваши предположения? Читаем часть3.
Часть 3
— Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения, — ответила мать.
— Ты с ума сошла, — испугалась бабушка, — это же не дети, это бандиты и воры. Они же весь дом вынесут, — сопротивлялась бабушка.
— У тебя есть что красть? — холодно спросила мать.
Старушка промолчала... Прошло две недели. Наступила спокойная и нежная весна. Высохла грязь…
Геня уже третью неделю ходил в школу, хотя обычно перерывы между болезнями длились не больше недели.
Бабушка провожала внука в школу, а к концу занятий ждала его в школьном вестибюле, наматывала на него зеленый шарф и за руку вела домой.
Накануне дня рождения мать сказала Гене, что устроит ему настоящий праздник.
— Позови из класса кого хочешь и из двора, — предложила она.
— Я никого не хочу. Не надо, мама, — попросил Геня.
— Надо, — коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули ее брови, он понял, что ему не отвертеться.
- Коллеги, как вы считаете, правильным ли было решение мамы: пригласить ребят со двора на праздник?
- Как вы думаете, к нему придут на день рождения?
Узнаем, о чем повествует часть 4.
Часть 4.
Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра. Пригласила всех подряд…
Геня тоскливо оглядывал комнату. Больше всего его смущало блестящее черное пианино — такого наверняка ни у кого не было. Книжный шкаф, ноты на этажерке — это было еще простительно. Но Бетховен, эта ужасная маска Бетховена! Наверняка кто-нибудь ехидно спросит: «А это твой дедушка? Или папа?»
К четырем часам на раздвинутом столе стояла большая суповая миска с мелко нарезанным винегретом, жареный хлеб с селедкой и пирожки с рисом.
Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, веселые и непримиримые враги… Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.
Он был великим мастером этого бумажного искусства. Тысячи дней своей жизни Геня проводил в постели, переносил ангины и простуды, загибая уголки и расправляя сгибы бумажных листов, а под боком у него лежала книга «Веселый час», написал ее мудрец, волшебник, лучший из людей — некий М. Гершензон. Он был великим учителем, зато Геня был великим учеником…
Геня крутил в руках недоделанный кораблик и с ужасом ждал прихода гостей.
- Как вы думаете, почему Геня стеснялся всего этого?
Продолжаем чтение с остановками.
Часть 5.
Они пришли ровно в четыре, всей гурьбой. Белесые сестрички, самые младшие из гостей, поднесли большой букет желтых одуванчиков. Прочие пришли без подарков.
Все чинно расселись вокруг стола, мать разлила по стаканам самодельную шипучку с коричневыми вишенками и сказала:
— Давайте выпьем за Геню — у него сегодня день рождения…
Мать играла песни Шуберта. Это была невообразимая картина: человек двенадцать плохо одетых, но умытых и причесанных детей, в полном молчании поедавших угощение, и худая женщина, выбивавшая из клавиш легко бегущие звуки.
— Генечка, — вдруг сладким голосом сказала бабушка, — может, тоже поиграешь?
Мать бросила на бабушку тревожный взгляд. Генино сердце едва не остановилось: они ненавидят его за дурацкую фамилию, за прыгающую походку, за длинный шарф, за бабушку, которая водит его гулять. Играть при них на пианино!
Мать увидела его побледневшее лицо, догадалась и спасла:
— В другой раз. Геня сыграет в другой раз.
Айтыр самым бесстыжим образом разглядывал комнату. Он все шарил и шарил глазами и, наконец, указывая на маску, спросил:
— Теть Мусь! А этот кто? Пушкин?
Мать улыбнулась и ласково ответила:
— Это Бетховен, Женя. Был такой немецкий композитор. Он был глухой, но все равно сочинял прекрасную музыку…Давайте поиграем во что-нибудь. Во что вы любите играть?
— Можно в карты, — простодушно сказал Колюня.
— Давайте в фанты, — предложила мать.
Никто не знал этой игры. Айтыр у подоконника крутил в руках недоделанный кораблик. Мать объяснила, как играть, но оказалось, что ни у кого нет фантов.
- Коллеги, какое открытие сделали ребята на дне рождения? (Мама Гени умеет играть на пианино и Геня тоже)
- – Что будет дальше, ребята откажутся от игры в фанты, мама предложит другую игру?
- Как вы думаете, какое открытие еще ожидает Гениных гостей? Можно предположить по названию рассказа?
Что нам раскроет 6 часть.
Часть 6
Айтыр положил на стол кораблик и сказал:
— Это будет мой фант.
Геня придвинул его к себе и несколькими движениями завершил постройку.
— Геня, сделай девочкам фанты, — попросила мать и положила на стол газету и два листа плотной бумаги.
Бритые головы мальчишек, стянутые тугими косичками головки девчонок склонились над столом. Лодка… кораблик… кораблик с парусом… стакан… солонка… хлебница… рубашка…
Он едва успевал сделать последнее движение, как готовую вещь немедленно выхватывала ожидающая рука.
— И мне, и мне сделай!
— Тебе он уже сделал, бессовестная ты! Моя очередь!
— Генечка, пожалуйста, мне стакан!
— Человечка, Геня, сделай мне человечка!
Все забыли и думать про фанты, тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили…Он словно впервые увидел их лица: не злые.
Они были совершенно не злые…
- Какое же открытие ожидало гостей?
- Именно Айтыр даёт идею фантов из бумаги, хотя изначально она была и у мамы. Но почему именно Айтыр, никто другой?
- Как же ребята стали относиться к Гене? (они искренне восхищаются его талантом… они тянули к нему руки… и все улыбались, и все его благодарили)
- Какое чувство теперь испытывает ребёнок? (радость)
5. Рефлексия.
- А теперь вернёмся к названию рассказа. В сложных отношениях героя и ребят со двора происходит переворот. И кто же теперь побеждает? (Геня становится победителем)
- Что хотела донести до своих читателей Людмила Улицкая?
(С помощью бумаги Геня совершил сокрушительную победу над закоренелой неприязнью к нему. «Бумажная победа» над презрением, жестокосердием детей, несправедливостью была одержана Геней с помощью его «чепухового» таланта и доброты его матери).
- Как бы вы назвали этот рассказ?
(Людмила Улицкая пишет о детском мире, рассказ «Бумажная победа» раскрывает проблему толерантного отношения друг другу (открываю слайд с названием рассказа)).
Итог
Я хочу пожелать коллегам, жюри побеждать в любой ситуации, побеждать себя, преображая зло в добро, даря чудо улыбки этому миру (подарки-оригами).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание традициями. Мастер-класс Родительское собрание Семейное чтение
Мастер-класс в форме родительского собрания. Проводится по направлению "Воспитание традициями"и направлен на возрождение забытой традиции, когда были популярными семейные вечера. Семейное общение позв...
Чтение с остановками ( по рассказу "Лека.Детский дом" Т.Кудрявцева).
Чтение в 5 классе...
Чтение с остановками ( по рассказу "Лека.Детский дом" Т.Кудрявцева).
Чтение в 5 классе...
Мастер-класс "Развитие стратегий смыслового чтения и работы с текстом в биологическом образовании"
Презентация рассказывает о нескольких приёмах формирования грамотной работы с текстом на уроках биологии.Цель смыслового чтения: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все д...
Мастер-класс "Развитие навыков смыслового чтения"
Тема: Развитие навыков смыслового чтения как средство формирования метапредметных умений Цель : показать роль смыслового чтения для формирования метапредметных умений, через различные приемы....
Сценарий мастер – класса по теме «Смысловое чтение как прием формирования УУД»
Что же такое смысловое чтение, нужно ли учить ему? Как учить? Какие приемы использовать? На эти и другие вопросы мы и попытаемся ответить сегодня...
Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".
Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...