Поэзия Серебряного века. Акмеизм.
презентация к уроку по литературе (11 класс)

Торопова Елена Владимировна

осмысленное чтение, обсуждение, навык анализа поэтического текста, характеристика акмеизма как направления

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon для размышлений991.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Акмеизм. Н.Гумилёв.

Слайд 2

Акмеисты, пришедшие на смену символистам, не имели детально разработанной философско-эстетической программы. Но если в поэзии символизма определяющим фактором являлась мимолетность, сиюминутность бытия, некая тайна, покрытая ореолом мистики, то в качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма был положен реалистический взгляд на вещи . Туманная зыбкость и нечёткость символов заменялась точными словесными образами . Слово, по мнению акмеистов, должно было приобрести свой изначальный смысл. Высшей точкой в иерархии ценностей для них была культура, тождественная общечеловеческой памяти. Поэтому столь часты у акмеистов обращения к мифологическим сюжетам и образам . Если символисты в своём творчестве ориентировались на музыку, то акмеисты — на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись . Тяготение к трёхмерному миру выразилось в увлечении акмеистов предметностью: красочная, порой экзотическая деталь могла использоваться с чисто живописной целью.

Слайд 3

Акмеисты, или — как их ещё называли — «гиперборейцы» (по названию печатного рупора акмеизма, журнала и издательства «Гиперборей»), сразу выступили единой группой. Своему союзу они дали знаменательное наименование «Цех поэтов» . А начало новому течению (что в дальнейшем стало едва ли не «обязательным условием» возникновения в России новых поэтических групп) положил скандал. Осенью 1911 года в поэтическом салоне Вячеслава Иванова, знаменитой «Башне», где собиралось поэтическое общество и проходило чтение и обсуждение стихов, вспыхнул «бунт». Несколько талантливых молодых поэтов демонстративно ушли с очередного заседания «Академии стиха», возмущённые уничижительной критикой в свой адрес «мэтров» символизма.

Слайд 4

Осенью 1912 года шестеро основных членов «Цеха» решили не только формально, но и идейно отделиться от символистов, назвав себя «акмеистами», то есть вершиной . Главные идеи акмеизма были изложены в программных статьях Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии» , опубликованных в журнале «Аполлон» (1913, № 1). В первой из них говорилось: «На смену символизму идёт новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от слова akme — высшая степень чего-либо, цветущая пора) или адамизм (мужественно твёрдый и ясный взгляд на жизнь), во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме. Однако, чтобы это течение утвердило себя во всей полноте и явилось достойным преемником предшествующего, надо, чтобы оно приняло его наследство и ответило на все поставленные им вопросы. Слава предков обязывает, а символизм был достойным отцом».

Слайд 5

Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго — около двух лет. В феврале 1914 года произошёл его раскол. «Цех поэтов» был закрыт. Акмеисты успели издать десять номеров своего журнала «Гиперборей» и несколько альманахов. Основные принципы акмеизма : — освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; — отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; — стремление придать слову определённое, точное значение; — предметность и чёткость образов, отточенность деталей; — обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; — поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала; — перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

Слайд 6

- в поэзии должно быть воедино собрано 4 начала : 1) традиции У.Шекспира в изображении внутреннего мира человека ; 2) традиции Ф.Рабле в воспевании тела ; 3) традиции Ф.Вийона в воспевании радостей жизни ; 4) традиции Т.Готье в воспевании силы искусства .

Слайд 8

Николай Степанович Гумилёв (1886-1921, 35 лет) родился в Кронштадте. Отец — морской врач. Детство провёл в Царском Селе, в гимназии учился в Петербурге и Тифлисе. Стихи писал с 12 лет, первое печатное выступление в 16 лет — стихотворение в газете «Тифлисский листок». Осенью 1903 семья возвращается в Царское Село, и Гумилёв заканчивает там гимназию, директором которой был Иннокентий Анненский (учился плохо, выпускные экзамены сдал в 20 лет). Переломный момент — знакомство с философией Ф.Ницше и стихами символистов. В 1903 познакомился с гимназисткой Анной Горенко (будущей Анной Ахматовой). В 1905 выходит первый сборник стихов — «Путь конквистадоров», наивная книга ранних опытов, где уже найдена собственная интонация и появился образ лирического героя, мужественного, одинокого завоевателя. В 1906, после окончания гимназии, Гумилёв уезжает в Париж, где слушает лекции в Сорбонне и заводит знакомства в литературно-художественной среде.

Слайд 9

В Париже вышел второй сборник стихов Гумилёва — «Романтические стихи» (1908 ), посвящённый А.А.Горенко. С этой книги начинается период зрелого творчества Н. Гумилёва. В.Брюсов , похваливший — авансом — первую его книгу, с удовлетворением констатирует, что не ошибся в своих прогнозах: теперь стихи «красивы, изящны и, большею частью, интересны по форме ». Весной 1908 года Гумилёв возвращается в Россию, сводит знакомство с петербургским литературным светом (Вячеслав Иванов), выступает постоянным критиком в газете «Речь». Осенью совершает свою первую поездку на Восток — в Египет. Поступает на юридический факультет столичного университета, вскоре переводится на историко-филологический. В конце 1909 года Гумилёв на несколько месяцев уезжает в Абиссинию, а вернувшись, издаёт новую книгу — «Жемчуга».

Слайд 10

25 апреля 1910 Николай Гумилёв венчается с Анной Горенко (разрыв их отношений произошёл в 1914 году). Осенью 1911 создается «Цех поэтов». Первым акмеистическим произведением считали в «Цехе поэтов» поэму Гумилева «Блудный сын» (1911), вошедшую в его сборник «Чужое небо» (1912). В это время за Гумилевым прочно укрепилась репутация «мастера», «синдика» (руководителя) Цеха поэтов, одного из самых значительных современных поэтов. В начале Первой мировой войны Н. Гумилёв, человек действия, поступает добровольцем в уланский полк и заслуживает за храбрость два Георгиевских креста. В «Биржевых ведомостях» в 1915 публикуются его «Записки кавалериста». В конце 1915 выходит сборник «Колчан», в журналах печатаются его драматургические произведения — «Дитя Аллаха» и «Гондла». Патриотический порыв и упоённость опасностью скоро проходят, и он пишет в частном письме: «Искусство для меня дороже и войны, и Африки» .

Слайд 11

3 августа 1921 года Гумилев арестован ЧК по делу о «таганцевском заговоре» и 24 августа приговорён к расстрелу.

Слайд 12

Жираф Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далёко, далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озёр. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полёт. Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот. Я знаю весёлые сказки таинственных стран Про чёрную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.. Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.

Слайд 13

Это стихотворение написано в 1907 году, вошло в сборник «Озеро Чад». С первых строчек стихотворения перед нами открывается довольно безрадостная картина. Мы видим грустную девушку, она сидит, наверное, у окна, подтянув к груди коленки, и сквозь пелену слёз смотрит на улицу. Рядом лирический герой, который, стараясь её утешить и развлечь, ведёт рассказ о далёкой Африке, об озере Чад. Так взрослые, стараясь утешить ребёнка, поведывают о чудесных краях. Перед нами – чудесная страна, где «бродит» жираф. Он описан как существо небывало красивое, главный эпитет, характеризующий его – «изысканный». Это не просто животное, это - символ изящества, экзотики. Автор сравнивает узор животного с луной, отражающейся в воде, а бег животного - с парусами корабля. Жираф выступает как воплощение надежды, ведь, если вдали видны паруса, скоро покажется и корабль. Подобное сравнение ещё раз настраивает читателя на романтический лад, ведь море – это всегда путешествия, экзотика, таинственность. Тема стихотворения – взаимопонимание между людьми, между мужчиной и женщиной, парой. Основная мысль состоит в том, что у влюблённых разные ценности, которые, как бы ни были они прекрасны, могут быть ненужны или непонятны другому.

Слайд 14

Восьмистишие Ни шороха полночных далей, Ни песен, что певала мать, Мы никогда не понимали Того, что стоило понять. И, символ горнего величья, Как некий благостный завет, — Высокое косноязычье Тебе даруется, поэт. Косный - тяготеющий к чему-нибудь привычному, невосприимчивый к новому, отсталый.

Слайд 15

В моих садах — цветы, в твоих — печаль. Приди ко мне, прекрасною печалью Заворожи, как дымчатой вуалью, Моих садов мучительную даль. Ты — лепесток иранских белых роз. Войди сюда, в сады моих томлений, Чтоб не было порывистых движений, Чтоб музыка была пластичных поз, Чтоб пронеслось с уступа на уступ Задумчивое имя Беатриче И чтоб не хор менад, а хор девичий Пел красоту твоих печальных губ. Беатриче - «муза» и тайная возлюбленная итальянского поэта Данте Алигьери (13 век).

Слайд 17

Основные темы лирики Гумилёва — любовь, искусство, жизнь и смерть, присутствуют военные и «географические» стихи. В его творчестве отсутствует политическая тематика; размеры стихов Гумилёва крайне разнообразны, сам он считал, что лучше всего у него получаются анапесты. Верлибр Гумилёв использовал редко, самый знаменитый— «Мои читатели». …Много их, сильных, злых и весёлых, Убивавших слонов и людей, Умиравших от жажды в пустыне, Замерзавших на кромке вечного льда, Верных нашей планете, Сильной, весёлой и злой, Возят мои книги в седельной сумке, Читают их в пальмовой роще, Забывают на тонущем корабле. (Отрывок из стихотворения) Верлибр - свободный стих.

Слайд 18

Аспекты Старшие символисты Младосимволисты Акмеисты Поэты Декаденты: Гиппиус Зинаида Николаевна ( 1869-1945); Мережковский Дмитрий Сергеевич (1866-1941); Старшие символисты: Брюсов Валерий Яковлевич ( 1873-1924); Бальмонт Константин Дмитриевич ( 1867-1942); Сологуб Фёдор (Фёдор Кузьмич Тетерников) ( 1863-1927); Кузмин Михаил Алексеевич (1875-1936) Белый Андрей (Борис Николаевич Бугаев) (1880-1934); Блок Александр Александрович ( 1880-1921); Иванов Вячеслав Иванович ( 1866-1949) Ахматова Анна Андреевна (Горенко) ( 1889-1966); Гумилёв Николай Степанович ( 1886-1921); Городецкий Сергей Митрофанович ( 1884-1967); Зенкевич Михаил Александрович ( 1891-1973); Мандельштам Осип Эмильевич ( 1891-1938); Нарбут Владимир Иванович ( 1888-1938) Отношение к реальности Неприятие реальности, уход в инореальность Приятие реальности через преодоление разрыва между ней и инореальностью Безусловное приятие реальности

Слайд 19

Взгляд на призвание поэта Поэт-маг, шаман, заклинатель, мистик Поэт-пророк, теург Поэт-ремесленник, мастер Отношение к предшествующим и иным культурам, эпохам, традициям Интерес к культурной экзотике, экзотическим и древним культурам, средневековью Предшествующая традиция- лишь путь к символизму как «вершине» культуры. Все предшественники - «предсимволисты» ( Шекспир, Гёте, Гюго…) Интерес к «лицу» предшествующей культуры, её особенностям, традициям, формам Взгляд на исторический процесс «Порочный, замкнутый круг» «Эволюционный целенаправленный процесс» Популярна идея золотого века Близкий род искусств Музыка Музыка Архитектура Основные художественные средства, их назначение Аллитерации, ассонансы для передачи музыкальности стиха, олицетворения Метафоры, оксюморон для яркого, мажорного изображения реальности придания более ёмкого смысла детали

Слайд 20

Д.Мережковский и З.Гиппиус Видео «Тёмное стекло»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦОР презентация к уроку литературы 11 кл "ПОЭЗИЯ “СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА” ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ И ВЗГЛЯДЫ НА НИХ"

ЦОР презентация поможет более подробно рассказать об основных течениях в начале 20 века...

Презентации к урокам по теме "Поэзия серебряного века"

Поэзия «серебряного века» (считается, что это наименование было впервые предложено известным русским философом Н. Бердяевым) – выдающийся феномен в истории русской литературы. На протяжении каких–нибу...

Презентации к урокам по теме "Поэзия серебряного века"

Поэзия «серебряного века» (считается, что это наименование было впервые предложено известным русским философом Н. Бердяевым) – выдающийся феномен в истории русской литературы. На протяжении каких–нибу...

Элективный курс Тема: «Литература Серебряного века. Акмеизм и творчество А.А. Ахматовой».

Авторская программа элективного курса «Литература Серебряного века. Акмеизм и творчество А.А. Ахматовой» предназначена для учащихся 9 - 11  классов....

элективный курс "Литература Серебряного века. Акмеизм и творчество Н.С.Гумилева"

Программа курса ориентирована на первое полугодие 11 класса параллельно с изучением программного материала по Серебряному веку. "Самый непрочитанный поэт" - особое внимание уделено творчеств...

Урок литературы по поэзии Серебряного века (поэзия А. Ахматовой и Н. Гумилева)

Урок содержит материал для выступления учащихся ( небольшая композиция из стихотворений А. Ахматовой и Н. Гумилева, выстроенная таким образом, что читающие стихи учащиеся должны обращаться друг к друг...