Элективный курс Тема: «Литература Серебряного века. Акмеизм и творчество А.А. Ахматовой».
элективный курс по литературе (9 класс) по теме
Авторская программа элективного курса «Литература Серебряного века. Акмеизм и творчество А.А. Ахматовой» предназначена для учащихся 9 - 11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyi_kurs_po_tvorchestvu_akhmatovoi_uchitel_ivanova_o.v.docx | 28.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Волгоградская академия повышения квалификации и переподготовки
работников образования».
Кафедра филологических дисциплин и методики их преподавания
Элективный курс
Тема: «Литература Серебряного века. Акмеизм и творчество А.А. Ахматовой».
Автор: Иванова О.В.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №27
г.Волжского,
Волгоградской
области
г.Волгоград, 2013 г.
Авторская программа элективного курса по литературе для учащихся 9-11-ых на тему: «Литература Серебряного века. Акмеизм и творчество А.А. Ахматовой».
Методические рекомендации
Авторская программа элективного курса «Литература Серебряного века. Акмеизм и творчество А.А. Ахматовой» предназначена для учащихся 9 - 11 классов.
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением творчества Анны Ахматовой. Школьная программа не даёт возможности подробно изучить данную тему, однако произведения поэтессы представляют собой совершенно уникальное явление русской литературы и необходимы для изучения в школе.
Содержание программы позволяет расширить представление учащихся о творчестве Анны Андреевны.
Данная программа поддерживает базовый школьный курс истории русской литературы. Программа насыщена историческими, биографическими сведениями, что способствует повышению интереса учащихся к личности Ахматовой, а, следовательно, и к её творчеству.
Программа «Литература Серебряного века. Акмеизм и творчество А.А. Ахматовой» применима при организации занятий, ориентированных на подготовку учащихся 9 -11 классов не только к выпускному экзамену по литературе, но и к вступительному экзамену в вуз. Она имеет практическую направленность и предназначена не столько для формирования знаний учащихся творчества А. Ахматовой, сколько для развития их умений и навыков анализа художественного произведения. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения данного курса, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений и других письменных работ по литературе.
Изучение данного курса рекомендуется после темы «Серебряный век русской поэзии».
В качестве основной формы организации учебных занятий предусмотрены лекция и практикум (урок анализа произведения), на которых учащиеся осваивают творчество Анны Ахматовой: читают и анализируют стихи, обобщают информацию о литературном процессе Серебряного века – времени, связанном с основными вехами жизни и творчества Анны Ахматовой.
Место предмета в базисном учебном плане: Авторская программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю).
Планируемые результаты
- Предметные:
знать основные факты жизни поэтессы, особенности творческого метода, особенности литературного направления; понимать идейный смысл стихотворений; уметь пересказывать, читать наизусть; создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.
2.Метапредметные:
владеть изучающим видом чтения с целью анализа текстов стихотворений, приёмами отбора и систематизации материала, уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы, уметь работать с разными источниками информации, анализировать её, использовать в самостоятельной деятельности.
3.Личностные:
осознать значимость решения учебных задач, выработать свою жизненную позицию в отношении творчества А. Ахматовой и акмеизма, создавать связные тексты, участвовать в диалоге, дискуссии.
Оснащение мероприятия:
мультимедийный проектор, компьютер
Сценарий мероприятия
План
1.Учебно-тематический план.
- Введение. Обзор творчества А.А. Ахматовой. Акмеизм.
- Акмеизм. Статья В.М. Жирмунского «Преодолевшие символизм».
- Эстетические принципы акмеизма.
- О лирическом сюжете Пушкина в стихах Ахматовой.
- Об Ахматовой: Стихи.
- Сборники стихотворений: «Вечер».«Чётки».«Белая стая».
- Сборники стихотворений: «Подорожник», «Тростник», «Anno Domini».
- Чуковская Л.К. «Записки об А.А. Ахматовой».
- Лингвистический анализ текстов стихотворений А.А. Ахматовой.
- Зачёт по курсу.
- Содержание программы.
3.Список используемой литературы. Информационно-содержательная программа основного курса.
- Литература для учителя.
- Литература для учащихся
- Учебно-дидактический материал
Количество часов 17
Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование тем курса | Количество часов | Количество лекций | Количество практических занятий | Количество семинаров | Форы контроля |
1 | Введение. Обзор творчества А.А. Ахматовой. Акмеизм. | 1 | 1 | Лекция учителя с элементами беседы. | ||
2-3 | Акмеизм. Статья В.М. Жирмунского «Преодолевшие символизм». | 2 | 1 | 1 | Лекция. Составление плана лекции, семинар, сопоставительный анализ (символизм-акмеизм). | |
4-5 | Эстетические принципы акмеизма. | 2 | 1 | Лекция, составление тезисов лекции, конференция. | ||
6 | О лирическом сюжете Пушкина в стихах Ахматовой. | 1 | Регламентированная дискуссия, сопоставительный анализ (Пушкин-Ахматова). | |||
7 | Об Ахматовой: Стихи. | 1 | 1 | 1 | Комментированное чтение, чтение стихотворений наизусть, семинар, лингвистический анализ, стенгазета. | |
8-10 | «Вечер». «Чётки». «Белая стая». | 3 | 3 | Чтение наизусть, лингвистический анализ, сопоставительный анализ, доклады учащихся, сочинение. | ||
11-13 | «Подорожник». «Тростник». «Anno Domini». | 3 | 3 | Чтение наизусть, лингвистический анализ, сопоставительный анализ, доклады учащихся, сочинение. | ||
14 | Чуковская Л.К. «Записки об А.А. Ахматовой» | 1 | Сообщения, доклады учащихся, составление вопросов по тексту. | |||
15-16 | Лингвистический анализ текстов стихотворений А.А. Ахматовой. | 2 | 2 | Лингвистический анализ, сопоставительный анализ, сдача проектов, подготовка к итоговой зачётной работе по курсу, конференции. | ||
17 | Зачёт по курсу. | 1 | Тестирование. |
Содержание программы.
- Знакомство учащихся с содержанием элективного курса, задачами, стоящими перед ними, с пособиями для занятий, списком для самостоятельного чтения. Общий экскурс в акмеизм и творчество А. Ахматовой.
- Анализ работы В.М. Жирмунского «Преодолевшие символизм». Сопоставление литературных направлений (символизм – акмеизм).
- Выделение основополагающих принципов акмеизма. Их отражение в лирике А. Ахматовой.
- Влияние творчества А.С. Пушкина на поэзию А. Ахматовой. Сопоставление.
- Очерк жизни и творчества поэтессы. Влияние Н.С. Гумилёва. Создание литературной газеты.
- Лингвистический анализ стихотворений каждого сборника поэта.
- Знакомство с книгой Л.К. Чуковской «Записки об А. Ахматовой». Дневниковые записи встреч Чуковской с Ахматовой.
- Тестирование по курсу.
Список используемой литературы
- Литература для учителя.
- Ахматова А. Автобиографическая проза. // Литературное обозрение. – 1989. - № 5.
- Ахматова А., Гумилёв Н. Стихи и письма. / Публ., сост. И примеч. Э.Г. Герштейн. // Новый мир. – 1986. - № 9.
- Ахматова А.А.
Сочинения: В 2 томах. – А. Ахматова. – М.: Художественная литература, 1990.
- Виленкин В.Я.
В сто первом зеркале (А. Ахматова). – М.: Сов. Писатель, 1990.
- Гумилёв Н.С.
Сочинения. В 3 томах. Письма о русской поэзии. – М.: 1991.
- Добин Е.С. Сюжет и действительность; Искусство детали. – Л.: Сов. Писатель, 1981.
- Жирмунский В. Преодолевшие символизм. // Русская мысль. – 1916. - № 12.
- Кормилов С.И. Поэтическое творчество А. Ахматовой. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М.: Издательство МГУ, 1998.
- Лукницкая В.
Николай Гумилёв: Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких. – Л.: Лениздат, 1990.
- Найман А.Г.
Рассказы об А. Ахматовой. – М.: Вагриус, 1999.
- Одоевцева И.В.
На берегах Невы: Литературные мемуары. – М.: Худож. литер., 1989.
- Павловский А.И.
А. Ахматова: Жизнь и творчество: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
13. Чуковская Л.К. Записки об А. Ахматовой. Книга 1. 1938-1941. М.: Книга, 1989.
- Литература для учащихся
- Ахматова А.А.
Сочинения: В 2 томах. – А. Ахматова. – М.: Художественная литература, 1990.
- Ахматова А.А. Тайны ремесла. – М.: Сов. Писатель, 1986.
- Виленкин В.Я.
В сто первом зеркале (А. Ахматова). – М.: Сов. Писатель, 1990.
- Гумилёв Н.С.
Сочинения. В 3 томах. Письма о русской поэзии. – М.: 1991.
- Добин Е.С. Сюжет и действительность; Искусство детали. – Л.: Сов. Писатель, 1981.
- Жирмунский В. Преодолевшие символизм. // Русская мысль. – 1916. - № 12.
- Кормилов С.И. Поэтическое творчество А. Ахматовой. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М.: Издательство МГУ, 1998.
- Найман А.Г.
Рассказы об А. Ахматовой. – М.: Вагриус, 1999.
- Одоевцева И.В.
На берегах Невы: Литературные мемуары. – М.: Худож. литер., 1989.
- Эхенбаум Б.М.
О прозе. О поэзии.: Сборник статей. – Л.: Художест. литер., 1986.
- Учебно-дидактический материал
- Наглядно-демонстрационные пособия, необходимые для реализации программы курса: портреты поэтов Серебряного века, А.С. Пушкина.
- Демонстрационный плакат «Литературные направления Серебряного века».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по литературе "Серебряный век в русской литературе и искусстве". 11 класс
программа занятий, тематическое планирование...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Элективный курс по литературе "Серебряный век русской поэзии" в старших классах.
В элективном курсе по литературе "Серебряный век русской поэзии" в старших классах дается целостное представление о периоде, именуемом в литературе "Серебряный век"...
Пояснительная записка к элективному курсу "Русская литература ХIХ века"
В пояснительной записке к элективному курсу "Русская литература ХIХ века" представлены цели и задачи курса, основные методики изучения курса, рекомендуемый объем знаний, формы подведения итогов и спос...
элективный курс "Литература Серебряного века. Акмеизм и творчество Н.С.Гумилева"
Программа курса ориентирована на первое полугодие 11 класса параллельно с изучением программного материала по Серебряному веку. "Самый непрочитанный поэт" - особое внимание уделено творчеств...
Авторская программа элективного курса по литературе серебряного века.
Предметом изучения данного курса является изучение фольклорных традиций в лирике поэтов Серебряного века, прочтение произведений серебряного века с точки зрения отражения...
Методическая разработка урока: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века"
Методическая разработка урока содержит конспект урока и презентацию на тему: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века". Разработка может быть полезна преп...