Поэзия Серебряного века.
презентация к уроку по литературе (11 класс)
осмысленное чтение, обсуждение, навык анализа поэтического текста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
serebryanyy_vek.ppt | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дома: сборник стихотворений Рт: анализ стихотворения В.Брюсова «Кинжал»
2. Символизм. В.Брюсов. К.Бальмонт. 3. Д.Мережковский и З.Гиппиус. 4. Акмеизм. О.Мандельштам. 5. Н.Гумилёв. 6. Футуризм. И.Северянин. В.Ходасевич. 7. Поэтический эксперимент: анализ одного стихотворения. Вн. Р.Кийосаки «Богатый папа, бедный папа» (отзыв) ?
Прочитайте стихотворение Б.А. Слуцкого «Затесавшееся столетье» Не машинами — моторами звали те автомобили, запросто теперь с которыми — а тогда чудесны были. Авиатором пилота, самолёт — аэропланом, даже светописью — фото звали в том столетье странном, что случайно затесалось меж двадцатым с девятнадцатым, девятьсотым начиналось и окончилось семнадцатым.
Какое «столетье» имеет в виду поэт? Почему он называет столетьем неполных два десятилетия? С какими изобретениями и научными теориями, кроме упомянутых Слуцким, связана эта эпоха?
«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». Д. Лихачев. Д.С.Лихачев
«На рубеже эпох иным стало мироощущение человека, понимавшего, что предшествующая эпоха ушла безвозвратно. Совершенно по-другому стали оцениваться социально-экономические и общекультурные перспективы России. Новая эпоха определялась современниками как "пограничная". Становились историей прежние формы быта, труда, общественно-политической организации. Радикально пересматривалась устоявшаяся, казавшаяся прежде неизменной, система духовных ценностей. Неудивительно, что грань эпохи символизировало слово "Кризисность". Это "модное" слово кочевало по страницам публицистических и литературно-критических статей наравне с близкими по значению словами "возрождение", "перелом", «перепутье»». Иннокентий Анненский
Конец XIX столетия обнажил глубочайшие кризисные явления в экономике Российской Империи. Реформа 1861 года отнюдь не решила судьбу крестьянства, мечтавшего о "земле и воле". Эта ситуация обусловила появление в России нового революционного учения - марксизма, делавшего ставку на рост промышленного производства и новый прогрессивный класс - пролетариат . В политике это означало переход к организованной борьбе сплоченных масс, результатом которой должно было стать насильственное свержение государственного строя и установления диктатуры пролетариата. Прежние методы народников-просветителей и народников-террористов окончательно отошли в прошлое. Марксизм предлагал кардинально иной, научный метод, досконально разработанный теоретически. Не случайно "Капитал" и другие работы Карла Маркса стали настольными книгами для многих молодых людей, в помыслах стремившихся построить идеальное "Царство Справедливости".
Литература — это зеркало мира. В ней всегда отражаются в той или иной степени процессы, происходящие в обществе. В начале ХХ века вся духовная жизнь проникнута осмыслением и отражением мира «по-новому», поиском новых необычных форм в искусстве… Современникам это время могло казаться временем упадка и заката, мы же видим его как эпоху буйного роста, многообразия и богатства, которым щедро, в кредит с огромной рассрочкой, наделили нас художники рубежа веков. О Серебряном веке написано много — и чем больше о нём читаешь, тем больше понимаешь принципиальную невозможность узнать его до конца, множатся грани, слышатся новые голоса, проступают неожиданные краски. Знакомясь с особенностями Серебряного века, раскроем художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX — начала XX веков.
К. Бальмонт «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце» Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце И синий кругозор. Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце И выси гор. Я в этот мир пришёл, чтоб видеть море И пышный цвет долин. Я заключил миры в едином взоре, Я властелин. Я победил холодное забвенье, Создав мечту мою. Я каждый миг исполнен откровенья, Всегда пою. Мою мечту страданья победили, Но я любим за то. Кто ровен мне в моей певучей силе? Никто, никто. Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце, А если день погас, Я буду петь, я буду петь о солнце В предсмертный час!
Серебряный век... Появляется много новых талантливых поэтов, много новых литературных направлений, часто их называют модернистскими или декадентскими. Слово « модернизм » в переводе с французского означает « новейший », « современный ». В русском модернизме были представлены разные течения: символизм, акмеизм, футуризм и другие. Модернисты отрицали социальные ценности, выступали против реализма . Их целью было создание новой поэтической культуры, содействующей духовному совершенствованию человечества. Название Серебряный век прочно закрепилось за периодом развития русского искусства конца XIX — начала XX веков. Это было время, даже для русской литературы удивительное обилием имён поэтов , открывавших в искусстве поистине новые пути: Ахматова и Мандельштам, Блок и Брюсов, Мережковский и Гиппиус, Маяковский и Хлебников. Этот перечень (разумеется, неполный) можно продолжить именами живописцев (Врубель, Нестеров, Коровин, Серов, Сомов), композиторов (Скрябин, Стравинский, Прокофьев, Рахманинов), философов (Бердяев, Розанов, Федотов, Флоренский).
Общим у художников и мыслителей было ощущение начала новой эпохи в развитии человечества и новой эпохи в развитии культуры, искусства. Этим обусловлены напряжённые поиски новых художественных форм, которыми отмечен в истории русской литературы Серебряный век, и прежде всего возникновение новых направлений (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм), претендовавших на наиболее полное, совершенное выражение требований, предъявляемых искусству временем. О том, как это время воспринимали и оценивали современники, позволяют судить уже названия чрезвычайно популярных тогда книг: О. Шпенглера «Закат Европы» (1918–1922), М.Нордау «Вырождение» (1896), внезапно вспыхнувший интерес к «философии пессимизма» , у истоков которой стоит имя А.Шопенгауэра . Но характерно и другое: буквально носившееся в воздухе предчувствие неизбежности перемен, которые в конечном счёте окажутся благотворными для человечества. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже веков, отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в поэзии, гуманитарных науках, живописи, музыке, театре. Впервые это название было предложено Н.А.Бердяевым . Ещё этот период называют «русским ренессансом» . Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решён .
Символизм — первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в России. Начало теоретическому самоопределению русского символизма было положено Д.С.Мережковским , по чьему мнению новому писательскому поколению предстояла «огромная переходная и подготовительная работа». Основными элементами этой работы Д.С.Мережковский назвал «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Центральное место в этой триаде понятий было отведено символу. В известной мере подобные черты были присущи и произведениям Горького — самого популярного в то время писателя-реалиста. Будучи чутким наблюдателем, он чрезвычайно выразительно воспроизводил в своих повестях, рассказах, очерках тёмные стороны русской жизни: крестьянскую дикость, мещанскую равнодушную сытость, неограниченный произвол власти (роман «Фома Гордеев», пьесы «Мещане», «На дне»).
Однако с самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением: в его недрах оформились несколько самостоятельных группировок. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции принято выделять в русском символизме две основные группы поэтов. Приверженцев первой группы, дебютировавших в 1890-е годы, называют « старшими символистами » (В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, Ф.Сологуб и другие). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А.А.Блок, Андрей Белый, В.И.Иванов). Принятое обозначение «второй волны» символизма — « младосимволизм ». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества (Вяч. Иванов, например, старше В.Брюсова по возрасту, но проявил себя как символист второго поколения).
Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре XX века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали поиск таких форм искусства, постижение которых могло бы вновь объединить людей.
Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. Близкие символизму в начале своего творческого пути молодые поэты посещали в 1900-е года «Ивановские среды» — собрания на петербургской квартире Вячеслава Иванова, получившей в их среде название «башня». В недрах кружка в 1906-1907 годов постепенно сложилась группа поэтов, назвавшая себя «кружком молодых». Стимулом к их сближению была оппозиционность (пока ещё робкая) символистской поэтической практике. С одной стороны, «молодые» стремились научиться у старших коллег стихотворной технике, но с другой — хотели бы преодолеть умозрительность и утопизм символистских теорий. Акмеизм, по мнению Н.С.Гумилёва, есть попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от «целомудренного» стремления символистов познать непознаваемое . К акмеистам относились Н.С.Гумилёв, А.А.Ахматова, С.М.Городецкий, О.Э.Мандельштам.
Футуриз м, как и символизм, был интернациональным литературным явлением (лат.— будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России. В отличие от акмеизма, футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Это явление целиком привнесённое с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано. Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение слабых; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. Футуристы писали манифесты, проводили вечера, на которых эти манифесты зачитывались со сцены и лишь затем — публиковались. Вечера эти обычно заканчивались горячими спорами с публикой, переходившими в драки, так течение получало свою скандальную, однако очень широкую известность. Поэты-футуристы (В.В.Маяковский, В.В.Хлебников, В.В.Каменский) противопоставляли себя классической поэзии, старались найти новые поэтические ритмы и образы, создать поэзию будущего.
Поэтические течения Серебряного века Символизм (француз., от греч. — знак, символ) — европейское литературно-художественное направление в искусстве 1870-1910 годов, универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни этого времени. Акмеизм (греч. — высшая степень чего-либо, цветущая сила) — модернистское течение в русской поэзии 1910-х годов. Футуризм (лат. — будущее) — одно из основных авангардистских течений в европейском искусстве начала XX века.
1) Это слово означает «современный», новейший. Это новое явление в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества. 2) Этим термином называют рубеж XIX–XX вв. в русской литературе. 3) Это направление провозгласило культ искусства как мастерства; отказ от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа. 4) Направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства. Объединяющим началом такого единства виделось искусство. Характерны «тайнопись неизречённого», недосказанность, замена образа. 5) Это направление, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом. 6) Это слово означает «упадок», обречённость.
1) модернизм 2) Серебряный век 3) акмеизм 4) символизм 5) футуризм 6) декадентство
Начало Серебряного века пришлось на 90-е годы XIX века, его связывают с появлением таких замечательных поэтов, как В.Я.Брюсов, И.Ф.Анненский, К.Д.Бальмонт расцветом этого периода в русской культуре считают 1915 год — время его наивысшего подъёма. Нам известны тревожные исторические события того времени. Поэты, как и политики, пытались открыть для себя что-то новое. Политики добивались социальных перемен, поэты искали новые формы художественного изображения мира. На смену классике XIX века приходят новые литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм. Во всей несхожести позиций, в самом разнообразии художественных течений проявляются богатство, глубина, многоцветье литературного процесса начала XX века. Что же объединяло таких разных поэтов Серебряного века? Общие черты поэтов Серебряного века • Все эти поэты — современники, которых объединяет время, сама эпоха . • Всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии. • Все они трепетно относятся к слову, образу, ритму ; они новаторы структуры поэтического произведения. • Их сближает беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЦОР презентация к уроку литературы 11 кл "ПОЭЗИЯ “СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА” ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ И ВЗГЛЯДЫ НА НИХ"
ЦОР презентация поможет более подробно рассказать об основных течениях в начале 20 века...
Презентации к урокам по теме "Поэзия серебряного века"
Поэзия «серебряного века» (считается, что это наименование было впервые предложено известным русским философом Н. Бердяевым) – выдающийся феномен в истории русской литературы. На протяжении каких–нибу...
Презентации к урокам по теме "Поэзия серебряного века"
Поэзия «серебряного века» (считается, что это наименование было впервые предложено известным русским философом Н. Бердяевым) – выдающийся феномен в истории русской литературы. На протяжении каких–нибу...
«Весь мир – театр» Концепция мира как театрального действия в поэзии «Серебряного века»
Статья рассматривает концепцию мира как театрального действия в поэзии "Серебряного" века...
Зачетная работа по теме "Поэзия Серебряного века". Литература. 11 класс.
Данная публикация поможет учителю в рациональной организации проверки усвоения материала по теме "Поэзия Серебряного века". Одиннадцатиклассники могут использовать зачетные вопросы для самоконтроля, з...
Презентация "Все начинается с любви". Поэзия Серебряного века.
Презентация является фрагментом урока, служит прекрасным началом темы "Поэзия Серебряного века". Каждый учитель может использовать ее на собственном уроке, используя описательные вопросы и задания....
Урок литературы в 11 классе по теме "Поэзия серебряного века" с использованием ИКТ.
Поэзия «серебряного века» (считается, что это наименование было впервые предложено известным русским философом Н. Бердяевым) – выдающийся феномен в истории русской литературы. На протяжении каки...