Некоторые приемы заучивания стихов
учебно-методический материал по литературе
КАК ЛУЧШЕ УЧИТЬ СТИХИ?
Научиться запоминать стихи очень важно. И не только для того, чтобы хорошо подготовиться к обучению в школе, где это придется делать довольно часто, но и потому, что поэзия способствует обогащению духовного мира ребенка, развитию у него чувства прекрасного, а сам процесс заучивания стихотворений является хорошим методом тренировки памяти.
Если ребенок испытывает трудности в заучивании стихов, а это явление довольно распространенное, необходимо научить его нескольким методам, облегчающим этот процесс.
Первый метод — это метод постепенного увеличения объема заучиваемого материала. Он позволяет сделать процесс заучивания легким и непринужденным. Каждый раз должен заучиваться такой объем информации, который можно запомнить чуть ли ни с первого его предъявления. Вместе с тем, начинать нужно всегда с прочтения стихотворения от начала и до конца. Затем заучивается первая строка стихотворения. Взрослым читается строка и он просит ребенка ее повторить. Строку из 4-5 слов не сложно повторить даже 5-летнему малышу. Желательно повторить ее несколько раз подряд, затем сделать небольшую паузу и повторить еще раз. При выполнении повторений предложите малышу делать их каждый раз по-новому: с новой интонацией, с акцентом на другом слове, с другим эмоциональным фоном (весело, спокойно, восторженно, грустно и т.д.). Для запоминания это очень важно, поэтому было бы хорошо, если бы взрослый сам показал малышу, как это делать.
Далее взрослый читает вторую строку и просит сделать то же самое. Однако после паузы просите малыша повторить обе строки — первую и вторую. Эти строки также повторяются несколько раз. Затем читается следующая строка и т.д. Лучше всего овладевать этим способом на стихотворениях, состоящих из 4 строк. Тогда ребенок просто «обречен» на успех, ему понравится и запомнится способ запоминания, и он не побоится взяться за более «твердый орешек».
Второй метод предназначен для «перевода» словесной информации в образную форму. Стихи сотканы из образов и метафор, поэтому делать это не очень трудно. Этот метод может применяться одновременно с первым методом или без него. В обоих случаях важным является следующее. Попросите малыша во время прочтения и повторения каждой строфы закрывать глаза и представлять себе ее смысл в виде образов, как если бы он смотрел мультфильм или картинку. Чтобы эти образы были максимально яркими и конкретными, используйте для этого какие-нибудь реальные рисунки. По мере увеличения количества заучиваемых строк образы должны постепенно выстраиваться в соответствующей сюжету последовательности. Пусть малыш попробует поэкспериментировать
с этими образами, например, что-то изменить во внешнем виде главного героя, перевернуть его с ног на голову и т.п. Неизменной, однако, должна оставаться последовательность образов и их основное содержание. Такое экспериментирование является очень интересным, эмоционально насыщенным и, безусловно, крайне полезным упражнением, способствующим развитию не только образной памяти, но и репродуктивного воображения.
Третий метод — это метод «пересказа» стихотворения своими словами. Читается все стихотворение и ребенк рассказывает, о чем в этом стихотворении говорится, кто действующие лица, что они делают, как выглядят. Можно помочь малышу наводящими вопросами. Цель такого «пересказа» состоит в том, чтобы ребенок как можно глубже проник в смысл того, о чем говорится в стихотворении, установил различные смысловые связи между элементами текста. Такая смысловая обработка материала тоже значительно облегчает его последующее запоминание.
В заключение еще несколько советов. Желательно обучить ребенка всем трем методам, чтобы в дальнейшем он мог использовать их одновременно. При одновременном применении этих методов лучше соблюдать такую последовательность: сначала читается все стихотворение, потом оно «пересказывается» и только после этого заучивается по строкам с параллельным «переводом» текстовой информации в образную форму.
При заучивании стихотворения обращайте внимание ребенка на мелодию рифмы, а также на настроение и чувства персонажа, который в нем описан.
Обязательно надо делать перерывы для отдыха. Необходимо создать такой режим работы, чтобы она приносила только радость, а не мучения. Ни в коем случае не надо заставлять ребенка учить стихотворение, если он этого не хочет.
Если взрослому интересно знать, есть ли какой-то прогресс в развитии памяти ребенка, записывайте каждый раз, сколько ему нужно повторений, чтобы полностью выучить стихотворение из 4-х строк.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nekotorye_priemy_obucheniya_vyrazitelnomu_chteniyu.docx | 41.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СТИХОТВОРЕНИЕМ
В литературоведении различают две системы художественного строения речи - прозаическую и стихотворную.
СТИХ - особый тип речи, своеобразная, выразительная система, существенно отличающаяся и от обиходной речи, и от художественной прозы. Для стихотворной речи присущи несколько признаков. Ритм имеет особую роль для организации стихотворной речи. Он характеризуется повторяющимися элементами, что определят присущую этим произведениям стройность в движении. Размеренность, ритмичность стиха создается определенным повторением ударных и безударных слов в строке. Различные системы стихосложения отличаются друг от друга определенным стихотворным размером. В начальной школе учащиеся знакомятся с ритмом и рифмой.
Стихотворная речь - эмоционально окрашенная речь. Главная черта стихотворной речи: постоянство однородной, эмоционально-окрашенной интонационной системы в отличие от прозы, где перед нами переменная интонация, где каждая фраза имеет свою, главным образом логически мотивированную интонацию, не повторяющуюся в последующих фразах.
Учитывая эту особенность стихотворной речи, целесообразно обратить внимание учеников на то, что в стихе поэт часто выражает свои чувства, свои переживания, вызванные картинами природы. Одна и та же картина природы у разных поэтов может вызвать разные чувства и стих получает разную эмоциональную окраску: радость, грусть, тревогу и т.д.
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ.
Стихотворные произведения делятся на эпические, лирические и драматические. В начальной школе изучают эпические и лирические произведения.
Для эпических стихотворений характерно наличие сюжета т.е. системы событий и их развитие. В центре эпических произведений - образы - персонажи, раскрывая которую автор показывает определенную сторону жизни в тот или иной период. Примеры эпических произведений «Дедушка Мазай и зайцы» Н.А.Некрасова. «Рассказ танкиста» А.Т.Твардовского.
Анализ эпического стихотворения направлен на выяснение сюжета, раскрытие особенностей действующих лиц, идеи произведения, его художественного своеобразия. Данное произведение допускает деление на относительно законченные части, составление плана, пересказ. Выбор методики зависит от конкретного содержания произведения. В начальных классах не ставится задачей изучение фигур поэтической речи инверсии, но практически учитель постоянно обращает внимание учащихся на использование автором определенных художественных приемов в целях более ясного и образного выражения мыслей. В этических стихотворениях часто используется диалог, что позволяет автору живо описать событие, как бы «включить самого читателя в круг описываемых событий». Пр. «Рассказ танкиста». Диалог способствует четкому восприятию картины, пониманию взаимоотношения действующих лиц. Однако учитель должен помнить, что выразительное чтение стихотворения имеющего диалог, без предварительной подготовки затруднено. Поэтому прежде чем читать части стихотворения вслух, целесообразно предложить чтение про себя с каким-либо заданием.
В лирических стихотворениях предметом (переживания) изображения становятся переживания, чувства человека. Своеобразие лирического произведения в том, что переживания, внутренний мир героя - это то центральное, ведущее, что составляет лейтмотив изображаемого. Переживания человека могут быть обусловлены картинами природы, общественными явлениями, философскими размышлениями: о сущности мира, жизни.
С учетом тематически жизненного материала, вызвавшего те или иные переживания, в литературоведении лирика классифицируется на пейзажную, патриотическую, философскую, лирику любви и дружбы и т.д. В лирике начальной школы представлена в основном пейзажная лирика. Необходимы условия, существенно влияющие на полноценность восприятия учащимися данного вида произведений и творческое восприятие их эмоциональнообразного содержания. К числу таких условий относятся:
- Наличие у учащихся жизненных представлений адекватных авторским.
- Развитие у учащихся внимания к переживаниям героев произведений. Настроения и чувствам. Целенаправленная работа над обогащением лексики детей словами, обозначающими чувства и оттенки чувств, состояние и настроение (радость, страх, печаль, грусть, гордость; спокойно, взволнованно, торжественно).
- Формирование у учащихся творческого воссоздающего воображения. При подготовке к чтению стихов о природе учитель определяет место и время проведения экскурсии, подбирает репродукции картин художников, музыкальные произведения, созвучные стихам.
Особенно внимательно нужно отнестись к подбору биографического материала о писателе. Учитель может рассказать о поэте так, чтобы была понятна его грусть или радость, тревога. Очень эффективным является прослушивание соответствующих музыкальных произведений: у детей создается настрой, адекватный авторскому, что способствует правильному эстетическому восприятию стихотворения.
Много радости приносит детям прослушивание пьес П.И.Чайковского из его альбома «Времена года». При решении вопроса о целесообразности использования картины на уроке непосредственно перед чтением много будет зависеть от того, насколько картина и стихотворение соответствуют друг другу.
Необходимо подчеркнуть важность тщательной подготовки учителя к выразительному чтению стихотворения. Стихотворение должен читать учитель наизусть и пробуждать у детей живые ассоциации с картинами, которые описывает поэт. При чтении пейзажной лирики предметом анализа
является живописный образ. Своеобразие анализа стихотворения о природе состоит в том, чтобы оно было направлено на создание у учащихся благоприятных условий для глубоко-эстетического восприятия живописного образа, нарисованного поэтом с помощью художественных средств языка. Живописный образ сложен как и любой образ. Поэтому на уроке после первичного восприятия стихотворения учащиеся вычленяют составные части образа - его взаимосвязанные компоненты. Яркость первичного целостного восприятия создается вопросами следующего характера :
Какое настроение вызывает у вас это стихотворение ?
Какое чувство выразил поэт, описывая осень ? Докажите.
Какой вы представляете себе черемуху, слушая стихотворение С.Есенина? Какой вы представляете себе весну, лес стихотворения И.Бунина?
На втором этапе работы над стихотворением учитель предлагает детям еще раз прочитать текст и назвать, сколько отдельных картин они видят, о чем они. Учащиеся читают строчки, рисующие одну картину и говорят о том, что они представили, т.е. они воссоздают свою словесную картину, созданную своим воображением на основе слов автора. Полнота пейзажного образа создается тем, что наряду со зрительными компонентами, в этот образ входят слуховые и обонятельными. Поэт не только видит природу, но и слышит ее, вдыхает запахи леса, сада, цветущей липы, черемухи. Все это запечатлено в едином поэтическом образе. Поэтому так важно не превращать анализ в логический, ему всегда должна быть присуща эмоциональная сторона. Целенаправленная работа над выразительными средствами языка является одним из важнейших условий раскрытия эмоционально образного содержания лирического стихотворения. Практически младшие школьники знакомятся с использованием авторами основных поэтических средств поэтической речи: эпитетом, сравнений, метафор, олицетворений. В процессе анализа стихотворения учитель создает для учащихся возможность осознать употребление в тексте определенного слова, наиболее точно передающее чувство, отношение или наиболее точно описывающего предмет. При правильно организованном лексико-стилистическом анализе текста, учащиеся хорошо понимают, почему автор наделяет явления природы чертами живых существ. Например: почему в стихотворении Ф.И.Тютчева «Весна» поэт называет зиму «злой ведьмой», а весну представляет в образе «прекрасного дитя», как, с помощью каких слов автор изображает борьбу зимы и весны, уверенность в победе весны.
Изобразительно-выразительные средства речи
Метафора - перенесение свойств или признаков с одного предмета на другой по принципу сходства.
Метафора - употребление слова в переносном значении (горит восток, солнце встало, дождь пошел).
Олицетворение - овеществление (снег лежит), отождествление предметов и явлений природы, растительного и животного мира с жизнью и деятельностью людей.
Олицетворение - выразить, представить в образе живого существа (ветер, ветер, ты могуч...).
Эпитет - образная характеристика какого-либо предмета или явления, выраженного прилагательным.
Эпитет - образное художественное определение. Придает предметам особую живость, образность, эмоциональность (бродяга- ветер, Мороз-воевода).
Сравнение - слово или выражение, содержащее уподобление
одного предмета другому. Сопоставление объектов с целью выявления
КАК ЛУЧШЕ УЧИТЬ СТИХИ?
Научиться запоминать стихи очень важно. Потому что поэзия способствует обогащению духовного мира ученика, развитию у него чувства прекрасного, а сам процесс заучивания стихотворений является хорошим методом тренировки памяти.
Если ребенок испытывает трудности в заучивании стихов, а это явление довольно распространенное, необходимо научить его нескольким методам, облегчающим этот процесс.
Первый метод — это метод постепенного увеличения объема заучиваемого материала. Он позволяет сделать процесс заучивания легким и непринужденным. Каждый раз должен заучиваться такой объем информации, который можно запомнить чуть ли ни с первого его предъявления. Вместе с тем, начинать нужно всегда с прочтения стихотворения от начала и до конца. Затем заучивается первая строка стихотворения. Взрослым читается строка и он просит ученика ее повторить. Желательно повторить ее несколько раз подряд, затем сделать небольшую паузу и повторить еще раз. При выполнении повторений предложите ученику делать их каждый раз по-новому: с новой интонацией, с акцентом на другом слове, с другим эмоциональным фоном (весело, спокойно, восторженно, грустно и т.д.). Для запоминания это очень важно, поэтому было бы хорошо, если бы взрослый сам показал ученику, как это делать.
Далее взрослый читает вторую строку и просит сделать то же самое. Однако после паузы просите ученика повторить обе строки — первую и вторую. Эти строки также повторяются несколько раз. Затем читается следующая строка и т.д. Лучше всего овладевать этим способом на стихотворениях, состоящих из 4 строк. Тогда ученик просто «обречен» на успех, ему понравится и запомнится способ запоминания, и он не побоится взяться за более «твердый орешек».
Второй метод предназначен для «перевода» словесной информации в образную форму. Стихи сотканы из образов и метафор, поэтому делать это не очень трудно. Этот метод может применяться одновременно с первым методом или без него. В обоих случаях важным является следующее. Попросите ученика во время прочтения и повторения каждой строфы закрывать глаза и представлять себе ее смысл в виде образов, как если бы он смотрел мультфильм или картинку. Чтобы эти образы были максимально яркими и конкретными, используйте для этого какие-нибудь реальные рисунки. По мере увеличения количества заучиваемых строк образы должны постепенно выстраиваться в соответствующей сюжету последовательности. Пусть ученик попробует поэкспериментировать
с этими образами, например, что-то изменить во внешнем виде главного героя, перевернуть его с ног на голову и т.п. Неизменной, однако, должна оставаться последовательность образов и их основное содержание. Такое экспериментирование является очень интересным, эмоционально насыщенным и, безусловно, крайне полезным упражнением, способствующим развитию не только образной памяти, но и репродуктивного воображения.
Третий метод — это метод «пересказа» стихотворения своими словами. Читается все стихотворение и ученик рассказывает, о чем в этом стихотворении говорится, кто действующие лица, что они делают, как выглядят. Можно помочь ученику наводящими вопросами. Цель такого «пересказа» состоит в том, чтобы ученик как можно глубже проник в смысл того, о чем говорится в стихотворении, установил различные смысловые связи между элементами текста. Такая смысловая обработка материала тоже значительно облегчает его последующее запоминание.
В заключение еще несколько советов. Желательно обучить ученика всем трем методам, чтобы в дальнейшем он мог использовать их одновременно. При одновременном применении этих методов лучше соблюдать такую последовательность: сначала читается все стихотворение, потом оно «пересказывается» и только после этого заучивается по строкам с параллельным «переводом» текстовой информации в образную форму.
При заучивании стихотворения обращайте внимание ученика на мелодию рифмы, а также на настроение и чувства персонажа, который в нем описан.
Если взрослому интересно знать, есть ли какой-то прогресс в развитии памяти ученика, записывайте каждый раз, сколько ему нужно повторений, чтобы полностью выучить стихотворение из 4-х строк.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "О некоторых приемах активизации творческой деятельности учащихся на уроках русского языка."
Методы творческого обучения на уроках русского языка....
О некоторых приемах повышения эффективности изучения лексики.
Для овладения английским языком в объеме программы учащийся должен приобрести определенный запас слов и научиться свободно им пользоваться.Накопление запаса слов, необходимого для практического исполь...
Методика тренинга некоторых приемов игры на гитаре фламенко (на примере техники расгеадо).
Рассмотрена методика тренинга технического приема расгеадо....
Сокращение текста (некоторые приемы)
В презентации рассматриваются некоторые приемы сокращения текста при подготовке обучающихся 9-х классов к итоговой аттестации по русскому языку в форме ГИА (сжатое изложение)...
"Советы родителям по заучиванию стихов"
Советы по заучиванию стихов....
Роль и методика заучивания стихов наизусть для детей с ОВЗ на уроках чтения
В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями. Заучивание стихотворений – одно из средств у...
«Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники»
Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы дела...