Роль и методика заучивания стихов наизусть для детей с ОВЗ на уроках чтения
методическая разработка по литературе

Ярошук Елена Алексеевна

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями. Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_literatury.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Роль и методика заучивания стихов наизусть

для детей с ОВЗ на уроках чтения

«Читайте детям стихи,

пусть ухо их приучится к гармонии русского

слова, сердце преисполнится чувством изящного,

пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

В. Г. Белинский.

Роль: ввести обучающихся в мир поэзии, развить умение воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями. Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми.

Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.

Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, обучающиеся мысленно «рисуют» его содержание.

Обучающиеся с ОВЗ быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия.

В старших классах обучающиеся запоминают значительно большие по объему стихи с эпитетами и метафорами.

На характер заучивания положительно влияет интерес к содержанию стихотворения, установка на запоминание, мотивации (для чего нужно?).

Следует учитывать и то обстоятельство, что в непроизвольной деятельности, когда не ставится задача запомнить стихотворение, дети легко усваивают и запоминают целые страницы.

В произвольной деятельности, на занятиях, когда ставится задача запомнить стихотворение, обучающиеся испытывают трудности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАУЧИВАНИЮ СТИХОВ

●Не рекомендуется заучивать стихи хором. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.

●Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи (объем памяти у обучающихся с ОВЗ невелик), стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам), именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

●Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии.

●Для лучшего за поминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.

●В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии.

●В процессе заучивания наизусть обращать внимание на выразительность чтения детьми.

МЕТОДИКА ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОВ

■ Сначала стихотворение обучающемуся читает учитель, эмоционально, красиво, не торопясь. Обращайте внимание обучающихся на то, какие чувства, настроения вызывает тот или иной текст. Придумайте вместе, почему поэт написал то или иное стихотворение.

■ Затем проводится словарная работа, т.е. уточняется, все ли слова понятны ребенку, объясняются малознакомые слова и выражения.

■ Задайте вопросы ребенку по содержанию стихотворения, которые помогут ему лучше понять текст, а Вам проверить это понимание.

■ Не забывайте о произношении тех звуков, которые обучающийся уже умеет говорить, но не всегда еще употребляет правильно. Необходимо сразу попросит произносить все слова в стихотворении точно, поправить обучающегося, если это необходимо; т.к. после заучивания текста это будет сделать уже очень трудно.

■ Обратите внимание обучающегося на интонацию каждой строчки, силу голоса при рассказывании стихотворения, логические ударения и паузы в тексте.

Игровые приемы, помогающие лучшему запоминанию

■ выполнение игровых действий с предметами во время чтения;

■ договаривание детьми слов, которые рифмуются;

■ чтение стихов-диалогов по ролям;

драматизация;

■ образец выразительного чтения;

■ рассказывание стихотворения по-разному (весело, грустно, скучно, как робот, радостно и т.п.);

■ использование схем и мнемотаблиц;

■ оценка чтения.

Заучивание стихов с использованием мнемотехники:

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого обучающийся по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль чтения в развитии слабослышащих детей. Пути преодоления трудности при чтении.

Именно книга расширяет знания детей с нарушенным слухом об окружающем мире, уточняет и корригирует имеющиеся представления, помогает входить в мир слышащих и говорящих. Первые сведения из истори...

Методика "Заучивание 10 слов " А.Р. Лурия

Цель диагностики Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.  Анализируемые показателиОбъем  слухоречево...

"Советы родителям по заучиванию стихов"

Советы по заучиванию стихов....

Некоторые приемы заучивания стихов

КАК ЛУЧШЕ УЧИТЬ СТИХИ?Научиться запоминать стихи очень важно. И не только для того, чтобы хорошо подготовиться к обучению в школе, где это придется делать довольно часто, но и потому...

Доклад на тему "Использование компьютерных технологий в обучении детей с ОВЗ на уроках чтения"

В современном мире использование информационных технологий стало обыденным для каждой из сфер жизни человечества. На данном периоде развития человечества дети с малых лет взаимодействуют с информацион...

Педагогические технологии и методики, используемые в работе с литературными произведениями на уроках чтения в коррекционной школе

Данный материал является представлением опыта работы учителя чтения и развития речи на заседании методического объединения учителей, работающих в школе-интернате для детей с ОВЗ, по теме " Педаго...

«Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники»

Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы дела...