Богатство - вода: пришло и ушло. Урок внеклассного чтения в 5 классе по сказке В.Гауфа "Холодное сердце"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок с использованием элементов технологии РКМЧП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya_po_skazke_vilgelma_gaufa.docx | 37.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Катынская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Богатство – вода: пришло и ушло
(урок внеклассного чтения в 5 классе по сказке В.Гауфа «Холодное сердце»)
Учитель: Боедова А.В.
2017
Методический комментарий к уроку:
Занятие посвящено актуальной теме власти денег над сердцем человека. В ходе анализа шедевра мировой детской литературы обучающиеся приходят к выводу, что деньги не делают человека счастливым, но могут еще и погубить человека, исковеркать его личность. Занятие проходит в русле формирования высоких духовно-нравственных ценностей у школьника средствами художественной литературы и имеет большое воспитательное значение. Урок проводится с использованием элементов технологии РКМЧП. Беседу можно провести в процессе изучения литературных сказок после анализа сказок А. Погорельского и В.Гаршина. Предварительная работа обучающихся раздвигает пространство урока. В процессе подготовки формируются коммуникативные умения: дети учатся общаться друг с другом, текстом, самостоятельно добывать знания. В ходе занятия происходит расширение представлений об особенностях литературной сказки; проникновение в суть характеров героев сказки; развитие аналитических способностей обучающихся, умения работать в группе; формирование в обучающихся ценностных ориентаций, воспитание нравственных качеств: милосердия, сострадания к ближнему, трудолюбия; негативного отношения к чёрствости и равнодушию, зависти, страсти к наживе, расточительству, азартным играм, В заключительной части урока обучающиеся приходят к следующим выводам: положительные качества человека не зависят от материального благосостояния. И бедный, и богатый может быть как порочным, так и добродетельным, благочестивым. Все зависит от внутреннего устроения человека, системы его ценностей. Богатство проверяет нравственные качества личности человека, его ценностную ориентацию.
Урок внеклассного чтения в 5 классе.
Тип урока. Урок внеклассного чтения.
Форма занятия: работа в малых группах
Цели занятия:
- расширение представлений об особенностях литературной сказки; проникновение в суть характеров героев сказки;
- развитие аналитических способностей обучающихся, умения работать в группе;
- формирование в обучающихся ценностных ориентаций, воспитание нравственных качеств: милосердия, сострадания к ближнему, трудолюбия; негативного отношения к чёрствости и равнодушию, зависти, страсти к наживе, расточительству, азартным играм,
Оборудование:
- Иллюстрации к сказке «Холодное сердце»
- Отрывки из фильма «Сказка, рассказанная ночью» (беседа с Михелем, Стекляшечником)
- Раздаточные материалы : таблица цитатных характеристик (Приложение 2)
Предварительная работа:
1 группа обучающихся «Исследователи»: подобрать пословицы разных народов о богатстве и бедности;
2 группа обучающихся «Критики»: подготовить характеристику голландца Михеля;
3 группа обучающихся «Критики»: подготовить характеристику Стекляшечника;
4 группа обучающихся «Критики»: подготовить характеристику Петера Мунка;
5 группа обучающихся «Иллюстраторы» рисуют иллюстрации к сказке, находят иллюстрации профессиональных художников.
Для всех: письменно продолжить предложение (Приложение 1)
Комментарий:
урок можно провести в процессе изучения литературных сказок после анализа сказок А. Погорельского и В.Гаршина. Предварительная работа обучающихся раздвигает пространство урока. В процессе подготовки формируются коммуникативные умения : дети учатся общаться друг с другом, текстом, самостоятельно добывать знания.
Планируемые результаты обучения:
Личностные УУД: осмысление нравственно-этических ценностей.
Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; умения самооценки знаний и планирования действий в процессе поиска информации; принятие решения в проблемных ситуациях; осознанное построение речевых высказываний в устной и письменной форме; контроль и оценивание своих действий.
Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог; навыки осмысленного чтения текста в соответствии с задачей; готовность выступать перед аудиторией сверстников; формулирование собственного мнения и аргументированной позиции.
Познавательные УУД: осмысленное чтение: извлечение необходимой информации из текста; умение формулировать конкретные ответы на вопросы учителя и сверстников; определение основной и второстепенной информации; умение строить логические рассуждения.
Ход урока
Учитель: В наше время тема богатства – одна из самых актуальных. Каждый из вас, думаю, втайне мечтает о том, чтобы разбогатеть, когда вырастет. Так это?
Но задумывались вы, ребята, может ли богатство сделать человека счастливым? Никогда раньше стремление к наживе не было целью жизни, оно не входило в систему христианских ценностей и всегда было лишь средством, а не целью.
Задумаемся, что дает нам богатство?
Ответы учеников: материальное благополучие, возможность получить хорошее образование, лечение, возможность увидеть мир, путешествовать, помогать нуждающимся, реализовать свои мечты и т.п.
Ребята из группы «Исследователи» выбрали для нас пословицы о богатстве и бедности. (Чтение пословиц)
Учитель: Обратите внимание на то, что народная мудрость предупреждает нас об опасностях, подстерегающих богатого человека: бездушность, черствость к чужим страданиям, жадность, скупость.
Записывают несколько пословиц в тетрадь.
Богатство – вода: пришло и ушло.
Богатство – цель глупца, добродетель – мудрого.
Богатство родителей – порча детям (рассуждаем, почему).
Богатство, как и нужда многих губит (рассуждаем над смыслом пословицы).
Большое богатство человека в собаку превращает (подтверждаем примером из сказки).
Железо губит плоть, а золото – души.
Богат не тот, у кого много всего, а тот, кому меньше нужно.
Учитель: Многовековые наблюдения говорят о том, что богатство временно, а есть непреходящие ценности - то, ради чего стоит жить. И это достается нам бесплатно: любовь близких людей, семьи, способность радоваться жизни, сопереживать, умение дружить, любить и прощать. И многое, многое другое. Великие мыслители, писатели всегда задумывались над темой богатства и бедности. Они заметили, что страсть к деньгам уродует душу человека, изменяет и разрушает его личность. А.С.Пушкин, размышляя над этой темой, написал маленькую трагедию «Скупой Рыцарь», Гоголь создал образ Плюшкина в поэме «Мертвые души» и ростовщика в повести «Портрет», Бальзак – жуткий образ Гобсека в «Человеческой комедии». Все великие писатели предупреждают нас: не дайте деньгам поработить вашу личность, вашу душу!
Одним писателей, мыслителей, которых волоновала тема власти денег над сердцем человека, был немецкий писатель Вильгельм Гауф. Его истории «Карлик нос», «Маленький Мук» вам наверняка уже знакомы.
Сказка этого писателя «Холодное сердце» известна читателям всего мира не только потому, что это интересная, захватывающая история, но и потому, что в ней заложен глубокий нравственный смысл. Многие люди меняются, получив богатство. Скажите, какая история произошла и с угольщиком Петером Мунком из сказки Гауфа?
Чтение предложений (Приложение 1)
Попытаемся разобраться, как получилось, что Петер решил расстаться со своим живым сердцем и променять его на мраморное.
Рассказ 1–ой группы исследователей о том, каким был Петер, как он относился к людям, своим близким до того, как познакомился с голландцем Михелем.
Все получают раздаточные материалы (Приложение 2)
Вопросы классу.
Каким был Петер? Аргументируйте ответы примерами из текста.
Веселым, добрым, щедрым. (Приводят примеры из сказки).
Как он относился к своей маме?
Был ласковым, заботливым (Приводят примеры).
Если он был таким хорошим, как же он смог продать свое сердце за деньги? Чего не хватало Петеру?
Он считал, что работает много, а ему мало уважения, завидовал другим. Особенно завидовал тем, кто получил подарки от голландца Михеля.
Да, зависть и лень – страшные качества. Во всех сказках завистники и лентяи плохо кончают. Эти дурные качества чуть не довели Петера до гибели.
Обучающиеся рассказывают, как Петер познакомился со Стекляшечником, какие подарки получил и что из этого вышло.
Как вы думаете, ребята, почему Стекляшечник не хотел давать деньги Петеру?
Он бы их потратил на пустое, на развлечения. Петер не понимал, что нужно трудиться, учиться ремеслу, чтобы достичь успеха.
Как Петер управлял заводом?
Он ничего не понимал в ремесле, не хотел в него вникать, не вкладывал труда в свое дело, поэтому завод пришёл в упадок.
Как Петер познакомился с голландцем Михелем?
Рассказ 3 группы исследователей.
Ребята рассказывают историю знакомства, цитируют сказку, дают представление об образе Михеля. Все следят по распечаткам, записывают обобщения в тетради.
Демонстрация отрывка фильма «Сказка, рассказанная ночью». Вопросы для беседы после просмотра фрагмента:
Подумайте, о чем говорит Михель Петеру.
Что должно было насторожить юношу в словах голландца?
Отличается этот образ от Михеля, созданного писателем?
Как выглядит жилище Михеля?(Читаем описание.)
Вывод. В его доме холодно, все неживое. Какие пороки осуждает писатель, используя образ голландца Михеля? (воровство, грубость, страсть к наживе, презрение к людям, безжалостность, ложь, жадность, скупость),
Каким становится Петер, потеряв живое сердце?
«Ему даже казалось иногда, что он просто разучился смеяться, а ведь прежде, бывало, его мог насмешить всякий пустяк.
Глаза его смотрели на прекрасные здания, картины и сады, уши слушали музыку, веселый смех, умные беседы, но ничто его не занимало и не радовало, потому что сердце у него всегда оставалось холодным».
Он превращается в чудовище, становится безжалостным, жестоким, презирает мать, жалеет денег нищим, убивает жену.
Потеряв живое сердце, Петер теряет радость жизни, он неспособен чувствовать тепло, не может дать ничего доброго окружающим. Стала его жизнь лучше?
Он как мертвец – ничего не чувствует, ничему не радуется, не переживает.
Учитель. Сердце всегда было синонимом души. Петер словно продает душу, и весь мир его рушится.
Как вы думаете, почему Стекляшечник помогает Петеру?
Он помнит его прежнюю доброту, видит раскаяние. Кроме того, Лизбет, жена, искренне любила Петера. Ее нежный голос слышался бывшему угольщику: «Петер, верни себе горячее сердце». Смекалка и помощь Стекляшечника, твердость помогают Петеру побороть Михеля и вернуть живое сердце.
Как изменилась жизнь Петера после этой невероятной истории?
Чтение отрывка из сказки: «И началась новая жизнь в новом домике. С утра до вечера Петер работал у своих угольных ям и возвращался домой усталый, но веселый – он знал, что дома его ждут с радостью и нетерпением.
За карточным столом и перед трактирной стойкой его больше никогда не видели. Но свои воскресные вечера он проводил теперь веселее, чем раньше. Двери его дома были широко открыты для гостей, и соседи охотно заходили в дом угольщика Мунка, потому что их встречали хозяйки, гостеприимные и приветливые, и хозяин, добродушный, всегда готовый порадоваться с приятелем его радости или помочь ему в беде».
Сделал ли он выводы из случившегося?
Состарившись, он всегда рассказывал свою историю молодежи, предостерегая их от подобных ошибок:
«Знал я на своем веку и богатство и бедность. Беден я был, когда был богат, богат – когда беден. Были у меня раньше каменные палаты, да зато и сердце в моей груди было каменное. А теперь у меня только домик с печью – да зато сердце человечье».
Подведем итоги. Сегодня мы с вами анализировали сказку Вильгельма Гауфа «Холодное сердце». Какая основная проблема заложена в ней автором?
Проблема разрушительного влияния денег на душу человека.
Можно ли быть богатым и сохранить человеческие качества?
Да, для этого нужно делать больше добра, помогать нуждающимся.
Бедность – это синоним добродетели? Был ли Петер безгрешным в бедности?
Нет, он завидовал, роптал, жаловался на судьбу, стремился к пустым развлечениям, не любил труд.
Так что же порок – бедность или богатство?
Ни то, ни другое. Человек может сохранять свои хорошие качества независимо от материального положения. И бедный, и богатый может быть как порочным, так и добродетельным. Все зависит от внутреннего устроения человека. Но богатство – это проверка качеств человека. Не случайно столько пословиц на эту тему, столько книг написано.
Работа с иллюстрациями. (Они расставлены не по порядку). Ребята, обратите внимание на иллюстрации, подготовленные вашими одноклассниками. Правильно ли они расположены? Обучающиеся расставляют в нужном порядке, вспоминая сюжет.
Мы рассмотрели образы 3-х главных героев сказки. Составьте синквейны по каждому персонажу.
Имя существительное (тема)
2 прилагательных
3 глагола
Предложение
Существительное - вывод
Обучающиеся составляют синквейны, записывают. Несколько читаем вслух.
- Петер
Бедный, веселый
Завидует, продает, исправляется
Петер понял ценность живого сердца
Человек
2 Стекляшечник
Мудрый, добрый
Советует, предостерегает, помогает
Стекляшечник спас Петера от гибели
Волшебник
3 Михель
Коварный, жадный
Обманывает, губит, обворовывает
Михель продал душу злым силам
Злодей
Вывод по теме занятия (выводится обучающимися совместно с учителем): Положительные качества человека не зависят от материального благосостояния. И бедный, и богатый может быть как порочным, так и добродетельным, благочестивым. Все зависит от внутреннего устроения человека, системы его ценностей. Богатство проверяет качества человека, его ценностную ориентацию.
Домашнее задание: написать эссе по теме «Как бы я поступил, имея большие деньги», «О чем я задумался, прочитав сказку В.Гауфа «Холодное сердце»?
Приложение1
Домашнее задание. 1.Закончить фразы:
2. Записать законченное рассуждение. Дать аргументированные ответы.
1. Я всегда буду… 2. Я никогда не буду…
|
Приложение 2
Петер Мунк | Стеклянный человечек |
“Что за жалкая участь быть черным, грязным угольщиком! – думал Петер. – То ли дело ремесло стекольщика, часовщика или башмачника! Даже музыкантов, которых нанимают играть на воскресных вечеринках, и тех почитают больше, чем нас!” Вот, случись, выйдет Петер Мунк в праздничный день на улицу – чисто умытый, в парадном отцовском кафтане с серебряными пуговицами, в новых красных чулках и в башмаках с пряжками... Всякий, увидев его издали, скажет: “Что за парень – молодец! Кто бы это был?” А подойдет ближе, только рукой махнет: «Ах, да ведь это всего-навсего Петер Мунк, угольщик!..» И пройдет мимо. | никогда не говори мне об этих людях. И сам не думай о них. Сейчас тебе кажется, что на всем свете нет никого, кто был бы счастливее их, а пройдет год или два, и ты увидишь, что нет на свете никого несчастнее. И еще скажу тебе: не презирай своего ремесла. Твой отец и дед были почтеннейшими людьми, а ведь они были угольщиками. Петер Мунк, я не хочу думать, что тебя привела ко мне любовь к безделью и легкой наживе. |
Но больше всего Петер Мунк завидовал плотогонам. Когда они приходили на праздник, навесив на себя с полпуда серебряных побрякушек – всяких там цепочек, пуговиц да пряжек, – и, широко расставив ноги, глядели на танцы, затягиваясь из аршинных кёльнских трубок, Петеру казалось, что нет на свете людей счастливее и почтеннее. Когда же эти счастливцы запускали в карман руку и целыми пригоршнями вытаскивали серебряные монеты, у Петера спирало дыхание, мутилось в голове, и он, печальный, возвращался в свою хижину. | Странный вы народ – люди! – сказал, усмехаясь, Стеклянный Человечек. – Всегда недовольны тем, что есть. Был бы ты стекольщиком – захотел бы стать сплавщиком, был бы сплавщиком – захотел бы стать стекольщиком. Ну да пусть будет по-твоему. Если ты обещаешь мне работать честно, не ленясь, – я помогу тебе. |
Я бедный угольщик, и живется мне очень трудно. Вы и сами понимаете, что, если с утра до ночи сидеть возле угольной ямы – далеко не уйдешь. А я еще молодой, мне хотелось бы узнать в жизни что-нибудь получше. Вот гляжу я на других – все люди как люди, им и почет, и уважение, и богатство.. | посуди сам: какая будет польза тебе и твоей бедной матери, если ты научишься выкидывать разные коленца и дрыгать ногами, как этот бездельник Вильм? И какой толк в деньгах, если ты будешь оставлять их за игорным столом, как этот плут Иезекиил Толстый? Ты сам губишь свое счастье, Петер Мунк. Но сказанного не воротишь – твое желание будет исполнено. |
Работники были очень довольны и делали что хотели. Словом, порядка на заводе не стало никакого. Всё пошло вкривь и вкось. | – Глупый же ты человек, Петер Мунк! – воскликнул Стеклянный Человечек и со злости так швырнул свою стеклянную трубку, что она ударилась о ствол ели и разлетелась вдребезги. – “Лошадок, коляску”!.. Ума-разума надо тебе, понимаешь? Ума-разума, а не лошадок и коляску. |
А началось всё с того, что Петеру вздумалось заглянуть в трактир. | |
Петер с удивлением стал замечать, что денег у него становится всё меньше и меньше. А удивляться было нечему. С тех пор как он стал бывать в трактире, стекольное дело он совсем забросил, и теперь завод приносил ему не доходы, а убытки. Заказчики перестали обращаться к Петеру, и скоро ему пришлось за полцены продать весь товар бродячим торговцам только для того, чтобы расплатиться со своими мастерами и подмастерьями. | ... Кто мог продать свое сердце, тот и совесть продаст не задумавшись. |
Но больше всего досаждала ему “старуха” (так называл он свою мать, госпожу Мунк). Когда Петер вернулся из странствий, снова разбогатевший и всеми уважаемый, он даже не зашел в ее бедную хижину. Старая, полуголодная, больная, она приходила к нему во двор, опираясь на палку, и робко останавливалась у порога. Просить у чужих она не смела, чтобы не позорить своего богатого сына, и каждую субботу приходила к его дверям, ожидая подаяния и не решаясь войти в дом, откуда один раз ее уже выгнали. Завидя старуху из окна, Петер, сердито хмурясь, доставал из кармана несколько медяков, заворачивал их в клочок бумаги и, кликнув слугу, высылал матери. Он слышал, как она дрожащим голосом благодарила его и желала ему всякого благополучия, слышал, как, покашливая и постукивая палочкой, пробиралась она мимо его окон, но думал только о том, что вот опять понапрасну истратил несколько грошей. Да что и говорить, теперь это был уже не тот Петер Мунк, бесшабашный весельчак, который без счета бросал деньги бродячим музыкантам и всегда был готов помочь первому встречному бедняку. Нынешний Петер Мунк хорошо знал цену деньгам и ничего другого не желал знать. | |
На самом деле он торговал не лесом, а деньгами: давал их взаймы и получал назад с лихвою. | |
Ему никогда теперь не бывало грустно, но зато не бывало и весело. Если другие смеялись при нем, он только из вежливости растягивал губы. Ему даже казалось иногда, что он просто разучился смеяться, а ведь прежде, бывало, его мог насмешить всякий пустяк. Глаза его смотрели на прекрасные здания, картины и сады, уши слушали музыку, веселый смех, умные беседы, но ничто его не занимало и не радовало, потому что сердце у него всегда оставалось холодным. | |
От богатой усадьбы господина Петера Мунка не осталось и следа. Во время последней бури молния ударила прямо в дом и сожгла его дотла. Но Петер нисколько не жалел о своем потерянном богатстве. | если в груди у тебя будет опять живое, горячее сердце и если перед опасностью оно не дрогнет и будет тверже каменного, никто не одолеет тебя, даже сам Михель-Великан. |
Знал я на своем веку и богатство и бедность. Беден я был, когда был богат, богат – когда беден. Были у меня раньше каменные палаты, да зато и сердце в моей груди было каменное. А теперь у меня только домик с печью – да зато сердце человечье. | Если ты станешь уважать свое ремесло, то и люди будут уважать тебя, и всякий с радостью пожмет твою почерневшую от угля, но чистую руку, даже если у тебя не будет бочек с золотом. |
Голландец Михель |
Он не раз еще водил наших плотогонов туда же, в Голландию, и мало-помалу пьянство, игра, крепкие словечки – словом, всякая гадость перекочевала в эти края. |
говорят, что он и до сих пор хозяйничает в нашем лесу. Говорят еще, что, если его как следует попросить, он всякому поможет разбогатеть. И помог уже кое-кому... Да только идет молва, что деньги он дает не даром, а требует за них кое-что подороже всяких денег... |
всякий старался обойти Еловую гору стороной. Здесь росли самые высокие, самые крепкие ели, но давно уже не раздавался в этой глуши стук топора. Да и не мудрено! Стоило какому-нибудь дровосеку заглянуть сюда, как с ним непременно случалась беда: либо топор соскакивал с топорища и вонзался в ногу, либо подрубленное дерево падало так быстро, что человек не успевал отскочить и его зашибало насмерть, а плот, в который попадало хоть одно такое дерево, непременно шел ко дну вместе с плотогоном. Наконец люди совсем перестали тревожить этот лес |
Мраморное сердце?.. Но ведь от него, должно быть, очень холодно в груди? – Конечно, оно немного холодит, – сказал Михель, – но это очень приятная прохлада. Да и зачем, собственно, сердце непременно должно быть горячим? Зимой, когда холодно, вишневая наливка греет куда лучше, чем самое горячее сердце. А летом, когда и без того душно и жарко, ты и не поверить, как славно освежает такое мраморное сердечко. А главное – оно-то уж не забьется у тебя ни от страха, ни от тревоги, ни от глупой жалости. Очень удобно! |
Какая тебе от этого польза? Что ты получил за свои деньги? Пожелания всяких благ и доброго здоровья! Ну и что же, ты стал от этого здоровее? Да половины этих выброшенных денег хватило бы, чтобы держать при себе хорошего врача. А это было бы гораздо полезнее для твоего здоровья, чем все пожелания, вместе взятые. Знал ты это? Знал. Что же тебя заставляло всякий раз, когда какой-нибудь грязный нищий протягивал тебе свою помятую шляпу, опускать руку в карман? Сердце, опять-таки сердце, а не глаза, не язык, не руки и не ноги. Ты, как говорится, слишком близко все принимал к сердцу. |
И здесь всё было, как у всех: деревянные стенные часы – изделие шварцвальдских часовщиков, – изразцовая расписная печь, широкие скамьи, всякая домашняя утварь на полках вдоль стен. Только почему-то казалось, что здесь никто не живет, – от печки веяло холодом, часы молчали. Свет здесь был какой-то неживой – холодный, резкий. От него делалось больно глазам. Вокруг не было видно ни дерева, ни куста, ни цветка. |
голос «гулкий, как погребальный колокол» |
Использованная литература:
- Гауф В. Холодное сердце. – М.: Детская литература, 1970.
- http://www.poslovitza.ru/o_bogatstve.html
- http://kladraz.ru/poslovicy-i-pogovorki/ruskie-poslovicy-i-pogovorki-pro-bogatstvo-bednost-dlja-detei.html
- http://posloviz.ru/category/bogatstvo-bednost
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс
Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...
Разработка урока внеклассного чтения, 4 класс
Урок внеклассного чтения в 4 классе коррекционной школы 8 вида по рассказу Н.Носова "Заплатка"...
разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида
разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...
Материалы к уроку внеклассного чтения (5 класс). М. Пляцковский. Сказки о животных
В этом документе представлены материалы к уроку внеклассного чтения в 5 классе. Тема - произведения о животных. В файле находятся 2 сказки М. Пляцковского: "Тюлентяй" и "Умка хочет летать", иллюстраци...
Открытый урок внеклассного чтения. 8А класс. "Уроки жизни - уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело".
quot;Уроки жизни- уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело"...
Методическая разработка урока-конференции по литературе «150 лет со дня рождения М. Горького» (Урок внеклассного чтения 10 класс)
Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, в работе дается представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, происходит знакомство с творчеством писателя разных лет....
Богатство - вода: пришло и ушло. Урок внеклассного чтения в 5 классе по сказке В.Гауфа "Холодное сердце"
Урок с использованием элементов технологии РКМЧП....