А.С.Пушкин. «Зимнее утро» 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Конспект урока по литературе в 6 классе.

Подготовила учитель русского языка и литературы Нечай Анастасия Юрьевна.

Использую данный урок, можно еще раз сказать о таланте русского писателя А.С.Пушкина. Показать красоту русской зимы. 

Анализировать стихотворение

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл изучение творчества А.С. Пушкина 27.56 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 1 г. Чечерска»

А.С.ПУШКИН «ЗИМНЕЕ УТРО»

(6 «А» КЛАСС)

Нечай Анастасия Юрьевна,

учитель белорусского языка

и литературы,

русского языка и литературы


Тема: А.С.Пушкин. «Зимнее утро»

Цель: дать понятие о двусложных размерах стиха, особенностях стихотворной речи (ритме, рифме, интонации); развивать умение анализировать стихотворение, воспринимать поэтическое слово через выражение чувств, а также обращаясь к полученным знаниям по теории литературы; воспитывать эстетические вкусы любви к малой родине, родному уголку и природе.

Предварительная работа: один из учащихся готовит сообщение «История создания стихотворения “Зимнее утро”»; подготовить иллюстрации к стихотворению или подобрать репродукции с зимними пейзажами.

Оборудование: карточки с заданиями для работы в группах при подготовке к комментированному чтению стихотворения.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Чтение стихотворения «Няне» наизусть.

3. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала

а) Слово учителя (с элементами беседы).

  • Каждое произведение писателя, поэта носит оттенок автобиографичности. Мы в этом году уже сталкивались с подобным явлением. Давайте вспомним, где, в каких рассказах, стихах автор прямо или косвенно рассказывает не только о ком-то, но и о себе самом. Какой рассказ вы можете назвать? («Уроки французского» В. Распутина.)
  • А стихи? («Зимний вечер», «Няне» А. С. Пушкина.)
  • Сейчас мы познакомимся с историей создания еще одного стихотворения Александра Сергеевича, а вы должны определить, будет ли оно носить автобиографический характер.

б) Сообщение «История создания стихотворения “Зимнее утро”» (выступает заранее подготовленный ученик).

  • Стихотворение «Зимнее утро» написано Пушкиным в годы «северной» ссылки. Эти годы, проведенные в Михайловском, были наполнены не только горестным чувством одиночества и зависимости, но и счастливыми переживаниями дружбы, любви и, самое главное, творческого вдохновения. Это чувство, характерное для Пушкина, выражается в стихотворении в переливах разных эмоций, разных настроений: восторженное любование красотой природы и красотой подруги, веселый шутливый комплимент, обращенный к ней, и ощущение тепла и уюта дома, и мимолетное воспоминание о вчерашнем вьюжном вечере, и элегический вздох о минувшем лете и милых встречах под сенью густых лесов, и предчувствие минуты творческого вдохновения.

Стихотворение написано очень быстро, в один день — 3 ноября 1829 г. в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении В. И. Вульфа. В Тверскую губернию к своим добрым знакомым, семейству Вульфов, Пушкин заехал на этот раз (а бывал он там подолгу и неоднократно) на обратном пути с Кавказа».

Рассуждения учащихся. Учитель помогает ученикам понять, что поэтом в стихотворении могут быть изображены конкретные картины зимнего утра и счастливого пробуждения в доме у своих давних друзей.

4. Усвоение новых знаний

а) Чтение стихотворения «Зимнее утро» учителем.

б) Беседа с учащимися.

  • Каково настроение всего стихотворения? (Великолепное, прекрасное, радостное, веселое, бодрое и т. п.)
  • Что именно радует поэта? (Перемена погоды, картины за окном.)
  • Какие картины вы себе представили, хотели бы нарисовать?
  • Какие чувства возникали у вас, когда вы слушали это стихотворение?
  • Какие картины изобразил Пушкин в этом стихотворении? (Вьюжный и печальный вечер; прекрасное, солнечное зимнее утро.)

в) Словарная работа.

Сомкнуты — закрыты; форма краткого причастия страдательного глагола, вышедшая из употребления в современном литературном языке. Сомкнутые ресницы.

Взоры — в стихотворении употребляется в значении «глаза». Опустить взор.

Нега — однокоренное слово нежный; блаженство, наслаждение, приятное состояние. Нега, нежиться.

Аврора — в др. греч. мифологии — богиня утренней зари.

Вечор (устар.) — вчера вечером.

Янтарный блеск — блеск, напоминающий цвет янтаря, прозрачно-желтый.

Янтарь — окаменевшая живица (смола) древнейших хвойных деревьев, ископаемое, драгоценное вещество, идущее на изготовление украшений и мелких вещей.

Звезда севера — самая яркая звезда.

г) Подготовка к повторному комментированному чтению стихотворения «Зимнее утро» (работа в группах).

1-я группа

  • Прочитайте 1-ю строфу стихотворения «Зимнее утро».
  • Какая картина встает перед нами? (Яркое зимнее утро. Морозный солнечный день. Выглянув в окно, лирический герой увидел, что погода поменялась. Мир прекрасен. Им овладели восторг и бодрость, захотелось поделиться радостью с близким человеком.)
  • К кому обращается лирический герой? (К девушке, женщине, подруге.)
  • Найдите обращения. Какие чувства переданы в них? («Друг прелестный», «красавица»; в обращениях к другу, подруге нежность.)

2-я группа

  • Прочитайте 2-ю строфу стихотворения «Зимнее утро».
  • Почему вторая строфа читается иначе? (Исчезли жизнерадостные ноты, появилась тревога.)
  • Какая картина возникает? (Зимний вечер, вьюга, небо в тучах...)
  • Найдите сравнение. Почему автор сравнивает луну с бледным пятном? (Бледное пятно, то есть слабое, незаметное. Луна не может совладать и противостоять мрачным тучам, алой вьюге.)

3-я группа

  • Прочитайте 3-ю строфу стихотворения «Зимнее утро».
  • Какая картина возникает перед читателем? Что видит поэт? (Картина солнечного утра.)
  • Какие краски Пушкин использует, чтобы описать это утро? Как он показывает игру света? («Под голубыми небесами», «Блестя на солнце», «Прозрачный лес один чернеет»,  «И ель сквозь иней зеленеет», «И речка подо льдом блестит».)
  • Что главное хочет передать поэт? (Какое великолепное утро, мир прекрасен, он преобразился.)

4-я группа

  • Прочитайте 4-ю строфу стихотворения «Зимнее утро».
  • Какую картину мы представляем, читая данную строфу? (Комната, здесь уютно и радостно, топится печь, яркое солнце преобразило все не только в природе, но и в доме.)
  • У лирического героя бодрое настроение, он не может долго находиться в комнате. Какое желание у него появляется? (Скорей пойти на улицу, покататься на санках.)
  • К кому обращается лирический герой? С каким предложением? Какую лексику использует при этом автор? (Лирический герой приглашает в путь своего «милого друга». Это обыкновенный бытовой разговор, поэт использует простую разговорную лексику: «санки», «кобылка», «запречь» (написание поэта). Эта фраза как будто переносит нас в маленькую деревеньку, занесенную глубокими сугробами.)

5-я группа

  • Прочитайте 5-ю строфу стихотворения «Зимнее утро».
  • Пятая строфа звучит так же, как и предыдущие, или в ней появляется несколько иное настроение? Какое? (Эта строфа звучит иначе, чем начальная: появляется ощущение раздумья, легкой грусти. Предложение «Приятно думать у лежанки» может восприниматься как незаконченное. Лирический герой о чем-то задумался.)
  • О чем задумался герой? (Нам кажется, что какие-то воспоминания связаны у него с этими местами, поэтому он и предлагает их навестить.)
  • Как вы понимаете, почему «друг милый» не говорит ничего в ответ на предложение нашего лирического героя? (Ответы учащихся могут быть различны: обиделась, еще спит, не хочет просыпаться, продолжает нежиться в кровати...)

Проверка работы групп.

- Итак, давайте еще раз вслушаемся в звучание каждой строфы и попробуем прокомментировать их. (Повторное чтение стихотворения по строфам [читают представители от каждой группы], комментарии учащихся).

Физкультминутка

Мы читали и устали.

Дружно все и тихо встали.

Ручками похлопали,

Раз-два-три.

Ножками потопали,

Раз-два-три.

И еще потопали,

И дружней похлопали.

Встали, сели. Встали, сели.

И друг друга не задели,

Мы немножко отдохнем

И опять читать начнем.

5. Проверка понимания учащимися нового материала

а) Слово учителя с элементами беседы.

 - Мы только что увидели, как художник отдельными мазками создает картину. Точно так же этого достигает и поэт, то есть создает картину, но только уже с помощью не кисти и красок, а обыкновенных слов — отдельными словесными образами. Давайте попробуем ответить на ряд вопросов.

 - Какие чувства рождаются у человека при виде чудесного зимнего утра?

 - Что противопоставлено в стихотворении «Зимнее утро»? Как этот художественный прием называется? (Вечер и утро, настроение лирического героя вечером и утром, тепло домашнего уюта и мороз за окном. Это антитеза.)

 - Слова какой части речи помогают поэту нарисовать прекрасное зимнее утро? (Имена прилагательные.)

б) Литературоведческие минутки. Работа со словарем.

 - В поэтической речи имя прилагательное нередко становится художественным определением, т. е. эпитетом.

Эпитет — художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно их впечатление о предмете. Например, голубыми небесами, бледное пятно и т. п.

Работа с учебником.

Комментированное чтение учителем статьи «Стихотворная речь» (с. 173—174).

6. Закрепление нового материала

а) Аналитическая работа с текстом. Задание выполняется в тетради. Выбрать из стихотворения эпитеты к словам:

День ...        Небеса ...        Треск ...

Друг ...        Ковры ...        Конь ...

Небо ...        Лес ...        Берег ...

Тучи ...        Блеск ...

б) Составление плана стихотворения. Работа в тетради.

  1. «День чудесный».
  2. «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась...»
  3. «А нынче — погляди в окно...»
  4. «Вся комната янтарным блеском озарена».
  5. «Не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?»

7. Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение «Зимнее утро».

8. Подведение итогов урока

9. Рефлексия

Сегодня я узнал …

Было трудно …

Было интересно …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе для 5 класса по теме "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро""

Представлен конспект урока литературы в 5 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро"" по программе Г.С. Меркина...

Литература. 6 класс. Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро"

Развернутый конспект урока по литературе на тему "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро" для 6 класса по программе В.Я.Коровиной  и презентация к нему....

А.С .Пушкин ЗИМНЕЕ УТРО Урок литературы в 6 классе

Урок литературы в 6 классе АС Пушкин ЗИМНЕЕ УТРО...

Урок английского языка в 7 классе на тему"Стихотворение А.С. Пушкина "Зимнее утро"

Ознакомление учащихся с поэзией Пушкина.Повторение степеней сравнения прилагательных.Развитие навыков чтения ,тренировка лексических навыков и навыков чтения.Совершенствование орфографического навыка...

Урок английского языка в 7 классе на тему"Стихотворение А.С. Пушкина "Зимнее утро"

Ознакомление учащихся с поэзией Пушкина.Повторение степеней сравнения прилагательных....

Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""

В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...

Методическая разработка урока по литературе в 6 классе «А.С.Пушкин «Зимнее утро». Мотивы единства красоты природы и красоты человека».

Разработка урока по литературе в 6 классе по программе А.Г.Кутузова. В разработке дается анализ стихотворения А.Пушкина "Зимнее утро", рассматривается отражение красоты природы в литературе, живописи ...