Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина
презентация к уроку по литературе
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889) В первой повести Салтыкова-Щедрина, «Противоречия» , которую он никогда впоследствии не перепечатывал, звучит, сдавленно и глухо, тема , признания прав жизни и страсти. Герой повести, Нагибин - человек , обессиленный тепличным воспитанием и беззащитный против влияний среды, против «мелочей жизни». Страх перед этими мелочами и тогда, и позже (например, в «Дороге» в «Губернских очерках» ) был знаком, по-видимому, и самому Салтыкову-Щедрину - но у него это был тот страх, который служит источником борьбы, а не уныния. В Нагибине отразился, таким образом, только один небольшой уголок внутренней жизни автора. Другое действующее лицо романа - «женщина-кулак», Крошина - напоминает Анну Павловну Затрапезную из «Пошехонской старины», то есть навеяно, вероятно, семейными воспоминаниями Салтыкова-Щедрина . Уже в библиографических заметках, несмотря на маловажность книг, по поводу которых они написаны, проглядывает образ мыслей автора — его отвращение к рутине, к прописной морали, к крепостному праву; местами попадаются и блёстки насмешливого юмора. Гораздо крупнее «Запутанное дело» , написанное под сильным влиянием «Шинели» , может быть, и «Бедных людей» , но заключающее в себе несколько замечательных страниц (например, изображение пирамиды из человеческих тел, которая снится Мичулину ). «Россия, - так размышляет герой повести, - государство обширное, обильное и богатое; да человек-то глуп, мрёт себе с голоду в обильном государстве» . «Жизнь — лотерея» , подсказывает ему привычный взгляд, завещанный ему отцом. «Оно так, - отвечает какой-то недоброжелательный голос, - но почему же она лотерея, почему ж бы не быть ей просто жизнью?» Несколькими месяцами раньше такие рассуждения остались бы, незамеченными - но «Запутанное дело» появилось в свет как раз тогда, когда Февральская революция во Франции отразилась в России учреждением Николаем I так называемого Бутурлинского комитета, облечённого особыми полномочиями для обуздания печати.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889) В наказание за вольнодумие в апреле 1848 года Салтыков-Щедрин был выслан в Вятку. В ноябре того же года он был назначен старшим чиновником особых поручений при вятском губернаторе, затем два раза занимал должность правителя губернаторской канцелярии, а с августа 1850 года был советником губернского правления . Во время жизни и службы в Вятке Салтыков-Щедрин узнал провинциальную жизнь в самых тёмных её сторонах. Богатый запас сделанных им наблюдений нашли себе место в «Губернских очерках» . Тяжёлую скуку умственного одиночества он разгонял занятиями по истории и переводами западных политических трактатов. Для дочерей вятского вице-губернатора, одна из которых (Елизавета Аполлоновна) в 1856 году стала его женой, он составил «Краткую историю России » . В ноябре 1855 году Михаилу Евграфовичу разрешено было покинуть Вятку, откуда он до тех пор только один раз выезжал к себе в тверскую деревню. В феврале 1856 года он был причислен к МВД, а в июне того же года назначен чиновником особых поручений и в августе командирован в Тверь и Владимир для обозрения делопроизводства губернских комитетов ополчения, созванного во время Крымской войны. Им было обнаружено множество злоупотреблений при снаряжении ополчения. Также им была составлена записка об устройстве градской и земской полиции, весьма смело подчеркивавшая недостатки действовавших порядков. Его тяга к литературе оставалась прежней. В июне 1868 он покинул службу и занял должность одного из руководителей журнала «Отечественные записки», официальным редактором которого стал десять лет спустя. Пока существовали «Отечественные записки», то есть до 1884, Салтыков-Щедрин работал исключительно для них. В это время вышли : «Признаки времени» и «Письма из провинции » , «История одного города » , «Помпадуры и Помпадурши » , «Господа Ташкентцы » , «Дневник провинциала в Петербурге » , «Благонамеренные речи » , «В среде умеренности и аккуратности » , «Господа Головлёвы » , « Письма к тётеньке » , «Недоконченные беседы » , «Пошехонские рассказы » .
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889) Сверх того в «Отечественных записках» были напечатаны в 1876 «Культурные люди» и «Итоги » . «Сказки » , изданные особо в 1887, появлялись первоначально в « Отечественных записках», «Неделе», «Русских ведомостях» и « Сборнике литературного фонда». После запрета «Отечественных записок» Салтыков-Щедрин помещал свои произведения преимущественно в «Вестнике Европы ». Отдельно «Пёстрые письма» и «Мелочи жизни» были изданы при жизни автора, а «Пошехонская старина» — уже после его смерти. Здоровье Салтыкова-Щедрина, расшатанное ещё с половины 1870-х годов, было глубоко подорвано запретом «Отечественных записок». Впечатление, произведенное на него этим событием, изображено им самим с большой силой в одной из сказок («Приключение с Крамольниковым », который «однажды утром, проснувшись, совершенно явственно ощутил, что его нет») и в первом «Пёстром письме» , начинающемся словами: «несколько месяцев тому назад я совершению неожиданно лишился употребления языка»… Редакционной работой Салтыков-Щедрин занимался неутомимо и страстно. Окружённый людьми ему симпатичными и с ним солидарными, Салтыков-Щедрин чувствовал себя благодаря «Отечественным запискам» в постоянном общении с читателями, «на постоянной службе у литературы», которую он так горячо любил ( письмо к сыну, написанное незадолго до смерти, оканчивается словами: «паче всего люби родную литературу и звание литератора предпочитай всякому другому»). Незаменимой утратой был для него разрыв непосредственной связи между ним и публикой. Салтыков-Щедрин знал, что «читатель-друг» по-прежнему существует — но этот читатель «заробел, затерялся в толпе, и дознаться, где именно он находится, довольно трудно». Мысль об одиночестве, о « брошенности » удручает его всё больше, обостряемая физическими страданиями. Последние его годы были медленной агонией, но он не переставал писать, пока мог держать перо, и его творчество оставалось до конца сильным и свободным. Незадолго до смерти он начал новый труд, об основной мысли которого можно составить себе понятие уже по его заглавию: «Забытые слова» . Он умер 28 апреля (10 мая) 1889 года и погребён 2 мая ( 14 мая), согласно его желанию, на Волковском кладбище в Москве, рядом с И. С. Тургеневым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для проведения урока литературы по творчеству М.Е Салтыкова-Щедрина
Презентация о жизни и творчестве М.Е Салтыкова-Щедрина...
Интересное в изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина на уроках литературы в 7 классе
Итоговый тест по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина проводится в 7 классе после изучения творчества. 2 варианта заданий. Форма заданий часть А-тестовая; часть В - с выбором ответа; часть С- сочини...
Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Тест предназначен для проверки степени усвоения материала по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина....
Презентация, посвященная жизни и творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина (Изучение сказки "Дикий помещик")
Можно использовать при изучении сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина (термины: ирония, сарказм, аллегория)...
Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина
Презентация может стать хорошим вспомогательным материалом при изучении жизни и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Презентация содержит портреты автора, биографические и творческие сведения....
Презентация "Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова- Щедрина"
Данную презентацию можно использовать как при знакомстве с данным писателем, так и при более углубленном изучении жизни и творчества М. Е.Салтыкова- Щедрина....
Кроссворд "По страницам творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина"
Кроссворд можно использовать на уроках, посвящённым творчеству Салтыкова-Щедрина, и во внеклассной работе....