Конспект урока «Для чего создан человек?» (по очерку В.Г. Короленко «Парадокс»)
методическая разработка по литературе (8 класс)

Зыкова Светлана Викторовна

Урок-мастерская обучения творческому письму по очерку В.Г. Короленко "Парадокс"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

«Для чего создан человек?»

(по очерку В.Г. Короленко «Парадокс»)

Урок – мастерская обучения творческому письму

  1. Тема урока: «Для чего создан человек?» (по очерку В.Г. Короленко «Парадокс»)

  1. Тип урока: урок изучения нового материала.

  1. Технология проведения урока: урок – мастерская обучения творческому письму

  1. Форма проведения урока: работа в группах.

  1. Цель урока: создать условия для осознания и осмысления идеи очерка Короленко.

  1. Задачи:

а) образовательные:

 раскрыть нравственную проблематику рассказа Короленко «Парадокс»;

б) развивающие:

-развитие устной и письменной речи, коммуникативных способностей и умений: развитие у учащихся умения слушать собеседника, высказывать своё мнение и аргументировано его доказывать, уважать и терпимо относиться к иной точке зрения;

- совершенствовать умение работать с разными источниками информации и отбирать необходимые сведения;

в) воспитательные:

- способствовать формированию нравственных качеств;

- способствовать воспитанию интереса к предмету.

  1. Методы обучения: частично-поисковый (постановка проблемного вопроса, эвристическая беседа).

  1.  Средства обучения:
  • учебник
  • толковые словари
  • мультимедийная презентация

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Наш урок литературы - урок открытия книги. И этой книгой станет очерк Владимира Галактионовича Короленко «Парадокс». Форма проведения урока необычна. Это урок – мастерская. Я надеюсь, что вам будет сегодня интересно работать и урок вам запомнится надолго.

  1. Индукция.

Запишите на половине листа слова СЧАСТЬЕ и УРОДСТВО. Подберите ассоциации к этим словам.

СЧАСТЬЕ – радость, удача, здоровье, дружба, хорошие книги, ласка, помощь, нежность, понимание, любовь, праздник, успех, семья, цветы.

УРОДСТВО – оскорбление, издевательства, одиночество, ненависть, предательство, потеря, обида, страх, унижение, недоверие, ложь, болезнь.

Учащиеся в группах обмениваются записями.

Как сочетаются два эти понятия?

Не сочетаются, противоположны.

А тем не менее, в рассказе есть герой, в чьем образе соединились эти два понятия. Кто это? (Ян Залусский)

Вывод: возникает парадокс.

  1. Деконструкция. Работа с текстом.

Какая сцена рассказа является кульминационной?

Работа с текстом 3 главы со слов «Кроме отца и доктора…» до конца главы.

Прочитайте отрывок из рассказа и выпишите ключевые слова и предложения, характеризующие внутреннее состояние Яна Залусского и зрителей (в два столбика). Сделайте вывод.

  1. Реконструкция. Минисочинение.

Опишите свои ощущения, чувства, которые вы испытали при чтении отрывка из 3 главы. (3-4 предложения)

  1. Социализация.

Чтение, обсуждение минисочинений в группе.

        Когда я читала строки рассказа, то испытывала острую жалость к Яну. Хотя он пытался показать, что не испытывает никакого стыда, но я чувствовала его боль, страдания. Я бы никогда не могла представить себя на его месте…

        Мне было очень интересно читать рассказ, но в то же время и очень больно. Я понимала, как сильно страдает в душе Ян, хотя и пытается не показать этого любопытной толпе…

        Когда я читал эти строки, то впервые серьезно задумался о том, что могут испытывать такие люди, как Ян, как их ранит презрение других людей. Зрители смотрели на героя как на животное в цирке, которое показывает фокусы. А ведь Ян делает это не ради удовольствия, а чтобы заработать на кусок хлеба себе и родным…

        Мне Жаль Яна. Он вынужден веселить людей, хоть это ему и не нравится. Он очень просвещенный человек, но скрывает свою сущность за насмешливой галантностью…

        Очень жаль Яна, потому что люди судят о нем по внешности, а не по внутреннему миру, душе. Те, кто насмехаются над ним, просто звери. Чтобы почувствовать то, что испытывает Ян, надо попытаться поставить себя на его место, и тогда ты испытаешь боль, обиду, горечь…

        Мне стало жаль человека, вынужденного выставлять свое уродство на публику, чтобы заработать денег. Это очень сильный человек…

        Когда я начала читать главу, то испытывала только жалость к герою. А потом восхищение. Этот герой сильнее и умнее тех, у кого есть и руки, и ноги. Какую надо иметь силу воли, чтобы не смириться с судьбой, обстоятельствами. Ян не только сам зарабатывает себе на хлеб, но еще и кормит своих здоровых племянников! Он настоящий герой.

  1. Афиширование.

Зачитывают самые интересные работы от каждой группы.

  1. Разрыв. Информационный запрос. Работа со словарями.

Какое высказывание главы вы считаете ключевым?

            «Человек создан для счастья, как птица для полета».

Что это? Афоризм.

Найдите в «Толковом словаре» значение слова афоризм.

Краткое и выразительное изречение.

Как вы понимаете этот афоризм?

Всякий человек имеет право не только на существование, на жизнь, но и на счастье.

Кто произносит этот афоризм? Найдите в словаре значение слова феномен.

А в чем же парадокс?

В том, что о счастье как о необходимом спутнике человеческой жизни пишет и говорит безрукий калека – феномен, вынужденный нищенствовать и под маской холодного цинизма скрывать свои страдание, унижение, стыд перед людьми.

Почему афоризм адресован детям?

У них все впереди. И как бы хорошо не складывалась их жизнь, они всегда будут помнить, что на свете есть горе и есть страдание.

  1. Деконструкция.

Работа со статьей «Герои Короленко»,  высказываниями о писателе современников, знакомство с выставкой книг Короленко

Познакомьтесь с предложенными материалами и ответьте на вопрос: «Какие люди и почему были интересны Короленко и стали героями его произведений?»

Короленко в воспоминаниях современников:

«Человек с большим и сильным сердцем» (М.Горький)

«Беседовал с Короленко. Умный и хороший человек» (из дневника Л.Н.Толстого)

«Завтра у меня будет Короленко. Это хорошая душа» (из письма А.П.Чехова)

Творческий замысел:

«Жизнь вообще, в самых мелких и самых крупных своих проявлениях, кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого добро и счастье. А если нет счастья? Ну, что ж, исключение не опровергает правила. Нет своего – есть чужое, а все-таки закон жизни есть стремление к счастью и его осуществление. Только это я и пытался сказать своим парадоксом» (Короленко)

«В жизнь нужно входить не веселым гулякой, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный тайн» (В.Вересаев)

  1. Реконструкция

Запишите вопросы, которые ставит Короленко своим рассказом. Какие из них встали перед вами?

Что такое счастье?

  1. Социализация.

Обсуждение вопросов в группе

  1. Рефлексия.

Встреча с феноменом навсегда изменила жизнь героев. А как этот очерк подействовал на вас? Напишите сочинение, в котором выскажите свое мнение о проблемах, поднятых в рассказе.

Приложение.

             Отрывки из сочинений учащихся.

        В чем смысл жизни? Я думаю, на этот вопрос смогут ответить немногие до тех пор, пока в их жизни не произойдет что-то особенное, очень важное для них, то, что может по-настоящему затронуть их чувства, заставит радоваться и смеяться или переживать и плакать!

        Наверное, я не смогу ответить на этот вопрос. Я мало прожила, мало видела и мало поняла. Смысл моей жизни будет меняться со временем. Сейчас для меня главное – учиться в школе, затем закончить институт, получить высшее образование. А потом, может быть, главной целью моей жизни станет что-то совсем другое, совершенно противоположное учебе!

        Я живу для себя и своих родных, стараюсь их не огорчать, а радовать, всегда быть с ними рядом в трудную минуту. У всех смысл жизни разный, но в чем-то, мне кажется, он абсолютно у всех совпадает. Стоит задуматься о смысле своей жизни, для чего мы живем, чтобы потом не пожалеть о выбранном пути.

Екатерина Л.

        Человек создан для того, чтобы жить, любить, радовать или огорчать других людей и, конечно, умереть. Человек не может быть всегда счастлив. Счастье состоит из мелких частичек, оно разбросано по всей жизни. Но счастье, на мой взгляд, люди начинают осознавать к старости. Сейчас мы почти не замечаем, как счастье или несчастье проходит мимо, потому что оно небольшое, а поймем мы все в более пожилом возрасте, к старости.

        Счастье дорого дается людям. Его в какой-то степени надо заслужить. Заслужить счастье, заслужить и несчастье. Так часто бывает, это проверено жизнью, по крайней мере у меня.

        Я думаю, что я счастлив!

Евгений Б.

        Мне кажется, быть счастливым – это добиться всех своих целей в жизни, быть уверенным в себе и в своих поступках. Чтобы быть счастливым, надо дарить свое счастье и улыбки другим людям, наслаждаться моментом и радоваться хотя бы тому, что ты вообще появился на свет и дышишь этим воздухом. Радоваться тому, что ты можешь говорить, общаться с другими людьми. Я думаю, что каждый из нас по-своему, хотя бы немного, но счастлив.

 Ольга К.

        Человек создан для счастья, как птица для полета», - написал В.Г.Короленко в рассказе «Парадокс». Это значит, что человек создан для того, чтобы быть счастливым. Этот афоризм в очерке произносит в очерке урод без рук, феномен, который зарабатывает деньги тем, что показывает свое уродливое тело людям, а в его устах афоризм становится парадоксом. Ведь уродливый человек, которого жизнь обделила, не может быть счастливым человеком. Это поучительный афоризм. Многие наблюдения Короленко не утратили своего значения. Мне кажется, что писатель защищает героев в своих произведениях, заступается за обиженных людей. Мне очень понравился рассказ Короленко, я с удовольствием читал его.

Никита П.

        Люди бывают разные: красивые, но злые, невзрачные, но добрые, заботливые. Большинство из нас судит людей по их внешности, разговорам. В обществе они могут говорить или подавать себя в другом свете, иногда они скрывают свое «я», и это плохо. Все-таки людей надо раскрывать как загадку, а не делать преждевременных выводов. А многие так и делаю, думая, думая, что люди, обделенные красотой, неинтересные, посмешище для всех. Они не знают, что за такой оболочкой может скрываться красивая душа. Это очень грустно, что некоторые люди этого не понимают.

        Счастье – это когда рядом есть человек, который знает и ценит твое настоящее «я» и ценит тебя за твою душу, мысли, чувства, а не обращает внимания на внешность.

Мария М.

        «Человек создан для счастья, как птица для полета», - пишет Короленко. Но ведь и птица может прожить без полета, и человек без счастья. С другой стороны, конечно, это сложно, скучно, страшно, но ведь возможно.

        Я считаю, что у каждого человека свой смысл в жизни: один, родившись в богатой семье, просто и скучно будет прожигать жизнь и считать, что он счастлив, но всем известно, что богатые тоже плачут. Другой всю жизнь будет вкалывать за гроши и думать, что нет на свете никого несчастнее его, но ему, может быть, в сто раз веселей, чем богатому. А третий, может, хочет большего: звезд, неба, космоса, подвигов, любви, и никто его не остановит перед его целью. Когда-нибудь он добьется своего и будет по-настоящему счастлив.

        А лично я еще не знаю, не определился, чего я хочу в жизни, но думаю, с возрастом это понимание придет ко мне.

Роман К.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "До чего же хороша в матрешке русская душа"

знакомство с декоративно-прикладным творчеством- русской матрешкой,  видами ее росписи, историей возникновения...

Конспект урока "Из чего состоит компьютер"

Конспект урока "Из чего состоит компьютер"....

План конспект урока "Проектирование и создание однотабличной БД. Создание БД, редактирование данных"

Аннотация к уроку "Проектирование и создание однотабличной БД. Создание БД, редактирование данных"Тема:  "Проектирование и создание однотабличной БД. Создание БД, редактирование данных"Рабо...

Конспект урока по литературе в 10 классе Очерк жизни и творчества А.А. Фета

Конспект урока по литературе в 10 классе Очерк жизни и творчества А.А. Фета Цели урока: 1. Активизировать познавательную деятельность учащихся, воздействовать на каждого из них; продолжить знакомст...

Выступление на педагогическом совете школы «Конспект урока… С чего начать?»

Выступление на педагогическом совете школы«Конспект урока… С чего начать?»Работа учителя при подготовке к урокам не лишена рутинной работы. Писать поурочные планы на каждый рабочий день – отличительна...

Урок литературы в 8 классе на тему «Человек создан для счастья…» ( по очерку В.Г.Короленко «Парадокс»)

Целью урока литературы по очерку В.Г.Короленко «Парадокс» является раскрытие философской тематики произведения. Обучающиеся не только знакомятся с очерком, но и пытаются определить, в чём ...