Урок литературы по произведению А.Платонова "Юшка"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Урок - исследование по произведению А.Платонова "Юшка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx38.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование

Урок литературы

по рассказу А.П.Платонова «Юшка»

Учитель русского языка и литературы

Колесова Елена Константиновна

2020

Цели урока:

  • продолжить знакомство с писателем А.Платоновым, с его биографией и творчеством;
  • осмысление содержания рассказа А. Платонова «Юшка»;
  • воспитание чувства милосердия, любви к ближнему;
  • на основе содержания рассказа и Библии выявить истинный смысл понятий: «добро», «зло», «милосердие», «сострадание»;
  • учить выразительному чтению, умению видеть авторскую позицию;
  • продолжить формирование навыка работы с учебником.

Оборудование:

  • мультимедийная презентация;
  • рабочие тетради учащихся.

Ход  урока

Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем –

             плачьте о потерявшем душу и совесть.

В. Распутин

Возлюби ближнего своего, как самого себя.

Библия 

                             Чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.

                                                                                                          Р. Роллан

1. Вступительное слово учителя.

   Сегодня у нас необычный урок: урок-праздник и одновременно урок-открытие. Праздник потому, что нельзя буднично, обыденно говорить о писателе, чтение произведений которого требует большой работы мысли и сердца. «В каждой строчке рассказов Платонова присутствует какой-то сильный дух, какая-то большая духовная мощь», - отмечают исследователи.

   А открытие потому, что рассказ, над которым мы сегодня будем работать, - это нравственная заповедь, вернее, заповеди, оставленные нам, потомкам Платонова.

И цель нашего урока – понять, осмыслить эти заповеди.

   Добро и зло…  За этими, казалось бы, столь простыми и знакомыми с детства словами скрыта одна из сложнейших нравственных проблем. Пока будет существовать человек, он не перестанет мучительно размышлять над ней, потому что история развития общества – это история борьбы добра и зла.

   Что такое добро? Это всё хорошее, что есть в нас, что мы можем бескорыстно отдать окружающим людям.

   А вот со злом сложнее. В какой момент жизни оно закрадывается в наши сердца? Говорят, человек появляется на свет чистейшим душой и телом. Откуда же в нем потом появляются злость, черствость, бездушие?

И я приглашаю вас к серьезному разговору о добре и зле, о нравственности и безнравственности, о плохом и хорошем в людях. И поможет нам раскрыть истинный смысл этих понятий небольшой рассказ Андрея Платонова с таким негромким и коротким названием «Юшка»

2. Беседа по рассказу Платонова «Юшка».

        - Да, Андрей Платонов писал и жил тихо, скромно, не пробуя никого вокруг себя перекричать, оглушить, пробиться на более освещенное место, повторить чужую удачу. Он был просто человеком, писателем, стремившимся понять самые сокровенные движения человеческих душ, глубинные законы народных судеб. А начал размышлять он об этом еще в ранних своих произведениях – сказках. Это любимый жанр детей. Кроме того, мы знаем, что «сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Вспомните, какая борьба отражается в сказке.  (Борьба между добром и злом)

        - А что побеждает, как правило, в сказке? (Добро)

        - А всегда ли так бывает в жизни?

Вот об этом мы и поговорим, анализируя произведение Платонова, которое вы прочитали дома.

— Интересно ли было читать рассказ Платонова?

Какие чувства вызвало у вас это произведение? (Рассказ вызывает чувства грусти, жалости, сочувствия к главному герою. Жалко не только Юшку, но и людей, которые не поняли его. Для окружающих  оказались недоступными  такие чувства, как сострадание, сочувствие, доброта, любовь, милосердие.)

3. Словарная работа.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, милосердия.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.

Юшка – это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью.

Ефим – благочестивый, благожелательный, священный.

Дмитрий – (восходит к древнегреческому имени Деметра – богиня плодородия) благие зерна, взращенные на плодородной почве родительской любви, приносит щедрые плоды добра.

-- Человек, делающий добро другим, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. Отрадно, что ныне возрождаются такие понятия, как "доброта", "человечность", "милосердие". Многие организации, отдельные граждане осуществляют акции милосердия. А только ли в наше время стал актуальным этот вопрос?

4. Историческая справка (рассказывает учитель)

   Содержание престарелых и нетрудоспособных при первобытнообщинном строе осуществлялось, скорее всего, в силу обычая. Для ветеранов воинской службы уже в Древней Греции вводятся пенсии: в Древнем Риме служба вознаграждается предоставлением земельного надела.

   Определенный интерес предоставляет опыт становления социальной поддержки населения на Руси.  (слайд) Как свидетельствует Начальная летопись, с принятием в 988 году христианства на Руси князь Владимир велел «каждому нищему и убогому приходить на княжеский двор, брать кушанье, питье и денег из казны». Для тех же, кто не мог дойти до его двора в силу дряхлости и болезни, продукты развозили на телегах, спрашивая, где находятся больные и нищие. В 996 году князь Владимир издал Устав, которым общественное призрение было поручено попечению духовенства в лице Патриарха. Владимир также заботился о создании богаделен, странноприимных домов.

(слайд) Особой заботой о бедных отличался Владимир Мономах: «Везде, куда пойдете и где остановитесь, напойте и накормите просящего…Всего же более убогих не забывайте и подавайте сироте».

   По указу царя Федора Алексеевича от 1682 года в Москве было построено два госпиталя; те же из числа нищенствующих и убогих, которые могли работать, должны были «хлеб свой наживать работой или ремеслом на общественную пользу».

(слайд) Петр 1 приказал «приступить к устроению больниц, богаделен, сиротских домов, домов для призрения незаконнорожденных младенцев».

(слайд) Екатерина 2 в Манифесте от 1 сентября 1763 года «Об учреждении Воспитательных домов» указала, что  призрение бедных – главное для верховной власти. В принятом ею в 1775 году «Учреждении для управления губерний» впервые в законодательном порядке была установлена государственная система общественного призрения для всех гражданских сословий. С этой целью в каждой губернии создавались особые приказы общественного призрения, на которые возлагалась обязанность организовать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки.

   При Екатерине 2 в России был учрежден первый инвалидный дом. Инвалидные же дома для значительного числа призреваемых появились при Николае 1. К инвалидам в этот период относили тех, кто был не способен ни к каким работам и не мог обходиться без посторонней помощи.

   Сетью благотворительных учреждений, находящихся под покровительством императрицы Марии Федоровны (жены Павла 1), воспользовалось более 7 миллионов человек, не считая 20 миллионов случаев разовых обращений к благотворительной помощи. В благотворительных заведениях постоянно проживало около 500 тысяч человек.

Выходит, что с самого возникновения общества эта проблема была и остается важной до сегодняшнего дня.

5. Беседа по произведению.

-- Почему рассказ назван «Юшка»? (по имени главного героя)

Юшка – это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью.

  • Значит Юшка – воплощенное добро, его утрата также губительна для людей.
  • Каким видят люди Юшку? (Старый на вид человек, мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности седые волосы; глаза у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы)

 Какую деталь в описании внешности героя особо выделяет автор? Почему? (Глаза.  Говорят,

глаза - зеркало души. У Юшки плачет душа)

  • Почему Платонов избрал главным героем своего рассказа такого непривлекательного внешне человека? Можно ли судить о человеке по внешнему виду? (Внешне некрасивый, Юшка обладает богатым внутренним миром, Юшка добр, но внешне непривлекателен, нельзя судить о человеке по его внешности)
  • Что люди знают о нем? (Юшка делал трудную работу, получал маленькое жалование (не зарплату, логично предположить, что действие происходит до революции 1917 года).

Юшка  чаю с сахаром не пил, а пил простую воду.)

  • Эта подмеченная автором деталь еще несколько раз встретится в рассказе.

Кто может вспомнить, когда и по какому поводу всплывает эта деталь с чаем и сахаром?

(Родители стращали детей за непослушание, говоря : «Вот ты будешь такой же, как и Юшка!... Тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!»)

  • А еще где? (Замахнувшись, прохожий с силой  злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь. - Отдохни, - сказал прохожий и ушел домой пить чай.)
  • Этот чай и непременно с сахаром, что он значит для жителей села? Как вы об этом думаете? (Чай с сахаром – это «сытая», «нормальная», «добропорядочная жизнь», жизнь как вершина всех мечтаний и устремлений людских.)
  • А что противопоставлено такой жизни?  Жизнь Юшки!
  • Как относились к нему жители города? (Окружающие не понимают Юшку, издеваются, мучают, Юшка всё прощает)
  • Почему дети, которые всегда обостренно чувствуют доброго человека, издеваются над Юшкой? Юшка не такой, как все, он не похож на остальных, дети копируют отношение взрослых к Юшке, дети видят, как взрослые относятся к старику и также издеваются над беспомощным человеком.

«Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них… Дети не знали другого такого человека, и они думали – вправду ли Юшка живой?... И они еще сильнее толкали старика и кричали вкруг него, чтоб он отозвался злом  и развеселил их… Но Юшка не трогал их и не отвечал им».)

  • Ребята, а как объяснить эти строки: «Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его».

Терзать – мучить, издеваться, истязать, изводить, тиранить. Юшка претерпевал нравственные мучения. Юшка понимал, что для окружающих жить – это злиться, а для него жить – это любить, он прощал всех.

Подвести к ответу, что в семьях не читали Евангелия, никогда не говорили о духовных ценностях.   Чай с сахаром – предел желаний в таких семьях.

  • Еще цитата из текста: «Увидев Юшку, взрослый человек говорил ему:

- Да что ты «блажной», непохожий ходишь тут?

        Что значит блажной? Назовите однокоренные слова:

- блаженный

- благополучный

- благодарный

- благовоспитанный

- благонравный

Почему так приниженно слово «благо» в грубое «блажной»? От жестокости сердца? Найдите, что Юшка говорит о людских сердцах? Он где-нибудь называет сердце жестоким?

«Народ меня без понятия  любит, сердце в людях бывает слепое. Что значит слепое?

Проводится параллель (сравнение): зрячие со слепым сердцем и слепые со зрячим сердцем.

В Нагорной проповеди Христа говорится: «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих и гонящих вас», - Евангелие от Матфея.

Вывод: Значит, Юшка живет, соблюдая заповеди божеские.

Можно ли это как-то объяснить такими строчками из Святого Писания:

«Боже прости их, ибо не ведают, что творят».

Были ли счастливые минуты в жизни Юшки? «Всякое дыхание да славит Господа…»

Найдите строки из текста.

  • Чем помешал Юшка веселому прохожему? (Чего ты землю топчешь, божье чучело?)
  • Как назвал прохожий Юшку? («Юродом», «юродивым»)

На Руси  юродивый – это блаженный, то есть удостоившийся блаженства у Бога. За что? За то, что, отказавшись от дома, имущества, от вида разумного человека, они отказались и от человеческой гордыни, обрекая себя на жизнь в лишениях. Часто им нечего было есть, негде было переночевать. Своим образом жизни они напоминали о том, что есть  бедные и обездоленные и что жить нужно в любви к ближнему. За отказ от земных благ они считались близкими к Богу. Поэтому часто их изречения становились пророческими. А за это их почитали и даже немного побаивались. Боялись в их лице прогневать Бога.

Один из самых известных в истории блаженных был Василий. За отречение от земных благ, за правду и любовь к людям его полюбил даже царь Иван Грозный. Когда блаженный умер, царь сам нес его гроб до могилы. Хоронили его всей Москвой. Вот как почитали его.

После его смерти  Московский Покровский собор стал называться собором Василия Блаженного. Этот храм и сейчас считается символом и гордостью православной России. Великую память заслужил Василий блаженный.

  • Почему в первый раз осерчал Юшка? (Он такой же как и все. В нем заговорило чувство собственного достоинства.)
  • Почему прохожий с сильной злобой толкнул Юшку в грудь? (Потому что тот впервые высказался в защиту себя.)
  • Переживает ли прохожий за содеянное? (Нет, он со спокойной душой ушел домой пить чай.)
  •  «Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся…» Почему Юшка повернулся вниз лицом? (Связать с любовью к земле, к природе.)
  • Все ли бездушны в деревне? (Нет, потому что столяр, живший в деревне, вытер уста Юшки ладонью.)
  • - Помер, - вздохнул столяр. – Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!..

   Преподобный Серафим Саровский говорил: «Не должно питать в сердце злобы или ненависти к ближнему – враждующему к тебе, но должно любить его, и , сколько можно, творить ему добро, следуя учению Господа нашего Иисуса Христа». (Это лучше записать предварительно на доске, чтобы слова были перед глазами ребят)

Можно ли сказать, ребята, что Юшка, следовал наставлению преподобного Серафима Саровского и так поступал в жизни?

  • Почему столяр за всех просит прощения уже у мертвого Юшки? (« забраковали тебя люди, а кто тебе судья?»)
  • - Почему к телу умершего пришли проститься все люди: старые и малые, весь народ, который знал Юшку и потешался и мучил его при жизни?
  • - Как стали люди жить после смерти Юшки, почему? («Теперь вся злоба… насмешку и недоброжелательство».)
  • - Ребята, а кто такой Ефим Дмитриевич? От кого мы узнаем его имя, отчество? (От девушки, о которой он заботился.)
  • - Что в деревне не было известно о Юшке? (О его дочери.)
  • - Была ли на земле хоть одна душа, которая по-настоящему любила Юшку? (Прочитать: «Я никто.. всем телом и светом своего сердца».)
  • Можно ли сказать, что то добро, которое исходило от Юшки, с его смертью исчезло бесследно?

«Там девушка припала к земле, в которой лежал мертвый Юшка, человек, кормивший ее с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела его… кто ее любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца.

Приемная его дочь «…по-прежнему весь день лечит и утешает больных  людей,  не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших. И все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью».

  • - Почему только теперь, спустя много лет после смерти Юшки, называют его добрым? (Та сила добра, которую вложил Юшка в воспитание девочки, вернулась к людям, когда его воспитанница приехала в город, чтобы лечить людей. Юшкино бескорыстие проявилось в том, что девушка, ставшая врачом, не брала денег со своих пациентов.)
  • Так какие же нравственные заповеди оставил Андрей Платонов?

«Никто на земле не лишний»,

«нужно уважать в человеке человека»,

«доброта неизбывна, она согревает сердца людей, делает их жизнь светлее, усиливает веру в прекрасное».

  • Добро, человечность нельзя стереть с лица земли ни злом, ни насилием, ни глупостью. Они неподвластны времени, они подчинены наивысшему судье бессмертия – совести. «Хорошо быть ученым, поэтом, воином, но худо не быть при этом человеком», - сказал В.Г. Белинский. И мне хочется, чтоб каждый из вас нес ту частицу света, доброты, любви, которая согревала бы окружающих вас людей.

«Чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе», - писал Р. Роллан.

V. Работа с высказываниями известных людей.

  • Посмотрите на предложенные высказывания известных людей и попробуйте выбрать в то, которое больше всего подходит к нашей  теме. Запишите его в тетрадь.

Великое – не умирает.

И.В. Панфилов

Без подлинной любви к человечеству нет подлинной любви к родине.

А. Франс

Уважай в себе и других человеческую личность.

Д.И. Писарев

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Б. Паскаль

Великие души переносят страдания молча.

Ф.Шиллер

Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.

 М Горький

Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение, надо перечувствовать его горе и радость.

Д.И Писарев

Нет величия там, где нет простоты, добра и  правды.

Л.Н.Толстой

        

VІ. Заключительное слово учителя.

   Итак, лишь бедному, доброму Юшке было известно то неведомое и прекрасное, что никогда в этой жизни не откроется грешным людям, творящим зло и считающим это нормой.

   Сегодня, ребята, ваши души прикоснулись к сердцу прекрасного человека. Хорошо и отрадно становится у нас на душе, оттого что до сих пор живут на нашей земле удивительные люди, согревающие нас своей теплотой и любовью.

   Но горько и обидно другое: мы перестали их замечать, мы разучились им сострадать, мы привыкли над ними смеяться, и это, может быть, самое страшное. И все-таки, пока такие люди еще есть в нашей жизни, для нас еще не все потеряно.

   Так что же в вашем понимании есть добро, а что зло? И как вы думаете, почему одним из эпиграфов к нашему уроку стали слова Распутина: «Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть»?

  - А почему второй мы взяли из Библии: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»?

К этому нас призывал Иисус Христос, так жил и Юшка. Жизнь и смерть Юшки напомнили жизнь и мучения Иисуса Христа, которые он принял от людей.

  • А.П.Чехов писал: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

        VII. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Что значит любить человека?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы по произведению А.В.Костюнина «Рукавичка» ( с использованием приема критического мышления через чтение и письмо)

Урок внеклассного чтения разработан по произведению А.В.Костюнина "Рукавичка" для 5-7 классов( с использованием приемов критического мышления)...

Урок литературы по произведению Э.Распе "Барон Мюнхаузен"

Урок  с использованием электронной презентации. Данный урок является уроком внеклассного чтения в 5 классе. Это урок-игра, который позволяет в интересной форме  - в виде соревнования между т...

"Любить, мечтать и верить..." Презентация к уроку литературы по произведению А.Грина "Алые паруса"

Презентация к уроку по моему любимому произведению А.Грина "Алые паруса". Создана для того, чтобы познакомить учащихся с удивительным миром и героями произведений А.Грина. В качестве иллюстраций испол...

Урок литературы по произведению Н.М. Карамзина "Наталья, боярская дочь""

Проектная деятельность на уроках литературы-одна из продуктивных педагогических технологий, позволяющих организовать самостоятельную работу учащихся....

Открытый урок литературы по произведению И. С. Тургенева "Бирюк"

Основной задачей урока является развитие умения "увидеть"героя художественного произведения, выявить авторскую позицию и сформировать собственную точку зрения на основе прочитанного. Работа с терминам...

Открытый урок литературы по произведению И. С. Тургенева "Бирюк"

Основной задачей урока является развитие умения "увидеть"героя художественного произведения, выявить авторскую позицию и сформировать собственную точку зрения на основе прочитанного. Работа с терминам...

Урок литературы по произведению И. С. Тургенева "Бирюк" (2ч) для 7 класса

В разработке представлены два урока плитературы по творчеству И. С. Тургенева. Первый знакомит нас с биографией писателя, с его сборником "Записки охотника". Второй урок посвящён анализу рассказа "Бир...