Открытый урок
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Тюрина Екатерина Геннадьевна

Урок по литературе в 9 классе,

посвящен жизни и творчеству Марины Ивановны Цветаевой.

 

Тема урока: «Стихи как жизнь»

Цели урока: познакомить учащихся с особенностями судьбы поэта и человека М. И. Цветаевой, с ее творчеством; развивать навыки вдумчивого и выразительного чтения стихотворений; прививать интерес к личности поэтессы, ее творчеству; воспитывать чувство уважения к литературному наследию Цветаевой.

 

Оборудование:  портрет Марины Цветаевой, презентация, запись стихотворений М. Цветаевой в исполнении Алисы Фрейндлих, звуковой музыкальный фон в течение всего урока: концерт № 2 для фортепиано с оркестром С. Рахманинова, «Лунная соната» Л. Бетховена,  спокойная инструментальная мелодия.

Методы и приемы: информационный, иллюстративный, творческий, выразительное чтение, чтение наизусть, сообщения учащихся, беседа, АМО: «Ролевая сценка», «Литературное лото», «Дерево впечатлений»

Ход урока:

Организационный момент. Психологический настрой. (Приветствие учащихся, гостей)

Вступительное слово учителя. (На фоне спокойной классической мелодии) . Здравствуйте, ребята и уважаемые гости.

Сегодня на уроке мы познакомимся с  жизнью и творчеством Марины Ивановны  Цветаевой. Чтобы понять творчество поэта, надо понять ее характер. Кто же такая Марина Цветаева? Надо заметить, что имя Марина в переводе с латинского означает морская. Ребята каким бывает море? Тихим и бурным, спокойным и неугомонным, противоречивым. Эти характеристики можно применить и к самой Марине и к ее  стихам –трудным в прочтении и ранящим душу,  стоящим на вершине русской поэзии.

Эпиграфом к нашей теме будет стихотворение, написанное  совсем еще юной Цветаевой  в 1913 году в Коктебеле.

 

Аудиозапись стихотворения Цветаевой

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти, -

Нечитанным стихам!

 

Разбросанным в пыли по магазинам,

Где их никто не брал и не берет,

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

 

Учитель:  Поэт умирает – его поэзия остается. Исполнилось пророчество Цветаевой, что ее стихам «Настанет свой черед». Сейчас они вошли в культурную жизнь мира, заняв высокое место в истории поэзии. Цветаевскую поэзию невозможно открыть для себя сразу. На это уходят годы…Перед вами Марина Цветаева.

 

Выходит ученица  /Цветаева/:  «Родилась 26 сентября 1892 г. в Москве. Мимо  родилась времени ».

Звучит стихотворение.

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

Спорили сотни Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

После последней строки звучит «Лунная Соната» Бетховена.

 

Учитель: ребята из группы поисковиков подготовили информацию о семье поэтессы.

 

1 группа /поисковики/. 1 участник:  Отец – Иван Владимирович Цветаев – профессор Московского университета, основатель и собиратель Музея изящных искусств (ныне Музея изобразительных искусств им. Пушкина),.

Известный филолог и искусствовед, он познакомил Марину с историей и культурой Эллады, с ее мифами и легендами. Сюжеты и образы греческого эпоса, созвучные её мироощущению, встречаются в самых различных цветаевских произведениях.

2 участник: Мать – Мария Александровна Мейн – страстная музыкантша, страстно любит стихи и сама их пишет.  Она оставила в дневнике запись: «Моя четырехлетняя Маруся ходит вокруг меня и все складывает слова в рифмы. Может быть, будет поэт?»

Мария Александровна умерла от чахотки, когда Марине было 13 лет, её младшей сестре Анастасии – 11 лет.

Учитель: Марина Цветаева, действительно ставшая поэтом, спустя четырнадцать лет написала стихи «Маме», напоминающие письмо, отправленное из Памяти в Вечность.

 

Учитель: я попрошу прочитать  выразительно стихотворение «Маме» (1- чтец)

Как много забвением темным

Из сердца навек унеслось!

Печальные губы мы помним

И пышные пряди волос,

Замедленный вздох над тетрадкой

И в ярких рубинах кольцо,

Когда над уютной кроваткой

Твое улыбалось лицо.

Мы помним о раненых птицах,

Твою молодую печаль

И капельки слез на ресницах,

Когда умолкала рояль. (1910 год)

Цветаева: Детство до десяти лет – старый дом в Трехпрудном переулке в Москве.

В 1910 г., еще в гимназии, издаю свою первую книгу стихов – «Вечерний альбом» - стихи 15, 16, 17 лет – и знакомлюсь с поэтом М. Волошиным, написавшим обо мне первую (если не ошибаюсь) большую статью.

Учитель:. Небольшой сборник стихотворений многое изменил в судьбе Марины: ввел в литературные круги, подарил дружбу с Волошиным,

Все началось с «Вечернего альбома» … Тридцатитрехлетний Максимилиан Волошин пришёл в Трехпрудный переулок, принес семнадцатилетней Марине рецензию на её книгу.

Сценка: (Встреча Марины Цветаевой с Волошиным)

Марина Цветаева: «Он предстал мне впервые в дверях нашего дома в Трёхпрудном. Звонок. Открываю. На пороге цилиндр. Из- под цилиндра непомерное лицо в оправе вьющейся недлинной бороды. Вкрадчивый голос.

Волошин: - Можно мне видеть Марину Цветаеву?

Марина: - Я

Волошин: - А я Макс Волошин. К вам можно?

Марина: - Очень.

Прошли в глубь класса.

Волошин: - Вы читали мою статью о вас?

Марина: - Нет.

Волошин: - Я так и думал и потому вам ее принес.

Марина: - Вся статья – самый беззаветный гимн женскому творчеству и семнадцатилетию.

Волошин: - Она давно появилась, больше месяца назад, неужели вам никто не сказал?

Марина: - Я газет не читаю и никого не вижу. Мой отец до сих пор не знает, что я выпустила книгу. Может быть, знает, но молчит. И в гимназии молчат.

Волошин: - А вы в гимназии? Да, вы ведь в форме. А что вы делает в гимназии?

Марина: - Пишу стихи./уходит/

Волошин: через день открываю письмо, там стихи:

К вам душа так радостна влекома!

О, какая веет благодать

От страниц Вечернего Альбома!

(Почему альбом, а не тетрадь?)…

Кто вам дал такую яркость красок?

Кто вам дал такую точность слов,

Смелость все сказать от детских ласок

До весенних новолунных снов?

Ваша книга – это весть оттуда,

Утренняя благостная весть.

Я давно уж не приемлю чуда,

Но как сладко слышать: чудо – есть!

 

Учитель: Макс стал другом Марины.

Весной 1911 года он пригласил сестёр Цветаевых в Коктебель.

Здесь Марина Цветаева встречает своего будущего мужа (Сергей Яковлевич Эфрон родился в один день с Мариной, но годом позже – 26 сентября 1893 года).

Цветаева: Я загадала: если он подойдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж! Конечно, сердолик этот он нашёл тотчас же, на ощупь,  и вложил мне его в ладонь.

Учитель: Через полгода Марина и Сергей поженились. Цветаева обещает себе никогда не расставаться с мужем, чтобы ни случилось.

 

Ведущий. Любовь изменила внешность и озарила поэзию Марины Цветаевой. Строки из ее стихотворения прочитает Артем.

Звучит стихотворение ( 3 – й чтец)

Ждут нас пыльные дороги,

Шалаши на час

И звериные берлоги

И старинные чертоги …

Милый, милый, мы, как боги:

                                                                      Целый мир для нас!

Учитель:  /На черно – белой фотографии 1911 года Сергей и Марина стоят рядом – юные и прекрасные.

Именно тогда с гениальной легкостью писались, лились рекой цветаевские стихотворения: «Ты чьи сны непробудны…» , «Моим стихам»…, «Уж сколько их упало в эту бездну», «Под лаской плюшевого пледа», «Мне нравится, что вы больны не мной» - всех не перечислить.

Звучит песня:  «Мне нравится, что вы больны не мной» в исполнении

 

Учитель: Двенадцатый год можно считать самым счастливым в жизни Цветаевой – женщины: год замужества и рождения дочери Ариадны (Али).

Цветаева : «Аля – Ариадна Эфрон – родилась 5 сентября 1912 года,

В этом же году выходит вторая моя книга стихов «Волшебный фонарь»./Музыка/

 

Учитель: Грянула Первая мировая война, усилилась политическая смута. В России царили разруха, голод, нищета, смерть.. Сергей Эфрон добровольно выбирает путь белогвардейца:

 

Более четырех лет Марина ничего не знала о муже. В голодной и холодной Москве она борется за выживание – свое и своих детей. Вторая дочь родилась перед самой революцией 13 апреля 1917 года. Наиболее трудным для Марины Цветаевой оказался 1919-й год, запомнившийся «самым черным, самым чумным, самым смертным».

Цветаева: Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картофеля ,«весь запас»».

Самая большая трагедия в моей жизни – смерть младшей дочери Ирины. Девочка умерла 2 марта 1920 года в одном из подмосковных приютов. Об этом щемящие строки…

Звучит стихотворение/аудиозапись/

Две руки, легко опущенные

На младенческую голову:

Были – по одной на каждую –

Две головки мне дарованы.

Но обеими – зажатыми –

Яростными – как могла! –

Старшую у тьмы выхватывая –

Младшей не уберегла.

Две руки – ласкать – разглаживать

Нежные головки пышные.

Две руки – и вот одна из них

За ночь оказалась лишняя.

Светлая - на шейке тоненькой –

Одуванчик на стебле!

Мной еще совсем не понято,

Что дитя мое в земле. (1920год)

Учитель:

Марину спасает Поэзия. Несмотря ни на что, она продолжает писать. Стихи той поры адресованы мужу.

14 июля 1921 года она получает драгоценную весть от Ильи Эренбурга о том, что он жив. 13 мая 1922 года отправится в Берлин к Сергею Яковлевичу. Семья воссоединится и 17 эмиграционных лет проживет в Германии, в Чехии, во Франции. У Марины родится долгожданный сын Георгий. Жизнь будет трудной, нищей.

Цветаева: Поначалу белая эмиграция приняла меня  как свою, охотно печатали и хвалили, но вскоре картина резко изменилась.

Учитель: Независимость поэтессы, ее смелые эксперименты со стихом, сам дух и направление ее творчества раздражали большинство эмигрантских литераторов. Вокруг поэтессы смыкалась стена одиночества, усиливались и материальные лишения. К ним добавилась постоянная тоска по родине.

 

 О дальнейшей судьбе Марины Цветаевой нам поведает группа поисковиков.

 

3 участник 1 группы: В 1939 году Марина Ивановна с мужем отправится в Москву. Поедет за погибелью – своей и своих родных. 10 октября того же года на даче в подмосковном Большеве Сергея Эфрона арестуют,  его расстреляют в октябре 1941 года – сбудется грустное пророчество цветаевского четверостишия, написанного как эпиграф к судьбе Сергея:

 

Белый был – красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был – белым стал:

Смерть побелила.

Осенью, того же года, будет арестована дочь Аля.

.

Учитель:. В 1941 году Цветаевой с сыном приходится эвакуироваться из Москвы. Волею судеб она оказывается в  Елабуге. Безысходная нищета, новые унижения сломили  сопротивляемость этой «железной» женщины была сломлена, она  ничего не писала и давно задумалась добровольно уйти из жизни.

Марина Цветаева умерла 31 августа 1941 г. В возрасте 48 лет, не узнав о гибели сына.

Звучит стихотворение ( 2 – чтец).

 

Одна, ни в чем не схожая,

Несхожеством горда,

Дорогою прохожею

Не шла ты никогда.

Ты видела и слышала.

По – своему всегда,

Своим узором вышила

Пролетные года.

К укорам равнодушная

И в дружестве трудна,

 

Одной себе послушная,

Осталась ты одна.

И, не стерпев изгнания

Домой вернулась вдруг,

Но там нашла страдания,

Веревку, стул да крюк.

И в петле непреклонная

Склонилась голова,

И смолкли самозваные

Ударные слова.

 

 

Учитель: сейчас выполним  задания по группам. Уважаемые гости вы можете к нам присоединиться/дать им те же задания распечатки/

1 группа –поисковики вам нужно найти информацию- когда творчество Цветаевой становится популярным

 

2 группа: анализ стихотворения по плану

 

Вопросы к стихотворению «Кто создан из камня»

1.Какая традиционная тема заявлена в стихотворении?

2.Главные приметы лирической героини

3.С кем сравнивает себя лирическая героиня?

4.Кто противопоставлен поэту?

5.Что их характеризует?

6.Как обозначен конфликт поэта и толпы?

7.Стихотворение пессимистично или оптимистично?

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.

 

Кто создан из глины, кто создан из плоти —
Тем гроб и нагробные плиты…
— В купели морской крещена — и в полете
Своем — непрестанно разбита!

 

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.

 

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — веселая пена —
Высокая пена морская!

 

 

3  группа и наши гости поиграют в  «Литературное лото»:  вам нужно подобрать темы к стихотворениям  /наложить карточки с темами на клеточки с соответствующими стихами в  таблице/

 

ПРОВЕРКА работы групп

 

 

Учитель: ребята сегодня на уроке мы познакомились с жизнью и творчеством Марины Цветаевой  и давайте вместе попробуем оценить работу ребят на уроке. Я буду называть активных участников, а вы высказывайте свое мнение кому,  какую оценку предлагаете поставить и почему./аргументируйте свое предложение/

 

 Ну и   мне хотелось бы узнать ваше мнение об уроке: перед вами дерево впечатлений, если урок вам понравился, возьмите зеленый листок и приклейте его к дереву, если не очень – приклейте желтый листочек.

 

Домашнее задание: прочитать биографию Марины  Цветаевой   стр.________            и выучить 1 понравившееся стихотворение наизусть.

 

Спасибо всем за участие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetaeva.pptx1.97 МБ
Файл tsvetaeva.pptx1.97 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Марина Цветаева Жизнь и творчество поэта

Слайд 2

Мари́на Ива́новна Цвета́ева ( 26 сентября ( 8 октября) 1892, Москва, Российская империя — 31 августа 1941, Елабуга, СССР) — русская поэтесса, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.

Слайд 3

Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве, в день, когда православная церковь празднует память евангелиста Иоанна Богослова. Это совпадение нашло отражение в нескольких стихотворениях поэта. Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов .

Слайд 4

Родители Марины Цветаевой Иван Владимирович Цветаев и Мария Александровна Мейн (Цветаева)

Слайд 5

После смерти матери от чахотки в 1906 году Марина с сестрой Анастасией остались на попечении отца. Анастасия (слева) и Марина Цветаевы. Ялта , 1905. Как много забвением темным Из сердца навек унеслось! Печальные губы мы помним И пышные пряди волос,…

Слайд 6

Детские годы Цветаевой прошли в Трехпрудном переулке в Москве.

Слайд 7

В 1910 году Марина опубликовала (в типографии А . А. Левенсона ) на свои собственные деньги первый сборник стихов — «Вечерний альбом». (Сборник посвящён памяти Марии Башкирцевой, что подчёркивает его «дневниковую » направленность). «Эта книга – не только милая книга девических признаний, но и книга прекрасных стихотворений» Н. Гумилёв

Слайд 9

В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном .

Слайд 10

27 января 1912 года состоялось венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна ( Аля).

Слайд 11

За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник — «Волшебный фонарь». На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин (поэтесса гостила в доме Волошина в Коктебеле в 1911 , 1913, 1915 и 1917 годах). В 1913 году выходит третий сборник — «Из двух книг».

Слайд 12

В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево (тогда в Подмосковье) в возрасте 3-х лет. Ариадна (слева) и Ирина Эфрон. 1919 год Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми . Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению. Дом в Борисоглебском переулке, 6, в котором жила М.Цветаева с 1914 по 1922 год

Слайд 13

В мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. Марина Цветаева в 1924-м году Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно всё равно – Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарной В дом, и не знающий, что – мой, Как госпиталь или казарма… 1934 г.

Слайд 14

В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. Мур (Георгий Сергеевич Эфрон), сын Марины Цветаевой . Париж, 1930-е. М.И. Цветаева с мужем и детьми, 1925 г.

Слайд 15

15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве. В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. По приезде жила на даче НКВД в Болшево (ныне Музей-квартира М. И. Цветаевой в Болшево ). М.И. Цветаева, Франция, 1939 г. Фото на паспорт перед возвращением на Родину Дом-музей Цветаевой в Болшево , город Королёв

Слайд 16

27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон. В августе 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян; Ариадна после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году. В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами. Сергей Эфрон с дочерью Ариадной (Алей), 1930-е

Слайд 17

31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством, повесилась в доме, куда вместе с сыном была определена на постой. Она оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить («эвакуированным», Асеевым и сыну). Дом, где покончила с собой М.И. Цветаева Посмертная записка сыну

Слайд 18

Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. На высоком берегу Оки, в её любимом городе Таруса согласно воле Цветаевой установлен камень (тарусский доломит) с надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».

Слайд 19

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Марина Цветаева Жизнь и творчество поэта

Слайд 2

Мари́на Ива́новна Цвета́ева ( 26 сентября ( 8 октября) 1892, Москва, Российская империя — 31 августа 1941, Елабуга, СССР) — русская поэтесса, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.

Слайд 3

Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве, в день, когда православная церковь празднует память евангелиста Иоанна Богослова. Это совпадение нашло отражение в нескольких стихотворениях поэта. Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов .

Слайд 4

Родители Марины Цветаевой Иван Владимирович Цветаев и Мария Александровна Мейн (Цветаева)

Слайд 5

После смерти матери от чахотки в 1906 году Марина с сестрой Анастасией остались на попечении отца. Анастасия (слева) и Марина Цветаевы. Ялта , 1905. Как много забвением темным Из сердца навек унеслось! Печальные губы мы помним И пышные пряди волос,…

Слайд 6

Детские годы Цветаевой прошли в Трехпрудном переулке в Москве.

Слайд 7

В 1910 году Марина опубликовала (в типографии А . А. Левенсона ) на свои собственные деньги первый сборник стихов — «Вечерний альбом». (Сборник посвящён памяти Марии Башкирцевой, что подчёркивает его «дневниковую » направленность). «Эта книга – не только милая книга девических признаний, но и книга прекрасных стихотворений» Н. Гумилёв

Слайд 9

В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном .

Слайд 10

27 января 1912 года состоялось венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна ( Аля).

Слайд 11

За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник — «Волшебный фонарь». На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин (поэтесса гостила в доме Волошина в Коктебеле в 1911 , 1913, 1915 и 1917 годах). В 1913 году выходит третий сборник — «Из двух книг».

Слайд 12

В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево (тогда в Подмосковье) в возрасте 3-х лет. Ариадна (слева) и Ирина Эфрон. 1919 год Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми . Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению. Дом в Борисоглебском переулке, 6, в котором жила М.Цветаева с 1914 по 1922 год

Слайд 13

В мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. Марина Цветаева в 1924-м году Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно всё равно – Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарной В дом, и не знающий, что – мой, Как госпиталь или казарма… 1934 г.

Слайд 14

В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. Мур (Георгий Сергеевич Эфрон), сын Марины Цветаевой . Париж, 1930-е. М.И. Цветаева с мужем и детьми, 1925 г.

Слайд 15

15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве. В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. По приезде жила на даче НКВД в Болшево (ныне Музей-квартира М. И. Цветаевой в Болшево ). М.И. Цветаева, Франция, 1939 г. Фото на паспорт перед возвращением на Родину Дом-музей Цветаевой в Болшево , город Королёв

Слайд 16

27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон. В августе 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян; Ариадна после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году. В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами. Сергей Эфрон с дочерью Ариадной (Алей), 1930-е

Слайд 17

31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством, повесилась в доме, куда вместе с сыном была определена на постой. Она оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить («эвакуированным», Асеевым и сыну). Дом, где покончила с собой М.И. Цветаева Посмертная записка сыну

Слайд 18

Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. На высоком берегу Оки, в её любимом городе Таруса согласно воле Цветаевой установлен камень (тарусский доломит) с надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...