Открытый урок
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Урок по литературе в 9 классе,
посвящен жизни и творчеству Марины Ивановны Цветаевой.
Тема урока: «Стихи как жизнь»
Цели урока: познакомить учащихся с особенностями судьбы поэта и человека М. И. Цветаевой, с ее творчеством; развивать навыки вдумчивого и выразительного чтения стихотворений; прививать интерес к личности поэтессы, ее творчеству; воспитывать чувство уважения к литературному наследию Цветаевой.
Оборудование: портрет Марины Цветаевой, презентация, запись стихотворений М. Цветаевой в исполнении Алисы Фрейндлих, звуковой музыкальный фон в течение всего урока: концерт № 2 для фортепиано с оркестром С. Рахманинова, «Лунная соната» Л. Бетховена, спокойная инструментальная мелодия.
Методы и приемы: информационный, иллюстративный, творческий, выразительное чтение, чтение наизусть, сообщения учащихся, беседа, АМО: «Ролевая сценка», «Литературное лото», «Дерево впечатлений»
Ход урока:
Организационный момент. Психологический настрой. (Приветствие учащихся, гостей)
Вступительное слово учителя. (На фоне спокойной классической мелодии) . Здравствуйте, ребята и уважаемые гости.
Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством Марины Ивановны Цветаевой. Чтобы понять творчество поэта, надо понять ее характер. Кто же такая Марина Цветаева? Надо заметить, что имя Марина в переводе с латинского означает морская. Ребята каким бывает море? Тихим и бурным, спокойным и неугомонным, противоречивым. Эти характеристики можно применить и к самой Марине и к ее стихам –трудным в прочтении и ранящим душу, стоящим на вершине русской поэзии.
Эпиграфом к нашей теме будет стихотворение, написанное совсем еще юной Цветаевой в 1913 году в Коктебеле.
Аудиозапись стихотворения Цветаевой
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти, -
Нечитанным стихам!
Разбросанным в пыли по магазинам,
Где их никто не брал и не берет,
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Учитель: Поэт умирает – его поэзия остается. Исполнилось пророчество Цветаевой, что ее стихам «Настанет свой черед». Сейчас они вошли в культурную жизнь мира, заняв высокое место в истории поэзии. Цветаевскую поэзию невозможно открыть для себя сразу. На это уходят годы…Перед вами Марина Цветаева.
Выходит ученица /Цветаева/: «Родилась 26 сентября 1892 г. в Москве. Мимо родилась времени ».
Звучит стихотворение.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
После последней строки звучит «Лунная Соната» Бетховена.
Учитель: ребята из группы поисковиков подготовили информацию о семье поэтессы.
1 группа /поисковики/. 1 участник: Отец – Иван Владимирович Цветаев – профессор Московского университета, основатель и собиратель Музея изящных искусств (ныне Музея изобразительных искусств им. Пушкина),.
Известный филолог и искусствовед, он познакомил Марину с историей и культурой Эллады, с ее мифами и легендами. Сюжеты и образы греческого эпоса, созвучные её мироощущению, встречаются в самых различных цветаевских произведениях.
2 участник: Мать – Мария Александровна Мейн – страстная музыкантша, страстно любит стихи и сама их пишет. Она оставила в дневнике запись: «Моя четырехлетняя Маруся ходит вокруг меня и все складывает слова в рифмы. Может быть, будет поэт?»
Мария Александровна умерла от чахотки, когда Марине было 13 лет, её младшей сестре Анастасии – 11 лет.
Учитель: Марина Цветаева, действительно ставшая поэтом, спустя четырнадцать лет написала стихи «Маме», напоминающие письмо, отправленное из Памяти в Вечность.
Учитель: я попрошу прочитать выразительно стихотворение «Маме» (1- чтец)
Как много забвением темным
Из сердца навек унеслось!
Печальные губы мы помним
И пышные пряди волос,
Замедленный вздох над тетрадкой
И в ярких рубинах кольцо,
Когда над уютной кроваткой
Твое улыбалось лицо.
Мы помним о раненых птицах,
Твою молодую печаль
И капельки слез на ресницах,
Когда умолкала рояль. (1910 год)
Цветаева: Детство до десяти лет – старый дом в Трехпрудном переулке в Москве.
В 1910 г., еще в гимназии, издаю свою первую книгу стихов – «Вечерний альбом» - стихи 15, 16, 17 лет – и знакомлюсь с поэтом М. Волошиным, написавшим обо мне первую (если не ошибаюсь) большую статью.
Учитель:. Небольшой сборник стихотворений многое изменил в судьбе Марины: ввел в литературные круги, подарил дружбу с Волошиным,
Все началось с «Вечернего альбома» … Тридцатитрехлетний Максимилиан Волошин пришёл в Трехпрудный переулок, принес семнадцатилетней Марине рецензию на её книгу.
Сценка: (Встреча Марины Цветаевой с Волошиным)
Марина Цветаева: «Он предстал мне впервые в дверях нашего дома в Трёхпрудном. Звонок. Открываю. На пороге цилиндр. Из- под цилиндра непомерное лицо в оправе вьющейся недлинной бороды. Вкрадчивый голос.
Волошин: - Можно мне видеть Марину Цветаеву?
Марина: - Я
Волошин: - А я Макс Волошин. К вам можно?
Марина: - Очень.
Прошли в глубь класса.
Волошин: - Вы читали мою статью о вас?
Марина: - Нет.
Волошин: - Я так и думал и потому вам ее принес.
Марина: - Вся статья – самый беззаветный гимн женскому творчеству и семнадцатилетию.
Волошин: - Она давно появилась, больше месяца назад, неужели вам никто не сказал?
Марина: - Я газет не читаю и никого не вижу. Мой отец до сих пор не знает, что я выпустила книгу. Может быть, знает, но молчит. И в гимназии молчат.
Волошин: - А вы в гимназии? Да, вы ведь в форме. А что вы делает в гимназии?
Марина: - Пишу стихи./уходит/
Волошин: через день открываю письмо, там стихи:
К вам душа так радостна влекома!
О, какая веет благодать
От страниц Вечернего Альбома!
(Почему альбом, а не тетрадь?)…
Кто вам дал такую яркость красок?
Кто вам дал такую точность слов,
Смелость все сказать от детских ласок
До весенних новолунных снов?
Ваша книга – это весть оттуда,
Утренняя благостная весть.
Я давно уж не приемлю чуда,
Но как сладко слышать: чудо – есть!
Учитель: Макс стал другом Марины.
Весной 1911 года он пригласил сестёр Цветаевых в Коктебель.
Здесь Марина Цветаева встречает своего будущего мужа (Сергей Яковлевич Эфрон родился в один день с Мариной, но годом позже – 26 сентября 1893 года).
Цветаева: Я загадала: если он подойдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж! Конечно, сердолик этот он нашёл тотчас же, на ощупь, и вложил мне его в ладонь.
Учитель: Через полгода Марина и Сергей поженились. Цветаева обещает себе никогда не расставаться с мужем, чтобы ни случилось.
Ведущий. Любовь изменила внешность и озарила поэзию Марины Цветаевой. Строки из ее стихотворения прочитает Артем.
Звучит стихотворение ( 3 – й чтец)
Ждут нас пыльные дороги,
Шалаши на час
И звериные берлоги
И старинные чертоги …
Милый, милый, мы, как боги:
Целый мир для нас!
Учитель: /На черно – белой фотографии 1911 года Сергей и Марина стоят рядом – юные и прекрасные.
Именно тогда с гениальной легкостью писались, лились рекой цветаевские стихотворения: «Ты чьи сны непробудны…» , «Моим стихам»…, «Уж сколько их упало в эту бездну», «Под лаской плюшевого пледа», «Мне нравится, что вы больны не мной» - всех не перечислить.
Звучит песня: «Мне нравится, что вы больны не мной» в исполнении
Учитель: Двенадцатый год можно считать самым счастливым в жизни Цветаевой – женщины: год замужества и рождения дочери Ариадны (Али).
Цветаева : «Аля – Ариадна Эфрон – родилась 5 сентября 1912 года,
В этом же году выходит вторая моя книга стихов «Волшебный фонарь»./Музыка/
Учитель: Грянула Первая мировая война, усилилась политическая смута. В России царили разруха, голод, нищета, смерть.. Сергей Эфрон добровольно выбирает путь белогвардейца:
Более четырех лет Марина ничего не знала о муже. В голодной и холодной Москве она борется за выживание – свое и своих детей. Вторая дочь родилась перед самой революцией 13 апреля 1917 года. Наиболее трудным для Марины Цветаевой оказался 1919-й год, запомнившийся «самым черным, самым чумным, самым смертным».
Цветаева: Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картофеля ,«весь запас»».
Самая большая трагедия в моей жизни – смерть младшей дочери Ирины. Девочка умерла 2 марта 1920 года в одном из подмосковных приютов. Об этом щемящие строки…
Звучит стихотворение/аудиозапись/
Две руки, легко опущенные
На младенческую голову:
Были – по одной на каждую –
Две головки мне дарованы.
Но обеими – зажатыми –
Яростными – как могла! –
Старшую у тьмы выхватывая –
Младшей не уберегла.
Две руки – ласкать – разглаживать
Нежные головки пышные.
Две руки – и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.
Светлая - на шейке тоненькой –
Одуванчик на стебле!
Мной еще совсем не понято,
Что дитя мое в земле. (1920год)
Учитель:
Марину спасает Поэзия. Несмотря ни на что, она продолжает писать. Стихи той поры адресованы мужу.
14 июля 1921 года она получает драгоценную весть от Ильи Эренбурга о том, что он жив. 13 мая 1922 года отправится в Берлин к Сергею Яковлевичу. Семья воссоединится и 17 эмиграционных лет проживет в Германии, в Чехии, во Франции. У Марины родится долгожданный сын Георгий. Жизнь будет трудной, нищей.
Цветаева: Поначалу белая эмиграция приняла меня как свою, охотно печатали и хвалили, но вскоре картина резко изменилась.
Учитель: Независимость поэтессы, ее смелые эксперименты со стихом, сам дух и направление ее творчества раздражали большинство эмигрантских литераторов. Вокруг поэтессы смыкалась стена одиночества, усиливались и материальные лишения. К ним добавилась постоянная тоска по родине.
О дальнейшей судьбе Марины Цветаевой нам поведает группа поисковиков.
3 участник 1 группы: В 1939 году Марина Ивановна с мужем отправится в Москву. Поедет за погибелью – своей и своих родных. 10 октября того же года на даче в подмосковном Большеве Сергея Эфрона арестуют, его расстреляют в октябре 1941 года – сбудется грустное пророчество цветаевского четверостишия, написанного как эпиграф к судьбе Сергея:
Белый был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал:
Смерть побелила.
Осенью, того же года, будет арестована дочь Аля.
.
Учитель:. В 1941 году Цветаевой с сыном приходится эвакуироваться из Москвы. Волею судеб она оказывается в Елабуге. Безысходная нищета, новые унижения сломили сопротивляемость этой «железной» женщины была сломлена, она ничего не писала и давно задумалась добровольно уйти из жизни.
Марина Цветаева умерла 31 августа 1941 г. В возрасте 48 лет, не узнав о гибели сына.
Звучит стихотворение ( 2 – чтец).
Одна, ни в чем не схожая, Несхожеством горда, Дорогою прохожею Не шла ты никогда. Ты видела и слышала. По – своему всегда, Своим узором вышила Пролетные года. К укорам равнодушная И в дружестве трудна,
| Одной себе послушная, Осталась ты одна. И, не стерпев изгнания Домой вернулась вдруг, Но там нашла страдания, Веревку, стул да крюк. И в петле непреклонная Склонилась голова, И смолкли самозваные Ударные слова.
|
Учитель: сейчас выполним задания по группам. Уважаемые гости вы можете к нам присоединиться/дать им те же задания распечатки/
1 группа –поисковики вам нужно найти информацию- когда творчество Цветаевой становится популярным
2 группа: анализ стихотворения по плану
Вопросы к стихотворению «Кто создан из камня»
1.Какая традиционная тема заявлена в стихотворении?
2.Главные приметы лирической героини
3.С кем сравнивает себя лирическая героиня?
4.Кто противопоставлен поэту?
5.Что их характеризует?
6.Как обозначен конфликт поэта и толпы?
7.Стихотворение пессимистично или оптимистично?
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти —
Тем гроб и нагробные плиты…
— В купели морской крещена — и в полете
Своем — непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — веселая пена —
Высокая пена морская!
3 группа и наши гости поиграют в «Литературное лото»: вам нужно подобрать темы к стихотворениям /наложить карточки с темами на клеточки с соответствующими стихами в таблице/
ПРОВЕРКА работы групп
Учитель: ребята сегодня на уроке мы познакомились с жизнью и творчеством Марины Цветаевой и давайте вместе попробуем оценить работу ребят на уроке. Я буду называть активных участников, а вы высказывайте свое мнение кому, какую оценку предлагаете поставить и почему./аргументируйте свое предложение/
Ну и мне хотелось бы узнать ваше мнение об уроке: перед вами дерево впечатлений, если урок вам понравился, возьмите зеленый листок и приклейте его к дереву, если не очень – приклейте желтый листочек.
Домашнее задание: прочитать биографию Марины Цветаевой стр.________ и выучить 1 понравившееся стихотворение наизусть.
Спасибо всем за участие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetaeva.pptx | 1.97 МБ |
tsvetaeva.pptx | 1.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мари́на Ива́новна Цвета́ева ( 26 сентября ( 8 октября) 1892, Москва, Российская империя — 31 августа 1941, Елабуга, СССР) — русская поэтесса, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.
Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве, в день, когда православная церковь празднует память евангелиста Иоанна Богослова. Это совпадение нашло отражение в нескольких стихотворениях поэта. Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов .
Родители Марины Цветаевой Иван Владимирович Цветаев и Мария Александровна Мейн (Цветаева)
После смерти матери от чахотки в 1906 году Марина с сестрой Анастасией остались на попечении отца. Анастасия (слева) и Марина Цветаевы. Ялта , 1905. Как много забвением темным Из сердца навек унеслось! Печальные губы мы помним И пышные пряди волос,…
Детские годы Цветаевой прошли в Трехпрудном переулке в Москве.
В 1910 году Марина опубликовала (в типографии А . А. Левенсона ) на свои собственные деньги первый сборник стихов — «Вечерний альбом». (Сборник посвящён памяти Марии Башкирцевой, что подчёркивает его «дневниковую » направленность). «Эта книга – не только милая книга девических признаний, но и книга прекрасных стихотворений» Н. Гумилёв
В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном .
27 января 1912 года состоялось венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна ( Аля).
За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник — «Волшебный фонарь». На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин (поэтесса гостила в доме Волошина в Коктебеле в 1911 , 1913, 1915 и 1917 годах). В 1913 году выходит третий сборник — «Из двух книг».
В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево (тогда в Подмосковье) в возрасте 3-х лет. Ариадна (слева) и Ирина Эфрон. 1919 год Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми . Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению. Дом в Борисоглебском переулке, 6, в котором жила М.Цветаева с 1914 по 1922 год
В мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. Марина Цветаева в 1924-м году Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно всё равно – Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарной В дом, и не знающий, что – мой, Как госпиталь или казарма… 1934 г.
В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. Мур (Георгий Сергеевич Эфрон), сын Марины Цветаевой . Париж, 1930-е. М.И. Цветаева с мужем и детьми, 1925 г.
15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве. В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. По приезде жила на даче НКВД в Болшево (ныне Музей-квартира М. И. Цветаевой в Болшево ). М.И. Цветаева, Франция, 1939 г. Фото на паспорт перед возвращением на Родину Дом-музей Цветаевой в Болшево , город Королёв
27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон. В августе 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян; Ариадна после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году. В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами. Сергей Эфрон с дочерью Ариадной (Алей), 1930-е
31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством, повесилась в доме, куда вместе с сыном была определена на постой. Она оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить («эвакуированным», Асеевым и сыну). Дом, где покончила с собой М.И. Цветаева Посмертная записка сыну
Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. На высоком берегу Оки, в её любимом городе Таруса согласно воле Цветаевой установлен камень (тарусский доломит) с надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мари́на Ива́новна Цвета́ева ( 26 сентября ( 8 октября) 1892, Москва, Российская империя — 31 августа 1941, Елабуга, СССР) — русская поэтесса, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.
Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве, в день, когда православная церковь празднует память евангелиста Иоанна Богослова. Это совпадение нашло отражение в нескольких стихотворениях поэта. Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов .
Родители Марины Цветаевой Иван Владимирович Цветаев и Мария Александровна Мейн (Цветаева)
После смерти матери от чахотки в 1906 году Марина с сестрой Анастасией остались на попечении отца. Анастасия (слева) и Марина Цветаевы. Ялта , 1905. Как много забвением темным Из сердца навек унеслось! Печальные губы мы помним И пышные пряди волос,…
Детские годы Цветаевой прошли в Трехпрудном переулке в Москве.
В 1910 году Марина опубликовала (в типографии А . А. Левенсона ) на свои собственные деньги первый сборник стихов — «Вечерний альбом». (Сборник посвящён памяти Марии Башкирцевой, что подчёркивает его «дневниковую » направленность). «Эта книга – не только милая книга девических признаний, но и книга прекрасных стихотворений» Н. Гумилёв
В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном .
27 января 1912 года состоялось венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна ( Аля).
За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник — «Волшебный фонарь». На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин (поэтесса гостила в доме Волошина в Коктебеле в 1911 , 1913, 1915 и 1917 годах). В 1913 году выходит третий сборник — «Из двух книг».
В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево (тогда в Подмосковье) в возрасте 3-х лет. Ариадна (слева) и Ирина Эфрон. 1919 год Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми . Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению. Дом в Борисоглебском переулке, 6, в котором жила М.Цветаева с 1914 по 1922 год
В мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. Марина Цветаева в 1924-м году Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно всё равно – Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарной В дом, и не знающий, что – мой, Как госпиталь или казарма… 1934 г.
В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. Мур (Георгий Сергеевич Эфрон), сын Марины Цветаевой . Париж, 1930-е. М.И. Цветаева с мужем и детьми, 1925 г.
15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве. В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. По приезде жила на даче НКВД в Болшево (ныне Музей-квартира М. И. Цветаевой в Болшево ). М.И. Цветаева, Франция, 1939 г. Фото на паспорт перед возвращением на Родину Дом-музей Цветаевой в Болшево , город Королёв
27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон. В августе 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян; Ариадна после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году. В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами. Сергей Эфрон с дочерью Ариадной (Алей), 1930-е
31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством, повесилась в доме, куда вместе с сыном была определена на постой. Она оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить («эвакуированным», Асеевым и сыну). Дом, где покончила с собой М.И. Цветаева Посмертная записка сыну
Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. На высоком берегу Оки, в её любимом городе Таруса согласно воле Цветаевой установлен камень (тарусский доломит) с надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...