«Любовь нечаянно нагрянет….» (написание сочинения-рассуждения 9.3 на основе романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Цель: рассмотреть эволюцию взаимоотношений Татьяны и Онегина: совершенствовать навыки аналитической работы с поэтическим текстом, сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 9.3); выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.
- усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubov_nechayanno_nagryanet.docx | 24.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Любовь нечаянно нагрянет….»
(написание сочинения-рассуждения 9.3
на основе романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)
Цель: рассмотреть эволюцию взаимоотношений Татьяны и Онегина: совершенствовать навыки аналитической работы с поэтическим текстом, сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 9.3); выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.
- усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.
Задачи:
1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся,
как милосердие, отзывчивость, человечность.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Заключительным этапом урока стала рефлексия.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 9.3
Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме;
Ход урока
I. Организационный момент.
1) Приветствие учащихся. Выразительное чтение наизусть учащимися писем Татьяны и Онегина.
Постановка цели урока. Задачи.
2) Запись даты, темы урока в тетрадь.
II. Актуализация знаний.
Анализ двух писем
- Какие мысли и чувства вызвало письмо Татьяны в душе Онегина? (в нем проснулись забытые прежде чувства, но он подавил их в силу своей гордости; он холоден, женщины нужны только для развлечения, на глубокие чувства он не способен; видим холодного безразличного, зацикленного на себе, эгоистичного человека)
- Как характеризует героиню ее письмо? (героиня романа типичный представитель своего времени, которая воспитана на сентиментальных романах, она видит в Онегине героя своих французских романов; обращается к нему с нежностью, ее чувства искренние; ее письмо поражает силой чувства, тонкостью ума, полно скромности и красоты, она цельная натура: может любить только один раз)
- Почему Онегин так суров к Татьяне во время встречи в саду? (он не был к ней суров, Онегин хотел оттолкнуть от себя, рассказывая ей о своих недостатках, он ее не любил)
- Какие чувства возникли у вас при чтении письма Онегина к Татьяне?
Изменился ли Онегин сейчас? (он сейчас понял, как глубоко ошибся, хотел ее вернуть; предстает как поверженный любовью, как несчастный и одинокий человек, не сумевший найти своего счастья; в своем письме обращается не к той простой деревенской девушке, а к женщине из высшего общества, именно к такой женщине у него проснулась любовь, это говорит о том, что он очарован не ей самой, а ее положением в обществе)
- Как отнеслась Татьяна к признанию в любви Онегина? (Татьяна верная своему мужу, отказала Онегину)
III.. Работа над построением сочинения - рассуждения.
- Почему мы анализировали письма двух главных героев? Для чего, с какой целью мы это сделали? Да, мы должны написать сейчас сочинение 9.3 «Что такое любовь?»
Вопрос к классу:
1.Как вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ? Дайте определение.
2. Можно ли рассматривать слово ЛЮБОВЬ в данной ситуации как любовь к матери, родной земле?
После собеседования учащиеся приходят к выводу, что
Тезис. Любовь— это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви.
2.Комментарий к тезису. Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.
После собеседования учащиеся приходят к выводу, что любовь нужна каждому, без нее человек не может прожить.
Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.
Комментарий: Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги.
3. Орфографическая работа:
- Индивидуальное предварительное домашнее задание ( Найти определение слова любовь в Толковом словаре Ожегова)
ЛЮБОВЬ –
1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Чары, ожидание, муки любви. Признание в любви. Л. до гроба (вечная).
2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. Л. к родине, к родителям, к детям.
3. Постоянная, сильная склонность, увлеченность чем-н. Л. к правде, к истине. Л. к балету, к чтению, к театру, спорту. Л. к животным.
4. им. п. Предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение).
5. Пристрастие, вкус к чему-н. Л. к сладкому, к нарядом, к комфорту.
4. Подобрать синонимы к слову любовь: благоволение, благорасположение, благосклонность, близкие отношения, верность, влечение, влюбленность, вожделение, доброжелательство, интимные отношения, интрига, ласка, любовная связь, мания, нежная страсть, нежное чувство, неравнодушие, обожание, преданность, привязанность, пристрастие, пристрастность, расположение, роман, связь, сердечная склонность, сердечные дела, симпатия, склонность, страсть, тяга, тяготение, увлечение, человеколюбие, чувство.
5.Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.
Вывод
Таким образом, настоящая любовь имеет необъяснимую власть над человеком, она делает его лучше и благороднее.
Написание сочинения-рассуждения 9.3 ОГЭ (парная работа0
1 ряд- вступление
2 ряд- аргументы
3 ряд - вывод
Рефлексия.
- Работа по критериям оценивания сочинения (самооценка)
-К кому любовь нечаянно нагрянула?
Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение на морально – этическую тему «Что такое любовь?» (9.3).
Анализ двух писем
- Какие мысли и чувства вызвало письмо Татьяны в душе Онегина? (в нем проснулись забытые прежде чувства, но он подавил их в силу своей гордости; он холоден, женщины нужны только для развлечения, на глубокие чувства он не способен; видим холодного безразличного, зацикленного на себе, эгоистичного человека)
- Как характеризует героиню ее письмо? (героиня романа типичный представитель своего времени, которая воспитана на сентиментальных романах, она видит в Онегине героя своих французских романов; обращается к нему с нежностью, ее чувства искренние; ее письмо поражает силой чувства, тонкостью ума, полно скромности и красоты, она цельная натура: может любить только один раз)
- Почему Онегин так суров к Татьяне во время встречи в саду? (он не был к ней суров, Онегин хотел оттолкнуть от себя, рассказывая ей о своих недостатках, он ее не любил)
- Какие чувства возникли у вас при чтении письма Онегина к Татьяне?
Изменился ли Онегин сейчас? (он сейчас понял, как глубоко ошибся, хотел ее вернуть; предстает как поверженный любовью, как несчастный и одинокий человек, не сумевший найти своего счастья; в своем письме обращается не к той простой деревенской девушке, а к женщине из высшего общества, именно к такой женщине у него проснулась любовь, это говорит о том, что он очарован не ей самой, а ее положением в обществе)
- Как отнеслась Татьяна к признанию в любви Онегина? (Татьяна верная своему мужу, отказала Онегину)
Анализ двух писем
- Какие мысли и чувства вызвало письмо Татьяны в душе Онегина? (в нем проснулись забытые прежде чувства, но он подавил их в силу своей гордости; он холоден, женщины нужны только для развлечения, на глубокие чувства он не способен; видим холодного безразличного, зацикленного на себе, эгоистичного человека)
- Как характеризует героиню ее письмо? (героиня романа типичный представитель своего времени, которая воспитана на сентиментальных романах, она видит в Онегине героя своих французских романов; обращается к нему с нежностью, ее чувства искренние; ее письмо поражает силой чувства, тонкостью ума, полно скромности и красоты, она цельная натура: может любить только один раз)
- Почему Онегин так суров к Татьяне во время встречи в саду? (он не был к ней суров, Онегин хотел оттолкнуть от себя, рассказывая ей о своих недостатках, он ее не любил)
- Какие чувства возникли у вас при чтении письма Онегина к Татьяне?
Изменился ли Онегин сейчас? (он сейчас понял, как глубоко ошибся, хотел ее вернуть; предстает как поверженный любовью, как несчастный и одинокий человек, не сумевший найти своего счастья; в своем письме обращается не к той простой деревенской девушке, а к женщине из высшего общества, именно к такой женщине у него проснулась любовь, это говорит о том, что он очарован не ей самой, а ее положением в обществе)
- Как отнеслась Татьяна к признанию в любви Онегина? (Татьяна верная своему мужу, отказала Онегину)
ЛЮБОВЬ –
1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Чары, ожидание, муки любви. Признание в любви. Л. до гроба (вечная).
2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. Л. к родине, к родителям, к детям.
3. Постоянная, сильная склонность, увлеченность чем-н. Л. к правде, к истине. Л. к балету, к чтению, к театру, спорту. Л. к животным.
4. им. п. Предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение).
5. Пристрастие, вкус к чему-н. Л. к сладкому, к нарядом, к комфорту.
4. Подобрать синонимы к слову любовь: благоволение, благорасположение, благосклонность, близкие отношения, верность, влечение, влюбленность, вожделение, доброжелательство, интимные отношения, интрига, ласка, любовная связь, мания, нежная страсть, нежное чувство, неравнодушие, обожание, преданность, привязанность, пристрастие, пристрастность, расположение, роман, связь, сердечная склонность, сердечные дела, симпатия, склонность, страсть, тяга, тяготение, увлечение, человеколюбие, чувство.
. Подобрать синонимы к слову любовь: благоволение, благорасположение, благосклонность, близкие отношения, верность, влечение, влюбленность, вожделение, доброжелательство, интимные отношения, интрига, ласка, любовная связь, мания, нежная страсть, нежное чувство, неравнодушие, обожание, преданность, привязанность, пристрастие, пристрастность, расположение, роман, связь, сердечная склонность, сердечные дела, симпатия, склонность, страсть, тяга, тяготение, увлечение, человеколюбие, чувство.
. Подобрать синонимы к слову любовь: благоволение, благорасположение, благосклонность, близкие отношения, верность, влечение, влюбленность, вожделение, доброжелательство, интимные отношения, интрига, ласка, любовная связь, мания, нежная страсть, нежное чувство, неравнодушие, обожание, преданность, привязанность, пристрастие, пристрастность, расположение, роман, связь, сердечная склонность, сердечные дела, симпатия, склонность, страсть, тяга, тяготение, увлечение, человеколюбие, чувство.
. Подобрать синонимы к слову любовь: благоволение, благорасположение, благосклонность, близкие отношения, верность, влечение, влюбленность, вожделение, доброжелательство, интимные отношения, интрига, ласка, любовная связь, мания, нежная страсть, нежное чувство, неравнодушие, обожание, преданность, привязанность, пристрастие, пристрастность, расположение, роман, связь, сердечная склонность, сердечные дела, симпатия, склонность, страсть, тяга, тяготение, увлечение, человеколюбие, чувство.
. Подобрать синонимы к слову любовь: благоволение, благорасположение, благосклонность, близкие отношения, верность, влечение, влюбленность, вожделение, доброжелательство, интимные отношения, интрига, ласка, любовная связь, мания, нежная страсть, нежное чувство, неравнодушие, обожание, преданность, привязанность, пристрастие, пристрастность, расположение, роман, связь, сердечная склонность, сердечные дела, симпатия, склонность, страсть, тяга, тяготение, увлечение, человеколюбие, чувство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы по роману в стихах А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Презентация предназначена для учащихся 9-классов. Эту презентацию можно использовать на уроках литературы и во внеурочное время....
Открытый урок литературы в 9 классе по роману в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Вводные уроки по творчеству того или иного писателя отличаются информативностью. Данный урок - это опыт "объятия необъятного". ИКТ, использованные в ходе занятия, позволяют превратить урок-лекцию в за...
Презентация к уроку литературы по изучению 8 главы романа в стихах А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Данная презентация подготовлена к уроку , на котором анализировалась 8 глава "Евгения Онегина"....
Кластер " Характеристика Татьяны Лариной " по роману в стихал А.С. Пушкина " Евгений Онегин"
Кластер "Харакиеристика Татьяны Лариной"...
Материалы к уроку литературы в 9 классе по 1 главе романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Представленные здесь материалы по 1 главе "Евгения Онегина" помогут более полно представить характеры главных героев....
«Роль общества в жизни героев романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» или Можно ли жить в обществе и быть свободным от него?»
Цель урока: рассмотрение вопроса о том, происходит ли формирование характеров героев под влиянием общества.Задачи урокаОбучающие:- проанализировать характерные черты общества первой четверти XIX ...
Тест по роману в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (5 глава)
Данный тест можно использовать для бытрого контроля после изучения 5 главы романа....