Из опыта. Организация проектной деятельности на уроках литературы в 5 классе с учётом применения УУД
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему
Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Из опыта организация проектной деятельности на уроках литературы в 5 классе с учётом применения УУД
Учитель: Градусова Н.Г.
По определению, "проект" - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Этап урока | Формируемые УУД |
| Личностные: действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Познавательные: анализ объектов с выделением их признаков, постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. |
| Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей. |
| Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. |
| Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта. |
| Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность. Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция. |
| Личностные: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение) Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: объективно оценивать себя и других . Регулятивные: умение работать по алгоритму, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного. |
| Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения. |
| Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: объективно оценивать себя. Регулятивные: умение работать по алгоритму, с памятками, правилами, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного. |
Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью. Необходимость технологии - это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем её вырабатывает.
Проектный метод впервые был сформулирован и подробно описан американским педагогом Уильямом Килпатриком в первой четверти XX века. Килпатрик был приверженцем философских концепций Джона Дьюи, который исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе - полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных проблем. Иными словами, школа - это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребёнок живёт и учится жить в сложном окружающем мире, работать и общаться с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребёнка.
Проект - это буквально "нечто брошенное, пущенное вперед". В последнее время это слово прочно вошло в нашу жизнь, и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач. Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельная деятельность обучающихся. Они выступают активными участниками процесса обучения, а не пассивными статистами.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:
1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
5) развивают системное мышление.
Основные требования к использованию проектной деятельности:
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения.
2. Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).
3. В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.
4. Использование исследовательских методов.
5. Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования.
6. Работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов).
Организация проектной деятельности на уроках литературы.
1.1. Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
регулятирвные УУД |
| |
|
| ||
|
|
| |
|
|
(регулятивные УУД) |
|
|
|
(познавательныеУУД) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(коммуникативные, личностные, регулятивные УУД) |
|
Применение метода проектов на уроках литературы, в первую очередь, имеет следующую цель - повышение практической, навыкообразующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создание проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, "мозговым штурмом", самостоятельной работой, организацией "круглого стола", консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы.
Наиболее сложным для учащихся 5 классов является начало работы над проектом. Их пугает неизвестность, неумение работать в группе, ответственность не только за себя, но и за всех членов группы. Поэтому учитель сначала знакомит ребят с сутью проектного метода и мотивирует деятельность учащихся. Для этого в помощь начинающим работу над проектом должны быть собраны в папку все необходимые материалы, в том числе памятки, методические рекомендации. В связи с этим возникает необходимость создания пакета документов для учеников, который включает в себя:
Памятку по работе с проектом.
Требования к оформлению проекта.
Критерии оценивания проекта (портфолио, защита).
График консультационных дней.
Паспорт проектной работы.
Практика показывает, что учащихся уже с пятого класса нужно знакомить с элементами пакета документов. Это дает возможность ребятам не только понять, о чем идет речь, но и сосредоточить свое внимание на различных этапах работы, грамотном распределении времени и обязанностях; узнать заранее, по каким критериям будет оцениваться их работа.
Также до начала учебного года рекомендуется разработать некоторое количество тем проектов для каждой параллели, вывесить в кабинете перечень их для того, чтобы слабые ученики могли сделать свой выбор на основе предложенного, а более сильные, опираясь на материал, - разработать свои. Желательно, чтобы брались темы, представленные односторонне в школьном курсе или дающие общее представление о каком – либо явлении. Это может быть такая тема и вытекающие из нее вопросы, решения которых нет в учебнике или же материала дано мало.
Проект: «Героическое прошлое нашей родины в изображении русских поэтов и писателей 19 века . 1812 год»
Паспорт проекта
Тема проекта | «Героическое прошлое нашей родины в изображении русских поэтов и писателей . 1812 год» |
Цель проекта | Узнать, как изображали героическое прошлое нашей родины русские поэты и писатели 19 века. |
Время выполнения | 14 дней |
Этапы работы | 1. Почему война 1812 года была названа Отечественной? (Групповая работа). 2. Узнать, какие русские поэты и писатели посвятили своё творчество описанию событий войны 1812 года, назвать произведения. 3. Составить словарь «трудных» слов. (Индивидуальная работа.) 4. Изображение защитников Отечества в стихотворении Лермонтова «Бородино». 5. Отношение авторов к своим героям и ваше отношение к ним. |
Продукт | 1.Сообщение, изготовление брошюры 2. Кластер 3. Записи в тетради с последующей презентацией 4. Мини – сочинение, иллюстрации. 5. Сочинение. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поль Деларош , Портрет Наполеона Бонапарта
Портрет князя М.И. Кутузова-Смоленского работы Р.М.Волкова, 1812-1830 гг.
Верещагин Василий Васильевич . «Не замай, дай подойти » (1887-1895). Высокий крепкий старик с топориком в опущенной руке, прячась за заснеженной сосной, невозмутимо всматривается вдаль. Вероятно, он не один раз ходил на медведя и знает, что надо делать. Он понимает, что с таким нехитрым оружием, как у него, необходимо подпустить врага поближе. Рядом – группа его товарищей. На их лицах - нетерпение, волнение и тревога . Сквозь заснеженные ветки заметно, что справа к месту засады подходят французы. Мудрый старый партизан удерживает приятелей от поспешных действий словами: «Не замай, дай подойти !..». Картина «Не замай - дай подойти!» обладает особенным настроением. Она показывает великий национальный дух, мужество и самоотверженность народа, вступившего на нелегкий путь борьбы с врагом.
Василий Верещагин. На большой дороге. Отступление, бегство... 1887-1895. Холст, масло. 179 x 303. Государственный Исторический музей, Москва, Россия. Русские войска и партизаны энергично добивали вражеские части. Весь путь отступления французов был завален трупами, зарядными ящиками, пушками, повозками .
Прянишников Илларион Михайлович, В 1812 году. 1874 год. Государственная Третьяковская галерея. Москва. Холст, масло 83 x 141 Картина посвящена действиям партизанских отрядов. Здесь художник подчеркнул величие подвига русского народа, изгнавшего захватчика из родной земли. Обратите внимание, по заснеженному полю уныло бредут жалкие и оборванные, в женских шубах и шалях, “завоеватели”. Их конвоируют крестьяне с вилами и топорами. Крестьяне спокойны и уверены, они выполняют священный долг - очищают землю от врагов. На этой картине видно, что на защиту своего Отечества поднялись не только мужчины, но и женщины.
Кившенко А. Д. Военный совет в Филях в 1812 году 1880 Холст, масло. 92 х 164 Государственный Русский музей На картине А. Д. Кившенко “ Военный совет в Филях в 1812 году” мы видим избу, в которой было принято решение оставить Москву. Художник правдиво воспроизводит обстановку Совета. Посмотрите, как решительно отстаивает свою точку зрения Кутузов, одни офицеры смотрят на него недоуменно, другие снисходительно, а третьи негодующе. Но Кутузов доказал свою правоту, и Москва досталась французам . Войдя в город, наполеоновская армия увидела, что почти все население покинуло город вслед за армией, а французы не нашли здесь ни пропитания, ни лошадей.
Заболотский П.Е. Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка (1837) Елизавета Алексеевна Арсеньева (1773—1845 гг.), бабушка М. Ю. Лермонтова Ю. П. Лермонтов (1787—1831 гг .), отец поэта
Артиллеристы Артиллеристы на Бородинском поле. Иллюстрация к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино». Художник В. Шевченко. 1970-е гг.
Перед битвой
Как ликовал француз!
Наш командир рождён был хватом…
Ну ж был денёк!
Бой за Шевардинский редут. Художник А.Ю. Аверьянов. 2002 г. Холст, масло. 80x130,5. Музей-заповедник «Бородинское поле». На артиллерийской позиции (Русская батарея на флешах Багратиона). Художник Р. Горелов. 1955 г.
- Каким чувством проникнуто это стихотворение? - А почему все-таки отступили от Москвы? - Что является темой и идеей этого стихотворения? - В каких словах заключена идея стихотворения? М. И. Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения. Художник А. Шепелюк . 1951 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема проекта «Героическое прошлое нашей родины в изображении русских поэтов и писателей . 1812 год» Цель проекта Узнать, как изображали героическое прошлое нашей родины русские поэты и писатели 19 века. Вид проекта Время выполнения Творческо - познавательный 14 дней Этапы работы 1. Почему война 1812 года была названа Отечественной? (Групповая работа). 2. Узнать, какие русские поэты и писатели посвятили своё творчество описанию событий войны 1812 года, назвать произведения. 3. Составить словарь «трудных» слов. (Индивидуальная работа.) 4. Изображение защитников Отечества в стихотворении Лермонтова «Бородино». 5. Отношение авторов к своим героям и ваше отношение к ним. Продукт 1.Сообщение, изготовление брошюры 2. Кластер 3. Записи в тетради с последующей презентацией 4. Мини – сочинение, иллюстрации. 5. Сочинение. Паспорт проекта
1 этап Тема: Почему война 1812 года была названа Отечественной? Волгоградская выставка " Отечественная война1812 года в гравюрах Выполнили: Моргунова Екатерина – командир группы; Шумилова Вероника; Шумилова Валерия; Шутов Илья; Поварова Марина; Трошина Анастасия; Кощеева Виктория; Катунина Анастасия; Медведева Екатерина; Малхасян Ани; Сироткина Анастасия; Смирнова Яна.
Цель: узнать о основных событиях войны 1812 года и понять, почему её назвали Отечественной. Задачи: узнать, почему началась война; узнать о героях воны; узнать об основных моментах Отечественной войны 1812 года; выяснить в словаре значение слова «отечественная» и понять, какое отношение это слово имеет к войне 1812 года
Методы: анализ научной литературы по данной теме; сбор материала по теме; метод обобщения материала Гипотеза: Мы предполагаем, что война 1812 года была названа «Отечественной», потому что русский народ защищал свою родину, т.е. Отечество.
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка . Отечественный , - ая , - ое . Относящийся к отечеству, принадлежащий ему, не иностранный. Отечественная промышленность. Товары отечественного производства. Отечественная война - справедливая война в защиту своего отечества. Отечественная война 1812 г. Великая Отечественная война 1941 -1945 г.
Отечественная Война 1812 года - важная страница в истории не только нашей страны, но и всей Европы. Вступив в череду «наполеоновских войн », Россия выступила заступницей монархической Европы. Благодаря русским победам над французами глобальную революцию в Европе удалось отсрочить на некоторое время. Война Франции и России была неизбежна, и 12 июня 1812 года собрав 600 тысячную армию, Наполеон форсировал Неман и вторгся в пределы России. У русской армии был план противостояния Наполеону, который был разработан прусским военным теоретиком Фулем , и одобрен императором Александром I. Фуль разделил русские армии на три группы: 1-ой командовал Барклай- де- Толли; 2-ой Багратион; 3-ей Тормасов . Фуль предполагал, что армии будут планомерно отступать на укрепленные позиции, соединятся, и сдержат натиск Наполеона. На практике же вышла катастрофа. Русские войска отступали, и вскоре французы оказались недалеко от Москвы. План Фуля полностью провалился, несмотря на отчаянное сопротивление русского народа. Наполеон Бонапарт . Фуль , Пфуль ( Pfuel ) Карл Людвиг Август (1757, Штутгарт, - 13.4.1826) Конный портрет Александра I. Худ . Франц Крюгер , 1832. Военная галерея 1812 года в Эрмитаже
Сложившаяся ситуация требовала решительных действий. Так, 20 августа пост главнокомандующего занял Михаил Кутузов, который был одним из лучших учеников Великого Александра Васильевича Суворова. Во время войны с Франции Кутузов произнесет интересную фразу: «Чтобы спасти Россию, надо сжечь Москву». Русские войска дадут генеральное сражение французам у деревни Бородино. Была Великая сеча, получившая название Бородинской битвы. Победителем из неё не вышел никто. Бой был жестоким, с обилием потерь с обеих сторон. Через несколько дней, на военном совете в Филях, Кутузов примет решение отступить. 2 сентября в Москву вошли французы. Наполеон рассчитывал, что москвичи принесут ему ключ от города. Как бы не так… Опустевшая Москва встретила Наполеона совсем не торжественно. Город погорел, сгорели амбары с провиантом и амуницией. Генерал- фельдмаршал, военный министр князь Михаил Богданович Барклай- де- Толли Портрет П. И. Багратиона работы Джорджа Доу . Военная галерея Зимнего Дворца. Государственный Эрмитаж (Санкт - Петербург) Александр Петрович Тормасов Посмертный портрет работы Джорджа Доу .
Вступление в Москву стало роковым для Наполеона. Он толком и не знал, что делать дальше. Французскую армию каждый день, каждую ночь, донимали партизаны. Война 1812 года поистине была Отечественной. В Армии Наполеона начались разброд и шатания, нарушилась дисциплина, солдаты пьянствовали. Наполеон пробыл в Москве до 7 октября 1812 года. Французская армия решила отступать на юг, в хлебные, не разоренные войной области. Русская армия дала бой французам у Малоярославца. Город погряз в ожесточенных боях, но французы дрогнули. Наполеон был вынужден отступать по Старой Смоленской дороге, той самой, по которой он пришел. Бои под Вязьмой, Красным и у переправы через Березину, положили конец Наполеоновской интервенции. Русская армия погнала неприятеля со своей земли. 23 декабря 1812 года Александром I был издан манифест об окончании Отечественной Войны. Отечественная Война 1812 года закончилась, а вот кампания Наполеоновских войн была только в самом разгаре. Бои продолжались до 1814 года.
Отечественная война 1812 года – важное событие в Российской Истории. Война 1812 года вызвала небывалый всплеск национального самосознания у русского народа. Защищали свое Отечество все: от мала до велика. Победой в этой войне, русский народ подтвердил своё мужество и свой героизм, показал пример самопожертвования во благо Родины. Война подарила нам много людей, имена которых будут навечно вписаны в русскую историю Михаил Кутузов, Милорадович, Дохтуров, Раевский, Тормасов , Багратион, Сеславин , Горчаков, Барклай–Де–Толли, Ермолов. А сколько еще неизвестных героев Отечественной Войны 1812, сколько забытых имен. Отечественная война 1812 года – это Великое событие, уроки которого не стоит забывать и сегодня. Михаил Илларионович Кутузов.
Вывод: Война 1812 года была названа Отечественной, потому что это была не просто война двух государств, двух армий — русской и французской. Против перешедшей границы России армии Наполеона поднялся в тот памятный год весь русский народ. Профессиональные военные сражались на Бородинском поле, под стенами Смоленска и Малоярославца, а горожане и крестьяне стали ополченцами, партизанами, громившими вместе с военными французские тылы. В борьбу с завоевателями вступило купечество и духовенство. И очень скоро против Наполеона воевала вся страна — «просто война» превратилась в войну Отечественную.
Информационные источники: 1. Н.А. Троицкий «1812.Великий год России». (Москва. Изд. «Мысль». 1988 г.) 2. Е.В. Тарле «1812 Год». (Москва. Изд. «Пресса». 1994 г.) 3. В. Бабкин «Народное ополчение в отечественной войне 1812 года». (Москва. Изд. «Социально-экономической литературы». 1962 г) 4. http://images.yandex.ru/yandsearch?text
2 этап Русские поэты и писатели, посвятившие своё творчество описанию событий войны 1812 года Денис Давыдов «Партизан», «Бородинское поле» и др. Александр Пушкин «Была пора: наш праздник молодой»; «Полководец»; «Наполеон» (отрывок); «Евгений Онегин» (отрывки) и др. Кондратий Рылеев «Партизаны» Пётр Вяземский «К старому гусару» Глинка Федор «Солдатская песнь», «Авангардная песнь», «Стихи генералу Раевскому» Михаил Лермонтов «Бородино», «Два великана», «Наполеон» Василий Жуковский «Певец во стане русских воинов» Лев Толстой «Война и мир»
3 этап Словарь терминов и непонятных слов к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино»
РЕДУТ полевое сооружение в виде квадрата, прямоугольника или многоугольника. Редуты являлись опорными пунктами в системе укрепленных позиций.
Картечь это небольшие артиллерийские снаряды для поражения живой силы противника на близких расстояниях.
Специальное приспособление, опора (станок), на котором закрепляется ствол орудия с затвором. Лафе́т
БИВАК, БИВУАК - стоянка войск под открытым небом
КИ́ВЕР высокий головной убор военных.
Сражён булатом - то есть булатным (стальным) оружием, саблей
Уланы, драгуны – кавалеристы , конные войска . Пёстрые значки и конские хвосты на киверах были отличительными знаками этих войск
Басурманы – здесь: враги .
4 этап Изображение защитников Отечества в стихотворении Лермонтова «Бородино». Стихотворение «Бородино» впервые появилось в 1837 году в шестой книге журнала «Современник». Повествование о великом событии в нём ведет рядовой участник сражения, солдат, и он же дает ему историческую оценку. В стихотворении нет ни одного имени – ни царя, ни полководцев, только один безымянный «полковник-хват». Бородинская битва описана «изнутри», самая гуща боя изображена простым человеком – героем и двигателем истории, вершителем судеб России и Европы. Обычным разговорным языком человек уже не молодой – «дядя» начинает по порядку излагать события великого дня, попутно давая им простую, житейскую оценку: Ну, ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи И все: на наш редут
Изведал враг в тот день не мало, Что значит - русский бой удалый Наш рукопашный бой! Старый солдат не использует метафор – только точные, конкретные сравнения: Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролететь мешала Гора кровавых тел. Сам рассказчик нигде не называет себя артиллеристом, о его военной специальности мы догадываемся («Забил снаряд я в пушку туго»). Лермонтов изображает не просто свидетеля, участника событий, а война, который держит оборону, готов постоять «головою за Родину свою». Своих товарищей он называет богатырями, на которых можно обратиться в трудную годину: Да, были люди в наше время Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы!
Солдаты идут в бой за Родину, повинуясь нравственному закону: «Как наши братья умирали!» и приносят победу: Что тут хитрить, пожалуй, к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За Родину свою! Любовь к Родине русского человека – выстраданное чувство, за которое заплачено самой дорогой ценой, жизнями тысяч и тысяч соотечественников. В стихотворении «Бородино» воплощены авторские представления об эпохе 1812г и ее героях. Современное поколение, по мнению автора, неспособное на подвиги, утратило духовную связь с народом. От имени прошлых поколений в поэме говорит старый солдат: он выступает и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Не случайно в стихотворении звучит местоимение «мы» - так Лермонтов передает важнейшее свойство русской национальной психологии: личность существует не сама по себе, а в слиянии с другими. Герой «Бородино» - участник отечественной, общенародной, настоящей войны. Он сильный, гордый, смелый, он – русский человек. Вкладывая рассказ о Бородинском сражении в уста простого солдата, поэт придает изображаемым событиям достоверность и оценивает их с народной точки зрении. Победа в войне 1812 г – заслуга русского народа. Патриотизм - сила, объединяющая все слои общества.
Рисунки
5 этап Отношение авторов к своим героям и наше отношение к ним Сочинение Автор: Поварова Марина Моё отношение к Пете Ростову Я прочитала отрывок из романа – эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир», который называется «Петя Ростов ». Г лавным героем является Петя Ростов – молодой офицер. Моё отношение к этому герою менялось на протяжении чтения отрывка. В самом начале Петя , на мой взгляд, был робким, смущался. Но потом я поняла, что он вёл себя так, потому что очень хотел всем понравиться и угодить. Петя мечтал совершить подвиг в бою с французами и боялся, что его отправят из отряда Денисова назад. Петя всем хотел сделать приятное: «У меня изюм чудесный, знаете, такой без косточек… Кушайте, господа, кушайте.» Постепенно я полюбила этого героя за его доброту, щедрость, отзывчивость. Моё отношение к Пете изменилось к концу отрывка, когда он поскакал в то место, где было больше выстрелов и погиб . Я его жалею, но в то же время и осуждаю, потому что, если бы он послушал Денисова, то остался бы жив. Вот такое моё отношение к Пете Ростову.
Рефлексия Война, Освободительная, народная, Зовёт, объединяет, поднимает. Народ встаёт на защиту Родины. Победа. Петя Ростов, Юный, добрый, Дружит, жалеет, мечтает. Хочет совершить подвиг. Убит. Бородино, Пылающее, огненное, Страдает, борется, побеждает. Слава русским солдатам. Победа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на уроках литературы. 7 класс. Стихи Н.А.Некрасова .Презентация. презентация
Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс"...
Обобщение опыта по организации проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор...
Организация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства ( из опыта работы)
Организация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства ( из опыта работы)...
Применение информационно - коммуникационных технологий при организации проектной деятельности на уроках физики, математики и во внеурочной деятельности.
Организация проектной деятельности с применение ИКТ - это наглядно, красочно, информативно. «Визуализируйте работу! Одна картинка стоит тысячи слов». Использование новых информационных технологи...
Организация проектной деятельности на уроках литературы
МЕТОД ПРОЕКТОВ -совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленн...
Статья "Организация проектной деятельности на уроках литературы"
Литература как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди учащ...
Статья "Организация проектной деятельности на уроках литературы."
Данная статья содержит информацию об организации проектной деятельности на уроках литературы,структуру работы над проектом, ведь метод проектов является одним из приоритетов современного образова...