М.Ю. Лермонтов и его герои в восприятии школьников
статья по литературе (8 класс)

Полиивец Надежда Вячеславовна

Доклад о воспитании  нравственных  ценностей  и  развитии  творческих  способностей  учащихся  через  эмоционально – чувственное  восприятие лирики М.Ю. Лермонтова. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lermontov_i_ego_geroi_v_vospriyatii_shkolnikov.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

М.Ю. Лермонтов и его герои в восприятии школьников.

   Воспитание читателя, тонко воспринимающего поэзию, умеющего постигать внутренний строй мыслей и чувств лирического произведения, - одна из задач учителя литературы.

    Лирические произведения прежде всего воспринимаются сердцем; знакомство с ними и разбор их помогают развивать культуру переживаний, обогащать духовную жизнь наших школьников, помогают узнавать им нечто новое о человеке, человеческих взаимоотношениях.

   Поэзия М.Ю. Лермонтова, насыщенная философскими, социальными проблемами, контрастными чувствами, сложна для самостоятельного чтения подростков и может вызвать у них неправильные нравственные представления. Это обстоятельство ведёт к необходимости соотносить каждое изучаемое стихотворение с проблематикой, пафосом всего творчества М.Ю. Лермонтова, выявлять нравственно-эстетический идеал поэта.

      К сожалению, всё, что относится к нравственно-философскому, эстетическому содержанию в произведениях Лермонтова, - всё это далеко не всегда получает вразумительное объяснение и остаётся нередко за пределами читательского восприятия. Между тем, сегодня нельзя сомневаться в том. Что если прервутся целительные связи человека с природой или возобладает безнравственность в людских отношениях, прервётся и сама жизнь на земле. И «ландыш серебристый», который радовал великого поэта, и «малиновая слива», и «свежий ветерок», - это знаки жизни, которая прекрасна. Очень важно научить подростков воспринимать богатство и красоту мироздания, отражённых как в капле воды в стихотворениях Лермонтова. Задача учителя, помочь детям стать хранителями и созидателями, а не разрушителями жизни.

     Лермонтов  писал о человеке, страданиях сердца и ума:

            В одном всё чисто, а в другом всё зло.

            Лишь в человеке встретиться могло

            Священное с порочным. Всё его.

             Мученья происходят от того.

Смятение, мятежность присущи и самому автору, и его лирике. О мятежности Лермонтова говорят и очень часто пишут, считая её главным качеством поэта. Ряд синонимов мятеж, бунт, протест, восстание, революция ведёт нас к пониманию, почему многие исследователи творчества Лермонтова соотносили его мятежность с непрямой революционностью. Иными словами, считают Михаила Юрьевича выразителем революционных настроений. Но в реальных замыслах произведений и настроениях Лермонтова, его мятежность не сводилась только к протесту. Часто она выражала и вовсе не протест, а поиск, тоску по идеалу, жажду любви, разумной деятельности, гармонии. И не случайно в одном из самых последних своих стихотворений («Выхожу один я на дорогу…») Лермонтов мечтает о том, чтоб:

                 Про любовь мне сладкий голос пел.

                 Надо мной чтоб, вечно зеленея,

                 Тёмный дуб склонялся и шумел.

    «Склонялся и шумел» - умиротворяющий образ, образ лада и гармонии, а не раздора и вечного противоборства. К сожалению, лермонтовская мятежность уподоблена борьбе за свободу. В некоторых статьях, призванных помочь школьнику в осмыслении произведения, находим: «Жажда борьбы и свободы – основной мотив стихотворения «Парус». Но это неверно. Чтобы убедиться в этом достаточно внимательно прочитать стихотворение. В первой строфе спрашивается:

              Что ищет он в стране далёкой?

               Что кинул он в краю родном?

Глаголы «ищет» и «кинул» обозначают состояние поиска, а не борьбы. Ведь если «кинул», «оставил», значит, уже не борется. Во второй и третьей строфах говорится о том, как прекрасно всё то, что покидает Парус:

                Под ним струя светлей лазури

                 Над ним луч солнца золотой…!

С этим нельзя, да и не нужно бороться. Другое дело, что эта красота, эта идиллия не может заглушить какую-то внутреннюю неудовлетворённость лирического героя.

                  Играют волны – ветер свищет

                  И мачта гнётся и скрипит.

Всё в движении, в гармонии. А вот в душе Поэта – паруса – увы!- такой гармонии нет. Поэтому даже «луч солнца золотой» не может дать лирическому герою утешение, и он просит бури, «как будто в бурях есть покой». В слове «буря» заключено то, что могло бы изменить внутренний строй «мятущегося», то есть чего-то ищущего героя.

   На самом деле в «Парусе» Лермонтов ищет чего-то большего, чем свобода: он ищет выхода из смятения души, ищет гармонии.

    Вдумаемся, что же тревожило поэта? Мечты о счастье? Но Лермонтов не видит возможности быть счастливым, когда другие «счастливы в пыли», в самоуничижении («Безумен я! Вы правы, правы»). Добродетель? Но где же она, если даже у врат «обители святой» нищему, к тому же слепому, кто-то вместо хлеба камень положил в его протянутую руку» («Нищий»). Может быть, любовь и упование на верность не давали покоя? Однако можно ли верить, когда «мне ангел изменил»? («Я не унижусь пред тобою»).  И вот так, обращаясь к самым распространённым и доступным для широкого понимания ситуациям, подходя к ним с необычной стороны, Лермонтов осуществлял спуск в глубины человеческих ощущений. В итоге пришёл к выводу, что мир нуждается в обновлении, прежде всего нравственном.

    Мятежность Лермонтова проявляется в том, что злобе и коварству он противопоставлял любовь и благородство, пошлости и бессердечию – искренность и добродетель, жестокости и насилию- благородство и красоту.

    Нравственное воздействие лирики Лермонтова на учащихся зависит в значительной степени от целенаправленного развития у них эстетического чувства, интереса и любви к поэзии. Этому способствуют глубина эмоционально-образного впечатления, включённость в сопереживание лирическому герою, осмысление художественного своеобразия стихотворения, обретение лично дорогого в нём.

   Нужно помочь учащимся войти в поэтический мир лермонтовской лирики, раскрыть многообразие авторских переживаний, мир высоких мыслей и чувств. Этому будет способствовать и лекция учителя о своеобразии личности поэта, и выразительное чтение его стихотворений, и увлекательный их анализ, и проведение литературно-музыкальных вечеров, и экскурсии, и, конечно, самостоятельная работа самих учащихся.

     Развитие личности школьника осуществляется прежде всего в процессе самостоятельной деятельности, вот почему такую большую роль играет правильно организованная работа учащихся. От урока к уроку нужно усложнять как фронтальные, так и индивидуальные задания, повышать степень самостоятельности школьников, сделать задания более разнообразными, учитывая при этом особенности личности учащихся : уровень их литературного развития, возникший интерес к поэзии Лермонтова, их возможности.

      Задания с установкой на развитие воображения  учащихся (создание иллюстраций) сменяются заданиями, требующими не только воспроизведения картин, но и их осмысления (развёрнутый ответ на поставленный проблемный вопрос, анализ стихотворения). Далее можно сопоставлять наблюдения с уже известными сведениями  по другим стихотворениям. Среди различных видов самостоятельных работ видное место может занимать сравнительный анализ стихотворений, близких по тематике: например, «Пророк» Пушкина и «Пророк» Лермонтова.  Что сближает эти стихотворения? В чём их различия? Каково, по вашему мнению, назначение поэзии?  Такая работа готовит учащихся к сочинениям проблемного, сопоставительного характера. Следует практиковать и задания, подготавливающие учащихся к выводам и обобщениям. Например,  какое представление создалось у вас о самом Лермонтове после знакомства с его лирикой? Чем интересна для вас личность поэта? Чем он вам близок? За какие стихотворения вам хотелось бы «поблагодарить» поэта, как писал С.Я. Маршак? Поиск ответов на поставленные вопросы понимание творчества поэта, сочувствие судьбе автора и сострадание лирическим героям. Возникает ситуация, когда переживаемые мысли и чувства становятся «внутренне определяющими личность» (Леонтьев А.Н.)

      Во внеурочное время и на факультативах можно использовать произведения из дополнительного списка программы, организовывать литературные вечера, чтения, часы поэзии. При этом   немалое значение приобретает не только дозировка материала на каждое занятие, но   и принцип его отбора, порядок прослушивания. Это обеспечивает возникновение интереса к поэзии Лермонтова у наибольшего числа учащихся. Об этом можно судить  по качеству выполнения таких заданий, как составление, редактирование и оформление рукописных журналов «Истоки» и «Юный лермонтовед». Ученики самостоятельно определяют принцип отбора и расположения материала,  комментируют статьи и стихотворения, занимаются оформительской деятельностью. Каждое из заданий пробуждает у учащихся желание самостоятельно подойти к решению поставленной учителем задачи, проявить познавательную активность, и, главное, повышает интерес к лирике Лермонтова и его личности.

    В развитии этих ценных образований личности большое значение имеет создание такого настроения, которое можно определить как поэтическое, помогающее учащимся вступить наиболее органично в сопереживание с лирическим героем. Такое настроение появляется после эмоционального всплеска во время очных, заочных, виртуальных экскурсий в музей-заповедник «Тарханы», участия в костюмированных балах лермонтовской эпохи и театральных представлениях фрагментов произведений Лермонтова. Дети из читателей превращаются в поэтов. Затем из своих стихотворений они составляют поэтические сборники, которые сами озаглавливают и оформляют. Последующее рецензирование, редактирование и обсуждение этих и других творческих работ может стать новым шагом в формировании художественных ориентаций, нравственного сознания школьников. Это шаг от возможности к потребности  нравственного обогащения личности в процессе общения с лирикой Лермонтова.

       У Лермонтова есть строки:

                  Моя душа, я помню, с детских лет

                  Чудесного искала…

«Чудесного» здесь не значит мистического, а – совершенного, прекрасного. Нам его и постигать в бессмертных творениях Лермонтова!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастное восприятие школьниками художественных текстов

Данный материал может быть использован в качестве доклада на методическом объединении учителей филологов.        Структура восприятия как эстетической деятельности складывается из ...

Психологические особенности восприятия школьниками пьесы А.Н.Островского «Гроза»

Пьеса А.Н.Островского "Гроза" редко пользуется  популярностью у наших старшеклассников, и это при том, что это одно из немногих произведений, которое учащиеся прочитывают в полном объёме. В ...

М.Ю. Лермонтов.Поэма " Мцыри". Образ главного героя.

Урок литературы  в 8 классе по поэме М.Ю.Лермонтова " Мцыри" с использованием произведений живописи....

Методы и приемы активизации восприятия школьником художественного произведения.

Кризис детского чтения, о котором так много говорят в последнее время, состоит не в том, что дети перестали читать, а в том, что у них не развит или утрачен интерес к этой сфере занятий. Книгой пользу...

"Каждый может стать Героем" Российское Движение Школьников 2020

В рамках участия в Российском Движении Школьников - к 9 декабря 2020 года 6 "В" класс подготовил рисунки - "Как я себя вижу Героем России"...

Особенности восприятия школьниками драматических произведений

Статья посвящена вопросу восприятия школьниками драматического произведения. Предложены пути преодоления трудностей, связанных с двуединой природой драмы. На основе анализа трудов известных методистов...