Урок литературы в 8 классе по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»
методическая разработка по литературе (8 класс)

Полуднякова Наталья Августиновна

Урок литературы в 8 классе по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»

Тема урока: Героика и юмор в поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин». Характеристика Тёркина.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»

Тема урока: Героика и юмор в поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин». Характеристика Тёркина.


Цель: Проследить, как в поэме сочетается героика и юмор. Дать всестороннюю характеристику Василию Теркину – защитнику родной страны - через разные формы работы на уроке: индивидуальные выступления, фронтальную беседу, через презентацию.

Задачи:

1.Образовательные: произвести идейно-художественный анализ поэмы "Василий Теркин", проникнуть в замысел автора; выявить определяющие качества Василия Теркина; анализ глав произведения.

2. Развивающие: развивать умение работы с текстом; учить самостоятельно мыслить, высказывать свою точку зрения и делать выводы; способствовать осмыслению учащимися трагических событий прошлого; развитие творческих способностей обучающихся.

3.Воспитательные: проникнуться гордостью за русский народ-победитель; пробудить интерес к истории войны; способствовать воспитанию патриотических чувств.

Оборудование: компьютер с проектором, презентация, песня «Дороги», поэма Твардовского «Василий Теркин».

Методические приемы: беседа, анализ текста, работа по картине, творческая работа.


Эпиграф к уроку:

«Поэзия еще не рождала такой фигуры, как Теркин».

Ф. Абрамов.


Ход урока

1.Организационный момент.

2.Введение в тему урока. Слово учителя. (Звучит песня «Дороги» (сл. Л. Ошанина и муз. А. Новикова))

- Приближается 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, которая принесла много горя нашей стране, нашему народу. Нет такой семьи в России, которой бы не коснулась война. Тяжелой ценой досталась нам победа, и об этом не надо забывать. К теме войны обращались многие поэты и писатели. Писал о ней и А.Т. Твардовский. (слайд №1)

Знакомство с биографией. Александр Трифонович Твардовский, советский поэт, родился 21 июня 1910 года в хуторе Загорье Смоленской области в семье сельского кузнеца. Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) Твардовский работал во фронтовых газетах, публикуя в них стихи (“Фронтовая хроника”) и очерки.

С первых дней и до конца войны был на фронте. Знание народной жизни, дум и стремлений своих современников позволило Александру Трифоновичу найти путь к сердцу фронтовика, создать поэму истинно гражданского звучания «Василий Теркин». И сегодня мы продолжим изучение поэмы.

Сам Твардовский говорил «Это книга про бойца без начала и конца». Почему? (Проблемный вопрос).

(Учащиеся должны прийти к выводу, что каждая глава должна представлять собой законченный по смыслу фрагмент, чтобы можно было читать ее в любой момент, т. к. поэма печаталась в отдельных номерах фронтовых газет. Главы объединены одним главным героем – Тёркиным).

Цель нашего урока: Проследить, как в поэме сочетается героика и юмор. Дать характеристику главному герою.

Наша задача: произвести идейно-художественный анализ поэмы "Василий Теркин", проникнуть в замысел автора; выявить определяющие качества Василия Теркина; анализ глав произведения. (слайд №2)

3.Работа в тетради. Запись числа, темы урока, эпиграфа. (слайд №3)

4.Беседа.

Учитель:

1) Какой подзаголовок имеет это произведение? Почему?

(«Книга про бойца»)

2) Когда Твардовский написал поэму? (В годы войны, первые главы в 1942 г.)

3) О чем говорится в поэме? Каков замысел? (Книга о войне. Автор изображает её правдиво: какая она была, в каких условиях сражались бойцы. Поэт создал образ удачливого бойца для поднятия духа воинов).

4) Какова тема и идея поэмы? Тема-рассказ о буднях войны, о трудностях солдатской службы. Идея-показ героизма простых солдат.

5) Что представляет собой каждая глава поэмы? (Каждая глава-самостоятельное произведение, всего их 25, но все они объединены главным героем-Василием Теркиным.)

6) Как вы думаете, Василий Теркин – это реальное лицо? Почему у него фамилия Теркин? Что она означает? Почему автор дал ему имя Василий? Что общего у автора с Теркиным? В каких войсках служил Теркин?

(Василий Теркин-это вымышленный, собирательный образ. Автор собрал самое лучшее, что было в советских солдатах и создал своего героя. Он служил в пехоте.)

7) Атеперь давайте подберем прилагательные, характеризующие Васю Тёркина, на каждую букву его имени и фамилии.

В — еселый

А — ктивный

С — мелый

Я — сный

Т — ерпеливый

Е — динственный

Р — асторопный, — ешительный

К — репкий

И — нтересный

Н — аходчивый


- Таким образом, мы приходим к выводу, что Василий Тёркин – это весельчак, балагур, но одновременно смелый и решительный солдат, патриот. В общем, собирательный образ русского солдата военного времени 

-Можем ли мы назвать Теркина героем? В каких прочитанных главах мы узнаем о героизме Теркина?

Словарная работа (слайд №4):

Героика – героическое содержание, героическая сторона в чьей-нибудь деятельности, в каких-нибудь событиях.

Юмор – изображение чего-нибудь в смешном, комическом виде.

5. Чтение и анализ главы «О награде»

- Как построена эта глава?

- Как сочетаются в главе юмор и сатира?

- Каким выглядит Тёркин в монологе? (Простой, смешной, мечтает о любви, простом человеческом счастье, с тонким юмором представляет свое возвращение с медалью.)

-Для чего нужна ему медаль? (Чтобы произвести впечатление на девушек)

- Что общего у автора и Теркина? (Он из тех же мест, что и автор. Оба любят родину)

- Что значит родина для них? Какой рефрен включен в поэму? Почему?

Страшный бой идет, кровавый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

( Судьба каждого человека, города, посёлка, «малой родины» слита с судьбой страны, счастье каждого невозможно без счастья народа.)

6.Чтение и анализ главы «На привале». Работа по картине Ю.Непринцева «Отдых после боя». (слайд №5)

Художник Ю. Непринцев создал картину к поэме Твардовского, которая называется «Отдых после боя». Кого вы видите на картине? Что можете сказать о Василии Теркине?

( В центре на отдыхе Василий Теркин, который рассказывает что-то смешное. Плотным кольцом окружили его друзья.)

Хорошо, как есть такой

Парень на походе.

7. Рассмотрение портрета Ореста Верейского «Василий Теркин» (слайды №6,7)

Впервые портрет Теркина был создан художником О.Верейским в 1945 году.

Позировал ему львовский поэт Василий Глотов, который работал тогда в армейской газете.

- Какое лицо у Теркина? Как он одет? (Лицо широкоскулое, нос картошкой, приветливый вид, через плечо скатанная шинель).

8.Творческая работа. Написание синквейна о Теркине.

- Назовите основные черты Теркина: балагур, шутник, весельчак, но в то же время мужественный, смелый, герой. Чтобы подвести итог, мы с вами напишем синквейн. Что это такое? Как он пишется?

Пример:

Теркин

Веселый, смелый,

Сражается, защищает, веселит.

Никогда не унывает.

Герой.

-Ученики зачитывают свои работы.

9. Подведение итогов урока:

- Итак, на протяжении всей поэмы в образе Василия Тёркина последовательно и многогранно раскрывается живой и убедительный народный характер русского человека. В герое Твардовского живёт естественная любовь к Родине, верность своему гражданскому и воинскому долгу. Образ Тёркина несёт в себе большое художественное обобщение, он глубоко типичен и вбирает то, что характерно для многих людей. Однако в нём эти присущие многим черты и свойства воплотились ярче, острее, самобытнее. В «Тёркине» война изображена , как она есть – в буднях и героике, переплетении обыденного, подчас даже комического с возвышенным и трагедийным. (слайд №8)

Словом, Тёркин, тот, который

На войне лихой солдат,

На гулянье гость нелишний,

На работе – хоть куда…

- Какой вывод по сегодняшнему уроку вы можете сделать?

(поэма «Василий Тёркин» - энциклопедия ВОВ).

- Какова роль поэмы в наше время?

(Мы не должны забывать подвига наших дедов и прадедов во имя нашей Родины).


10. Домашнее задание:

- А теперь открываем дневники и записываем домашнее задание:

выучить отрывок из главы «Переправа» до слов: «Русский труженик-солдат!»

Рефлексия.

11. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Час поэзии "Вася Теркин - мой герой" по поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин" (8 класс)й

МОУ «Средняя общеобразовательная школа» села Усть-Вымь Республики Коми  Час поэзии «Вася Теркин – мой герой» по поэме А.Т.Твардовского  «Василий Теркин», посвященный 65 - ой г...

«Человек на войне» по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»

«Василий Теркин» - это лучшееиз всего написанного о войне на войне»                                    ...

Обобщающий урок по поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин"

Урок обобщающего повторения, цель которого подвести итоги изучения поэмы, систематизация литературоведческих понятий, развитие творческих способностей, самостоятельности и наблюдательности....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА Учебная дисциплина: «Литература» Тема: «Лирический герой поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин»

Раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войны; помочь обучающимся осознать истоки нашей победы....

Сценарий постановки «Василий Теркин» по мотивам поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»

Сценарий постановки «Василий Теркин»  по мотивам поэмы А. Т. Твардовского  «Василий Теркин». Не лгать,Не трусить,Верным быть народу,Любить родную землю-мать,Чтоб...

Технологическая карта урока на тему "Образ Василия Теркина - защитника родной страны в поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин"

Технологическая карта и конспект урока на тему "Образ Василия Теркина - защитника родной страны в поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин".Презентация к уроку....

Интегрированный урок литературы и истории «Человек на войне» (по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»)

ПрППрошло уже более 75 лет, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, а она продолжает жить в памяти народной, в сердцах миллионов людей и в литературном твортворчестве....