Литература. 7 класс. Сухих
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс)
Поурочно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pourochno-tematicheskoe_planirovanie.docx | 42.24 КБ |
Предварительный просмотр:
- Поурочно-тематическое планирование к рабочей программе
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Тип/форма урока | Планируемые результаты обучения | Виды и формы контроля | Примечание | |
Освоение предметных знаний | УУД | ||||||
1 | Вводный урок. Герои и героическое. | 1 | Комбинированный урок | Понимание термина «герой», разницы между героем мифологическим, историческим и литературным. | Познавательные: Осваивать взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Фиксация выводов в виде кратких тезисов-записей. | |
Тема 1. Героизм и патриотизм (14 ч.) | |||||||
Раздел 1. Героический эпос в мировой литературе – 4 часа | |||||||
2 | Гомер и его поэмы | 1 | Урок изучения нового материала | Теоретико-литературные знания. Миф и литература. Эпическая поэма. Национальный эпос. Сюжет как путешествие. Гекзаметр, составные эпитеты. Роль детали в развертывании сюжета. Образ героя в эпосе. Художественная и аналитическая деятельность. Подбор цитат для характеристик Ахилла, Гектора, Одиссея. Сопоставление разных переводов Гомера (Н.И.Гнедича и Н.М.Минского, В.А.Жуковского и В.В.Вересаева). Сравнение эпизодов «Одиссеи» и сюжетов русских народных сказок. Составление викторины или кроссворда по одной или двум поэмам Гомера. Отзыв о кинофильме В.Петерсена «Троя» или кинофильме А.Кончаловского «Одиссея». Оценка интерпретации образов Ахилла или Одиссея в изобразительном искусстве. | Познавательные: Осваивать исторические события в эпосе. Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Фиксация выводов в виде кратких тезисов-записей. | |
3 | «Илиада». Гуманизм Гомера | 1 | Комбинированный урок | Составление викторины или кроссворда по одной или двум поэмам Гомера; | |||
4 | «Одиссея» – поэма испытаний и странствий героя | 1 | Комбинированный урок | Тест | |||
5 | Герои «Калевалы» | 1 | Урок изучения нового материала | Теоретико-литературные знания. Миф и литература. Эпическая поэма. Национальный эпос. Образ героя в эпосе. Художественная и аналитическая деятельность. Сопоставление космогонических мифов разных народов. Сравнение образов «Калевалы» и русских народных сказок. | Познавательные: Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Ответ на вопрос | |
Раздел 2. Героическое и патриотическое в литературе Древней Руси ( 2ч ) | |||||||
6 | Человек русского Средневековья. Особенности древнерусской культуры. «Поучение» Владимира Мономаха | 1 | Урок изучения нового материала | Теоретико-литературные знания. Жанр поучения. Автор и его образ в древнерусской литературе. Канон и устойчивые фигуры речи. Художественная и аналитическая деятельность. Составление словаря устаревших слов и | Познавательные: Выстраивать устный и письменный ответы (рассуждать) на поставленные вопросы. Регулятивные: Принимать учебную задачу (составление цитатного плана). | сочинение-поучение современникам | |
7 | «Поучение» Владимира Мономаха. Картина мира человека русского Средневековья. Канон древнерусской культуры | 1 | Комбинированный урок | религиозных понятий. Сопоставительный анализ: «Поучение» Мономаха и «Поучение» митрополита Даниила (XVI век), наставления Мономаха и фольклор (русские пословицы). Письменная «беседа» с Владимиром Мономахом. Отзыв о кинофильме на сюжет из древнерусской истории (например, художественный фильм «Александр Невский» режиссера С. Эйзенштейна или мультипликационный фильм Ю.Кулакова «Князь Владимир»). Сочинение поучения современникам (соотечественникам). | Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Использовать речь для регуляции своего действия. | Сопоставительный анализ «Поучения» Мономаха и «Поучения» митрополита Даниила (XVI век) | |
Раздел 3. Героический характер и подвиг в русской литературе ( 7 ч.) | |||||||
8 | Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Сечь, степь, мать. | 1 | Урок изучения нового материала | Теоретико-литературные знания. Литературный герой как тип и как характер. Основные способы создания характера в литературе: прямая авторская характеристика, самохарактеристика, характеристика героя другими действующими лицами, портрет, речь, поступки героя. Сравнительно-сопоставительная характеристика двух героев. Роль пейзажа в художественном произведении. Художественная и аналитическая деятельность. Выразительное чтение эпизодов повести. Сравнение образов Остапа и Андрия. Устные иллюстрации к повести. Сопоставление фрагментов первой и второй редакций повести. Анализ иллюстраций художников к повести. Сопоставление литературных образов запорожцев с образами картины И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». | Познавательные: Выстраивать устный и письменный ответы (рассуждать) на поставленные вопросы. Обучить анализу эпизода. Портрет как средство характеристики героя. Регулятивные: Принимать учебную задачу (составление цитатного плана). Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Использовать речь для регуляции своего действия. | Чтение, в том числе наизусть лирических и эпических текстов. | |
9 | Два брата | 1 | Комбинированный урок | Ответ на вопрос синквейн | |||
10 | Герои Запорожской Сечи | 1 | Комбинированный урок | Контрольное сочинение по повести «Тарас Бульба» | |||
11 | Н.А.Некрасов. «Мороз, Красный нос» Изображение русского народа в поэме. | 1 | Урок изучения нового материала | Теоретико-литературные знания. Поэма как лиро-эпический жанр. Особенности создания образа в произведениях лиро-эпического жанра. Авторская позиция и средства ее выражения: лирические отступления, композиция, заглавие, пейзаж, символические образы, эпиграф, ритм, звукопись. Художественная и аналитическая деятельность. Создание иллюстраций к сну Дарьи. Анализ роли народных поговорок и примет в поэме. Рассмотрение картин русских художников (А.Г.Венецианов «Пелагея», В.Г.Перов «Проводы покойника», З.Е.Серебрякова «Крестьяне») в контексте проблематики поэмы. Сочинение-миниатюра «Счастье крестьянки». | Познавательные: Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. Регулятивные: Принимать учебную задачу (составление цитатного плана). Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Использовать речь для регуляции своего действия. | Анализ текста. | |
12 | Выражение авторской позиции в поэме Н.А.Некрасова | 1 | Комбинированный урок | Чтение наизусть. | |||
13 | М.Горький. «Старуха Изергиль» | 1 | Урок изучения нового материала | Теоретико-литературные знания. Углубление представления о романтизме. Романтизм как творческий метод. Романтический герой. Романтический пейзаж. Автор и рассказчик. Антитеза. Афоризм. Художественная и аналитическая деятельность. Выразительное чтение эпизодов. Сравнительно-сопоставительная характеристика Данко и Ларры. Анализ картин А.И.Куинджи («Лунная ночь на Днепре», «Облака»). Сравнение мотива света и тьмы в рассказе «Старуха Изергиль» и в живописи А.И.Куинджи. | Познавательные: Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. Выстраивать устный и письменный ответы (рассуждать) на поставленные вопросы. Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Выразительное чтение | |
14 | М. Горький «Песня о Соколе» | 1 | Комбинированный урок | Познавательные: Выстраивать устный и письменный ответы (рассуждать) на поставленные вопросы. Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Чтение наизусть | ||
Тема 2. Мир литературных героев (18 ч.) | |||||||
Раздел 1. «Негероический» герой – «маленький человек» в русской литературе 9 ч. | |||||||
15 | Болдинская осень и «Повести Белкина» А.С.Пушкина | 1 | Урок изучения нового материала | Теоретико-литературные знания. Знать и понимать термин «маленький человек». Уметь определять «маленького человека» в литературном произведении. Осознавать отличие «маленького человека» от литературного героя. | Познавательные: Осваивать мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Составление обобщающей таблицы. | |
16 | А.С.Пушкин «Станционный смотритель». «Маленький человек» и его дочь. | 1 | Комбинированный урок | Теоретико-литературные знания. Повесть. Композиция. Автор (писатель), повествователь, рассказчик. Тема, проблема и идея в художественном произведении. Аллюзии и реминисценции. Роль детали в создании образа. Художественная и аналитическая деятельность. Словесные иллюстрации к повести (мечты Дуни; один день из жизни Самсона Вырина и его дочери). Подбор тропов, характеризующих взаимоотношения главных героев. Сравнение образа Самсона Вырина в первой и второй частях повести. Воспроизведение внутреннего монолога героя (Дуня на могиле отца). Анализ и оценка иллюстраций к повести. | Познавательные: Осваивать мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни Обучить анализу эпизода. Портрет как средство характеристики героя. Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Использовать речь для регуляции своего действия. | Составление обобщающей таблицы. | |
17 | Идея повести «Станционный смотритель» | 1 | Комбинированный урок | Ответы на вопросы | |||
18 | Н.В.Гоголь «Шинель». «Вечный титулярный советник» | 1 | Урок изучения нового материала | Теоретико-литературные знания. Тема, проблема и художественная идея. Элементы фабулы в произведении. Художественная деталь, ее роль. Фантастическое в литературе. Функции фантастики в реалистическом произведении. Особенности фантастики у Гоголя. Индивидуальный стиль писателя. Художественная и аналитическая деятельность. Анализ иллюстраций к повести «Шинель». Графическое изображение мира Башмачкина. Сопоставление чернового и окончательного вариантов начала повести. Анализ высказываний писателей и критиков об Акакии Акакиевиче. Сопоставление Башмачкина со святым Акакием Синайским. Сравнение образов «маленького человека» в повести Пушкина и повести Гоголя. Размышление над оценкой повести «Шинель», данной персонажем Достоевского Макаром Девушкиным. | Познавательные: Осваивать мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни Осваивать, что такое юмор и сатира. Регулятивные: Принимать учебную задачу (составление цитатного плана). Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Использовать речь для регуляции своего действия. | Терминологический диктант | |
19 | Шинель и человек | 1 | Комбинированный урок | Ответ на вопрос, синквейн | |||
20 | Нравственные уроки Гоголя в повести «Шинель» | 1 | Комбинированный урок | Ответ на проблемный вопрос | |||
21 | Рассказ А.П.Чехова «Смерть чиновника» | 1 | Комбинированный урок | Теоретико-литературные знания. Повесть, рассказ, новелла как эпические жанры. Жанровые особенности повести, рассказа и новеллы в сопоставлении друг с другом. Тема, проблема, идея произведения. Авторское отношение к персонажам. Художественная деталь у Чехова. Художественная и аналитическая деятельность. Инсценирование рассказов Чехова. Построение графика читательского отношения к Червякову. Сопоставление образов «маленького человека» в произведениях Пушкина, Гоголя и Чехова. Обсуждение жанровых признаков чеховского рассказа-новеллы. Исследование «говорящих» деталей в рассказах Чехова. Изображение читательских эмоций при помощи красок. Анализ значений слова «тоска», данных в словарях. | Познавательные: Осваивать мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни Регулятивные: Принимать учебную задачу (составление цитатного плана). Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.Соблюдать правила речевого поведения. Использовать речь для регуляции своего действия. | Исследовательское чтение. | |
22 | Рассказ А.П.Чехова «Тоска» | 1 | Комбинированный урок | Написание письменных работ разных жанров | |||
23 | Диагностическая работа по повестям о «маленьком человеке» | 1 | Урок контроля | Тест, ответы на вопросы | |||
Раздел 2. Герой в лирике – 4 ч. | |||||||
24 | М. Ю. Лермонтов и его лирический герой | 1 | Комбинированный урок | Теоретико-литературные знания. Лирический герой и автор стихотворения. Лирический герой и лирическое настроение. Байронизм и байронический герой. Романтический конфликт. Образ-символ. Отличие символа от метафоры и аллегории. Пейзажная лирика. Художественная и аналитическая деятельность. Сопоставление стихотворения «Парус» со стихотворениями М.Ю.Лермонтова «Желанье» («Отворите мне темницу…»), А.С.Пушкина «Туча» и с отрывком из стихотворения А.А.Бестужева-Марлинского («Но вот ярящимся Дунаем…»). Анализ пейзажной лирики Лермонтова («На севере диком стоит одиноко…», «Утес», «Листок»). Сравнение первоисточника («Спят вершины высокие гор и бездн провалы…» Алкмана) с его переложением Гёте («Ночная песня странника») и лермонтовским переводом из Гёте («Горные вершины»). Чтение наизусть стихов поэта. | Познавательные: Осваивать выразительное чтение стихотворения, анализировать лирическое произведение. Регулятивные: Принимать учебную задачу (составление цитатного плана). Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Выразительное чтение наизусть | |
25 | В.В.Маяковский. «Послушайте!» | 1 | Комбинированный урок | Теоретико-литературные знания. Лирический герой и автор лирического произведения. Тоническое и силлабо-тоническое стихосложение. Стопа. Стихотворные размеры (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест). Пиррихий, спондей. Ритмика и строфика. «Лесенка» Маяковского. Особенности рифмовки. Неточная, составная, богатая рифма. Словотворчество. Изобразительно-выразительные средства языка: тропы, синтаксические фигуры, звукопись. Элементы фантастики в стихотворениях Маяковского. Художественная и аналитическая деятельность. Выразительное чтение стихотворений. Иллюстрирование стихотворений. Сопоставление иллюстрации Д.Бурлюка к стихотворению Маяковского «Необычайное приключение…» с текстом. Анализ элементов фантастического в стихотворении «Вот так я сделался собакой». Определение стихотворных размеров, подбор стихотворных строк на каждый размер, сочинение собственного стихотворения на заданный размер. | Познавательные: Осваивать выразительное чтение стихотворения, анализировать лирическое произведение. Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации. Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Использовать речь для регуляции своего действия. | Выразительное чтение, в том числе наизусть. Исследовательская работа в библиотеке. | |
26 | В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | 1 | Комбинированный урок | Краткие письменные ответы. | |||
27 | Анализ лирического стихотворения | 1 | Урок развития речи | Анализ лирического стихотворения | |||
Раздел 3. Народный характер – 5ч. | |||||||
28 | Изображение русского характера в рассказе И.С.Тургенева «Бирюк» | 1 | Урок изучения нового материала | Теоретико-литературные знания. «Натуральная школа». Внешний и внутренний конфликт. Художественные средства создания образа героя. Краткий и развернутый портрет. Интерьер; объективное и субъективное описание интерьера. Реалистический пейзаж, его функции. Стихотворения в прозе как лирический жанр. Деталь. Антитеза. Художественная и аналитическая деятельность. Подбор цитатхарактеристик к образу главного героя. Сопоставительный анализ литературного и живописного портретов (описание внешности Бирюка и картина Н.И.Крамского «Полесовщик»). Размышление над кинофильмом Р.Балаяна «Бирюк». Выразительное чтение стихотворений в прозе. Словарная работа с тургеневскими текстами (подбор синонимов, толкование значений слов и фразеологизмов). Анализ художественных деталей. Сравнение стихотворения «Русский язык» с высказываниями русских писателей о языке. | Познавательные: Осваивать мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни Выразительно читать, передавая при помощи интонации характер героев. Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации. Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Использовать речь для регуляции своего действия. | Формулирование гипотез, разработка исследовательской стратегии. Анализ текста. | |
29 | «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева | 1 | Комбинированный урок | Чтение наизусть. | |||
30 | М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том. Как один мужик двух генералов прокормил» | 1 | Урок изучения нового материала | Теоретико-литературные знания. Сатира. Средства сатиры: фантастика, гипербола, гротеск, эзопов язык, сарказм. Сатирический герой. Тип. Способы создания сатирического типа: «говорящее» имя, гротеск, аллегория, саморазоблачающая речь, ироничная похвала, ироничное порицание, сарказм. Фольклорные мотивы в сказках. Художественная и аналитическая деятельность. Анализ способов создания сатирических типов: генералов, дикого помещика, пискаря. Сопоставление проблематики и сюжетов сказок о двух генералах и о диком помещике; сравнение фрагмента народной сказки «О Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове» со сказкой «Премудрый пискарь». Анализ Анализ иллюстраций к сказкам Щедрина. | Познавательные: Осваивать, что такое юмор и сатира. Выразительно читать, передавая при помощи интонации характер героев, комический эффект рассказа. Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации. Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Соблюдать правила речевого поведения. | Выразительное чтение. Исследовательская работа в библиотеке. | |
31 | «Дикий помещик», «Премудрый пискарь» | 1 | Комбинированный урок | Терминологический диктант | |||
32 | Урок внеклассного чтения по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Коняга» | 1 | Комбинированный урок | Анализ текста. | |||
Тема 3. Герой и нравственный выбор (27ч.) | |||||||
Раздел 1. Взросление героя. Становление души – 8ч. | |||||||
33 | Л.Н.Толстой. «Детство». Три праведника Николенькиного мира. Золотая пора. | 1 | Урок изучения нового материала | Теоретико-литературные знания. Автобиография и автобиографическое произведение. Автор, повествователь, рассказчик в автобиографическом произведении. Внутренний монолог. Портрет в литературе. Художественная и аналитическая деятельность. Рассказ об одном из персонажей по плану. Пересказ эпизода от лица персонажа. Анализ деталей. | Познавательные: Осваивать мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации. Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Написание автобиографических сочинений «Что за человек мой отец (дядя, дед)», «И тогда мне стало стыдно…»; | |
34 | Нравственный выбор подростка | 1 | Комбинированный урок | Ответы на вопросы | |||
35 | «Говорим о чувствах – значит чувствуем» | 1 | Урок развития речи. | Написание письменных работ разных жанров (сочинение, сочинение-рассуждение | |||
36 | М.Горький. Автобиографическая повесть «Детство». | 1 | Урок изучения нового материала | Теоретико-литературные знания. Автобиографическое произведение. Автор, повествователь, рассказчик в автобиографическом произведении. Пейзаж и портрет в литературе. Тема, проблема, идея. Художественная и аналитическая деятельность. Создание заголовков к главам повести. Подбор цитат и примеров, характеризующих Алешу Пешкова. Анализ тропов (сравнений, эпитетов, метафор), использованных автором в описании портретов и пейзажа. Комментирование наставлений деда Каширина. | Познавательные: Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации. Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Использовать речь для регуляции своего действия. | Сообщение Пересказ эпизода | |
37 | «Свинцовые мерзости дикой русской жизни» и живая душа русского человека | 1 | Комбинированный урок | Характеристика персонажа литературного произведения | |||
38 | А.Н.Толстой. «Детство Никиты». Поэзия усадебного детства | 1 | Урок изучения нового материала | Теоретико- литературные знания. Своеобразие сюжета в автобиографическом произведении. Фабула. Образ рассказчика. Портрет в литературе. | Познавательные: Осваивать мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Анализ текста: способы выражения авторской позиции | |
39 | Никита, Алеша, Николенька | 1 | Комбинированный урок | Характеристика персонажа литературного произведения | |||
40 | Ф.Искандер. «Чик и Пушкин» | 1 | Комбинированный урок | Теоретико-литературные знания. Виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск. Противоречие как основа комического. Точка зрения рассказчика и повествователя. Композиция произведения. Художественная и аналитическая деятельность. Характеристика видов комического, представленных в рассказе и во фрагменте повести Искандера «Созвездие Козлотура». | Познавательные: Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Соблюдать правила речевого поведения. | Составление развернутого плана рассказа «Чик и Пушкин». | |
Раздел 2. Испытание героев любовью -10ч. | |||||||
41 | «Повесть о Петре и Февронии» | 1 | Урок изучения нового материала | Теоретико-литературные знания. Древнерусская повесть и ее разновидности. Житие как жанр. Условность в древнерусской литературе. Фольклорные (сказочные) мотивы. Художественная и аналитическая деятельность. Аналитический разбор «умных загадок» и загадочных ответов Февронии. Сравнение героинь и сюжетов «Повести о Петре и Февронии» и русской народной сказки «Семилетка»; сопоставление фрагмента повести и заветов Владимира Мономаха. Пересказ (инсценировка, киносценарий) избранных эпизодов повести. Составление плана сочинения-эссе «Какие семейные ценности, воспетые в “Повести о Петре и Февронии”, важны и в наше время?». Сочинение-рассуждение «Что привлекает читателей в Петре и Февронии сегодня и чему учат нас герои древнерусского жития?». | Познавательные: Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Соблюдать правила речевого поведения. | Отбор и обработка информации. Тестовая работа. Анализ эпизодов. | |
42 | Человек эпохи Возрождения У.Шекспир. Герои трагедии «Ромео и Джульетта» | 1 | Урок изучения нового материала | Теоретико-литературные знания. Драма как род литературы. Драматическое действие. Драматический герой. Способы создания образа персонажа в драме. Способы выражения авторской позиции в драме. Трагедия как жанр драмы. Основной конфликт и его разрешение в трагедии. Антитеза. Художественная и аналитическая деятельность. Поиск сходства и различий пьесы Шекспира и ее литературного источника — новеллы Луиджи Да Порто «Джульетта»; сравнение нескольких переводов пролога пьесы (Т.Л.Щепкина-Куперник; Б.Л.Пастернак, Е.Савич); сопоставление историй любви в повести «Тарас Бульба» и в трагедии Шекспира. Развернутая характеристика одного из персонажей пьесы (Меркуцио) на основании его высказываний и действий. Анализ картин, иллюстрирующих разные сцены трагедии (ГаллиБибиена, Х.Макарт, Ф.Дик, А.Фейербах и др.), и сопоставление их между собой. Сопоставление образов Джульетты в живописи (Ф.Кальдерон, Д.А.Шмаринов, Д.Уотерхауз) и музыке (Ш.Гуно, С.С.Прокофьев) с образом, созданным Шекспиром. Отзыв о кинофильме Ф.Дзеффирелли «Ромео и Джульетта». | Познавательные: Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации. Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Тест | |
43 | «Нет повести печальнее на свете…». Почему трагичен финал «Ромео и Джульетты»? | 1 | Комбинированный урок | Инсценирование, рецензирование. Характеристика персонажей. | |||
44 | А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка». Берестовы и Муромские. Старшее и младшее поколения. | 1 | Комбинированный урок | Теоретико-литературные знания. Жанр повести. Композиция. Конфликт. Способы создания характера в литературном произведении. Юмор. Образ автора, средства выражения авторского отношения к героям. Роль композиционных и стилистических деталей в создании образа. Художественная и аналитическая деятельность. Описание альбома Лизы Муромской. Изображение цветом атмосферы повести, подбор эпитетов для ее характеристики. Анализ иллюстраций А.С.Бакулевского к повести. Сопоставление сюжетов и героев повести с сюжетами и героями трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта» и повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Отзыв о кинофильме А.Н.Сахарова «Барышня-крестьянка». Теоретико-литературные знания. Жанр повести. Композиция. Конфликт. Способы создания характера в литературном произведении. Юмор. Образ автора, средства выражения авторского отношения к героям. Роль композиционных и стилистических деталей в создании образа. Художественная и аналитическая деятельность. Описание альбома Лизы Муромской. Изображение цветом атмосферы повести, подбор эпитетов для ее характеристики. Анализ иллюстраций А.С.Бакулевского к повести. Сопоставление сюжетов и героев повести с сюжетами и героями трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта» и повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Отзыв о кинофильме А.Н.Сахарова «Барышня-крестьянка». | Познавательные: Осваивать мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Соблюдать правила речевого поведения. | Самостоятельная исследовательская работа с использованием различных источников информации. | |
45 | Как сюжет повести движется к счастливому концу? Идея повести «Барышня-крестьянка» | 1 | Комбинированный урок | Ответ на вопрос | |||
46 | А.С.Пушкин. «Дубровский». История создания романа. | 1 | Комбинированный урок | Теоретико-литературные знания. Роман как эпический жанр; жанровые разновидности романа. Роман и повесть. Композиция произведения и авторский замысел. Ретроспектива. Конфликт. Способы создания характера в литературном произведении. Образ автора, средства выражения авторского отношения. Художественная и аналитическая деятельность. Развернутая аргументированная характеристика основных персонажей романа. Сравнение Троекурова и Дубровского-отца; Троекурова и Верейского, их поместий. Анализ проблематики романа и ее актуальности. Сопоставление сюжета романа, образов главных героев с сюжетом и героями трагедии «Ромео и Джульетта» и повести «Барышня-крестьянка». Обсуждение иллюстраций к роману (Д.А.Шмаринов, Б.М.Кустодиев). | Тест | ||
47 | «Хамово племя» в романе. Роль предыстории Владимира Дубровского | 1 | Отбор и обработка информации. | ||||
48 | Владимир и Маша. Любовная линия в романе А.С.Пушкина | 1 | Комбинированный урок | Характеристика персонажей | |||
49 | «Счастье было так возможно…». Почему А.С.Пушкин не закончил роман о «благородном разбойнике»? | 1 | Комбинированный урок | Сочинение по повести. | |||
50 | Диагностическая работа по новелле О.Генри «Дары волхвов» | 1 | Комбинированный урок | Теоретико-литературные знания. Рождественская новелла. Библейский сюжет. Волхвы. Неожиданная развязка. | Познавательные: Осваивать мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Тест, ответы на вопросы | |
Раздел 3. Личность и власть: вечное противостояние – 4ч. | |||||||
51 | М.Ю.Лермонтов. Герои и героическое в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | 1 | Урок изучения нового материала | Теоретико-литературные знания. Эпическая поэма. Система персонажей. Конфликт. Фольклор и литература. Стилизация. Повторы, параллелизмы, постоянные эпитеты. Портрет. Художественная и аналитическая деятельность. Составление цитатного плана поэмы. Описание образа жизни семьи Калашниковых. Сравнительно-сопоставительная характеристика Кирибеевича и Калашникова. Сравнение портретов Алены Дмитревны в I и во II частях поэмы, портретных характеристик Кирибеевича и Калашникова перед боем; комментированное сопоставление описания смерти Андрия в повести «Тарас Бульба» и смерти Кирибеевича. Сопоставление системы персонажей лермонтовской поэмы с системами персонажей повести «Тарас Бульба» и рассказа «Старуха Изергиль». Сопоставление двух авторских поэм («Мороз, Красный нос» и «Песня про купца Калашникова») с точки зрения их проблематики и способов выражения авторского отношения к героям. Анализ фольклорных параллелей к поэме Лермонтова: сравнение образа царя в поэме и в былине «СтаврГодинович»; сопоставление сюжетов и героев поэмы и исторической песни «Кострюк (Мастрюк) Темрюкович»; сравнение завещания Разина в народной «Песне о Степане Разине» и финальных строк «Песни про купца Калашникова». Анализ сравнений, параллелизмов и эпитетов лермонтовской поэмы. Анализ и оценка иллюстраций к поэме. | Познавательные: Осваивать картины быта России XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Особенности сюжета поэмы. Эпические и лирические черты произведения и их художественная роль. Фольклорные традиции в поэме. Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Выразительное чтение | |
52 | «Я скажу тебе, православный царь». Личность и власть в «Песне про купца Калашникова» | 1 | Комбинированный урок | аписание письменных работ разных жанров (цитатный план, сочинение, отзыв о картине). | |||
53 | А.К.Толстой. «Князь Серебряный». Герой исторического романа | 1 | Урок изучения нового материала | Теоретико-литературные знания. Исторический роман. Вымысел и реальность в художественном историческом произведении. Авторская позиция. Способы создания характера. Портрет. Речь. Система персонажей. Художественная и аналитическая деятельность. Характеристика конфликта в каждой из глав. Сопоставление поэмы М.Ю.Лермонтова и романа А.К.Толстого (образ Ивана Грозного, диалоги царя с опричником на пиру, монологи Калашникова и Морозова перед казнью, женские образы). Прослушивание опер Н.А.Римского-Корсакова («Псковитянка» или «Царская невеста») или М.П.Мусоргского («Хованщина») и отзыв об одной из них. Отзыв о картинах В.М.Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный», «Пир у царя Ивана Васильевича», «Смерть опричника» или И.Е. Репина «Иван Грозный убивает своего сына». Отзыв о кинофильме С.Эйзенштейна «Иван Грозный» или Г.Васильева «Царь Иван Грозный». Сочинение «Путешествие в Москву Ивана Грозного». | Познавательные: Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. Регулятивные: Принимать учебную задачу Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Составление сравнительной таблицы по текстам «Песни» и романа. | |
54 | Иоанн Грозный. Конфликт в романе. Нравственная проблема. | 1 | Комбинированный урок | Характеристика персонажей. Отзыв о фильме. | |||
Раздел 4. Человек и война -5ч. | |||||||
55 | Поэты-фронтовики | 1 | Урок изучения нового материала | Теоретико-литературные знания. Лирический герой. Точка зрения автора. Композиция стихотворения. Художественная деталь. Олицетворение. Символ. Фигура умолчания. Стиль повествования. Тема и идея произведения. Художественная и аналитическая деятельность. Выразительное чтение, заучивание стихотворений наизусть. Подбор и анализ цитат, отражающих важнейшие черты лирического героя. | Познавательные: Осваивать выразительное чтение стихотворения, анализировать лирическое произведение. Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Коммуникативные: Соблюдать правила речевого поведения | Выразительное чтение наизусть | |
56 | Русский характер в изображении М.А.Шолохова «Судьба человека». Жизнь и судьба Андрея Соколова. | 1 | Урок изучения нового материала | Теоретико-литературные знания. Сюжет и композиция эпического произведения. Рассказ и повесть. Представление о реализме как художественном методе. Реалистический образ. Типический характер. Повествователь и герой-рассказчик. Второстепенные персонажи. Способы создания характера. Портрет. Художественная деталь. Психологизм повествования (прямой и скрытый). Внутренний монолог. Тема и идея произведения. Символика. Художественная и аналитическая деятельность. Анализ понятий «судьба», «одиночество», «дорога». Комментирование эпизодов («Прощание с семьей», «Первая ночь в плену», «В комендантской»). Сочинение «Цена войны – судьба человека». Истолкование афоризмов о судьбе. | Познавательные: Развитие умений рассуждать, анализировать Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Подробный и краткий пересказ, характеристика персонажей | |
57 | Шолохов-психолог и Шолохов-художник | 1 | Комбинированный урок | Сочинение-сопоставление фрагментов рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека» и одноименного кинофильма С.Ф. Бондарчука. | |||
58 | Тема войны в творчестве писателя В. Быкова. «Обелиск». | 1 | Комбинированный урок | Теоретико-литературные знания. Сюжет и фабула. Композиция. Время и пространство в произведении. Образ рассказчика. Роль художественной детали. Тема и художественная идея. Продемонстрировать полученные знания и умения. Проводить самооценку и рефлексию. | Познавательные: Развитие умений рассуждать, анализировать Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Подробный и краткий пересказ, характеристика персонажей | |
59 | Образ учителя в повести В.Быкова «Обелиск» в контексте библейской притчи о сеятеле | 1 | Комбинированный урок | Сочинение | |||
Тема 4. «Странный человек» в движении времени (9ч.) | |||||||
60 | «Последний рыцарь, тощий, длинноногий М. де Сервантес Сааведра | 1 | Урок изучения нового материала | Теоретико-литературные знания. Роман как эпический жанр. Рыцарский роман. Пародия; отличие пародии от стилизации. Фабула. Конфликт. Способы создания характера (поступки героя, речь). Способы выражения авторской позиции в эпическом произведении. Второстепенные персонажи. Тема и художественная идея. Художественная и аналитическая деятельность. Сопоставление авторского отношения к герою в рыцарском романе Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» и в гл. I (т. 1) романа М. де Сервантеса; интерпретации образа Дон Кихота и сопоставительный анализ авторского отношения к этому герою в поэзии XIX—ХХ веков (Д.С.Мережковский. «Дон Кихот»; Ю.В.Друнина. «Кто говорит, что умер Дон Кихот?..»; С.Я.Маршак. «Пора в постель, но спать нам неохота…»); сравнительно-сопоставительная характеристика образов Дон Кихота и Санчо Пансы в романе Сервантеса. Отзыв о кинофильме по роману Сервантеса (Г.Козинцев «Дон Кихот», В.Ливанов и О.Григорович «Дон Кихот возвращается»). | Познавательные: Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Коммуникативные: Соблюдать правила речевого поведения. | Письменное рассуждение на тему современного рыцарства с подбором примеров из жизни. | |
61 | В.М.Гаршин – «человек потрясенной совести». «Красный цветок» | 1 | Комбинированный урок | Теоретико-литературные знания. Рассказ и новелла. Символ и аллегория. Способы создания характера (самохарактеристика, поступки, портрет героя). Тема и художественная идея. Эпизод. План анализа эпизода. Художественная и аналитическая деятельность. Анализ символики красного цвета в истории культуры. Сопоставительный анализ цветовых оттенков в современном и древнерусском языке (по книге С.А.Лавровой «Русский язык. Страницы истории»). Сравнение двух портретов героя (в гл. I и в гл. VI); сопоставление символов: «древа яда» у А.С.Пушкина («Анчар») и красного цветк у В.М.Гаршина; анализ сходства между героем рассказа Гаршина и Дон Кихотом. Оценка суждений современников о рассказе «Красный цветок» (И.А.Сикорский, В.Г.Короленко). Развернутый анализ эпизода «Похищение цветка». | Познавательные: Развитие умений рассуждать, анализировать Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | ||
62 | Красный цветок – символический образ мирового зла | 1 | Комбинированный урок | Подбор цитат с цветовыми обозначениями из произведений русских классиков. Составление «цветового словаря» эмоций. | |||
63 | «Добродетель всегда гонима». А.П.Платонов «Юшка» | 1 | Комбинированный урок | Теоретико-литературные знания. Рассказ. Конфликт. Портрет. Деталь. Способы создания характера. Авторское отношение к героям. Идея произведения. Анализ эпизода. Художественная и аналитическая деятельность. Устное словесное рисование «Юшка в лесу». Развернутый анализ одного из эпизодов рассказа («Юшка и дети», «Юшка и взрослые», «Юшка и дочь кузнеца», «Приход девушки-сироты»). Сравнение Юшки и Данко как героев-альтруистов. Заповеди Христа (Нагорная проповедь) и поступки Юшки, заветы Владимира Мономаха и нравственная позиция Юшки. | Познавательные: Развитие умений рассуждать, анализировать Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Устное словесное рисование | |
64 | «Больно одному – больно всем…» (А.П.Платонов). | 1 | Комбинированный урок | Сочинение «Поучения» от лица Юшки. | |||
65 | Шукшин и его «чудик». | 1 | Комбинированный урок | Теоретико-литературные знания. Сюжет. Анализ эпизода. Система персонажей; роль второстепенных персонажей. Авторское отношение к герою. Пейзаж. Портрет. Деталь. Идея произведения. Художественная и аналитическая деятельность. Комментирование понятий «чудик» и «чудак». Сравнение Чудика с Дон Кихотом; сопоставление героев песен Б.Ш.Окуджавы («Бумажный солдатик») и В.С.Высоцкого («Канатоходец») со «странными» персонажами (Дон Кихотом, героем «Красного цветка», Юшкой, Чудиком); сопоставление киногероев Чарли Чаплина с персонажами произведений М. де Сервантеса, В.М.Гаршина, А.П.Платонова, В.М.Шукшина. Составление киносценария по эпизоду рассказа В.М.Шукшина «Чудик». | Познавательные: Осваивать, что такое юмор и сатира. Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Коммуникативные: Соблюдать правила речевого поведения. | Пересказ эпизодов («Покупка сластей», «Разрисовывание коляски») от автора, от лица главного героя и второстепенных персонажей. Пересказ эпизодов («Покупка сластей», «Разрисовывание коляски») от автора, от лица главного героя и второстепенных персонажей. | |
66 | Рассказ Р.Брэдбери «Все лето в один день». Подведение итогов года | 1 | Комбинированный урок | Теоретико-литературные знания. Фантастический рассказ. Художественная и аналитическая деятельность. Продемонстрировать полученные знания и умения. Проводить самооценку и рефлексию. | Познавательные: Уметь обобщать прочитанное и изученное. Регулятивные: Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации. Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Диагностическая работа по рассказу Р. Брэдбери «Все лето в один день». | |
67 | Резерв | 1 | |||||
68 | Резерв | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 6 класс Сухих
Литература в 6 классе по учебному комплексу под редакцией И.Н. Сухих....
Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....
Рабочая программа по литературе для 5 класса (Сухих).
Настоящая рабочая программа по литературе для 5 класса создана на основе Федерального государственного стандарта среднего общего образования, федерального компонента государственного стандарта среднег...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (Сухих)
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 6 класса составлена на основе:• Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012• ФГОС общего образования и примерных осн...
Рабочая программа по литературе для 7 класса (Сухих)
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе:· Закона «Об образов...
Рабочая программа по литературе для 10 класса (Сухих)
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе:• Закона «Об образовании в Российской Федерации» ...
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...