Популяризация идей здорового образа жизни на уроках русского языка и литературы.
опыты и эксперименты по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Выпустить здорового ребенка из школы - важная задача всех образовательных учреждений

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Популяризация идей здорового образа жизни на уроках русского языка и литературы.

Учитель русского языка и литературы

 МОУ «СОШ №2 р.п Сенной Вольского района

Саратовской области» Мыльникова И.В.

«Каждый кузнец собственного здоровья»

 Апатий Клавдий

Ребенок - белый лист бумаги, и цель учителя наполнить его содержанием, направить, научить « стать кузнецом».

Выпустить здорового ребенка из школы - важная задача всех образовательных учреждений.  Поскольку в школе ребята проводят большую часть своего времени, необходимо, чтобы содержание урока, формы организации учебной и внеурочной деятельности являлись бы источником информации о здоровье, здоровом образе жизни.

Для реализации этой задачи педагогам следует выбирать  образовательные технологии, адекватные  возрасту, устраняющие перегрузки и сохраняющие здоровье наших детей.

Урок - это основная единица образовательного процесса. Популяризация идеи здорового образа жизни должна проводиться не только на уроках физической культуры, ОБЖ, биологии, но и на уроках русского языка и литературы. В наше время накоплено большое количество информации по сохранению и укреплению здоровья человека, поэтому, исходя из требований современности, учитель-словесник должен использовать такую информацию на своих уроках как можно чаще.

Помимо того, что на уроках русского языка проводятся различные виды диктантов по темам: «Грипп и его профилактика», «Простудные заболевания» и т.д., необходимо, по возможности, при изучении какого-либо материала использовать тексты, несущие в себе идеи здорового образа жизни . Важно формировать у каждого обучающегося ответственность за свое здоровье, учителю очень важно соблюдать гигиенические условия во время занятий (проветривание), менять виды учебной деятельности на уроках, следить за правильной осанкой, вводить элементы игры, физкультминутки .

Вот подборка материала, с помощью которого можно пропагандировать ЗОЖ на уроках.

        http://player.myshared.ru/10/972222/slides/slide_5.jpg

  1. Текс для диктанта или сжатого изложения.  (9класс)

Здоровье и сила, красота гармонично развитого человеческого тела, хорошая координация движений и выносливость – разве не к этому должен стремиться каждый юноша и девушка, вся молодежь нашей страны?

Ощущение здоровья, бодрости и силы помогает учиться и работать, а осознание своей ловкости и неутомимости, способность выполнять трудные и опасные дела, делают человека смелым и настойчивым. И не страшны такому человеку ни переправы через бурные горные речки, ни подъемы на высоту, ни спуски в подводные глубины. Физически подготовленный человек никогда и нигде не растеряется, ему по плечу любая работа. Не спасует он и в бою, если потребуется встать на защиту Родины.

Физическая сила и закалка необходимы людям, не только занятым физическим трудом, но и посвятившим себя умственной деятельности: научным исследованиям, врачебной практике, благородному делу воспитания детей и юношества – вообще всем людям.

Физическое совершенствование, развитие физических сил и способностей – одна из важнейших задач воспитания гармонически развитого человека.

Решение этой задачи доступно всем людям. А путь для ее решения – физкультура и спорт. И недаром в нашей стране их развитию придается такое большое значение.

http://player.myshared.ru/10/972222/slides/slide_4.jpg

http://player.myshared.ru/10/972222/slides/slide_7.jpg

http://player.myshared.ru/10/972222/slides/slide_12.jpg

http://player.myshared.ru/10/972222/slides/slide_13.jpg

http://player.myshared.ru/10/972222/slides/slide_9.jpg

http://player.myshared.ru/10/972222/slides/slide_14.jpg

 2. Физкультминутки на уроках я стараюсь подобрать в связи с изучаемым материалом.

Для спокойствия

«Не боюсь» 
В ситуации трудной задачи, выполнения контрольной работы. Дети выполняют действия под речевку учителя. Причем учитель говорит строчку речевки и делает паузу, а в это время дети про себя повторяют строчки:
Я скажу себе, друзья,
Не боюсь я никогда
Ни диктанта, ни контрольной,
Ни стихов и ни задач,
Ни проблем, ни неудач.
Я спокоен, терпелив,
Сдержан я и не хмурлив,
Просто не люблю я страх,
Я держу себя в руках.

Разноспрягаемые существительные

– Сколько открытий мы с вами совершили, немного устали, давайте отдохнём, а помогут нам разносклоняемые существительные (имитация движений: сеять семена, размахивать знаменем, вставлять ногу в стремя, отправляемся в путь).

"ЖИ" и "ШИ" мы повторили,

ШИре руки развели,

На ладоШИ посмотрели

И захлопали в тиШИ.

Деепричастие

По швам руки ОПУСКАЯ,

Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,

Корпус влево НАКЛОНЯЯ,

Затем вправо ПРОГИБАЯ,

Головою ПОМОТАВ,

ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...

ОТДОХНУВ немного дружно,

Скажем: "Поработать нужно!"

Однокоренные слова

Если произносятся однокоренные слова, дети поворачиваются к друг другу лицом и хлопают в ладоши, если форма одного и того же слова — приседают.

Маленький — маленькая; маленький — малыш; маленький — мальчик; мальчик — мальчику; варенье — вареньем; варенье—сварил; повар — варит; повар — повара.

Приставка

На доске записаны слова:

Делать, сделать, написать, писать, подписать, вёз, отвёз, вывез, привёз, занёс, нёс, перенёс, вынес.

При указании на слова, в которых есть приставка, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставки нет, ученики приседают.

Суффикс

На доске написаны слова:

Гора — горка, лес — лесок, поле — полюшко, сом — сомище, внук — внучек, город — городок, мяч — мячик, слово — словечко.

При указании на слово, в котором нет суффикса, дети приседают. Если в слове есть суффикс — поднимают руки вверх.

— Назовите суффиксы из данных слов, которые вы запомнили.

3.Пропаганда ЗОЖ на уроках литературы

На своих уроках мы пытаемся донести до учащихся, что только здоровый образ жизни делает существование человека полноценным. А доказываем мы это при изучении биографий писателей и поэтов.

         Физическая культура, спорт в жизни писателей и поэтов – довольно любопытная тема. И не надо  эту стороны жизни великих обходить стороной.

Так, на уроках литературы по изучению биографии Михаила Юрьевича Лермонтова   сообщаем, что Михаил рос слабым, болезненным мальчиком. Чтобы поправить здоровье внука, бабушка часто возила его на Кавказ к минеральным водам.  Но не только целебный воздух Кавказа и лечебные воды помогли мальчику превратиться в крепкого юношу, сильного душой и телом. Этому способствовала и задорная, яркая жизнь в Тарханах.

Ещё  обучающиеся готовят сообщение на тему «Здоровый образ жизни М.Ю. Лермонтова». Для изучения предлагаем взять воспоминания современников поэта.  Ученики находят много интересного. Кратко перечислим некоторые факты.

А. Корсаков, один из исследователей биографии и творчества поэта, сообщил такой факт: «В свободные от уроков часы дети проводили время в играх, между которыми Лермонтову особенно нравились те, которые имели военный характер. Так, в саду у них было устроено что-то вроде батареи, на которую они бросались с жаром, воображая, что  нападают на неприятеля. Охота с ружьём, верховая езда на маленькой лошадке с черкесским седлом, сделанным вроде кресла, и гимнастика были также любимыми упражнениями Лермонтова»(4, стр. 70)

Сохранилось много документов, подтверждающих, что Лермонтов был прекрасным наездником – это, кстати, однажды спасло ему жизнь, когда трое черкесов гнались за ним, но он ускользнул от них на своём карабахском коне.

Лермонтов знал толк в русском кулачном бое. И.К. Шугаев, один из тархановских старожилов вспоминал: « Михаил Юрьевич любил устраивать кулачные бои между мальчишками  Тархан и победителей  всегда щедро оделял сладкими пряниками, что послужило темой для «Песни про купца Калашникова…», в которой он блестяще показал кулачные бои на льду Москвы-реки»(4, стр. 62)

Постиг М.Ю. Лермонтов и искусство фехтования. Это гарантировало ему безопасность во время дуэли с французом де Барантом.

«М.Ю. Лермонтов был довольно силён, в особенности имел большую силу в руках, и любил состязаться в том с юнкером Карачинским, который  известен был по всей школе как замечательный силач – он гнул шомпол и делал узлы как из верёвок», - писал А.М. Меринский  в своих мемуарах. (4, стр. 168)

 «Физическая организация молодого Пушкина, крепкая, мускулистая и гибкая, была развита гимнастическими упражнениями»- читаем мы у П. Анненкова, первого библиографа поэта. Из воспоминаний об Александре Сергеевиче, из его писем дети отмечают, что он увлекался боксом, был спарринг - партнёром у князя Вяземского; купался в ледяной Сороти, принимал ванны со льдом; устроил тир в михайловском погребе и тренировался в стрельбе из пистолета, выпуская до сто зарядов в утро; обожал верховую езду и был неутомимым ходоком.

Интересную информацию находят учащиеся о роли физической культуры в жизни Льва Николаевича Толстого. Дневники и воспоминания о нём дают богатейший материал. Бег, плаванье, коньки, гимнастика на турнике и верховая езда – вот небольшой список забав известного писателя.

http://player.myshared.ru/10/972222/slides/slide_16.jpg

         Таким образом, считаем, что физкультурно-спортивная жизнь писателей (поэтов) интересна для школьников. Она помогает многое понять как в судьбе, так и в личности автора, а главное, стать примером для самих учащихся. Жизнь – это всегда борьба за что-нибудь, а для многих и за здоровьё. А сильная личность всегда станет победителем. Важно, чтобы ученики это осознали.

 Конечно, учатся ребята и на примерах литературных героев. Так, И.И. Обломов  показывает, что его образ жизни разрушает не только личность, но и человеческую жизнь. Мармеладов из «Преступления и наказания» демонстрирует пагубность пристрастия к алкоголю. Печорин и Онегин – к чему могут привести неумение справляться с конфликтными ситуациями. Тургеневский Базаров погибает от неосторожного обращения с режущими предметами. Анализируя произведения, ребята учатся на ошибках других, накапливают свой жизненный опыт, приобретают необходимые качества.

Творческая мастерская (6 класс)

«Сочиняем стихи»

2. Ребята, мы с вами попробуем написать буриме. Слово «буриме» образовано от двух французских слов: bout – конец и rime – рифмованный. Эта игра была популярна еще во времена Пушкина. Игрокам предлагаются готовые рифмы, из которых должно вырасти стихотворение.

Предлагаю вам дописать стихи на тему спорта по следующим заданным рифмам:

написание буриме

…не спорьте …стоят   …в спорте …ряд

…лыжне …Антон …. мне …чемпион

…ловким …тренировки  …в груди   …впереди

…играли  …пасовали  …час   …раз

 Учитель: Мыльникова И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Примерные виды работы, пропагандирующие здоровый образ жизни на уроках русского языка»

Цель Уроков здоровья – обогащение словарного запаса учащихся, закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своём здоровье, предупредит...

Пропаганда здорового образа жизни на уроках русского языка

Материал представляет собой тезисы и конспект выступления по теме на ежегодных педагогических чтениях...

Формирование здорового образа жизни на уроках русского языка

Методы и приёмы формирования здорового образа жизни на уроках русского языка...

Популяризация идеи здорового образа жизни на уроках русского языка и литературы.

Одним из назначений государственного стандарта образования является защита обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья. В наше время накоплено большое количество инфо...

Популяризация идеи здорового образа жизни на уроках русского языка и литературы.

Одним из назначений государственного стандарта образования является защита обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья.В наше время накоплено большое количество инфор...

Формирование здорового образа жизни на уроках русского языка — сборник диктантов для 5–9 классов

Умеешь ли ты купаться?Ты, конечно, купаешься не в запрещенных местах. Не лезешь в омут, потому что омут затягивает даже очень сильных пловцов. Не ныряешь в незнакомых местах. И, разумеется, не сидишь ...

« Укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни на уроках английского языка»

Современные стандарты и программы Министерства образования Российской Федерации, а также общих тенденций модернизации образования в начальной и средней школе подразумевают  единство образования и...