Пропаганда здорового образа жизни на уроках русского языка
консультация на тему
Материал представляет собой тезисы и конспект выступления по теме на ежегодных педагогических чтениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_chteniya_po_teme_propaganda_zdorovogo_obraza_zhizni.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КОРЕНОВСКИЙ РАЙОН
Тезисный план выступления по теме
ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В 5 – 7 КЛАССАХ
СОСТАВИЛА УЧИТЕЛЬ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
И.В. ПАНАЙОТИДИ
2011 год
Пропаганда здорового образа жизни на уроках русского языка в 5 – 7 классах
I Валеология – интегральная научная дисциплина
II Значение валеологического образования.
Государственная система обеспечения здоровья человека
III Постижение научно-биологических и практических основ
здорового образа жизни на уроках русского языка:
- Роль приветствия в создании здорового микроклимата на уроке
- Лингвистические раскопки (этимологический, словообразовательный и др. виды анализа) слов, ключевых понятий, связанных с темой валеологии
- Словарные диктанты по теме ЗОЖ
- «Двигательные» диктанты
- Динамические паузы
- Лингвистический анализ текста с антинаркотической (антиалкогольной и др. вредных привычек) направленностью
- Овладение системой практических навыков ЗОЖ в процессе орфографической, пунктуационной работы
- Развитие устной и письменной речи:
- монологическое высказывание на тему «Что такое здоровье?»
- аргументированный ответ на вопрос «Для чего нужно вести
здоровый образ жизни?»
- составление памятки «Приемы рационального питания»
- сочинение «Мой режим дня»
- составление сборника рифмованных истин ЗОЖ «Я здоровье
сберегу – сам себе я помогу» и др.
9. Роль малых фольклорных жанров в валеологическом воспитании
10. Использование музыкальных произведений, обладающих
терапевтическим эффектом
IV Результативность работы в сфере пропаганды здорового образа жизни:
уровень духовно-нравственного и физического здоровья детей 6 «В» кл.
ВАЛЕОЛОГИЯ - ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАУЧНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ XXI ВЕКА. "Медициной здоровья" является валеология (от лат. valeo - здравствовать) - родившееся в России в 80-е гг. прошлого столетия новое междисциплинарное научно-педагогическое направление. Именно тогда профессор И.И. Брехман предложил термин "валеология" для обозначения "здоровья человека".
Предмет изучения валеологии - сфера здравствования человека.
Здоровье - величайшая человеческая ценность. Очевидно, что хорошее здоровье - основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности. Очевидно также, что болезнь и нездоровье - это ограниченная в своей свободе жизнь.
В России очень высокая заболеваемость. Она на 30-40% выше, чем в среднем по Европе. Огромное количество больных туберкулезом, гепатитом, психических и онкологических больных, наркоманов, ВИЧ-инфицированных и т.д. Количество людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями на 40-50% превышает показатели Европы и Америки. При высокой заболеваемости населения финансирование на здравоохранение у нас в 5-6 раз ниже, чем в развитых странах, в которых, кстати, борются с курением, призывают к сокращению потребления алкоголя или переходу на более легкие напитки. В России же количество курящих и употребляющих крепкие напитки - выше всех разумных пределов. По стандартам Всемирной Организации Здравоохранения, если потребление чистого спирта в стране превышает 8 л на душу населения, это грозит вырождением нации. У нас только, по официальным данным, потребляют 18 л чистого спирта, по другим данным - 22-23 л. В стране цифра курящих возросла за последние десять лет у мужчин на 20%, у женщин - на 35%, у подростков - на 50%.
Численность населения страны ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек. Если верить прогнозам, через 15 лет россиян может стать меньше на 22 млн человек. Если нынешняя тенденция сохранится, - выживаемость нации окажется под угрозой. Говоря о здоровье российской нации, следует отметить одну очень важную особенность: около 70% россиян находится в так называемом состоянии предболезни - "я еще не болен, но уже не здоров". Это, скажем так, не состояние болезни, а состояние нездоровья. Поэтому пропаганда здорового образа жизни и борьба с вредными привычками должны стать приоритетными направлениями в государственной политике. Поскольку человеческая жизнь является высшей ценностью общества, то совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только самого человека, но и общества. Именно это превращает здоровье каждого индивида в общественное богатство.
В сохранении духовности человека трудно переоценить роль религии, искусства, литературы. Интеллектуальный потенциал сохраняется и развивается системой образования и воспитания, наукой. За физический потенциал ответственны физическое воспитание и спорт, здравоохранение, система рекреационных мероприятий и т.д.
Валеология объединяет усилия медиков, биологов, философов, социологов, психологов, педагогов, экологов, культурологов и других специалистов в создании учения о здоровье и валеопрактических (оздоровительных) технологий.
Образовательным учреждениям (школьным и дошкольным) отводится главная роль в применении на практике здоровьесберегающих навыков, ведь большую часть времени дети проводят в классах, кабинетах. Современный урок как одна из основных форм учебной деятельности должен быть направлен на постижение научно-биологических и практических основ здорового образа жизни. Возможности урока русского языка в этом отношении очень широки.
Если обратиться к традиционной структуре урока, то организующим началом чаще всего бывает приветствие. Роль приветствия трудно переоценить и в повседневной жизни. «Доброе слово и кошке приятно»,- гласит народная мудрость. Добрым с точки зрения семантики является слово здравствуй в значении не только простого приветствия, но и пожелания благополучного существования, здоровья. Если еще в начале урока остановиться подробнее на образном потенциале этого слова, его лексическом значении, синонимичных конструкциях, сфере использования и проч., то мы создадим благоприятный здоровый микроклимат на всем уроке.
Плодотворны и сточки зрения языка, и в отношении «велеологической» грамотности лингвистические раскопки слов, имеющих отношение к здоровьесберегающей практике. Например, можно исследовать само понятие валеология, работая с толковым, этимологическим и другими словарями, художественными текстами.
Название современной науки «ВАЛЕОЛОГИЯ» имеет, как это часто бывает, древние корни. |
На латинском языке VALIDUS обозначает – «здоровый», «сильный», «крепкий», и, наоборот, INVALIDUS – «больной», «слабый», «неспособный». Отсюда наше слово «инвалид». А греческое LOGOS обозначает «слово», а позже – наука. |
Таким образом, «ВАЛЕОЛОГИЯ» – наука о здоровом образе жизни. Она охватывает не только медицину и, допустим, физкультуру, а все аспекты нашего ежедневного бытия. |
...Такого же происхождения и названия лекарств «валидол», «корвалол», «валериана» и др., ведь речь идет о здоровье! Вы, конечно, помните, что молодой Евгений Онегин умел: |
Потолковать об Ювенале, |
В конце письма поставить VALE, |
И знал, хоть и не без греха, |
Из Энеиды два стиха... |
Так вот, традиционное римское VALE – Будь здоров! – из той же самой лексической семьи. Ведь каждое приветствие всегда содержит пожелание здоровья. |
Словарная работа на каждом уроке русского языка жизненно необходима. Тем очевиднее ее ценность, если использовать тематический словесный материал, например, такой: Творческий словарный диктант |
- Наука, изучающая законы сохранения и укрепления здоровья человека. (Валеология) - Утренний комплекс упражнений. (Зарядка) - Детский доктор. (Педиатр) - Самые полезные для организма вещества. (Витамины) - Чего нет дороже на свете? (Жизнь) - Школьный перерыв. (Перемена) - Язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. (Доброта) |
|
|
Другой разновидностью практической работы по овладению навыками
ЗОЖ являются двигательные диктанты.
Задание: наблюдая за учителем (или ранее подготовленным учеником), который выполняет определенные действия, записать словосочетания глагол + наречие: поднять вверх, опустить вниз, взять сначала, повернуть вправо, наклониться влево, вращать интенсивно, согнуть слегка и т.д.
Динамические паузы на уроке необходимы. Сосредоточить внимание на ключевых моментах урока, быстро переключиться с одного вида деятельности на другой, обеспечить продуктивное запоминание, снять психологическую и мышечную усталость помогают коротенькие (не более 1 минуты) двигательные перерывы. Примером мини-переменки может служить заочная экскурсия в зоопарк, которая отвечает требованиям не только ЗОЖ, но и развивает словесно-образное воображение и речь учащихся: Ребята, а не направиться ли нам в вымышленный зоопарк? Посмотрите, это жираф. У него длинная шея, которую он поворачивает безо всякого труда в разные стороны (выполнили повороты шеей). Ваня, а кто это в следующей клетке? (Ваня фантазирует: «Это цапля! Она умеет стоять на одной ноге…»; выполнили упражнение «Цапля»)
Лингвистический анализ текста с антинаркотической (антиалкогольной и др. вредных привычек) направленностью используется с целью предупреждения случаев зависимости от таких вредных привычек. Тексты необходимо подбирать понятные и очень впечатляющие своей достоверностью.
Использование алкогольных напитков ведет к нарушению и извращению функций желудочно-кишечного тракта. Состав выделяемого под действием алкоголя желудочного сока существенно изменяется: в нем становится много соляной кислоты и мало пепсина, фермента, расщепляющего белки. Кислота обжигает слизистую оболочку желудка. Это вызывает в скором времени тошноту, рвоту, боли. С большой долей вероятности развивается гастрит. Регулярное употребление алкоголя с целью повысить аппетит приводит к атрофии желудка. Или
Учеными был отмечен интересный факт: когда заядлому курильщику поставили пиявку в медицинских целях, она почти немедленно отвалилась и погибла в конвульсиях, так как сосала кровь, содержащую немало никотина.
Анализ текста с точки зрения языка может быть традиционным.
Овладение системой практических навыков ЗОЖ в процессе орфографической, пунктуационной работы должно иметь четко последовательный характер. Если мы взялись за пропаганду здоровых и крепких зубов, то целая цепочка упражнений разного рода, но с единой микротемой будет отрабатываться на нескольких уроках:
1-й урок. Задание: выбрать слова одной смысловой группы, составить логическую цепочку; составить предложение с однородными членами, используя обобщающее слово:
Доктор, зубы, ангина, человек, стоматолог, лень, кариес,
температура, ученик, витамины, терапевт, болезнь, утро
человек → зубы → кариес → стоматолог → витамины
Чтобы защитить зубы от кариеса, нужно чаще употреблять в пищу продукты, содержащие витамины: яблоки, капусту, свеклу, морковь, творог.
2-й урок. Задание: записать числительные словами, объяснить известные орфограммы, выполнить анализ выделенного предложения:
Всего у человека 32 зуба: 16 вверху, 16 внизу. Есть маленькие, широкие, узкие зубы; 8 острых резцов, 4 крепких клыка, коренные зубы, которые пережевывают пищу. Зубы играют важную роль в жизнедеятельности человека.
3-й урок. Советы от Острого Зуба, которые можно использовать в качестве письма по памяти с последующим лингвистическим анализом:
Как поел, почисти зубки.
Делай так два раза в сутки!
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идем
В год два раза на прием.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!
4-й урок. Задание: подготовьте монологическое высказывание на тему «Как сохранить зубы здоровыми?»
Практические материалы, помогающие прививать навыки сохранения и укрепления здоровья, - действительно, благодатный материал для развития связной устной и письменной речи.
Составлением, например, сборника рифмованных истин ЗОЖ «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу» можно заниматься в течение всего курса валеологического образования. Писать стихи дети могут, выполняя домашнюю работу, или обобщая в классе какую-либо мысль, вспоминая уже известные рифмованные истины:
Занимаюсь я зарядкой – грипп бежит уж без оглядки.
Хмель шумит – ум молчит.
Пешком ходить – долго жить.
Воздух, солнце и вода – путь к здоровью, детвора!
Кто жаден до еды – тот дойдет до беды.
Улыбайтесь по утрам – путь закрыт вам к докторам!
Здоровье – это не просто отсутствие явных болезней, это стабильное состояние физического, психического и социального благополучия. «Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест» - таков многовековой опыт человека в борьбе с вредными привычками. Пословицы и поговорки, в которых заключена народная мудрость, настолько убедительны, что не верить таким истинам просто нельзя. Им нужно следовать, воспринимая мудрые советы, делая их жизненным кредо, девизом:
Здоровье не там, где лечат недуг, а там, где болезням нет места.
Нужно не казаться здоровыми, а быть поистине здоровыми.
Пьяному море по колено, а лужа по уши.
С хмелем познаться – с честью расстаться.
Щи да каша – пища наша.
В здоровом теле – здоровый дух!
Музыкальное сопровождение многих уроков неслучайно широко практикуется. Музыка имеет возможности радикального воздействия на эмоциональное, психическое, физическое состояния. С помощью пусть не божественных звуков флейты, но простой аудиозаписи можно добиться расслабляющего и тонизирующего эффектов. «Бодрящей» музыкой считается «Чардаш» Монти, «Аделита» Пурсело, «Кумпарсита» Родригеса и др. При угнетенном состоянии рекомендуют использовать «К радости» Л. Бетховена, «Аве Мария» Ф. Шуберта. При снижении сосредоточенности, внимания подойдет П. Чайковский «Времена года», К. Дебюсси «Лунный свет». Расслабляющее действие оказывает «Пастораль» Бизе, «Баркарола» П. Чайковского. При раздражительности, гневе – «Хор пилигримов» Р. Вагнер, при переутомлении – «Утро» Э. Григ, «Полонез» Огинский. При установке состояния отдыха, регулировании сердечной деятельности, ритма дыхания, расслаблении мышц обращаются к музыке Баха и Шопена. Таким образом, использование музыкальных произведений на уроках русского языка с целью развития валеологической грамотности и практических навыков создает не только эмоциональный настрой, но и оказывает прямой терапевтический эффект.
Практические упражнения на уроках русского языка по пропаганде здорового питания уже сейчас дали хорошие результаты: организованно горячее питание принимают 21 учащийся класса, что составляет 100%.Таким образом, деятельность по пропаганде здорового образа жизни на уроках русского языка считаю важной и своевременной, намерена продолжить работу в этом направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Статья нарисана в соавторстве с коллегой, также учителем английского языка, и была опубликована в сборнике материалов международной научно-практической конференции "Новая школа-новые ориентиры" в февр...
«Примерные виды работы, пропагандирующие здоровый образ жизни на уроках русского языка»
Цель Уроков здоровья – обогащение словарного запаса учащихся, закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своём здоровье, предупредит...
Формирование здорового образа жизни на уроках русского языка
Методы и приёмы формирования здорового образа жизни на уроках русского языка...
Популяризация идеи здорового образа жизни на уроках русского языка и литературы.
Одним из назначений государственного стандарта образования является защита обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья. В наше время накоплено большое количество инфо...
Популяризация идеи здорового образа жизни на уроках русского языка и литературы.
Одним из назначений государственного стандарта образования является защита обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья.В наше время накоплено большое количество инфор...
Статья на тему "Пропаганда здорового образа жизни на уроках иностранного языка"
Урок является основной формой организации обучения в школе. Характерная для современного урока информационная перегрузка учащихся, его высокая интенсивность, чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение...
Формирование здорового образа жизни на уроках русского языка — сборник диктантов для 5–9 классов
Умеешь ли ты купаться?Ты, конечно, купаешься не в запрещенных местах. Не лезешь в омут, потому что омут затягивает даже очень сильных пловцов. Не ныряешь в незнакомых местах. И, разумеется, не сидишь ...