Фрагмент занятия кружка «Театр и литература» по теме «Режиссёрская интерпретация эпизода «Объяснение Иудушки с сыном Петенькой» (спектакль «Господа Головлёвы» МХТ им. Чехова, постановка К.Серебренникова)
план-конспект занятия по литературе (10 класс)

Зотова Ирина Викторовна

Цель занятия: выявить приёмы инсценировки, которые использует режиссёр, чтобы адаптировать к сцене произведение, написанное в повествовательной форме.

Задачи:

1) продолжить знакомство учащихся с особенностями анализа эпизода эпического произведения;

2) формировать у учащихся навык анализа эпизода эпического произведения, характеристики персонажей; развивать речь учащихся;

3) дать сравнительную характеристику эпизода в тексте романа М.Е. Салтыкова-Щедрина и в спектакле "Господа Головлёвы";

4) воспитывать у учащихся непримиримое отношение к лицемерию, беспринципности и продажности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_kruzhka.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагмент занятия кружка «Театр и литература» по теме «Режиссёрская интерпретация эпизода «Объяснение Иудушки с сыном Петенькой» (спектакль «Господа Головлёвы» МХТ им. Чехова, постановка К.Серебренникова)

Цель занятия: выявить приёмы инсценировки, которые использует режиссёр, чтобы адаптировать к сцене произведение, написанное в повествовательной форме.

Задачи:

  1. продолжить знакомство учащихся с особенностями анализа эпизода эпического произведения;
  2. формировать у учащихся навык анализа эпизода эпического произведения, характеристики персонажей; развивать речь учащихся;
  3. дать сравнительную характеристику эпизода в тексте романа М.Е. Салтыкова-Щедрина и в спектакле «Господа Головлёвы»;
  4. воспитывать у учащихся честность, непримиримое отношение к лицемерию, беспринципности и продажности.

Оснащение занятия:  фрагмент спектакля «Господа Головлёвы»,  раздаточный материал (карточки), тетради, ручки, тексты романа М.Е.Салтыкова- Щедрина «Господа Головлёвы».

Ход занятия

  1. Вступительное слово учителя

М.Е. Салтыкова-Щедрин назвал свой роман «Господа Головлёвы» «эпизодами из жизни одной семьи» - семьи Головлёвых, «выморочного», т.е. обречённого на вымирание, рода. Причины «выморочности» головлёвского рода мы можем найти в эпизоде объяснения Порфирия Владимировича (Иудушки) с сыном Петенькой в главе «Семейные итоги».

  1. Беседа по вопросам

  1. Как мы можем озаглавить этот эпизод?
  2. Кто является участниками этого эпизода?
  3. Какие проблемы находятся в центре внимания автора?
  4. Охарактеризуйте участников эпизода:
  • их отношение к событию, проблеме;
  • отношение друг к другу.

  1. Работа с таблицей

Задание: заполните 1-ую графу таблицы, проанализировав эпизод романа «Господа Головлёвы».

Сравнительная характеристика эпизода «Объяснение Порфирия (Иудушки) Головлёва с сыном Петенькой»

Текст романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»

Спектакль «Господа Головлёвы» в постановке К.Серебренникова (МХТ им.А.П.Чехова)

Продолжительность эпизода

Костюмы

Жесты, мимика, позы, движения

Речь

  1. Проверка выполнения задания

  1. Просмотр эпизода спектакля «Господа Головлёвы» (8 минут)

Роли исполняют:

Иудушка – Евгений Миронов, Петенька – Юрий Чурсин, Арина Петровна – Анна Покровская.

  1. Работа с таблицей

Задание: заполните 2-ую графу таблицу, проанализировав эпизод спектакля «Господа Головлёвы».

  1. Обсуждение результатов работы
  1. Какие приёмы использует режиссёр, чтобы инсценировать текст эпического произведения?
  2. Помогает ли режиссёрская интерпретация эпизода понять характеры героев, мотивы их поступков, идею эпизода и всего произведения в целом?
  3. Как вы можете оценить игру актёров? Смогли ли они, на ваш взгляд, воплотить авторский замысел?

  1. Итог занятия

Какова  роль этого эпизода в раскрытии идейного содержания романа «Господа Головлёвы»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие кружка "Занимательная математика" и технология. Тема "Путешествие за геометрической мозаикой" 2 класс УМК "Планета знаний"

Цель занятия: развить интерес к занятиям математикой, расширить и углубить представление о квадрате, познакомить с теоремой Пифагора. Результат-квадрат, состоящий из 4 прямоугольных треугольников. Орг...

Занятие кружка"Юный оратор" 8 класс Тема:"Рекламное выступление"

- формирование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;- развитие интеллектуальных и творческих способностей личности, речевой ...

Конспект открытого занятия кружка "Умники и Умницы" на тему: Путешествие в мир знаний.

Данная разработка занятия кружка может быть  использована как самостоятельное  внеклассное  занятие....

Занятие кружка "В мире книг" на тему "Знакомство с Винни-Пухом и Аланом Милном".

Цель: продолжить знакомство со сказкой «Винни Пух и все-все-все», создать композицию «Зачарованный лес».Задачи:  познакомить с творчеством Алана Милана, вызвать интерес к произведению и её ...

Занятие кружка "Театр моды "Жемчужина"

Комбинированное занятие в форме беседы-лекции с практической частью....

Конспект открытого занятия кружка «Журналистика в школе» по теме "Выпуск школьной газеты «Лицеист»"

Конспект открытого занятия кружка «Журналистика в школе»  по теме "Выпуск школьной газеты «Лицеист»"...

Фрагмент занятия «Язык и культура КМНС» по теме «Изменение глаголов по временам».

Дети знакомятся с особенностями глагола в русском и хантыйском языках, учатся находить глаголы в тексте, приводить примеры их использования в речи. Овладевают умением определять времена глагола, ...